ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кити. Церковь Богородицы Ангелоктисты.

Παναγία ̓Αγγελοκτίστη, Церковь Богородицы Ангелозданной


Кити. Церковь Богородицы Ангелоктисты
Церковь. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Кипр, Ларнака, Кити

Координаты: 34.847551, 33.570941



Сортировка:

Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Илья Смирнов
25 ноября 2018
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Илья Смирнов
25 ноября 2018
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
zavar-vera
3 мая 2015
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Силантьевы C&Т
14 июля 2011
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Силантьевы C&Т
14 июля 2011
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Силантьевы C&Т
14 июля 2011
Церковь Богородицы Ангелоктисты, часовня святых Козьмы и Дамиана<br>, Кити, Ларнака, Кипр
часовня святых Козьмы и Дамиана
zavar-vera
3 мая 2015
Церковь Богородицы Ангелоктисты, Иоанн Предтеча. Фреска на столбе.<br>, Кити, Ларнака, Кипр
Иоанн Предтеча. Фреска на столбе.
Павел В. Воробьев
16 мая 2024
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Илья Смирнов
25 ноября 2018
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Илья Смирнов
25 ноября 2018
Церковь Богородицы Ангелоктисты, , Кити, Ларнака, Кипр
Илья Смирнов
25 ноября 2018
Церковь Богородицы Ангелоктисты, мозаика в конхе апсиды<br>, Кити, Ларнака, Кипр
мозаика в конхе апсиды
zavar-vera
3 мая 2015
Церковь Богородицы Ангелоктисты, иконостас<br>, Кити, Ларнака, Кипр
иконостас
zavar-vera
3 мая 2015
Церковь Богородицы Ангелоктисты, часовня святых Козьмы и Дамиана, фреска Георгий Победоносец<br>, Кити, Ларнака, Кипр
часовня святых Козьмы и Дамиана, фреска Георгий Победоносец
zavar-vera
3 мая 2015
Церковь Богородицы Ангелоктисты, алтарь<br>, Кити, Ларнака, Кипр
алтарь
zavar-vera
3 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Силантьевы C&Т  16 февраля 2013

В селении Кити в одиннадцати километрах к западу от Ларнаки находится каменный храм в честь Панагии Ангелоктисты – Всесвятой Богородицы Ангелозданной. По преданию, первый православный храм был возведен на этом месте ангелами за одну ночь. Церковь состоит из трех отдельных частей: римской часовни XIV в., расположенной при входе, византийской церкви XI в. и византийской часовни на севере, построенной в честь святых Козьмы и Дамиана.

Первоначально, в V в., на этом месте находилась базилика, относящаяся ко времени начала распространения христианства на острове. В своде алтарной апсиды находится мозаика, датируемая второй половиной - концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.

Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись - «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках. 
В иконостасе, устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

В настоящее время храм трехчастный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке.

Материал с сайта"О Кипре"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 апреля 2025

«…К мозаикам базилики св. Димитрия близко примыкает апсидная мозаика в церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре. Богоматерь с младенцем Христом представлена между архангелами Михаилом и Гавриилом. Их развевающиеся одеяния и широкий, энергичный шаг создают впечатление сильного движения. Богоматерь изображена в свободной позе, со слегка отставленной правой ногой. Ее плащ образует неспокойный контур, лишенный столь типичной для послеиконоборческой эпохи монументальной замкнутости. В исполнении еще дает о себе знать связь с импрессионистической традицией. Так, например, в нижней теневой части правой руки Гавриила виднеются красные и зеленые кубики, передающие рефлексы от пестрого крыла. Все это указывает на доиконоборческую эпоху как время возникновения мозаики. Благодаря тому что скопированная здесь со старого образца фигура Богоматери не помещалась в апсиде, художник опустил подножие, перерезав им орнаментальную ленту обрамления…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июня 2025

Удивительная церковь, освящённая во имя Пресвятой Богородицы Ангелоктисти, что в переводе означает «Построенная Ангелами», расположена в селении Кити. Сохранившиеся в её алтарном пространстве уникальные мозаики датируются началом VI столетия. Храм Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в течение многих веков не единожды перестраивался, дополнялся и поновлялся, и сегодня он являет собой интересное архитектурное сооружение, собравшее вместе три разновременные церкви.

