Престолы: главный - в честь Богоявления Господня, второй - в честь Ильи Пророка, третий - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Наличный состав причта по данным на 1904 г.: священник Владимир Александрович Смелов (с 1904 г.), псаломщик в сане диакона Иван Иванович Чернов (с 1900 г.). Приход (на 1904 г.) составляет 134 двора, в числе прихожан: 341 м., 423 ж. Содержание причта: священнику - 160 руб. в год, псаломщику - 40 руб. в год, от города на содержание храма - 270 руб. в год.
Три раза церковь посещал Высокопреосвященнейший архиепископ Казанский и Свияжский Антоний - в августе 1870, 1873 и 1876 гг. Также храм посещали викариями епископы Алексий (Молчанов) и Алексий (Дородницын), а 7-8 сентября 1893 г. архиепископ Казанский и Свияжский Владимир.
О состоянии храма на конец XIX в. отмечалось, что все довольно благоприлично, кроме икон; нет излишеств, особой роскоши, но нет и бедности: почти на всех иконах, стоявших внизу, были венцы, цаты и серебряные оклады, ризы с жемчугом и камнями. Одна икона по описи оценена в 400 руб., другая – в 159 руб., третья - в 120 руб. Имелись также и древние иконы, без особых надписей - Казанской Божией Матери, Владимирской Божией Матери, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. На иконе Казанской Божией Матери риза бархатная, с серебрёным венцом с позолотой, расшита жемчугом и бисером, на венце имелись драгоценные камни. Алтарь в тёплом приделе отделяется только иконостасом, а в главном - каменной стеной к которой прикреплён иконостас главного алтаря. Алтарь храма трёхчастный, разделённый стенами, в которых три двери. В этих отделениях алтаря помещаются ризница и библиотека. Хора нет. Облачений священнослужителей было много, до 9 пар, недешевые. Напрестольные ризы по 90 и 130 руб., один орарь - по 85 руб. Некоторые подризники, стихари были из китайки и выбойки с кумачом и холщовой подкладкой. 232 предмета по описи были оценены в сумме в 4020 руб.
Наружный вид: храм равносторонний, окна в два яруса с решетками, куполов на церкви пять, все глухие. Кресты железные, выкрашены желтой краской, а на колокольне - золочённый. Кровля железная, на главном храме четырёхскатная, на приделах - двухскатная. Внутренняя площадь храма 160 кв. сажень. Входных дверей три, церковь соединена с двухъярусной колокольней.
Чудотворных или явленных икон нет. Особую ценность для прихожан представляла икона святого мученика Христофора. В храме также находилась особо почитаемая икона святого великомученика Пантелеймона, привезенная в Арск во 2 половине XVI в. Небольшая церковная библиотека, домов для причта и земли – нет.
С первых лет существования деревянной Богоявленской церкви среди прихожан были: арские стрельцы с сотником и пятидесятником, дети боярские, белопашенные конные казаки, арские служилые полоненники, новоприборные полоненники Ремина, служилые посадские люди, старожилы и служилые татары. По указу государя Алексея Михайловича в 1649 г. были переведены в конные казаки 50 человек на Симбирскую черту в небольшой острог Юшанск. В 1780 г. в Арске проживают лишь мещане и пахотные солдаты.
В приход Богоявленской церкви до 18 века входили деревни: Тюбяк, Чекурча, Хайван, Бужи (до построения храма в с. Чурилино), Казанбаш (до построения храма в с. Александровке), и православные из татарских сел: Верезей, Мурмы, Курсы, Метесков, Калачей, Турналей, Кутюка, Толчишмы, Берёзовки и Менгера. С 1821 г. упоминается д.Урмат, Пашкова (с 1889 г.).
Причт по книге митрополита Тихона за 1706 г. был одноштатный: «поп Иван Иванов, диакон Иван Михайлов, дьячек Григорий, пономарь Алексий Иванов и просфорница Елена Ивановна». Позднее, со строительством второй церкви - Покровской в 1768 г., было 2 священника, 2 диакона, 2 дьячка и 2 пономаря. За время существования духовного правления был назначен протопоп. Поименный список причта Богоявленской церкви следующий: священники: Иван Иванов (ок. 1706), Михаил Григорьев (до 1731), Даниил Яковлев (1731 - ?), Иосиф Васильев (1775 - ?), Протопоп Максим Григорьев (1786-1797), Иродион Дмитриев (1780-1798), Симеон Родионов (1799-1813, в 1813 году за проступки отречен от сей церкви), Антон Ульянов (1814-1843), Матвей Политов (1841-1842), Сергей Спиридонович Милонов (1841), Иоанн Васильевич Тихомиров (1841-1854), Павел Петрович Соколов (1853 - 1868), Василий Никифорович Ядрин (1868-1869), Николай Александрович Любимов (1869-1887, в 1888 переведён в Александровскую больницу г. Казани, где и скончался), Николай А. Львов (1887-1903), Владимир Александрович Смелов (1904-после 1918; из благочинных Чистопольского уезда Казанской губернии);
диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918);
дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876);
пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872);
псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона).
В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).
Храм был закрыт в конце 1920-ых - начале 1930-ых гг., барабаны и купола храма вместе с колокольней были разобраны. Храм использовался как склад горюче - смазочных материалов.
Архитектурное описание храма. Храмовые объемы расположены по общепринятой симметрично-осевой схеме. Центральный двухэтажный квадратный объем прорезан прямоугольными окнами с лучковыми перемычками на обоих уровнях, имеющими простые наличники. К центральному объему примыкает трёхгранная апсида, с тремя окнами, под граненой конхой, оформленная карнизом, угловыми лопатками (по граням) и большими прямоугольными нишами. Апсида с двумя небольшими приделами по обеим сторонам. Фасады храма, трапезной и апсиды имеют простеночные и угловые пилястры. Трапезная просторная - на четыре прямоугольных окна под двускатной кровлей, с востока имеет два самостоятельных входа. С северного и южного фасадов - арочные входы с архивольтом и перспективным порталом с равным шагом. Колокольня двухъярусная, из двух равновеликих четвериков, отделенных карнизом с сухариками. В первом ярусе организован главный вход: портал, фасады колокольни, как и в других объемах, имеют членение плоскостей в виде прямоугольных неглубоких ниш в толще стены. Пять глав храма и завершение колокольни не сохранились. Памятник культовой архитектуры в стиле ранней эклектики, соединяющей в себе элементы провинциального ампира, “кирпичного стиля” и псевдорусской архитектуры.
До недавнего времени внутри храма можно было увидеть замечательную фресковую живопись работы Степана Дмитриевича Нефедова (позднее известен как Степан Эрьзя), расписывавший храм в 1894 г., но в 2000-ых гг. внутренние стены храма были окрашены краской и ныне живопись безвозвратно утрачена. При входе в храм сохранилась цветная плитка.
Сегодня часть храма, где размещался алтарь, используется под контору жилищно-коммунального хозяйства, а другая часть храма временно пустует.
Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия»