Село Полянки-Никольское вело своё начало от Полянского городка, или острога, построенного ещё во времена Бориса Годунова в качестве пограничного поста в Закамье, оборонявшего русские земли от набегов кочевых башкир. Потом вокруг острога образовалось село, сам же острог, выполнив своё назначение, был разобран. В 1754 году село было приобретено Логином Ивановичем Лихачёвым, лейб-гвардии Семёновского полка поручиком, получившим назначение на службу в Казанскую губернию. Выйдя в отставку в чине подполковника, Логин Иванович обосновался в Полянках, начал строить усадьбу и одновременно церковь. После смерти его в 1773 году владельцем села стал его сын Александр Логиновин, при котором была достроена церковь и усадьба приобрела законченный вид.
При последующих владельцах: с 1814 года усадьбой владел Семён Александрович, с 1821-го – Фёдор Семёнович, отец основателей Казанского музея, с 1835-го-вдова его Глафира Ивановна, урождённая Панаева, с 1862 года – Пётр Фёдорович и, наконец, с 1904-го Иван Петрович, – внешний вид усадьбы, её планировка практически не менялись, хотя дом перестраивался несколько раз и по причине ветхости, и после разорения пугачёвцами. Усадьба, стоявшая на высоком холме, хорошо видна была с Волги и признавалась одной из лучших в этой части Поволжья. Вот что писали о ней в 1858 году «Казанские губернские ведомости»:
«В двух верстах от Маклашовки лежит село Никольское-Полянки, самое замечательное из селений в этой местности... В середине селения возвышается помещичий дом, деревянный, двухэтажный, с каменными флигелями и службами, симметрично расположенными перед домом; с правой стороны – небольшой огороженный участок леса, в котором некогда помещался зверинец помещика, а с левой – фруктовый сад с оранжереею и парниками, разделённый на две половины оврагом, через который перекинут красивый мостик с беседкою. В селе каменная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и св. мученика Феодора Студита, построенная в 1778 году. По обе стороны церкви длинною улицею тянутся крестьянские дома...» (1858, № 14).
Советский период оставил неизгладимый след. Охмелевшие от нагрянувшей свободы крестьяне разорили усадьбу, да и сам храм. Церковь представляла из себя зрелище ужасающее. В церкви устроили мастерскую для ремонта сельхозтехники. Через широкую дверь, пробитую в одном из приделов, в алтарную часть заезжали трактора, лошади затаскивали сеялки и другой инвентарь. В колокольне и в самом храме гнездились голуби и с громким криком носились вороны и галки. Кое-где ещё стояли остатки церковной ограды, но могилы внутри ограды были разорены, могильные камни валялись в бурьяне.
Сегодня церковь начала оживать: забелели стены, вознеслись над куполами кресты, жиденький звон крохотного колокола робко, но настойчиво начал пробуждать людей к новой жизни. Трудами местного священника отца Евгения возрождается не только храм, но и, самое главное, души, а возрождённая душа способна на многое.
Из статьи Ю.Благова «В лихачевском гнезде», журнал «Казань» №3 2007 г.
Комментарии и обсуждение
Церковь каменная, построена в 1778 г. на средства помещика Лонгина Лихачева, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь Покрова Божией Матери, правый во имя свт. Николая Чудотворца, левый во имя прп. Феодора Студита. После 1917 г. церковь закрыта. В 2000 г. освящена священническим чином. С этого времени в ней совершаются богослужения.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Кирпичный храм с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружен в 1778 г. Придел во имя Преподобного Федора Студита пристроен в 1893 г. Церковь перестроена по проекту казанского архитектора И.Н.Колмыкова. Церковь возведена на средства помещика Лонгина Ивановича Лихачева, а придел на деньги прихожан.
Из книги «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.