ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спасский Погост. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская Кокшенгская церковь


Спасский Погост. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1883 и 1888.
Адрес:
Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Спасский Погост

Координаты: 60.661431, 43.203865



Церковь Спаса Преображения, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Спасский Погост, Тарногский район, Вологодская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Агафонов  30 июня 2015

Современное местоположение: с. Спасский Погост, Спасское с/п, Тарногский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния.

Кокшенгская Спасо-Преображенская церковь, деревянная, построена в 1683 г. Описание церкви: "Сруб восьмигранный с четырьмя прирубами. С западной стороны примыкает бревенчатая трапезная (галерея). Иконостас в 5 ярусов; царские двери расписные, на вереях. Низ иконостаса обит материей. Под трапезой придела имеется подцерковье. Церковь в общем хорошо сохранилась и выделяется среди подобных как своей величиной, так и характерными формами" (ИАК, 1916 г., вып. 61, с. 58-59).

Спасо-Преображенская церковь сгорела в 1910 г. Каменная церковь в Спасском погосте строилась во второй половине XIX в. Первоначально главный престол храма был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переосвящён после пожара 1910 г. в честь Преображения Господня. Приделы в честь свт. Афанасия Александрийского, прор. Илии. Возобновлённые храмы освящены: Афанасиевский 10 ноября 1868 г., Илиинский - 19 октября 1869 г.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=764


Марина Зуйкова  22 февраля 2020

… Это бывшая церковь. Сама церковь представляет весьма внушительное сооружение, но, по сути, сейчас сохранилась только кирпичная кладка и два пролета крыши.

Храм Преображения Господня, очевидно, построен вместо другого Спасского храма, существовавшего здесь прежде, потому что только вследствие существования такого храма с древнего времени и сама волость могла называться Спасской, и сам погост - Спасским. Не сохранилось сведений о том, какое именно место занимала на погосте Спасская церковь, существовавшая до Спасо-Преображенской деревянной церкви, а также не осталось сведений об ее устройстве.

До 1912 года в алтаре Спасо-Преображенской церкви сохранялся деревянный восьмиконечный крест, стоявший на месте алтаря при постройке церкви. С обеих сторон креста сделаны надписи «Освятися олтарь...женъ бысть крест сий в церкви боголепнаго Преображения Господня лета 7191 октября въ 27 день при Благоверных царехъ и великих князех Иоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче Московских и всея Pocии при архиепископе нашем Афанасии Колмогорскомъ и Важескомъ». «Водруженъ сий крест лета 7187 году месяца апреля въ 1 день».

Таким образом, храм Преображения Господня начат строить, как видно из надписи на вышеуказанном кресте, с 1 апреля 1679 года, когда водружен сей крест, кокшеньгские церкви находились еще под управлением новгородских владык, а построен и освящен в октябре 1682 года, т.е. через 3,5 года после начала постройки при церковном архиепископе Холмогорском и Важском Афанасии.

От 1706 года сохранился следующий интересный документ о количестве различных денежных сборов со Спасо-Преображенской церкви и с 11 часовен Спасо-Преображенского прихода: «Лета 1706 ноября в 26 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Александровича всея Великия и малыя России самодержца и по грамоте из монастырского приказа архиепископа Холмогорского казначей иеромонах Авксентий принял в домовую того архиерейского дома казну в расход Важского уезда Кокшеньгской четверти Спасской волости с церкви Преображения Господня дани на нынешний 1706 год - 7 рублев 2 гривны; платил те деньги тое церкви десятский священник Иван Логинов». В «Ведомостях о церкви» за 1856 год было сказано, что в приделе «в вышке во имя живоначальной Троицы, за ветхостью, священнослужение не совершается».

В «Летописи церковной» в 1868 году относительно Преображенской церкви сообщаются следующие подробности: «В храме во имя Преображения Господня, в вышке во имя живоначальной Троицы, пришедшей уже в ветхость, священнослужение не совершается. В 1868 году 11 декабря в 9 часов вечера посещал Спасо-Преображенскую церковь преосвященный Павел, викарий Вологодский, епископ Тотемский. Из рапорта священника Заячерицкой церкви Михаила Старостина, чем он доводил до сведения епархиального начальства при Спасо-Преображенской церкви, согласно единодушному желанию всех прихожан, нужно: 1. Из Афанасиевской церкви иконостас перенести в Спасо-Преображенскую; 2. Афанасиевскую деревянную церковь, как ветхую, разобрать и употребить на поправку паперти Преображенской церкви.

