ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Арское. Церковь Богоявления Господня.


Арское. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Спаса Всемилостивого
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1770.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, с. Арское

Координаты: 54.303268, 48.105881
Проезд:Городским транспортом — маршрут №13. 10 км, трасса Ульяновск — Саранск.





Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, Вид храма с северо-восточной стороны<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Вид храма с северо-восточной стороны
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, Южный фасад трапезной храма с элементом оставленным без реставрации<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Южный фасад трапезной храма с элементом оставленным без реставрации
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 октября 2013
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
А.Токарев
9 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
А.Токарев
9 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
А.Токарев
9 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня, Вид с юго-востока.<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Вид с юго-востока.
Антон Юрьевич Шабалкин
21 июля 2012
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
MILAV V
9 октября 2010
Церковь Богоявления Господня, Вид с северо-запада.<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Вид с северо-запада.
Антон Юрьевич Шабалкин
16 августа 2009
Церковь Богоявления Господня, Завершение основного объема храма<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Завершение основного объема храма
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, Ярусы звона колокольни церкви<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Ярусы звона колокольни церкви
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, Центральные врата храма<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Центральные врата храма
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
А.Токарев
10 августа 2014
Церковь Богоявления Господня, Фрагмент южного фасада, не подвергнутый реставрации<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фрагмент южного фасада, не подвергнутый реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 октября 2013
Церковь Богоявления Господня, Арские храмы. На переднем плане Богоявленская церковь, на заднем - Блаженной Ксении Петербургской.<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Арские храмы. На переднем плане Богоявленская церковь, на заднем - Блаженной Ксении Петербургской.
Антон Юрьевич Шабалкин
16 августа 2009
Церковь Богоявления Господня, Внутреннее убранство храма с центральной частью иконостаса<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Внутреннее убранство храма с центральной частью иконостаса
Гранковский Владимир
22 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, Лепной херувим под куполом<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Лепной херувим под куполом
Антон Юрьевич Шабалкин
6 января 2016
Церковь Богоявления Господня, Росписи: Иисус Христос и Мария; Благословение детей. Южная стена храма.<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Росписи: Иисус Христос и Мария; Благословение детей. Южная стена храма.
Антон Юрьевич Шабалкин
21 июля 2012
Церковь Богоявления Господня, Херувим. Роспись на арке.<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Херувим. Роспись на арке.
Антон Юрьевич Шабалкин
16 августа 2009
Церковь Богоявления Господня, , Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Алексей Кротов
20 апреля 2014
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Богоявления Господня, Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия<br>, Арское, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фотография начала 1970-х годов из Паспорта объекта культурного наследия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  11 декабря 2012

В 1648 году боярину Богдану Матвеевичу Хитрово было поручено построить города на правом берегу между Волгой и рекой Барыш и соединить их с ранее возведенным Корсунем и посадами на реке Суре. Тогда и возник город Симбирск. Оборонительная линия шла от Симбирска на Тагай-Корсунь-Сурск-Саранск-Инсар-Нижний и Верхний Ломов, от которого начиналась другая линия укреплений, шедшая на Тамбов. Село Арское образовалось во времена правления царя Алексея Михайловича как военное казачье поселение, одно из многих на оборонительной линии, проходящей от Оренбурга до Саранска и предназначенной для защиты от набегов с юга. Часть вала сохранилась и до сегодняшнего времени.

В 1649 году в селе Арском была построена церковь Богоявления, она является памятником истории и культуры, а также старейшим храмом Ульяновской области. В двадцатом веке ее закрыли. Что только в ней не было: склады, различные мастерские. Долгое время здание совсем не использовалось и медленно разрушалось. Сейчас храм реставрируется.

Источник: сайт "Арские храмы"


Т.  5 февраля 2015

Село Арское (Арская слобода) при р. Сельде, основано в 1649 году как военное поселение казаков, переведенных из г. Арска Казанской губернии. В 1651 году в селе поставлена деревянная Богоявленская церковь. Каменная церковь Богоявления с приделом Всемилостивейшего Спаса построена в 1770 году коллежским асессором И.С. Пустынниковым.

Прослеживаются три основных строительных периода. Собственно храм и восточная половина сохранившейся части трапезной - 1770 год. Первоначально отдельно стоящая колокольня возведена в XIX веке. Вскоре после этого: арки первого яруса колокольни заложены, и она объединена с храмом продлением к западу объема трапезной. Традиционный по композиции трехчастный храм трапезного типа расположен на западной окраине села, на открытом ровном месте, в 1 км справа от автодороги недалеко от г. Ульяновска.

