История села Городна, расположенного на горе при впадении реки Осётр в Оку, уходит в далёкое прошлое. Здесь некогда располагалось городище. По некоторым сведениям, оно называлось Осётр и известно согласно Никоновской летописи, аж с 1146 года. Поселение неоднократно разоряли набеги татар и его перенесли вначале в местечко Городец, что вверх по реке Осетру, а затем - в более лесную таёжную местность. Такая местность была найдена за урочищем "Заразы" (изрытое, неровное, овражистое место), за ним раздолье и новый рай - откуда Зарайск. В середине ХII века по Оке проходила граница Владимиро-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, и правый берег реки Оки был пограничным. Потому восстановление городища при впадении реки Осётр в Оку было стратегически необходимо. Упоминание о Городне как важном стратегическом пограничном пункте мы встречаем в 1359 году в завещании о наследстве Дмитрия Донского, где Коломна, Городна и другие населённые пункты дарованы ему по духовному завещанию. В конце ХVI века (1595) село Городна значится за вотчинниками Никитою и Иваном Ивановым - детьми Власьева, об этом упоминается в книге И. Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии", 1884 года издания. В 1616 году село Городна значится за Никитою Ивановым Власьевым. Вторая половина села - за детьми Ивана Власьева: Григорьем и Захарьем.
В 1616 году в селе стояла деревянная церковь, именуемая Никольской, т. е. Николая Угодника. В ней образа, свечи и книги, ризы и колокола, все церковное строение - вотчинниково, т. е принадлежало Власьевым. С 1684 года служителем церкви в течение 4-х лет был Илларион, а затем его сын Климент Илларионов (с 1698 по 1740, 42 года) и Лука Илларионов - по 1741 год. С 1741 года церковь Святителя и Чудотворца Николая села Городна Зарайского уезда возглавлял 3 года Дионисий Флоров. Его дело продолжил Алексий Дионисьев (прослужил 41 год, до 1785 года). В 1785 году священником церкви в селе Городне значится Иоанн Алексеев, а с 1792 года по 1800 год - уже Иоанн Андреев. К этому времени церковь стала очень ветхой, простояв 184 года (с 1616 года). Новый настоятель храма, Терентий Симеонов богослужения в старом храме уже не проводил, так как по праздничным дням оно велось в помещичьем флигеле. Церковь была закрыта вплоть до 1818 года, когда иконы и утварь перенесли в новую. Начиная с первых дней своего настоятельства, владыка Терентий, особенно после событий 1812 года, вместе с верующими собирал пожертвовавния на строительство нового храма. Он был инициатором строительства в селе новой каменной церкви. Сказано - сделано! Решено было ставить кирпичный храм на новом месте, ближе к Оке. Место и вправду было очень выйгрышным: храм видели со стороны Акатьева, а с колокольни просматривались все луга вплоть до Окского леса. С колокольни также видны были, как на ладони, купола Старо-Голутвина монастыря, а также церквей Спаса-Дощатого и Матыры, да и все деревни, входившие в приход в сторону Зарайска, - Овинищи и Берхино, а к Коломне - Хутор и Телятники. В этих населённых пунктах проживало 780 человек мужского пола и 836 - женского. Копии метрических книг хранились в церкви с 1821 года. Большой вклад в становление церкви внёс городнянский помещик Пётр Михайлович Бутурлин. Ещё при жизни Бутурлин выделил средства на приобретение белого камня и утвари.
Церковь строилась по образцовому проекту в течение 6 лет на пожертвования всё того же помещика. В 1818 году был освящён один из приделов и в нём начались богослужения. Церковь продолжала строится... По проекту храм, в плане имел продолговатую форму в виде корабля: полукруглая апсида, основная часть церкви, трапезная и колокольня. Купол заканчивался главою, на которую установлен позолоченный крест. В книге замечательных исследователей Рязанских достопамятностей Вагнера Г. К. и Чугунова С. В. "Окраинными землями Рязанскими" читаем: "У реки Осётр, недалеко от впадения её в Оку, находится село Городня с очень поэтичным Никольским храмом в стиле ампир. Основной четверик несёт широкую ротонду с плосковатым куполом, а с востока имеет одну большую апсиду во всю ширину четверика. Такие несколько лапидарные формы оживлены дощатым рустом, а тело ротонды - полуциркулярными ("венецианскими") окнами. Храм построен в 1825 году по заказу П. М. Бутурлина. Родовитость фамилии заказчика позволяет думать, что он пользовался услугами талантливого архитектора. Во всяком случае, Никольская церковь производит очень приятное впечатление. Она близка к Казанской церкви И. Е. Старова в селе Константиново, но естественно, не столь строга, более "женственна", хотя и не очень стройных пропрций". Над входом в храм, с её западной стороны, находится колокольня, на звонницу которой был подвешен набор колоколов, самый большой из которых назывался Благовестником. Созывали верующих к богослужению малые колокола. Старожилы сказывали, что когда пришла пора отливать большой колокол, сельчане призвали на помощь своих земляков-банщиков. Среди тех уже были к тому времени довольно состоятельные люди. Это о них в своей книге "Москва и москвичи" в главе "Баня", Владимир Алексеевич Гиляровский отмечал что многие банщики из этого села поднялись по служебной лестнице от мальчика, прислуживающего в раздевальне и цирюльнику, до "кусочника", что по Гиляровскому, является уже "полухозяином", которому беспрекословно подчинялся весь банный персонал, вплоть до рабочего-парильщика. Дядя Гиляй писал, что к концу ХIХ века в Москве было около шестидесяти бань на любой вкус. Судя по всему, городнянские крестьяне "зацепились" за какие-то престижные бани, вроде знаменитых "Сандунов". Колокол лили на одном из московских заводов, куда специально приезжали земляки, чтобы отдать в готовящийся сплав серебро и золото - дабы звончее пелось "Благовестнику".