Центральная крестово-купольная трёхнефная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была воздвигнута на руинах древней базилики V века, разрушенной безжалостным пожаром. И лишь чудом уцелевшая апсида органично вписалась в облик нового храма, возведённого уже столетие спустя. Тогда же конху апсиды, скрытую от людских глаз иконостасом, украсили мозаичным изображением Богородицы с Младенцем и предстоящими Ей архангелами Михаилом и Гавриилом. Свой современный облик церковь обрела лишь в XI столетии.

Сегодня в полумраке алтаря мерцает древняя мозаика. На её золотом фоне, символизирующем свет Божественного учения и красоту неземного мира, выделяется фигура Пресвятой Богородицы на драгоценном подножии с Младенцем Христом на руках. Это самое древнее изображение, именуемое Брефократуса, что в переводе означает Дева с Младенцем.

Позднее этот иконографический тип получит название, хорошо известное сегодня, – Богородица Одигитрия или Путеводительница. На мерцающей золотом мозаике Пресвятая Богородица, облачённая в сине-зелёный хитон и красный мафорий, покрывающий голову и плечи. Контрастируя с тёмным цветом Её одежд, в золотых тонах выписан младенец Иисус. Светлый лик Богородицы с широко открытыми глазами производит ошеломляющее впечатление. Образы предстоящих Её архангелов Гавриила и Михаила выполнены в лучших традициях эллинистического искусства.

В середине XIII века внутреннее пространство храма украсили настенными росписями, которые до нашего времени практически не сохранились. И лишь отдельные их фрагменты присутствуют сегодня в куполе центрального нефа, в алтарной части храма (изображения Отцов Церкви), на западной стороне северо-восточного столба (сцена Благовещения) и на южной стороне северо-западной колонны (образ Пресвятой Богородицы на Престоле). И только одну фреску с изображением Иоанна Крестителя, держащего в левой руке свиток, с начертанными на нём словами «Кающийся приближается к Царствию Небесному», неумолимое время почти полностью сберегло до наших дней.

Немало сюжетов Священной истории представлено в многочисленных иконах храма. Несомненный интерес вызывают полнофигурные изображения святых женщин Параскевы и Ирины, святых воинов Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на белом и гнедом конях. Особого внимания заслуживает икона Пресвятой Богородицы Всецарицы, восседающей на троне с Младенцем Христом на коленях, и предстоящими Ей евангелистом Лукой с кистью в руке и святым Лазарем. Эта редкая икона соединила в своём сюжете самые значительные для православного Кипра события.

По преданию, ещё при земной жизни Богородицы и по Её просьбе апостолом Лукой были написаны три чудотворные иконы Божией Матери. Позднее одну из них Византийский император Алексий Комнин в XI столетии подарил Кипру, и сегодня она хранится в Киккском монастыре Пресвятой Богородицы Милостивой.

Другое предание связано с именем святого Лазаря. Воскрешённый Иисусом он покинул Палестину и перебрался на Кипр, где, приняв духовный сан из рук апостолов Павла и Варнавы, стал первым епископом Китиона (древнее название Ларнаки). Здесь, по преданию, святого Лазаря однажды посетила Пресвятая Богородица, разделив с ним радость святого бытия и навсегда озарив Кипр своим благословением.

На северной стене нефа размещена икона Святой Варвары, на которой в трёх ярусах воспроизведены разновременные события из жизни великомученицы.

В верхней части иконы на золотом фоне выписан сам образ святой Варвары с воздетыми в молитве руками, в тёмно-зелёном хитоне, алом плаще и белом платке. Чуть ниже – три житийных сюжета, раскрывающие предсмертные страдания мученицы. И в самой нижней части иконы, на фоне унылого пейзажа каменной пустыни, раскрывается самый страшный эпизод её короткой жизни: отец-язычник собственноручно обезглавливает свою дочь.

Дополняет убранство храма высокий деревянный амвон на стене нефа, традиционно украшенный образами четырёх евангелистов и фигуркой орла, символизирующего Божественное вдохновение в Воскресение.

