ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коломыя. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Коломыя. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1709.
Адрес:
Ивано-Франковская область, Коломыйский район, г. Коломыя, ул.Карпатская, 2

Координаты: 48.527379, 25.023358
Проезд:на въезде в Коломыю со стороны Ивано-Франковска



Сортировка:

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юго-запада<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с запада, на переднем плане звонница<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с запада, на переднем плане звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с северо-запада, на переднем плане звонница<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с северо-запада, на переднем плане звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с северо-востока<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юга<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, звонница, вид с северо-востока<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
звонница, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото 1960-х г.г. Источник: Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г.<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фото 1960-х г.г. Источник: Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Из книги Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Из книги Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Колокольня. Фото 1960-х г.г. Источник: Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г.<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Колокольня. Фото 1960-х г.г. Источник: Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Праздник у церкви, 1938 г.<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Праздник у церкви, 1938 г.
Елена Григорьева
1 июня 1938
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ в.<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Коломия. Церков цвинтарна. Почтовая карточка. (Вид на церковь с юга)<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Коломия. Церков цвинтарна. Почтовая карточка. (Вид на церковь с юга)
Елена Григорьева
1 июня 1905
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Коломые. Рисунок Рудольфа Ганке, 20 января 1916 г. Адрес хранения: Bildarchiv, г. Вена<br>, Коломыя, Коломыйский район, Украина, Ивано-Франковская область
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Коломые. Рисунок Рудольфа Ганке, 20 января 1916 г. Адрес хранения: Bildarchiv, г. Вена
Елена Григорьева
20 января 1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 ноября 2013

Благовещенская (Спасская) церковь – главное культовое сооружение Коломыи на протяжении нескольких веков и интереснейшая достопримечательность сегодня.

Строительство Благовещенской церкви было завершено в далеком 1587 году – тогда она была возведена вместе с остальными постройками учрежденного здесь монастыря, которые были уничтожены татарами. В 1616 году все остальные здания монастыря сгорели, и лишь небольшая церковь сохранилась, пережила пожар каким-то чудесным образом.

Храм построен на территории старинного кладбища. Из-за того, что когда-то Благовещенская церковь была частью древнего монастыря, сегодня ее часто называют «Монастырок», также ее именуют Спасской. Возводился храм в лучших традициях деревянного гуцульского зодчества – только из дерева, без гвоздей, он кажется очень приземистым, маленьким, тесным, но, в то же время, очень гармоничным, пропорциональным, впечатляя и вдохновляя своей архитектурой.

Неподалеку от здания церкви возвышается построенная в тех же архитектурных традициях двухъярусная колокольня, а вокруг комплекса стоит деревянный заборчик, прекрасно дополняющий и делающий завершенным весь ансамбль.

Храм пережил две реставрации и одну несущественную перестройку. Старинные росписи в интерьере сохранились с 1648 года. В советские времена в церкви была размещена экспозиция ставшего сегодня визитной карточкой города Музея писанки, но с падением Союза она была возвращена в лоно Украинской Православной Церкви и вновь стала духовным домом для жителей города, местом паломничества верующих.

Привлекает многих в Спасской церкви Коломыи и то, что, согласно легендам, здесь когда-то молился сам Богдан Хмельницкий.

Источник: www.otdyhaem.com.ua


Вадим кр
 
Вадим кр  29 апреля 2019

Коломыя – важный культурный центр Прикарпатья. Первое письменное упоминание о городе было найдено в Галицко-Волынской летописи и датируется оно тысяча двести сороковым годом. С древних времен среди жителей города было много евреев, основным занятием которых была торговля. Возможно, именно с их присутствием связано и название – «Коломыя», что в переводе с идиша означает «глас народа Божьего».

Город процветал, его население постоянно увеличивалось, и появилась потребность в храмах. Уже в первой половине шестнадцатого века православные мещане получили разрешение основать в Коломыи монастырь, который до наших дней не сохранился. Тогда же около обители была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В восемнадцатом столетии Благовещенская церковь была перевезена на нынешнее место, но в народе за ней осталось название «монастырская».

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы стоит на городском кладбище на одной из окраин Коломыи. Издревле на Гуцульщине церкви строили в основном на краю села. Благовещенский храм – один из древнейших в этом крае. Когда в тысяча пятьсот восемьдесят девятом году татаро-монгольское нашествие дотла разрушило всю Коломыю, был поврежден и этот храм. Лишь спустя некоторое время древнюю святыню возродили. Мастер, который занимался реставрацией церкви, воссоздал ее первоначальный облик. Среди множества православных храмов этот имеет наиболее приземистый вид. В народе его так и назвали – «печеричкой». В украинской архитектуре нет другой такой церкви с таким последовательным и искусным ритмом приземистых и пропорциональных членений. Строитель был настоящим художником, способным в малом воплотить гармонию и красоту.

В интерьере Благовещенской церкви все построено на контрасте. Темные боковые срубы из-за низкого потолка выглядят скромно, а центральные – светлые и благодаря куполу – величественные. В плане – это типичный храм гуцульской школы традиционного деревянного зодчества – крещатый, пятисрубный, одноверхий.