Храм, сооруженный в 1770 году, построен в традиции стиля русской архитектуры начала ХVIII века, отличается монументальным лаконизмом его форм и простотой объемного решения. Общие габариты здания: 30 х 8,5 м. Сооруженная в ХIX веке колокольня является весьма интересным для провинции памятником классицизма.

В советский период времени в здании располагался склад сельхозинвентаря совхоза им. Александра Матросова Ульяновского района. Долгое время здание совсем не использовалось и медленно разрушалось. Сейчас этот храм восстановлен и является одной из достопримечательностей Ульяновской области.

Богоявленская церковь 1770 г. постановлением Правительства Ульяновской области включено в реестр памятников истории и культуры как памятник регионального значения.

Информация из блога председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева


Александр Иевлев
 
Александр Иевлев  23 марта 2016

Богоявленская церковь села Арское относится к самым старым культовым постройкам Симбирской губернии, сохранившимся до наших дней. К сожалению летопись Богоявленской церкви повествующая об истории ее создания, священнослужителях и поселений ее прихода до настоящего времени не сохранилась

Впервые сведения о Богоявленской церкви упоминаются в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа об уплате дани вновь построенных церквах: «7162 (1654) года по новым писцовымъ книгамъ, письма и дозору Льва Ермолова прибыли вновь (в окладъ) церкви: Ц. Богоявления Господня въ Арской Слободе, дани рубль 11 алтынъ 4 ден., десятильничихъ гривна». Из них 4 денги приходилось на сбор дани с двора священника. Как известно, существовал специальный чин при по закладке городов, который начинался с закладки церкви или «часовня, а впредъ будетъ церковь». Отсутствие данных в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа 1652-1654 гг. о жалованной грамоте не указывает точную дату начала строительства строительства Богоявленской церкви.

Наряду с другими церквями и часовнями, перечисленными в списке, в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа об уплате дани, в котором указана и прежняя дань и новая повышенная, у Богоявленской церкви указана только одна новая дань. Это говорит о том, что до этого дань не платилась, и если учитывать, что до петровской реформы 1700 года Новый Год на Руси начинался 1 сентября, а подведение итогов об уплате дани происходило в конце года, то в начале 1654 года к престольному празднику Богоявления Господня 6 января (по новому стилю 19 января) строительство церкви было уже завершено.

Строительством пороховых погребов занимались мастеровые люди - "обжигальщики и каменщики", направленные по указу царя Алексея Михайловича на строительство Симбирской засечной черты, которые после их завершения, а возможно и одновременно, построили алтарь и центральную часть Богоявленской церкви - для постройки такого сооружения у стрельцов Погребовской и Арской слобод просто не было опыта и не хватило бы средств. Решение о строительстве каменной церкви, как важного объекта на засечной черте, вероятнее всего было принято царем и церковной епархией на самом высоком уровне. Надо сказать, что в Симбирске в это время строили только деревянные церкви. После ухода мастеров, в связи с завершением строительства пороховых погребов в Погребовской и Арской слободах, к храму уже силами местных жителей была пристроена деревянная колокольня.

При реставрации Богоявленской церкви на кресте колокольни были обнаружены три клейма, из которых стало известно, что святыню отливали в Казани, а везли через Алатырь. Крест был изготовлен на Казанском медеплавильном заводе, действовавшем в период с 1652 по 1665 гг. Кирпичная же колокольня была построена в XIX веке на месте старой деревянной. По оценкам реставраторов, кирпич, используемый при строительстве пороховых погребов у деревни Погребы и села Арское, совпадает по своим техническим характеристикам с кирпичем, из которого сделан алтарь и центральная часть Богоявленского храма. Для изготовления кирпича использовалась красная глина, добываемая из карьера в западной части Погребовской слободы. Для сушки сырца и последующего обжига на берегу речки Сельдь была построена печь. При строительстве в качестве сырья для приговления раствора был использован и карьер известково-меловых отложений в восточной части Погребовской слободы.

Можно предположить, что изначально строительство церкви не планировалась в Погребовской слободе, а именно только в Арской слободе. Причиной этому могло служить отсутствие ровной площадки для строительства: «…буераки, …каменья…, дубравы». Возможно, поэтому и было принято совместное решение населения обеих слобод о строительстве церкви в Арской слободе, а в Погребовской слободе была построена только деревянная часовня для хранения иконы Нерукотворного Спаса, а сама слобода была отнесена к приходу Богоявленской церкви.