В 30-х годах ХХ века храм не избежал всеобщего погрома. Иконы и утварь растащили быстро, рассказывали очевидцы, а вот колокол долго не поддавался. Чтобы свалить его с колокольни, пришлось прорубать в колокольне мощную кирпичную кладку, толщиной с полметра. куда потом колокол увезли, никто не знает. С западной же стороны появившейся здесь церкви, расположилось новое кладбище. Строительство храма приближалось к своей завершающей стадии. Пётр Михайлович Бутурлин много делал для этого. Он даже передал церкви мельницу в деревне Берхино. Великое освящение новой церкви в селе Городна состоялась в 1825 году. За труды при строительстве городенского храма священник Терентий стал именоваться Терентий Симеонов Городенский (1800-1849). Дело отца Терентия продолжил новый настоятель - священник Исидор Нестеров (1849-1868). В 1858 году он продал 5 десятин неудобной пустоши за 13 000 рублей коломенскому купцу Тупицыну, из которых часть пошла на строительство часовни из красного и белого кирпича, возведённой на месте старой деревянной церкви, а часть средств ушла на приобретение 11 ноября 1858 года билета №432-М Зарайского общественного банка в 1500 рублей серебром с целью последующего получения ежегодного дохода. Кроме того, были приобретены ещё 5-процентные билеты. Новый вклад в развитие церкви внёс Колосов Лука Васильевич (с 1868 года). При нём в 1871 году к церкви была пристроена трапезная каменною прикладкой и приделами.
В церкви было три придела: центральный - во имя святителя Николая Чудотворца, правый - во имя Сретения господня и левый - во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. При освящении обновлённой церкви в 1873 году для управления местным приходом Рязанской духовной Консисторией утверждён новый причт: один священник и один псаломщик. А через десять лет, в 1883 году, при церкви числился ещё и диакон. Церковь владела землёй 69 десятин, из них под усадьбой причта - 3, под сенокосом - 4, пахотной - 15 и неудобной пустоши - 42 десятины. На банковские билеты церковь ежегодно получала доход 85 рублей 50 копеек. Священнослужители имели собственные дома, расположенные на церковной земле, что рядом с церковью. Жалованья и окладов ниоткуда не получали и жили на добровольное подаяние приожан. В 1899 году церковным старостой был избран крестьянин села Городна Андрей Михайлович Каменский. Доход по братской кружке составлял 1003 рублей 50 копеек. К церкви относилась также деревянная на каменном фундаменте сторожка с десятиаршинным приделом для женской церковно-приходской школы. При сторожке имелся деревянный сарай для хранения дров. Церковь управляли в 1909 году священник Аркадий Сергеев Вишневский, сын священника, диакон Константин Стефанов Кедров, псаломщик Иван Павлов Пальмин, церковный староста Андрей Каменский.
Последующие революционные события и новое отношение к религии привели к закрытию церкви Николая Чудотворца в селе Городна. В послевоенные годы помещение использовалось под зерноток. Здесь молотили и сушили хлебные злаки. Церковь со временем постепенно разрушалась. Верующих становилось мало. Они ездили на церковные праздники в Зарайск или Сушково, в храмы, которые ещё не были закрыты. Сейчас Никольский храм медленно восстанавливается усилиями настоятеля отца Фёдора и православной общины. В 1996 году на деньги прихожан было приобретено для церкви три тысячи штук кирпича. Именно этим кирпичом был заделан проём с восточной стороны и часть окон. Позже церковь украсил облик Николая Чудотворца, который крестным знамением благословляет всех, кто приходит сюда и печётся о восстановлении церкви в селе Городна.
Из книги: "Осетровье. Книга о сельском поселении Астаповское". - Рязань. Издательство "Русское слово", 2011