ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Опарино. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь; Храм Крещения Господня; Крещенская церковь


Опарино. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:не ранее 2012.
Адрес:
Адрес: Россия, Московская область, Сергиев-Посадский район, село Опарино.

Координаты: 56.496536, 37.830418





Церковь Богоявления Господня, Вид с юга: слева - Богоявленская часовня, справа - Богоявленский храм.<br>, Опарино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юга: слева - Богоявленская часовня, справа - Богоявленский храм.
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Богоявления Господня, Вид с северо-востока<br>, Опарино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с северо-востока
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Богоявления Господня, Вид с юга<br>, Опарино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юга
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Богоявления Господня, Южный придел<br>, Опарино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Южный придел
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Богоявления Господня, Груда кирпичей, поросшая травой - всё, что осталось от старого храма.<br>, Опарино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Груда кирпичей, поросшая травой - всё, что осталось от старого храма.
Иванов Дмитрий
20 мая 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  18 февраля 2014

Во второй половине XVII века село Опарино, оно же Богородское, в Серебожском стане Переславского уезда принадлежало боярину, князю Якову Куденетовичу Черкасскому. Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря имеется запись о вкладе в 1650 году крестьянином Переславского уезда села Богородского, Опарино тож, Любимом Семеновым ржи, ячменя, рыжей кобылы, рыжей коровы, а также двух рублей денег за пострижение в монастырь. «И за тот вклад, отмечено во Вкладной книге, – он пострижен в большом монастыре».

В XVIII веке Опарино принадлежало князьям Долгоруковым. В середине второй половины столетия, при князьях Сергее Никитиче и его сыне Никите Сергеевиче Долгоруковых, на южной окраине села возводится большая благоустроенная княжеская усадьба: господский дом с флигелями и обширный регулярный парк, который террасами спускается от дома к реке Веля.

Во второй половине XIX века усадьба Опарино перешла во владение дворян Алексинских.
Последний владелец усадьбы, врач и политический деятель И.П. Алексинский после революцииэмигрировал за границу, где и умер в 1945 году. В конце XIX – начале XX в. село Опарино с деревнями Адамово, Антолопово, Бор, Выселки, Григорово, Жарье, Корытцево, Марьино, Ново-Никитино, Пайсово, Разделенцы, Селиваново, Чижово и Юдино входило в состав Ереминской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 году в названных селениях проживало 2437 человек, в 1927 году – 156 жителей, сейчас всего 12 постоянных жителей.

Церковь Богоявления Господня.

Судя по названию села – Богородское и Опарино – в середине XVII века при князе Черкасском в селе стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1701 году новый владелец села князь Н.И. Долгоруков построил в селе деревянную церковь в честь Богоявления Господня с приделом святых Козьмы и Дамиана.

Возможно, эта или более старая деревянная церковь из Опарино в июне 1746 года была пожертвована князем Н.И. Долгоруковым Успенскому приходу села Клементьева взамен церкви,
сгоревшей в Клементьеве во время страшного майского пожара 1746 года.

Новый каменный Богоявленский храм с еще одним приделом в честь преподобного Сергия Радонежского был построен в селе Опарино князем Сергеем Никитичем Долгоруковым в 1765 – 1767 годах на краю усадебного комплекса, при дороге. Храмоздатель и его супруга, княгиня
Варвара Никитична, урожденная Щербатова, были погребены в упомянутом Сергиевском
приделе.

В советское время главный дом княжеской усадьбы и Богоявленская церковь были уничтожены. Церковь разобрали на кирпич в 1960-х годах.

В настоящее время в деревне Опарино существует подворье Троице-Сергиевой лавры.
Восстановлен южный придел Богоявленского храма.

Источник: http://www.sergiev.ru/node/10613


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 января 2025

Километрах в сорока от Сергиева Посада есть село – Опарино. Известно оно с ХVII века и принадлежало оно князю Черкасскому. Известно, что в там была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1701 году по причине ветхости, новый владелец села - князь Н. И. Долгоруков, строит в своём имении новую деревянную церковь, которая освящается в честь Богоявления Господня. Этот храм простоял до 1746 году, после чего разбирается и перевозится в село Клементьево, а уже через 9 лет в Опарино возводится величественная каменная церковь в стиле барокко. Церковь Богоявления Господня, о которой пойдёт рассказ, построена стараниями князя владельца села Сергея Никитича Долгорукова в 1765-1767 годах. Существует легенда, что сама императрица Екатерина Вторая присутствовала на освящении храма.

