ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Марьинское. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь,Свято-Воскресенский храм


Марьинское. Церковь Воскресения Христова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Год постройки:не ранее 1777.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Костромская область,Нерехтский район,село Марьинское.

Координаты: 57.47961, 40.71561
Проезд:По дороге из Нерехты на Волгореченск до деревни Александровка,чуть подальше село Марьинское. Храм утрачен в середине 1970-х годов.На месте церкви построен продовольственный магазин.



Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь в Марьинском,ныне утраченная...(фото 1970 г.)<br>, Марьинское, Нерехтский район, Костромская область
Воскресенская церковь в Марьинском,ныне утраченная...(фото 1970 г.)
Игорь Стрельников
??
Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь.Фото 1970 г.Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области.<br>, Марьинское, Нерехтский район, Костромская область
Воскресенская церковь.Фото 1970 г.Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области.
Игорь Стрельников
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  31 января 2013

Документально известно, что со старинным селом Марьинским с близлежащими деревнями,находящимся всего в нескольких километрах от Нерехты, тесно связаны имена таких славных дворянских родов, как Сумароковы, Овцыны, Тухачевские, Елагины, Якушкины, Шиповы, оставивших заметный след в истории не только Костромского края, но и всей России. Именно их попечением в селе Марьинском и был возведён в 1777 г. величественный храм Воскресения Христова с приделами во имя Николая Чудотворца и св.Илии Пророка, простоявший здесь до начала 60-х гг. 20 столетия. Уже в начале 18 в. часть села Марьинское с деревнями находилось во владении стольника Василия Тимофеевича Сумарокова. После его кончины имение это было передано "на прожиток" его дочерям Прасковье и Марии Сумароковым. В 1741 г. Прасковья свою часть имения продала родному племяннику капитану Андрею Васильевичу Сумарокову, на чьи средства и средства г-жи Овцыной и прапорщика Петра Бизеева и была выстроена в селе каменная церковь в честь Воскресения Христова. Дочь этого А.В. Сумарокова- Александра Андреевна впоследствии вышла замуж за секунд-майора Афанасия Фёдоровича Тухачевского, участника Крымского похода 1771 г. и будущего Костромского губернского предводителя дворянства в 1801-1805 гг. (родственника Маршала СССР М.Н. Тухачевского) и им принадлежали несколько деревень у Марьинского.

Тухачевские - старинный дворянский род, известный ещё с 16 века, расселившийся со временем из Тухачевского стана Московского уезда по многим уездам страны, в том числе с 18 в. - в Кинешемском и Нерехтском уездах Костромского края. Так, отец Афанасия Фёдоровича - Фёдор Петрович Тухачевский (в 18 в. президент Вотчинной коллегии) и его брат Семён Петрович владели поместьями в Нерехтском и Кинешемском уездах, а его внучатый племянник - Николай Сергеевич Тухачевский был даже Нерехтским уездным предводителем дворянства с 1799 по 1804 гг., а до этого занимал должность Нерехтского городничего. С Нерехтским уездом были связаны и другие представители этого рода: сестра Афанасия Фёдоровича, - Мария Фёдоровна, была замужем за кинешемским дворянином Грамотиным, а их сын - известный поэт и писатель Николай Фёдорович Грамотин (1786-1827), оставшись рано сиротой, воспитывался у своего дяди в его усадьбе; дочь Афанасия Фёдоровича, - Варвара Афанасьевна, была замужем за Нерехтским городничим Василием Александровичем Коптевым (1784-1865) и жила в усадьбе Марьинское, где и была похоронена (её первый рано умерший муж был Степан Васильевич Завязкин, принадлежал к старинному дворянскому роду, был капитан 2 ранга, за 35 лет службы участвовал во многих морских походах, умер в Кронштадте в 1821 г.). После смерти Варвары Афанасьевны в 1852 г., во владение имением вступила её старшая дочь Александра Степановна Завязкина. Согласно данным Комитета по улучшению быта помещичьих крестьян на 1 января 1858 г. в её Нерехтском имении состояло крестьян 560 душ мужского пола, дворовых - 19 душ, земли крестьянской - 2170 десятин, земли помещичьей - 188 десятин (подобных имений, по данным в Костромской губернии, с числом крепостных более 500 душ, было не более 2-ух процентов). А.С. Завязкина умерла в 1891 г., в возрасте 79 лет, не оставив после себя прямых наследников.