О том, что приход Богоявленской церкви в Арской слободе был большой, свидетельствует и размер «дани» по сравнению с собранной в 1654 году с церкви Пресвятой Богородицы Тетюшской слободы: «дани 17алт. 4 деньги, десятильных гривна»( при основании Тетюшской слободы было переведено из Тетюш такое же число казаков, что и в Арскую слободу).

В книге П. Мартынова «Селения Симбирского уезда» указывается: «… церковь в Арской слободе конных казаков была построена в 1654 году. во имя Богоявления Господня. Нынешняя же церковь, каменная. тоже во имя Господня, но с приделом во имя Всемилостивейшего Спаса построена в 1770 году неким Пустынниковым,) как гласит надпись на сохранившимся до сих пор храмозданном кресте».

Так кто же такой был Пустынников и что послужило причиной строительства им придела Всемилостивейшего Спаса Богоявленской церкви села Арское в 1770 году в 20 верстах от г. Симбирска. Событие первое связанное с посещением Екатерины II г. Симбирска: «Императрица путешествуя по Волге в 1767 году прибыла в Симбирск 5 июня и остановилась в единственном тогда городе каменном доме купца Ивана Семеновича Мясникова (он же Пустынников)». Для симбирян в XVIII веке фамилии купцов Мясникова около и Твердышева были очень известными и популярными. Это были владельцы горнодобывающих заводов на Урале. Главные конторы их находились в Москве, Симбирске и Оренбурге. Многие дома, храмы, парки в Симбирске были возведены именно на их деньги. Из источников известно, что симбирские купцы и меценаты Твердышев и Мясников были староверами. Село Арское в то время постепенно становилось одним из центром распространения раскольничества в правобережной части губернии.

Еще одно событие, которое, возможно, повлияло на строительство придела, связано с эпидемией, охватившей в 1770-1771 гг. Московское государство. По Москве тогда прокатилась эпидемия чумы, люди в панике брасали свои дома и уезжали из города, и только стараниями фаворита Екатерины II графа Орлова удалось ее остановить. Можно предположить, что причиной строительства придела могло быть и счастливое избежание (излечение) этой болезни при посещении своей конторы в Москве во время эпидемии. В связи с этим событием нельзя исключать и вероятность при возвращении из Москвы в Симбирск посещения иконы Спаса Нерукотворного, хранимой в часовне деревни Погребы. Все это в совокупности возможно и послужило для И.С. Мясникова (Пустынников) основанием для принятия решения строить придел Всемилостивейшего Спаса Богоявленской церкви села Арское. Инициалы же на кресте были по его просьбе выбиты по более известному в Симбирске прозвищу - Пустынников. Строился придел, видимо, уже из привезенного кирпича. Как следует из дневниковых записей академика И. Лепехина (ученика М.В.Ломоносова) во время его путешествия по Симбирской губернии в 1768 году, красная глина из карьера уже не добывалась.

В Богоявленской церкви хранилось древнее евангелие времен Екатерины II. Существует предположение, что оно было подарено императрицей купцу Мясникову (Пустынникову), а впоследствии передано им настоятелю церкви при строительстве придела Всемилостивейшего Спаса.

Возможно основателем и первым священником Богоявленской церкви был Афанасий Иванов, как следует из челобитной, поданной стрельцами: «въ нынешнем 181 (1673) году апреля въ 26 день … били челом великому государю Арской Слободы конные казаки …без пахотной земли сенных покосовъ оскудали»... При отводе были стороннiе люди города Юшанска Погрбовской Слободы стрельцы… и Арской Слободы Богоявленскiй попъ Афанасiй Ивановъ руку приложили».

Александр Иевлев


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 февраля 2017

Храм каменный, теплый, построен неизвестно кем и когда. Престол в нем в честь Богоявления Господня. Приписной к нему храм в сельце Баратаевке деревянный, построен в 1877 г., престол в нем во имя святителя и чудотворца Николая.

Церковной земли: 33 дес. пахотной при селе и 4 дес. отмежеваны из дач деревни Погребов. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника общественный, у диакона и псаломщика собственные. Жалованья от казны: священнику 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб.

Прихожан: в селе Арской слободе и деревнях: Кротовке, Отраде, сельце Баратаевке всего 450 дворов, 1158 душ муж. пола и 1187 душ жен.; сверх того, раскольников 249 душ муж. пола и 287 душ жен. Церковно-приходская школа существует с 1884 г., помещается в собственном здании.

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.



Комментарии и обсуждение


В Арском целый храмовый комплекс. Помимо Богоявленской церкви следует добавить на сайт церковь Блаженной Ксении Петербургской и часовни над родниками в честь той же Ксении и Святителя Николая.