ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ташкент. Церковь Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь


Ташкент. Церковь Сергия Радонежского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1897.
Год утраты:1932
Архитектор:Н.И. Латышев , И. И. Шапошников, Л. Киселёв
Адрес:
Узбекистан, Ташкент. На перекрестке ул. Пушкинской и Асакинской.

Координаты: 41.31761, 69.29451



Церковь Сергия Радонежского, Звезда вместо креста на куполе Церкви Сергия Радонежского  Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Звезда вместо креста на куполе Церкви Сергия Радонежского Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011
Нуви
9 марта 1929
Церковь Сергия Радонежского, Клуб металистов в бывшей Церкви Сергия Радонежского  Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Клуб металистов в бывшей Церкви Сергия Радонежского Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011
Нуви
9 марта 1929
Церковь Сергия Радонежского, 1917 год с http://mytashkent.uz/<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
1917 год с http://mytashkent.uz/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Сергия Радонежского, фото 1915 год с сайта https://pastvu.com/p/296508<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
фото 1915 год с сайта https://pastvu.com/p/296508
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915
Церковь Сергия Радонежского, Трамвай возле Храма https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2013/09/DH-48.jpg<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Трамвай возле Храма https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2013/09/DH-48.jpg
Нуви
22 октября 1913
Церковь Сергия Радонежского, Церковь святого Сергия Радонежского Иллюстрированный путеводитель по Среднеазиатской железной дороге». Ашхабад, 1912 г.<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Церковь святого Сергия Радонежского Иллюстрированный путеводитель по Среднеазиатской железной дороге». Ашхабад, 1912 г.
Нуви
6 июня 1910
Церковь Сергия Радонежского, Церковь святого Сергия Радонежского https://mytashkent.uz/2019/04/03/sergievskaya-tserkov-1907-1910-gody/#comment-232257<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Церковь святого Сергия Радонежского https://mytashkent.uz/2019/04/03/sergievskaya-tserkov-1907-1910-gody/#comment-232257
Нуви
8 сентября 1909
Церковь Сергия Радонежского, Вид с улицы Новая на Церковь Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Вид с улицы Новая на Церковь Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011
Нуви
17 мая 1909
Церковь Сергия Радонежского, Храм Сергия Радонежского Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Храм Сергия Радонежского Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011
Нуви
8 сентября 1907
Церковь Сергия Радонежского, Пушкинская улица https://mytashkent.uz/wp-content/comment-image/185093.jpg<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Пушкинская улица https://mytashkent.uz/wp-content/comment-image/185093.jpg
Нуви
11 апреля 1903
Церковь Сергия Радонежского, Конка возле Храма Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Конка возле Храма Книга: "Вечный свет куполов" Голендер 2011
Нуви
4 февраля 1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ксения Линькова  18 марта 2019

Церковь была освящена 24 апреля 1897 г. Новая церковь сооружена по почину туркестанского генерал-губернатора и строилась на средства казны особым строиельным комитетом. Общая стоимость церкви - до 90 000 руб. Новый храм построен в высшей степени прочно, изящно и снабжен прекрасной утварью. Иконостас работы Троице-Сергиевой лавры.

Источник: Журнал "Строитель", 1897 г. №11-12, с 467.


Нуви  25 мая 2019

В мае 1892 года проект церкви, разработанный архитекторами из Санкт-Петербурга Н.И. Латышевым, академиком И.И. Шапошниковым и полковником Л. Киселевым (внутренние работы велись по его рисункам), был рассмотрен строительным отделом и благословен преосвященным Неофитом. Проект утвердили 5 июня 1893 года.

22 июля 1893 года в Ташкенте после литургии из Спасо-Преображенского собора был совершен крестный ход к месту будущего храма, в Зачаулинскую часть нового Ташкента — на просторном и возвышенном скрещении двух улиц, Пушкинской и Ассакинской, где во время молебна была произведена закладка нового храма. Первоначально была положена серебряная доска с надписью: “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. В лето от Р.Х. 1893, 22 июля, заложен храм сей во имя святого Сергия, чудотворца Радонежского, присного молитвенника православной земли Русской...”, а затем плита с изображением креста.

