Село Черный Верх лежит близ реки Исты, расстоянием от г. Тулы 100 вер. и от уездного г. Белева 40 вер. Приход названного села составляют, кроме Черного Верха, следующие селения: Дорогомышки, Сипяково (оно же Кологриевка), две Борщевки, Синяково и Малахово. Преобладающее население прихода крестьяне в числе 619 душ муж. и 605 жен. пола. Главное занятие жителей земледелие и отчасти отхожий промысел на земляные работы по сооружению железных дорог. Свое название Черный Верх получил от урочища «Верх», разделяющего село по направлению к речке Исте. Покрытый в прошлом столетии густым лесом, Верх этот отличается сплошным черноземом. Отсюда присвоенное селу название Черный Верх. Относительно первоначального образования прихода письменных памятников не сохранилось, но существование Черного Верха под именем села известно было еще при царе Алексее Михайловиче.
В писцовых книгах XVII века (под 1630-32 г.) читаем: "Село Черный Верх на Суходоле, а в селе на Государеве земле церковь Великаго Христова Мученика Димитрия Солунского, да в приделе Великия Христовы Мученицы Параскевы, называемыя Пятницы, а в церкве образы и свечи, и книга, и ризы и колокола и все церковное строение мирское приходных людей". Упомянутая здесь церковь значится и в местных церковных памятниках (план и межевые книги), относящихся к 1778 году, но в каком виде существовала эта церковь в полуторавековой период времени, равно кем и когда была устроена, неизвестно.
Ныне существующий в с. Черном Верху каменный храм во имя св. Димитрия Солунского построен взамен старой деревянной церкви преосвященным Евсевием, епископом Винницким, потом архиеп. Могилевским, в 1849 году всецело на его средства. Постройка храма, благолепно украшенного и снабженного всеми принадлежностями, стоит 20 тысяч рублей, исключая жертв, принесенных в разное время тем же святителем-храмостроителем на поддержание, обновление и ремонтировку храма, равно в вечное пользование церкви и причта, в общей сложности простиравшихся до 6 тысяч руб., считая в том числе и вещественные пожертвования родному храму приснопамятного святителя. Памятниками неусыпной заботливости преосвященного Евсевия о вновь устроенном им храме и заветной для него могиле его отца остаются также устроенные им в 1850 году каменная с чугунными решетками ограда вокруг церкви и каменная часовня, воздвигнутая в 200 саженях от церкви над могилою диакона Поликарпа Евфимова (ум. в 1833 г.), отца преосвященного Евсевия. Содержание храма обозначено ежегодным доходом с капитала 2000 руб.
Причт церкви, состоящий с 1871 года из священника и псаломщика, пользуется % с капитала в 2100 р. с церковного землею в количестве: усад. 3 д. 1200 саж., полевой 36 д. 336 с, под кустарником около 4 д. и неудобной 1 дес. Существующая в с. Черном Верху земская школа открыта в 1866 году. К приходу с. Черного Верха приписан приход с. Дертихина.
Приходы и церкви Тульской епархии, 1895 г., стр. 212-213
Комментарии и обсуждение
Чёрный Верх. Церковь Троицы Живоначальной
Троицкая церковь. В приходе: с. Черный Верх, д. Боршевка, д. Дорогомышки, д. Кологриевка, д. Федоровка. Приход образован ранее 1630 г. Каменная церковь с главным престолом во имя Святой Троицы построена в 1849 г. на средства Могилевского архиепископа Евсевия. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского.
Источник ГАТО, Государственный архив Тульской области
Прошу великодушно простить, но я пишу точно.
Первое. Ефиму (Евсевию) никак не могли присвоить фамилию «в Вифанской семинарии». Он окончил Тульскую семинарию и был назван «Орлинским» уже в выпускном аттестате от 23 июля 1828 года (ЦИАМ, ф. 229, оп. 4, д. 2798, л. 1); как и его старший брат Иван, окончивший ту же семинарию четырьмя годами ранее. Более того, их отец Поликарп Ефимович, сын дьякона Покровской церкви соседнего с. Дертихино, «ученик грамматики епархиальной семинарии», был назван «Орлинским» уже в деле об определении в с. Чёрный Верх во дьячки, т.е. летом 1794 года (ГАТО, ф. 1771, оп. 2, д. 3544, л.л. 1-32).
Второе. Поликарп Ефимович и правда «умер дьяконом» Дмитровской церкви. Но в дьяконы он был произведён только в 1818 году, когда предыдущий дьякон, Василий Фёдоров, получил священническое место во Владимирской церкви г. Белёв (ГАТО, ф. 392, оп. 1, д. 13, л. 149). А Ефим Орлинский родился в 1806 году всё-таки «в семье дьячка», через одиннадцать лет действительно ставшего дьяконом.