В 1898 г. часть усадьбы Дементьево, что неподалеку от села Марьинское, была приобретена Костромской епархией для вновь открываемой церковно-приходской школы. Открытие Дементьевской мужской второклассной церк. - приход. школы состоялось 1 октября 1898 г. Заведующим и законоучителем школы был назначен священник Воскресенской церкви с.Марьинского отец Геннадий Приоров. Попечителем школы был дворянин А.В.Елагин, старинному роду которого принадлежала одна из усадеб Нерехтского уезда под названием Жары возле села Марьинского. Отец живших здесь Елагиных, - Василий Дмитриевич Елагин имел многочисленную семью. Его супругой была Варвара Николаевна (урожд. Васильчикова?) и было у них 14 детей, которые были крещены в Воскресенской церкви с.Марьинского. Упоминается священник этой церкви, крестивший тогда детей, - отец Максим Стефанов. Как сложились судьбы детей Елагиных в дальнейшем, во многом неизвестно. Кто-то из них был похоронен у церкви села Марьинское, ныне утраченной, и где сейчас стоит продовольственный магазин. Один из красивейших усадебных домов в Жарах с садом, парком и прудом был уничтожен в период национализации. В другом - одноэтажном доме, какое-то время был сельсовет, потом детский сад, во время войны там жили эвакуированные; сгорел он в послевоенное время...Последним владельцем Александро-Марьинского имения,площадь которого составляла 300 десятин, был Иван Павлович Шипов (1865-1920 гг.). Предок Ивана Павловича Гавриил Николаевич Шипов получил в 1630 г. в вотчину за "московское осадное сидение" крупное имение в Галичском уезде, оттуда помещики Шиповы, чиновники и военные, расселились по всей Костромской губернии.

Село Марьинское с примыкающей к нему д. Александровкой стало их имением середине 19 века, когда отец Ивана Павловича, Павел Иванович Шипов взял его в качестве приданого, женившись на Анне Александровне Бизеевой - представительнице другого известного дворянского рода, ведущего начало от землевладельца Костромского края, Силы Бизеева. Род Бизеевых записан в 6-ю часть родословной книги Костромской губернии и Марьинское также было в их имении. Храм же здесь был выстроен в том числе и на средства Петра Бизеева. По наследству свою долю в Марьинском имении от Бизеева получил также и Е.И. Якушкин, женившийся на его дочери. (Из рода Якушкиных хорошо известен был Павел Иванович Якушкин- писатель народник,отличавшийся своей самостоятельностью и оригинальностью). Относительно же последнего Марьинского помещика - И.П. Шипова,нельзя не упомянуть ряд его выдающихся заслуг перед Россией. Это, например, его участие в заключении Портсмутского мирного договора с Японией в 1905 г.,куда он был командирован в качестве специалиста по финансовым вопросам в составе русской делегации во главе с С.Ю.Витте, в кабинете которого он служил министром финансов. После разногласий с Николаем Вторым, И.П. Шипов с 1908 г. исполняет обязанности министра торговли и промышленности в правительстве П.А. Столыпина, с 1914 г. - он становится управляющим Государственным банком России. В этой должности И.П. Шипов служит стране все трудные годы 1-ой Мир. войны и покидает пост только в ноябре 1917 г. после прихода к власти большевиков, когда он был арестован Военно-революционным комитетом. От старого служаки потребовали выдачи денег новой власти, но он отказался это сделать, так как не признавал "права" такой власти, за что был уволен со службы "без права на пенсию за отказ принять власть СНК". Дальнейшая судьба этого человека во многом не известна до сих пор. Известно лишь, что опасаясь за свою жизнь, он уехал куда-то на Юг, где и умер в 1920 году, вроде как заразившись чумой.