В стилистической гармонии с церковью и колокольня. Колокольни Коломыи принадлежат к древнейшим образцам деревянного зодчества. По своему происхождению они относятся к готическим временам и образовались из оборонительных башен, которые, из-за недостатка церквей, долгое время служили для религиозных нужд общины. Как и Благовещенский храм, его колокольня отличается подчеркнуто горизонтальными пропорциями. Построенная в восемнадцатом столетии, она является наиболее распространенной на Гуцульщине разновидностью деревянной колокольни по типу «четверик на четверике». Первый ярус – срубный четверик, второй – открытая аркада-галерея, увенчанная невысокой палаточной крышей.

В древности церкви на Гуцульщине были маленькими по размеру. Поэтому Благовещенская церковь, как и ее колокольня, миниатюрная.

В начале двадцатого столетия храм Благовещения Пресвятой Богородицы закрыли. Некоторое время в его стенах находился Музей писанки. И лишь в тысяча девятьсот девяносто первом году Коломыйский городской совет вернул храм религиозной общине.

http://mir-pravoslaviya.org.ua/node/2477


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 апреля 2022

Предшествующую существующей деревянную церковь возвели в 1587 г. Нынешняя церковь построена в 1709 г., как свидетельствует надпись на надпорижнику её южных дверей в древней бабинец а теперь в западное плечо церкви (в переводе): «Года Божьего 1709 месяца июля дня 15». На правом косяке этой двери есть надпись, которая, вероятно, сообщает имя мастера «Иаков из Снятина, возвевший церковь».

Это была трехчастная одноэтажная постройка. Интересно, что вход в церковь был с юга в женскую, также с юга были двери непосредственно к алтарю. Церковь ремонтирована в 1765 г. и на рубеже XVIII-XIX в.в. В 1845 г. за О. Ивана Озаркевича церковь перестроена (расширена) стараниями Григория Лехніка и Михаила Лойвонюка (согласно надписи на утраченном надпорожнике входной двери в Новый Южный Бабинец).

Вероятно, упомянутые Лехнік и Лойвонюк пригласили к ведению строительных работ одного из лучших тогдашних мастеров-строителей на Коломыйщине Ивана Равюка из с. Испаса возле Коломыи, который построил более 18 церквей. Тогда же в церкви был установлен новый, рококовый четырехъярусный, резной и золоченый иконостас, который заменил более древний. Настенная орнаментальная масляная роспись происходила с 1944-1945 г.г.

В начале 1960-х г.г. церковь сняли с регистрации и закрыли. После обследования церкви в 1968 г. Ее признали уникальным памятником гуцульского типа сакральной архитектуры (она включена в Национальный реестр памятников Украины под №233). Реставрирована в 1980 г., а в 1983 г. в помещении храма открыли Музей писанковой росписи.

Несмотря на статус памятника, 8 февраля 1990 г. её передали представителям УПЦ МП на условии временного пользования, пока эта община не построит отдельную собственную церковь. Однако прихожане не только не построили, а навредили уникальной памятке собственными ремонтами (например, закрыли вентиляционные отверстия минеральной ватой, пристроили котельную(!) и т.д.), после которых церковь начала разрушаться.

В 2008 г. община УГКЦ просит власть вернуть церковь и обязуется за свой счет провести профессиональную реставрацию. В 2009 г. просьбу УГКЦ удовлетворили, а общине УПЦ МП обязались выделить земельный участок под строительство новой церкви и изготовить необходимую документацию. Но ситуация осталась неизменной.

Памятник архитектуры национального значения. Церковь в пользовании общины УПЦ МП.

В. Слободян «К истории церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Коломые» («Вестник», №19), перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 июня 2022

В Коломые, на городском кладбище стоит церковь Благовещения (XVIII в.) с маленькой рубленой двухъярусной колокольней. В плане она крещатая с довольно развитыми рукавами, длина которых заметно больше ширины, а центральное помещение на перекрестке - одинаковой ширины с боковыми. Уже одна эта черта плана определяет специфику объемно-пространственной композиции, в которой доминирует не центральная баня, а боковые, развитые срубы. Пожалуй, в украинской архитектуре нет другого такого храма, где ритм приземистых пропорциональных членений был бы проведен так последовательно и мастерски, где бы «расстеленность» объемов по земле обрела такое высокохудожественное воплощение. Церковь «стелет» свои боковые мышцы по небольшому холму, высотой всего в 2–3 метра высоты. Миниатюрная граненая баня с палаточным верхом, перехваченным перепоясанням внизу и хрупкой маковочкою в венчании, будто выглядывает из-за высоких крыш, чем увеличивается впечатление «приземленности» сооружения. Возле нее стоит изящная колоколенка с такими же приземистыми пропорциями и палаточной крышей, но не граненой, а квадратной, потому что колокольня – полухозяйственная, полукультовая постройка – не могла «конкурировать» с церковью. Тот, кто строил храм, был настоящим художником, способным в малом воплотить красоту.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 июня 2022

Шоссе через Делятин ведет в город Коломыю. Пейзаж здесь типично предгорный, с широкими долинами и невысокими отрогами гор. Но ближе к городу горы остаются позади, и дорога выходит на равнину, на которой расположена Коломыя, старейший город в этих местах. В Коломые находится один из лучших на Украине музеев народного искусства, где представлены уникальные собрания гуцульской одежды, вышивки, ткачества, резьбы, керамики, писанок.

