Чулковская Церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь)
Летом 1897 года в Чулкове была освящена отдельная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь), построенная на средства зажиточного крестьянина, торговца Тулупова.
С 1928 года в селе Чулково служил священник Восторгов Николай Евдокимович, который в августе 1929 года был арестован и приговорен к 3 годам концлагерей. 1 марта 1930 года умер в концлагере.
В годы Советской власти здание церкви было переоборудовано под клуб. В 80-е годы XX века там случился пожар, в результате чего окна были заложены кирпичом, а внутри помещения сделаны витражи.
*****
До 1897 года деревня Чулково числилась в приходе Липовицкого Погоста. В народе Липовицкий Погост был известен больше под именем «Егорий» по церкви этого Погоста». О времени основания Погоста сведений не сохранилось. Местное предание говорит, что церковь первоначально существовала в селе Пурке, а затем перенесена на место настоящего Погоста. Это предание до некоторой степени подтверждается тем, что вблизи этой деревни выпахивалось много человеческих костей, а в старину кладбища всегда бывали вблизи церкви. Но письменных свидетельств в пользу этого предания не сохранилось.
Первые сведения о Липовецком Погосте мы находим в писцовых книгах 1628-30 гг. В них говорится, что Погост Липовецкий на реке Оке, а на Погосте церковь во имя Святого Страстотерпца Христова, Георгий Победоносца. Верх данной церкви шатровый, а строение её и вся церковная утварь – мирских людей. При церкви - 3 попа, пономарь и просвирня. На церковной земле 6 келий нищих, которые «питаются от церкви Божией». На поповой земле - 26 дворов бобыльских. Земли церковной по 40 четвертей в поле.
Если принять во внимание, что в то время Липовецкий Погост находился не на берегу Оки, как показано в книгах 1628-30 годы, то можно думать, что церковь была перенесена на другое место, но когда именно, остается неизвестным. По писцовым книгам 1676 г. в Погосте Липовецком построена новая церковь в 1657 году. Может быть, в это время она была перенесена на другое место, но это только предположение. В тех же книгах есть следующее описание церкви Липовецкого Погоста: «церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской деревянная, верх шатром, а в церкви местных образов: образ Воскресение Христово, на нем 12 венцов серебряных басемные позолоченные, образ Живоначальной Троицы прикладу рясы позолочены. Убрус полотняный, пелена крашенинная выбойчатая, образ Преображения Господня, у него 7 венцов позолоченных. Образ Пресвятой Богородицы Казанской в киоте, убрус полотняный, образ Филиппа митрополита и преподобного Пимена...»
Сведения о составе Липовицкого прихода во второй половины XYII века находятся в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. Деревни этого прихода упоминается и в писцовых книгах 1628-30 годы. Только из этих книг не видно, какие именно деревни принадлежали к Георгиевской церкви Липовицкого Погоста. В окладных книгах сказано следующее: «в селе Липовицах церковь великомученика Георгия (очевидно, окладные книги именуют церковь по своим прежним записям). У той церкви дворы попов: Льва Федора, Василия и Ивана, двор дьякона Прохора, дворы пономарский и просвирни. Да в приходе 14 дворов церковных бобылей.