С исчезновением главы помещичьей семьи, в Марьинском в годы революции пошло прахом и само его имение. К супруге Шипова - Вере Эммануиловне, оставшейся охранять семейное имущество, однажды пришли представители местного комитета бедноты и потребовали документы на землю и дом, но в результате громкого скандала, устроенного непрошеным гостям хозяйкой дома, те бросились наутёк. Впоследствии, явившись толпою вновь, начатое дело было завершено: имущество Шиповых конфисковали, а хозяева были выгнаны из поместья. Вскоре помещичий дом запылал, а Воскресенская церковь в Марьинском была полностью разграблена. В хрущёвские же времена, в ходе начатой антирелигиозной компании, стали массово закрываться и просто физически уничтожаться церкви, чего даже не было ранее. Всё это и привело к тому, что храм Воскресения Христова, заложенный ещё в 1777 г. старанием и усердием тех из немногих упомянутых здесь людей, оказался разобранным на кирпич, из которого был потом сооружён коровник, оказавшийся так никому и не нужным...

По материалам: краеведческого выпуска "Страницы истории Нерехтских усадеб"; Д.Ф.Белоруков "Деревни,сёла и города Костромского края"; А.А.Григоров "Из истории Костромского дворянства"; А.А.Масленников "Александровка".


Марина Зуйкова  17 ноября 2019

В XVI-XVII вв. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в волость Емстну.

В июле 1510 г. "Се яз раб божеи Дмитреи Тимофеев сын Александрович Синеи пишу сию грамоту духовну... А что моя вотчина село Марьинское, а в нем церковь св. чудотворца Николы да деревни Поповская, Ондомерово, Лискино, ... [перечисляются деревни и пустоши]. И яз то село Марьинское и з деревнями и с пустошми и с лесы и с луги и с пожнями ... дал в дом Живоначальные Троицы Сергеева монастыря по своем роду и по своей душе...". Лета 1545 Сотная с книг с костромских по новому писму Поярка Ильича Квашнина с товарыщи, села и деревни Троицкие Сергиева монастыря в Емсте село Марьинское, а в нем церковь Никола чуд. да в сележ двор монастырской, во дворе поп Василей, а крестьян 18 дворов. В 1593 г. "по даной Дмитрея Тимофеева сына Синево, а дал по его по духовной грамоте прикащик Иван Кирей Клементьев сын Олгова, лета 1511 году июня в 19 день: сельцо (sic) Марьинское, а в селе храм Николы чудотворца, древян вверх, а в церкве Божье милосердье - образы и книги и ризы и двои колокола мирское строенье, а в селе двор монастырской, да двор скотцкой, двор попов, двор понамарев, двор проскурницын, да 3 кельи, а живут в них нищие, а питаютца о церкве Божии, а крестьянских 29 дворов, да бобылских 5 дворов, да 4 двора пусты, да место дворовое... да в селе 3 пруда, один с караси".

В 1612 г. "...крестьянских живущих 9 дворов, да в 5 крестьянских дворах живут 5 монастырских детенышей, а сказали про тех детенышей преже всего они были во крестьянах и от Литовскаго разорения и от великих податей и от казачьих кормов обмолодали, пашни не пашут и та их пашня пуста..., 14 дворов пустых крестьянских, а про крестьян тех дворов сказали побили их и в полон поимали Литовские люди и с женами и с дитьми, а иные от Литовскаго разорения и от податей збрели безвестно и пашня их пуста". В 1616 г. "... у церкви во дворах: поп Ермолай Григорьев, дьячек Васька Сергеев, да 3 кельи нищих, крестьянских и бобыльских 8 дворов, пустых 12 дворов, крестьяне в 1616 г. побиты от Литовских людей, а иные разбрелись безвесно". В 1627-1631 гг. "в селе поп Герман Григорьев, пономарь Гришка Максимов, проскурница Ульянка Ортемьева". В 1680 г. упоминается церковь "Николая Чудотворца в селе Марьинском".

Троицкая с. Марьинское каменная, с такою же колокольнею, построена в 1778 г. на средства прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: в холодной а) правый во имя Пресвятой Троицы, б) левый во имя прп. Сергия Радонежского, в теплой в) во имя святителя Николая Чудотворца. Расстояние от Костромы 50 в., от Нерехты 25 в. Ближайшие церкви: Благовещенская с. Скарисова и Покровская с. Кулиги в 3,5 в., Архангельская с. Березники в 5 в.

http://old-churches.ru/ne_123.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.