ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рогатин. Церковь Сошествия Святого Духа.


Рогатин. Церковь Сошествия Святого Духа
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:Между 1562 и 1598.
Адрес:
Украина, Ивано-Франковская область, Рогатинский р-н, г. Рогатин, ул. Роксоланы, 10.

Координаты: 49.410277, 24.602887
Проезд:идти перпендикулярно главной дороге от церкви Рождества в центре



Церковь Сошествия Святого Духа, , Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Церковь Сошествия Святого Духа, , Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Церковь Сошествия Святого Духа, Центральная часть иконостаса (1965). Опубликовано: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Центральная часть иконостаса (1965). Опубликовано: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1968
Церковь Сошествия Святого Духа, Вид с юго-востока. Опубликовано: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Вид с юго-востока. Опубликовано: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1968
Церковь Сошествия Святого Духа, Вид с юга. Источник:  Драган М.  «Украинские деревянные церкви». Львов, 1937 г., т. 2<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Вид с юга. Источник: Драган М. «Украинские деревянные церкви». Львов, 1937 г., т. 2
Елена Григорьева
1 ноября 1937
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1902-1909 гг. на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Rohatyn<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фото 1902-1909 гг. на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Rohatyn
Т.
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1902-1909 гг. на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Rohatyn<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фото 1902-1909 гг. на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Rohatyn
Т.
Церковь Сошествия Святого Духа, Австрийская национальная библиотека - архив. http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=4813566<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Австрийская национальная библиотека - архив. http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=4813566
Т.
Церковь Сошествия Святого Духа, Фотоснимок с сайта: www.skyscrapercity.com/threads/Прикарпаття-ivano-frankivsk-region.1535511/page-2<br>, Рогатин, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фотоснимок с сайта: www.skyscrapercity.com/threads/Прикарпаття-ivano-frankivsk-region.1535511/page-2
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 ноября 2013

Музей-памятник деревянной архитектуры и живописи XVI-XVII вв. в г. Рогатине был открыт в 1983 г. в ранее закрытой для осмотра Церкви Святого Духа (1596).

В 2005 г. на базе Рогатинской филиала создан музейный комплекс. В него вошел Мемориальный музей-усадьба славного сына украинского народа Николая Угрина-Безгрешного, где представлены история и быт Опольского края, произведения народного и сакрального искусства рогатинщини.

Среди рогатинских достопримечательностей особое место занимает величественный иконостас (1650 г.) Церкви Святого Духа и экспонированные в ней иконы XVI-XIX ст., происхождением из Рогатиншины. Без существенных изменений сохранился он в первоначальном интерьере, образуя с его архитектурой гармоничный ансамбль.

В живописи и декоративной резьбе иконостаса воплощены высшие достижения галицкой школы монументально-декоративного искусства середины XVII ст. Рогатинский иконостас - не только выдающееся явление украинского искусства, но и памятник, имеющий общечеловеческое значение.

В 1991 г. вышло в свет первое и единственное на сегодня монографическое исследование этого известного архитектурного памятника XVI в. и его иконостаса "Церковь Святого Духа в Рогатине" (автор-составитель - В. Мельник).

Источник: статья Андрея Давыдюка, начальника отдела музейной работы и охраны культурного наследия облгосадминистрации (Информация взята с портала who-is-who.ua) на туристическо-краеведческий портале drymba.net


Т.  3 июля 2014

Год постройки - 1598. Датируется по надписи в интерьере на северной стене центрального сруба.

Некоторые ученые считают, что храм возник раньше: в 1562 году. Есть и такие, которые "омолаживают" святыню, относя ее построение до 1648 года. Храм - один из восьми претендентов в Список наследия ЮНЕСКО в номинации деревянных храмов Карпат (номинируются 16 храмов - по восемь из Польши и Украины).

Церковь трехсрубная с квадратным центральным срубом, граненым п'ятистінним алтарем и вытянутым граненым бабинцем. С запада к бабинця прилегает квадратная по плану трехъярусная увенчанная шатром колокольня каркасной конструкции. Центральный сруб накрыт квадратным в основе верхом с двумя заломами и завершается аркадной сигнатурой с высоким шпилем.
Боковые срубы покрыты гонтовой крышей, широкий свес которого лежит на широких выпусках - кронштейнах.