Для производства работ по ремонту деревянной Спасо-Преображенской церкви и по разборке Афанасиевской церкви был подряжен крестьянин Вологодской губернии и уезда, Бекреневского правления деревни Пятины Аким Михайлович Горин, который в феврале 1869 года заключил со священнослужителями, церковным старостой и приходскими людьми Спасо-Преображенской церкви условие, которым обязался за 1445 рублей серебром и 75 пудов хлеба произвести необходимые поправки в Преображенской церкви, начав работы с 1 марта 1869 года и закончив их к 15 числу августа того же года, но работы были окончены только в 1870 году.

В 1874 году поднят вопрос о постройке холодной каменной церкви в одной связи с построенной ранее теплой каменной церковью, и 3 февраля 1874 года прихожане Спасо-Преображенской церкви трех сельских обществ признали единодушно постановить приговор в том, чтобы начать денежный сбор с начала 1874 года на постройку нового храма Божия по равной части с каждой ревизской души, всего по 20 копеек и продолжать такой сбор в течение 5 лет, деньги вносить в церковь под квитанции священнослужителей и избранного попечителя. В «Церковной летописи» за 1877 год сказано, что Указом из Вологодской духовной консистории от 16 марта 1877 года, № 1324 разрешена постройка новой каменной холодной церкви.

В 1877 году 4 июля в 9 часов утра посетил Спасскую церковь преосвященный Феодосий, епископ Вологодский и Великоустюгский, почивал в доме священника Николая Ржаницына. В 1879 году по приговору прихожан Спасо-Преображенской церкви открыто при ней приходское Попечительство, которое должно было взять на себя организационную и финансовую сторону дела строительства церкви. Председателем Попечительства был избран окружной надзиратель Вельской удельной конторы надворный советник Евлампий Николаевич Скворцов.

В 1879 году получен из Вологодской духовной консистории указ от 17 декабря того же года, № 8962, которым разрешена постройка холодного каменного храма при Спасо-Преображенской церкви по новому проекту, несколько измененному против прежнего по смете архитектора Васильченко. 20 марта 1880 года заключен контракт с крестьянином Вельского уезда, Устьвельской волости, Устькулойского общества, д. Нестюковской Александром Васильевичем Пешковым на постройку нового холодного каменного храма при Спасской церкви за 5000 рублей. Постройка должна была начаться в июне 1880 года и закончиться в 1883 году. Крестьяне же Спасо-Преображенского прихода постановили занять 1000 рублей, которые обязались выплатить в конце будущего года, и назначили собрать в будущем году через сборщиков податей с каждой ревизской души по 1 рублю.

В 1883 году 18 октября окончена постройка каменного холодного храма, сложенного в одной связи с теплой каменной церковью и колокольней. 24 июня 1884 года заключен контракт с крестьянином Вельского уезда, Верховской волости, Низовского общества, д. Вахрушевской Александром Степановичем Шишеловым на устройство иконостаса с иконами во вновь построенной холодной каменной церкви за 3000 рублей и обязательством окончить работу в 1886 году. В 1887 году окончательно сделан иконостас во вновь построенной холодной каменной церкви. В марте 1888 г. прихожане Спасской церкви приговором своим постановили: ввиду необходимости начать постройку каменной ограды вокруг церкви собрать с каждой души еще по 25 копеек. 5 июля 1888 г. было совершено освящение вновь устроенного холодного храма.

Спасо-Преображенская церковь в поправленном в 1870 г. виде просуществовала до 1900 г. С июля 1900 г. по сентябрь 1903 г. в ней были произведены снаружи снова значительные поправки, а именно: деревянная крыша на храме и трапезе заменена железной, кресты также вновь покрыты железом и выкрашены в зеленый цвет, а главы голубой краской, весь храм и трапеза обшиты тесом и выкрашены белой краской. Все это производил подрядчик Верховажский Алексей Наумов.