Возникновение города смело можно отнести к домонгольской эпохе; основная его застройка относится к XIX-XX вв. В Коломые на городском кладбище стоят церковь Благовещения и колокольня XVIII в. Последняя, так же как и в Кременце, сконструирована в миниатюрных размерах, но ее силуэт иной. Объемы колокольни благодаря композиции «четверик на четверике» и простой четырехгранной шатровой кровле значительно строже. Церковь Благовещения принадлежит к древнейшим гуцульским храмам. Ее облик сложился не сразу в том виде, в каком она предстает сейчас. Первоначально, в XVII в., это была трехчастная, вероятно, одноглавая церковь с довольно четкой композицией трех квадратных срубов. Позже, в XVIII в., с севера и юга к ней были прирублены еще два помещения, благодаря чему церковь стала крестовой в плане. Мастер, осуществлявший переделку, бережно сохранил облик первоначальных объемов и очень тактично пристроил свои прирубы. Их может обнаружить только искушенный глаз ученого или знатока деревянного зодчества.

Из всех гуцульских храмов коломыйский имеет самые приземистые пропорции. В народе его прозвали «печеричкою» (грибом). Оптическому впечатлению приземистости церкви Благовещения очень содействует строй ее пропорций и мощный ритм горизонтальных членений, усложняемый в пространственном восприятии расчлененностью объемов и сильным контрастом освещенных и затененных частей. Небывало широкая галерея охватывает все здание и, создавая глубокую тень, придает массам устойчивость.

В интерьере церкви все построено на контрасте. Боковые срубы темные, а центральный – светлый. Из-за плоских потолков пространство боковых срубов выглядит скромно и непритязательно, а центрального, благодаря бане «восьмерик на четверике», которая как бы раскрывает его вверх, – величественно. Иконостас храма весьма оригинален, он исполнен, вероятно, в конце XVIII в. В пользу этой даты говорит как стиль его живописи, так и характер резьбы, преобладающим мотивом которой являются рокайлевые завитки. К сожалению, иконостас не сохранил своего первоначального вида. Видимо, в XIX в. он подвергся переделкам, когда было изменено расположение ризницких и диаконских врат и были изъяты наместные иконы. После этой реконструкции нижняя часть иконостаса превратилась как бы в алтарную преграду с тремя вратами и оказалась композиционно не связанной с остальными ярусами.

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: «Искусство», 1973 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 июня 2022

Деревянная, крестовая в плане, с вытянутым бабинцем, одноглавая. Центральный сруб незначительно выше боковых, перекрыт восьмигранным шатром на восьмерике, высота которого не превышает коньков крыш ветвей креста. Боковые срубы покрыты скатными крышами, увенчанными луковичными главками с воротничками на высоких восьмериках. Такой же главкой более крупного размера завершен шатер. Сооружение окружено поддашием на выпусках венцов срубов, которое перед бабинцем переходит в крыльцо с квадратными в сечении колоннами. Миниатюрна по размерам. Реставрация проведена в 1980 г. (архитекторы Б.Я. Киндзельский, И.Р. Могытыч). Колокольня расположена к северо-западу от церкви. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная («четверик на четверике») с шатровым верхом. Первый ярус рубленый, второй – каркасные парные проемы. Памятник является одним из наиболее совершенных ансамблей гуцульской школы народной архитектуры.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будивельник».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 июня 2022

Комплекс, состоящий из двух деревянных зданий – Благовещенской церкви и расположенной к северо-западу от неё двухъярусной колокольни, размещается на старом городском кладбище восточной окраины Коломыи. Благодаря равнинному рельефу он играет роль архитектурного акцента этой части города.

Благовещенская церковь может считаться древнейшим образцом гуцульского деревянного храма, который сохранился до нашего времени. Несмотря на существование двух точек зрения относительно даты возведения церкви (1587 г. и XVIII ст.), натурное обследование главных архитектурно-конструктивных узлов здания позволяет отнести ее строительство к конецу XVI века. Как и большинство церковных сооружений этой группы, памятка – крещатая в плане, пятисрубная, с одним центрально расположенным верхом. Все пять срубов имеют четырехугольную в плане форму и вытянутые по горизонтали пропорции, что придает сооружению подчеркнуто приземистый характер. Это впечатление усиливается устройством вокруг церкви обходной галереи-навеса на фигурных кронштейнах, что является выразительным горизонтальным акцентом в объемной композиции здания. Восьмигранный верх над центральным срубом также подчеркивает горизонтальный характер композиции.

Колокольня, построенная в XVIII в., является самым распространенным на Гуцульщине разновидностью деревянной колокольни типа «четверик на четверике». Первый ярус - срубный четверик, 2-й - открытая аркада-галерея, увенчанная невысокой палаточной крышей.

В.Т. Завада, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.