Самое интересное - внутри. Церковь сохраняет уникальный по красоте пятиярусный ренессансно-барочный иконостас, созданный в 1650 году. Кстати, первый в Галичине в таком стиле.

Иконостас был изготовлен на заказ на средства Рогатинского братства. Заказ выполнили как местные художники, так и мастера львовской иконописной школы. Работали масляными красками.

С 1983 года в храме действует экспозиция галицкой иконописи, скульптуры и резьбы XVI - XIX веков.

А еще известно, что:
Церковь относят к десятке самых ценных деревянных сакральных сооружений Украины.
Храм сохранился до наших времен практически без изменений со времен средневековья.
Самый древний экспонат в музее - икона «Иоанн Креститель Ржаной» (начало XVI в., византийский стиль), своеобразный житийный комикс (такое нередко случалось в иконописи давних времен, когда на ограниченную площадь образа мастером выплескивалось всю жизнь изображаемого святого).

Источник: Замки и храмы Украины


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 декабря 2021

Церковь Святого Духа стоит на небольшом возвышении, посреди старинного кладбища, в западной части Рогатина. Благодаря малоэтажному характеру окружающей застройки и протекающей поблизости речушки, этот деревянный храм имеет роль архитектурной доминанты. Церковь Святого Духа в Рогатине построена, вероятно, в 1-й пол ХVII века, хотя до сих пор официально датируется 1598 годом - эта дата была найдена в интерьере церкви на северной стене центрального сруба и прочитана священником церкви Ипполитом Дзеревич в конце ХIХ столетия.

В исторических записях, которые хранятся во Львовском государственном архиве, церковь Святого Духа в Рогатине впервые упоминается в 1481 году. Словом, несмотря на столь сильные расхождения в датах, это культовое сооружение считается одним из древнейших деревянных храмов Украины. При церкви действовало одно из первых на Западной Украине церковных братств, благодаря искуссным резчикам которого для этого храма был создан уникальный ренессансно-барочный иконостас, датируемый 1650-м годом, чудом сохранившийся до наших дней. В 1800 году церковь Святого Духа становится приписной к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы. В ХIХ веке к бабинцу пристроена колокольня. В 1885 году художник Юлиан Макаревич реставрировал иконостас церкви, после чего он экспонировался на археолого-этнографической выставке во Львове. А в 1895 году на выделенные Галицким сеймом 2000 злотых, осуществлялась реставрация самого храма. Этими работами руководил львовский архитектор М. Ковальчук.

В 1941 году начались, а после окончания Великой Отечественной войны продолжились ремонтные работы на гонтовой крыше церкви. В результате этих работ была изменена форма купола, который стал напоминать аркадную сигнатурку (башенку), над которой взметнулся восьмигранный шпиль, а также изменена форма крыши алтаря. В 1963 году Святодуховская церковь включена в Государственный реестр памятников архитектуры национального значения постановлением №970 СМУ от 24 августа 1963 года с присвоением охранного №243. В 1980-1982 годах на памятнике архитектуре проводились основательные реставрационные работы под руководством архитектора Ивана Романовича Могитича, а уже в следующем, 1983-м году (6 августа) в отреставрированном храме открыт отдел (ныне филиал) Ивано-Франковского художественного музея.

В 1999 году была проведена замена гонтовой кровли, а также стропил и перекрытий как самого храма, так и колокольни. Гонт в последний раз был заменён над алтарной частью, основным объёмом и колокольней сотрудниками кооператива "Зодчий" из города Коломыи в период с 27.10.2008 по 17.12.2008 г. Гонт тогда был обработан сырой нефтью, чтобы древесина лучше сохранялась и долго на разрушалась. Деревянный храм, памятник народной архитектуры и монументального искусства национального значения, сейчас используется как музей. Вместе с находящимся в восстановленной усадьбе 1-ой пол. ХХ века - Николая Угрина-Безгрешного, художественно-краеведческим музеем, составляет с 2004 года Музейный комплекс Рогатина, который является филиалом областного художественного музея. 29 сентября 2009 года Национальный банк Украины ввёл в обращение памятную монету "Церковь Святого Духа в Рогатине".