Храм строили на средства государственного казначейства по инициативе генерал-губернатора барона А.Б. Вревского. Была создана строительная комиссия из известных в городе людей: городской голова полковник Тверитдинов, генерал-майор Курилов, статский советник Бродовский, инженер Гейнцельман, помощник военного губернатора Сырдарьинской области П.И. Хомутов и потомственный почетный гражданин Сеид Гани Сеидазимбаев. Сеидазимбаев внёс весомый вклад и пожертвование в строительство Сергиевского храма (способствовал дешевой заготовке материалов и найму местных рабочих, часть материалов г. Сеидазимбаевым была пожертвована комитету бесплатно, а также пожертвовано три хороших и весьма ценных бухарских ковра для алтаря и солей построенной церкви).

В строительстве церкви применялась новая технология. По проекту здание должно было быть украшено снаружи разнообразными фигурами из жженого кирпича. Однако обтесывание кирпича для получения из него различных фигур было работой медленной, дорогостоящей и местами невозможной. Строитель Е.И. Ильин предложил изготавливать украшения требуемых форм отдельно и затем уже, посредством остроумных приспособлений, закреплять их на стенах. Это не только сократило время и затраты, но и позволило создать украшения правильной, изящной формы. Руководил строительством А.А. Бурмейстер.

15 августа 1896 года настоятелем Спасо-Преображенского собора протоиереем Константином совершено по установленному чину освящение крестов, изготовленных для этой Церкви и поднятых затем на купола. Кресты — ажурные, из железа, покрытые толстым слоем листового золота — сделаны были в Ташкенте. В октябре того же года отец Константин совершил молебен — освящение звона и окропление колоколов святой водою. Самый большой из колоколов весил 310 пудов 20 фунтов (5,1 тонны) второй 86 пудов и 37 фунтов, а самый маленький 23 фунта. Все десять колоколов для этой колокольни были отлиты на Московском заводе Оловянниковых. Крыша была покрыта листовым железом, окрашена в зеленый цвет. Церковь построена в псевдорусском стиле.

Колокольня составляла одно здание с церковью и возвышалась над входом. По центру храма находился большой купол и четыре меньшие по размерам маковками на восьмигранниках. Купола покрыты квадратным оцинкованным железом. От верхушек крестов провели громоотводы. Размеры церкви были длиною в 36 аршин, шириною в 24, высотою от земли до основания креста в 37,5 аршин.

Интерьер Сергиевской церкви отличала роскошная лепнина на потолке, библейские тексты по стенам, чрезвычайное обилие света и прекрасный строгий иконостас работы мастеров Троице-Сергиевской лавры. По мастерству работы выделялись писанные на меди иконы св. митрополита Алексия и явления Богородицы преподобному Сергию. Пол в церкви был штучный, щитовой. Квадраты пола сделали из тутовых филенок и ореха. Имелось отопление из шести круглых унтермарковских печей в железных коробах.

24 апреля 1897 года преосвященный Никон торжественно освятил оконченный постройкой храм во имя св. Сергия Радонежского, в новый храм были внесены частицы святых мощей и список иконы Преподобного Сергия, находившийся при его раке в Троице-Сергиевой лавре.

22 августа 1899 года при церкви открылась приходская школа. Возле церкви построили здание, где разместились школа и канцелярия.

19 августа 1899 года первым настоятелем Сергиевского храма назначили Иакова Хомического, но до его прибытия временно заведовать церковью поручено священнику Тюремной церкви г. Ташкента Александру Червякову. Псаломщиком при церкви был Михаил Словохотов. С 1900 года настоятелем Сергиевской церкви являлся Захарий Никифорович Филиппов. Псаломщик с 11 августа 1901 года был Борисоглебский Иоанн Иоаннович. С 29 июня 1901 года состоял законоучителем при 1-ом отделении Сергиевской церковно-приходской школы. С 1910 года настоятелем храма стал Михаил Петрович Омелюстый. Священник при церкви И. Пиневич, диакон А. Подгаецкий.