Интересный факт, случившийся в истории церкви в селе Опарино уже в советское время... В архиве Московской области есть документы, которые говорящие нам о том, что в 1934 году церковь и приход существовали и жили своей, церковной жизнью. В тот год имел место быть один интересный случай... Некто, товарищ Савин, заведующий местной школой, своим собственным решением, не получив никаких разрешений от государственных органов, самовольно изъял в пользу школы церковную сторожку и сарай. Казалось бы, что тут такого? Время неспокойное в религиозной сфере, атеистическое. Кому нужны эти строения, неиспользующиеся по прямому назначению? А вот школе нужно дополнительное помещение. Заберём у церковной общины, нам ведь нужнее - подумал директор школы.

Но не тут-то было. Опаринский церковный совет пишет жалобу на незаконные действия товарища Савина. 17 июля 1934 года Загорский Исполнительный комитет эту жалобу рассматривает и принимает решение - поручить председателю сельского совета Колобову возвратить сарай, занятый школой и представить помещение для сторожа церкви. А директору школы Савину, который действовал без санкции властей, объявляют выговор. Да ещё и предупреждают – в случае повторения подобного он будет привлечён к строжайшей ответственности.

В ответ товарищ Савин пишет жалобу в Центральный Исполнительный Комитет и ещё пару писем в газету «За Коммунистической просвещение». Он пытается обжаловать решение местных властей и добиться своего. Власть же на своём стоит твердо. 15 сентября в адрес редакции газеты, от имени Президиума Мособлисполкома, отправляется разъяснение. И в этом письме, в переводе с «канцелярского», сказано следующее: «Если у нас каждый заведующий школы будет самовольно присваивать чужие помещения, мы тогда до чего докатимся? Да, помещение церковное. И что с того? Закон для всех один. Нужно помещение – пусть действует по закону, а не пишет в газеты и в ЦИК и не отвлекает людей от работы».

23 ноября в адрес ЦИК, в ответ на их запрос, отправляется ещё одно разъяснение. Комиссия по вопросам культа Мособлисполкома отвечает сухо и кратко: «Решение Загорского Райисполкома комиссия считает правильным, а товарища Савина - неправильным».

Чем всё закончилось, вернули помещение церковной общине или нет – сказать сложно. Документов в деле на эту тему не имеется. Единственное, на что мы можем опираться, так это на постановление Загорского Райисполкома. В нём однозначно сказано – помещение вернуть. Ну а раз товарищ Савин стал писать письма в газеты и решение обжаловать, то, получается, что помещение вернули.

Еще в 1940 году церковь действовала, церковная община жила своей скромной жизнью. Это следует из статьи Журбицкого К. О., опубликованной в 1940 году, в журнале "Антирелигиозник". Статья называлась "Как работает Загорский Горсовет СВБ и его председатель". В начале статьи автор сетует на то, что много лет антирелигиозная работа в центре религиозного мракобесия была в развале. Однако, два года назад председатель горсовета т. Ключарев восстановил антирелигиозную работу и продолжает активно на этом поприще действовать. Среди прочего, автор статьи отмечает, что в колхозе «Опарино» находится действующая церковь. Видимо, в годы Великой Отечественной войны церковь пришла в запустение. После войны же некому было восстановить приход и создать церковную общину. В 60-е годы церковь была взована и разобрана на кирпичи.

Источник: архив ЦГАМО, ф. 314. оп. 1, д. 14, ЦГАМО. Ф. 4570 Оп. 1 Д. 216. Переписка с Загорским РИКом о закрытии Благовещенской, Никульской и Гагинской церквей. 04.01.1934 г - 27.05.1935 г.



Комментарии и обсуждение


В конце 1980-х гг на месте церкви заросшая куча кирпичей, из которой торчали связи и оконные решетки.
5 декабря 2012, Андрей Агафонов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.