21 июня 2013 года на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Камбодже, церковь Святого Духа в Рогатине, вместе с другими церквями карпатского региона, была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Говорят, церковь имела подземелья, через которые были тайные ходы к другой рогатинской церкви, Рождества Богородицы в укреплённом городе, однако сейчас они засыпаны. Согласно преданию, в начале ХVI века рогатинская девушка Настя Лисовская, будущая правительница Османской империи Роксолана, часто приходила молиться в церковь Святого Духа, где священником был её отец - отец Лука (Гаврила Лисовский).

С сайта: our-travels-info/ost/Goroda/Ukraine/Iv-Fr/Rogatin-sp.pnp


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 июня 2022

Впервые священник пригородной церкви на Новом Городе упоминается в документах 1564 г. Существующая, одна из старейших в Украине деревянная церковь, часто датировалась по-разному - XII в.в, 1481 г., 1562 г., 1567 г. Наконец в научной литературе утвердилась дата, отчитанная на внутренней северной стене центрального сруба искусствоведом Владимиром Вуйциком - 1598 год.

В 1650 г. стараниями церковного братства в храме установлен прекрасный ренессансный иконостас, являющийся одним из самых ценных памятников украинского искусства. Какой-то ремонт церкви осуществлен в 1675 году.

Церковь ремонтирована в 1895 г. Надзор за ее реставрацией осуществлял львовский архитектор Михаил Ковальчук. Реставрацию иконостаса 1895 г. привел в исполнение маляр Юлиан Маркевич. Еще перед тем, в 1885 г., иконостас экспонировался на археологической выставке во Львове.

Небольшая перестройка с изменением формы маковки центрального объема и формы крыши алтаря осуществлена в начале ХХ в. Гонтовые крыши церкви ремонтированы в 1941 и 1949 г.г. в 1980-1982 г.г. произведена реставрация церкви под руководством архитектора Ивана Могитича.

Иконостас отреставрирован в 1980-1981 г.г. С 1983 г. в церкви открыт филиал Ивано-Франковского художественного музея.

В. Слободян «Храмы Рогатинщины». - Львов, 2004 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 декабря 2024

За ручьём на полуострове, на небольшом холме, находится одна из старейших деревянных церквей на Украине с иконостасом, построенным в 1650 г. Храм трёхчастный с одной пирамидальной баней. От него веет величием, которое было присуще архитектуре XIV – XV вв.; верхи в таких храмах своими четкими пирамидальными очертаниями напоминают оборонительные башни тех времен.

Строгий интерьер украшает художественно выполненный иконостас. Он имеет четкую уравновешенную гармоничную композицию, с выделением центрального поля по вертикали; внизу размещены царские врата, а на третьем ярусе – «Моление». Ритм арочных завершений наместных икон и трёх дверей, перебитый фризом квадратных по форме икон «праздников», подхватывается в более мелком ритме арочных завершений икон апостольского ряда. Вертикальные и горизонтальные членения, взаимно покоряющие себя, и являются тем композиционным приёмом, с помощью которого мастер достигает спокойствия и равновесия – характерных черт эпохи Возрождения.

Вся резьба в этом иконостасе, кроме Царских врат, не сквозная, а рельефная и по стилю приближается к ренессансной белокаменной резьбе XVII в. она принадлежит к тем же временам и той же школе, что и иконостасы Пятницкой церкви во Львове, Воздвиженской и Юрьевской в Дрогобыче. Красочность и великолепие иконостаса усиливаются тем, что на цокольных плоскостях под наместными иконами размещены яркие орнаментальные композиции, которые стилем напоминают роскошные венецианские ткани того времени.

Живопись Рогатинского иконостаса наряду с Грибовицким и Пятницким является одним из самых высоких достижений первой половины XVII в. и знаменует целую эпоху в развитии живописи. В нём тонкое чувство монументальности сочетается с декоративной красотой ренессансной по духу живописи. Можно смело сказать, что эстетические интересы автора этого иконостаса лежат целиком в «земной» сфере. Он влюбленно вглядывается в нежные черты женских лиц, чтобы воплотить их в образе Марии, его очаровывают красота молодости, рыцарская отвага и чистота помыслов юношества, которые он восхищенно воссоздает. Его архангел Михаил - воплощение юношеской грации, высоких нравственных качеств и порывов. Художник залюбован в красоте вещей, в материальном мире и потому так искусно рисует и стальной панцирь архангела, и натюрморт в «Троице», где тщательно выписывает гроздья винограда, цветочки, свеклы, ножи, вилки, келешки и красный бархат, сверкающий переливами в складках или гаснущий в тенях...