Деревня Чулкова, в ней 45 дворов крестьянских и 15 бобыльских (на 1896 год здесь - 129 дворов). Надо отметить, что по писцовым книгам 1628-30 годов в д. Чулкова значится 31 двор крестьянских. Деревня Кобылкина - в ней 32 дворов крестьянских (в дальнейшем д. Кобылкина стала принадлежать Больше – Загаринскому приходу, и в ней числилось 25 дворов). Деревня Ново – 45 дворов крестьянских и 9 - бобыльских. Д. Лохани – 10 дворов крестьянских и 1 - бобыльский. Д. Юрьевцы – 32 дворов крестьянских и 4 бобыльских. Д. Чирьева – 39 дворов крестьянских и 4 - бобыльских. Д. Горбаново, в ней 9 дв. крестьянских и 1 - бобыльский. (Деревни: Ново, Лохань, Юрьевцы, Чирьево и Горбаново в дальнейшем войдут в состав Варежского прихода). Д. Кулакова - в ней два двора крестьянских (на 1896 год -53 двора). Д. Ворыпаева – 14 дворов (на 1896 год - 28 дворов). Д. Иголкина – 20 дворов крестьянских и 1- бобыльский (на 1896 год - 66 дворов). Д. Иголкино - Веревкино - 27 дворов крестьянских (на 1896 год - 42 двора). Д. Ишутина – 24 дворов крестьянских и 1 - бобыльский. Д. Машкова – 11 дворов крестьянских (на 1896 год - 21 двор). Д. Михальцы – 11 дворов крестьянских (на 1896 год - 21 двор). Д. Бобынина -12 дворов крестьянских (на 1896 год - 39 дворов). Д. Поляны 8 дворов крестьянских (на 1896 год - 17 дв.). Д. Соловьева – 12 дворов крестьянских (на 1896 год – 35дворов). Село Пурки - 22 дворов крестьянских и 16 - бобыльских (на 1896 год - 64 двора). Д. Кривуша – 16 дворов крестьянских и 2 - бобыльских (на 1896 год – 34двора). Д. Палпечина (?) – 8 дворов крестьянских и 3 - бобыльских. Д. Кряжи – 17 дворов крестьянских (на 1896 год - 33 двора). Земли церковной было 40 четвертей, сенных покосов на 200 копен.
Дальнейших сведений о церкви Липовицкого Погоста до конца XYIII века не имеется. Из сохранившейся в церкви грамоты, данной в 1797 году епископом Владимирским Виктором на построение каменного храма, видно, что в то время в Липовицком Погосте была «пришедшая в ветхость» деревянная церковь в честь Казанской Пресвятой Богородицы.
Через 10 лет, т.е. в 1807 году была устроена трапеза каменного храма. В ней были устроены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца. Что касается главного храма, то он был отстроен к 1812 году и освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
В 1873 году трапеза храма была разобрана до основания и устроена более обширных размеров. В то же время построена заново и каменная колокольня. Что же касается главного храма, то он существовал в том же виде, как и построен в начале XIX столетия.
Престолов в храме было три: главный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. великомученика Георгия Победоносца.
Церковь внутри богато украшена живописью и св. иконами: на многих иконах дорогие серебряные ризы. Утварь и ризница церковная также очень богатые. Из священных предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1685 года.
Причта при церкви положено по штату – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получалось от службы и требоисправлений, земли пахотной и сенокосной и процентов с причтового капитала около 2700 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной - 3 десятины 1000 кв. сажен, пахотной удобной - 90 десятин, неудобной - 5 десятин, сенокосной удобной - 102 десятины 338 сажен. Неудобной земли под кустарником - 5 десятин, под церковью и кладбищем - 1 десятина 198 сажен. Под дорогами - 3 десятины 1350 сажен, под озерами и источниками - 8 десятин 1800 сажени. А всего – 218 десятин 2286 сажен. Кроме того, в Гороховецком уезде за рекой Окой церкви принадлежал земельный участок - 34 десятины 65 сажен, поросшей после пожаров и вырубок редких лесов. Таким образом, всей земли при церкви 252 десятины 2351 сажен.
Приход состоял из деревень: Кряжей, Михальцы, Мошково, Соловьева, Большого Иголкина, Поляна, Бангина, Пуроки, Малого Иголкина, Вырыпаева, Чулкова, Кулакова, Бобынина, Криуши. В коих по клировым ведомостям числилось 599 дворов, 2166 душ мужского пола и 2434 - женского. Из них раскольников-поморцев - 45 душ обоего пола.
В Погосте Липовецком по церковным книгам отмечается, что в 1883 году там имелась церковно-приходская школа. Учащихся в 1896 году было 79 человек.
Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. - 112 с.
Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010.