В октябре 1910 года с благословения преосвященного Димитрия было организовано благотворительное братство при Сергиевской церкви Ташкента с целью призрения голодающих и безработных, помощи наиболее нуждающимся жителям Ташкента.

С 1912 года протоиерей Моталев Виктор Сергеевич - настоятель Сергиевской церкви по 1918 год. Протодиакон при церкви был А. Подгаецкий. В июне 1914 года силами благотворительного братства при Сергиевской церкви открыт приют-ясли для наиболее нуждающихся жителей Ташкента. Через месяц в нем уже содержалось 20 детей. Живое участие в деятельности братства принимал священник М.П. Омелюстный и городской голова Н.Г. Маллицкий.

Осенью 1918 года «революционная» банда вломилась в Свято-Сергиевский храм с оружием, в шапках и с папиросами в зубах. Протоиерей Виктор потребовал, чтобы бесчинники покинули дом Божий. Был арестован и вскоре расстрелян как «контрреволюционер».

В храме с 1920 по 1923 год служил епископ Лука Войно-Ясенецкий. В марте-апреле 1926 года - временный настоятель Сергиевской церкви г. Ташкента был протоиерей Багрянский Венедикт Васильевич, в июле 1928 года назначен ключарем Сергиевской церкви. В 1928 году священником Сергиевской церкви г. Ташкента был протоиерей Щербов Александр Иванович.

Весной 1930 года Сергиевский храм хотели разрушить. Здание храма было передано для клуба металлургов. С церкви сняли кресты, на купол колокольни прикрепили пятиконечную звезду, ниже повесили портрет Ленина, над главным входом была надпись: «Клуб металлистов». В 1931 году по инициативе союза безбожников на куполах Сергиевской церкви намечалось оборудовать астрономическую и физическую обсерваторию, но постановлением Ташгорсовета было решено церковь снести, а материалы использовать на строительство нового здания. В ноябре 1932 года храм был снесён. Во время большевистских гонений Свято-Сергиевский храм был единственным из храмов Ташкента, остававшимся у православных.

Книги: "По стопам Апостола Фомы", "К истории христианства в Средней Азии"


Нуви  25 мая 2019

Не всем советским архитекторам нравилась Сергиевская церковь. Владимир Анатольевич Нильсен считал ее излишне монументальной, а формы даже грубыми. Но и он отмечал «выразительный силуэт и важное градостроительное значение» этого храма.

В своих мемуарах Войно-Ясенецкий написал: «Весной 1930 года стало известно, что церковь подлежит разрушению. Я не смог стерпеть этого, и, когда приблизилось назначенное для закрытия церкви время и уже был назначен страшный день закрытия ее, я принял твердое решение – отслужить в этот день последнюю литургию и после нее, когда должны были явиться враги Божии, запереть церковные двери, снять и сложить грудой крупнейшие иконы, облить их бензином, в архиерейской мантии взойти на них, поджечь бензин и сгореть на костре. Я не мог стерпеть разрушение храма. Я думал, что мое самосожжение устрашит и вразумит врагов Божиих – врагов религии и остановит разрушения храмов, колоссальной дьявольской волной разлившиеся по всему лицу земли русской».

Профессор В.А. Нильсен отмечает, что церковь “была очень хорошо поставлена на самом высоком месте, примерно посредине улицы, на ее оси, и как бы замыкала зеленую перспективу улицы на расстоянии, достаточном для четкого зрительного восприятия ее архитектуры. Церковь была довольно крупных размеров. Имела выразительный силуэт и, безусловно, важное градостроительное значение. Она имела пятиглавую композицию в основной части, сомкнутой с ярусной колокольней над входом. Килевидные наличники над полуциркульными проемами, кокошник с дыньками при входе, шлемовидные купола и другие элементы, присущие памятникам русской архитектуры, указывают на принадлежность здания Сергиевской церкви к так называемому псевдорусскому стилю”.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.