Логвин Г.Н. «По Украине. – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 декабря 2024

Деревянная церковь Святого Духа (1598) трёхсрубная, с граненым пятистенным алтарем (4,20х4,96 м), удлиненным бабинцем (6,24х5,51 м) и прямоугольным нефом (7х6,7 м) с одним, квадратным в основании верхом с двумя заломами. Над алтарем и бабинцем сделана скатная кровля, которая имеет очень большой свес – опасанье, опирающееся на кронштейны с порезкой на концах их бревен. В XIX в. во время ремонта кровли на верхе нефа устроили маленький восьмерик, увенчанный колонным павильончиком и завершенный высокой шатровой кровелькой, а к бабинцу пристроили трёхъярусную, квадратную в плане колокольню с высоким двухзаломным шатровым верхом.

Первоначально снаружи дубовый сруб церкви был расписан. Прекрасно найденные соотношения всех срубов, опасанья на фигурных кронштейнах, кровли алтаря и бабинца с мощным верхом колокольни, а также исключительное мастерство плотничьей работы относят эту церковь к высшим достижениям галицкой школы деревянной архитектуры. Интерьер ее несравненный по совершенству; в нём эффектно выделяется высотно раскрытое пространство верха (его высота до зенита 12,5 м), но подлинным шедевром здесь является пятиярусный иконостас (1648-1650).

Великолепная реалистическая живопись и сочная, рельефная позолоченная резьба иконостаса составляют единое целое. В иконах нашли яркое воплощение эстетические нормы ренессансного реалистического искусства, гуманистическое восприятие действительности, любование предметным миром, телесной красотой человека.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 декабря 2024

Церковь стоит на небольшом возвышении в западной части городка. Благодаря малоэтажному характеру окружающей застройки она играет роль архитектурной доминанты. Несмотря на существование различных точек зрения на дату возведения сооружения (1598, 1644-1645, 1648 г.г. и т.п.), её можно отнести к архаичным памятникам деревянной архитектуры Галиции. Первоначальный вид храма несколько изменен в XIX в. пристройкой колокольни, а также устройством над центральным верхом дополнительного восьмерика с аркадной сигнатуркой и стройной восьмигранной палаткой в завершении. Несмотря на это, определяющие черты этого классического образца древнейших украинских деревянных храмов остались почти без изменений.

Композиционную основу памятника составляют монументальный четверик нефа с шестигранными срубами Бабинца и алтаря, а также приставленная к западной стене Бабинца каркасная колокольня квадратной в плане формы.

Трёхъярусная палаточная колокольня и, особенно, центральный объём церкви с развитым двухзаломным четырехгранным верхом заметно доминируют в общей композиции сооружения, в то время как невысокие помещения Бабинца и алтаря под двух - и пятислойной крышей играют второстепенную роль.

Несмотря на различие отдельных частей достопримечательности по высоте, форме и размерам в плане, все они воспринимаются как единое целое. Этому способствуют удачно найденные соотношения между ними и устройство по периметру здания раскидистого поддашия на фигурных кронштейнах. Доминирующая роль нефа наиболее последовательна в интерьере. Этому способствует расположение здесь всех главнейших декоративно-художественных акцентов, среди которых следует выделить прежде всего монументальный пятиярусный иконостас 1648-1650 г.г.

Изысканность и сочность рельефной резьбы, а также высокие художественные качества таких произведений монументальной живописи, как иконы архангела Михаила и Богородицы, обеспечили Рогатинскому иконостасу заслуженную славу и почетное место среди шедевров церковного искусства. Внутренний декор памятника, выразительность его внешних форм и силуэта, а также градостроительное решение дают основания отнести Святодуховскую церковь к выдающимся произведениям Галицкой архитектурно-строительной школы эпохи Ренессанса.

Завада В.Т. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.