17 июля 1904 года в 4 часа пополудни над погостом Спасо-Преображенской церкви по направлению с юга на восток прошла сильная грозовая туча с градом величиной с крупный орех. Этим градом выбило в оконных рамах до восьмидесяти стекол. Убытку поичинено на 10 рублей. 3 июля 1910 года, в три часа пополудни, от удара молнии во время сильной грозы загорелась Кокшеньгская Преображенская деревянная церковь и сгорела до основания со всем хранившимся в ней имуществом, с церковным архивом, со значительной частью метрических книг за старые годы, с исповедными ведомостями и церковной библиотекой. Уничтожение пожаром этой церкви не может не вызывать глубокой скорби во всех знавших ее. От деревянной церкви загорелась и соседняя каменная, которая пострадала в значительной степени как снаружи, так и внутри. Сгорел также и дом священника Н. Певгова.

По «главной описи» теплая каменная церковь, построенная в 1865 году, имеет «форму квадрата длиною 81/2 сажень и шириною 8 сажень. На ней две главы, обитые листовым железом и окрашены зеленой краской, с двумя железными четырехконечными крестами. Своды церковные поддерживаются двумя каменными столбами. Из церкви в паперть ведут двои двери. По правую и по левую стороны выходных дверей в церкви сложены две печи. Две такие же печи находятся в правом и левом приделах церкви. Теплая церковь находится в связи с колокольней, так что паперть церковная помещается под колокольней. Из паперти направо дверь ведет в церковную сторожку, а налево - на колокольню. Стены в сторожке отштукатурены. Окон в церкви и алтарях восемь. Все они с двойными столярной работы рамами и железными решетками. Полы в церкви везде деревянные. Колокольня, примыкающая к каменной теплой церкви, также каменная, с двумя пролетами. Вышина колокольни 17 сажен. Колокола повешены во втором пролете. Колоколов шесть: 1-й 82 пуда 18 фунтов, 2-й 33 пуда 12 фунтов, 3-й 22 пуда и три маленьких колокола. Эту информацию получили из надписей на большом колоколе: «Весу 82 путь 18 фу. Лилъ мастеръ Лебединовъ», ниже написано: «Сей колоколъ лилъ на Вологдъ Тотемскую округу къ Спасо-Преображенской церкви старашем старосты Максима Попова и прихожанъ Терентия, Ивана Кузнецовых 1845 год». Второй колокол совсем без надписи. На третьем колоколе есть следующая надпись: «1762 года литъ сей колоколъ Кокшеньгской четверти въ Спасскую волость къ церкви Преображешя Господня. Весу в немъ 22 пуда». На трех маленьких колоколах нет надписей. Вследствие небольшого числа колоколов звон при Спасо-Преображенской церкви не может быть назван очень звучным и очень гармоничным. В дальние деревни Спасского прихода его совсем не было слышно. Крыша на колокольне шатровая, обита листовым железом, окрашена зеленой краской.

К теплой каменной церкви непосредственно примыкает холодный каменный храм, построенный в 1883 году. Он имеет длину 10 сажен. На нем пять глав, обитых белым листовым железом. Описание холодного храма: «Алтарь разделяется на три части двумя каменными арками. На восточной его стороне находится живописное изображение Тайней Вечери. Кроме того, на западной стороне алтаря находится икона Спасителя, на северной - Божьей Матери и на южной - Иоанна Предтечи. Предалтарный иконостас в холодном храме трехъярусный, украшенный золотой резьбой. Царские врата выпуклы е с позолоченной резьбой. На них находится изображение Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. В первом ярусе иконостаса имеются иконы Господа нашего Иисуса Христа, Божьей Матери Владимирской. После иконы Дмитрия Прилуцкого следуют иконы Зосия и Савватия Соловецких, преподобного Феодосия Тотемского. За северной пономарской дверью следуют иконы Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, преподобного Прокопия Устюгского. Во втором ярусе находится икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а по сторонам этой иконы двенадцать икон святых апостолов. В третьем ярусе есть иконы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Богослова и изображения дванадесятых праздников».

До настоящего времени сохранились две и коны из этого иконостаса, которые находятся в современной деревянной церкви Преображения Господня, стоящей рядом с каменным храмом.

По материалам: Тимофеевская Г. История храмов Спасского погоста / Г. Тимофеевская // Кокшеньга. – Тарногский Городок, 2011. – 12 марта. – С. 2-3; 30 марта. – С. 6.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.