В XIX веке храм вновь подвергся реконструкции. Его внутреннее пространство увеличили, удлинив западную часть и добавив галерею для женщин и детей.

В XII столетии к северной стороне храма Пресвятой Богородицы была пристроена маленькая часовня, освящённая во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана. Позднее её стены украсили росписями, часть которых сохранилась до наших дней.

Среди них выделяются красотой и благородством лики святых целителей Космы и Дамиана в западной нише северной стены; эти изображения относят к XIV веку. В западной слепой арке присутствуют образы ктиторов, на чьи средства была сооружена эта часовня. В центре Святой Георгий на белом коне, поражающий копьём дракона.

Латинская часовня, добавленная к южной стороне храма Пресвятой Богородицы в конце XIII века, представляет в плане прямоугольную базилику. Вход в неё украшают три гербовых щита, один из которых с изображением львиных голов, принадлежал когда-то богатой франкской семье, построившей эту церковь. В ней, пережив века, сохранился тяжёлый надгробный камень, на котором выгравировано имя владельца этой большой часовни – Симон Ренье де Гибелет и дата его погребения – 1302 год.

Сегодня перекрытое готическим сводом внутреннее пространство небольшого здания украшают древние иконы минувших столетий. Среди них уникальный образ Иисуса Христа, Спасителя Мира. На золотом фоне выписан образ благословляющего Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие. На его страницах начертано, что каждый достоин прощения, и если ты сможешь простить оступившегося, то и сам будешь прощён твоим Отцом Небесным.

Полный духовного благородства строгий аскетичный лик Спасителя, Его порфирная туника и тёмно-зелёный гимантий, украшенный золотым растительным орнаментом, свидетельствуют о том, что мастер хранил верность византийскому иконописному канону. Здесь же поясная икона Святой Параскевы, выполненная в XVII столетии. В руках великомученицы небольшая икона с изображением Спасителя, именуемая «Край Смирения».

Уникальность церкви Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в Кити не вызывает ни малейшего сомнения, ведь в ней самым невероятным образом время сберегло редчайшие смальтовые мозаики, поражающие не только своими иконографическими характеристиками, но и тем, что они пережили сложный иконоборческий период в истории развития христианства.

Сегодня таких церквей, где присутствуют ранневизантийские мозаики, во всём мире насчитывается не более шести-семи, две из которых находятся на Кипре.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов.

По материалам официального сайта Императорского Православного Палестинского Общества: https://www.ippo.ru/

Церковь Богородицы Ангелоктисти в Кити


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июня 2025

Ангелоктисты Панагии [Всесвятая [Богородица] Ангелозданная] церковь (окрестности Ларнаки, Кипр), крестово-купольная базилика XII в. (?), построена в Кити на развалинах церкви V в. (?), разрушенной арабами; имеет латинскую пристройку XIII в.; обновлена в XVI в. В конхе алтарной апсиды сохранилась уникальная мозаика (открыл и издал Я. И. Смирнов), относящаяся к первоначальной декорации доиконоборческой церкви. На золотофонной мозаике изображена Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке и архангелы Михаил и Гавриил по сторонам. Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. 

Над изображением Богородицы сохранилась греческая надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией которых явился Эфесский Собор 431 г. Однако такие надписи встречаются в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по другим памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики церкви Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, третья четверть V в.; собора Святой Софии в Константинополе, VI в. 

По поводу датировки мозаики существовали различные точки зрения Я.И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш.М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф.И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н.П. Кондаков датировал ее временем не позднее середины VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к первой половине VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики великомученика Димитрия в Фессалонике, около 650 г. Принятой в настоящее время датировкой является вторая половина - конец VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис).

Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее второй половины VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в армянском рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля второй половины VI - первой половины VII в. Этот стиль распространялся из Константинополя в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики монастыря великомученицы Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях второй четверти - середины VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики святого Димитрия в Фессалонике, около 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

В куполе церкви Ангелоктисты Панагии сохранились фрески раннего XIV в. В северной части базилики имеется пристройка XII в. - часовня святых целителей Козьмы и Дамиана - с росписью XV в., включающей фигуру конного великомученика Георгия Победоносца.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.