Кто и когда основал Троицкий Лютиков монастырь - точно неизвестно. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.. По одному из них, наиболее распространенному и имеющему основания в местном предании, основание Лютикова монастыря приписывается князьям Воротынским, которым принадлежала в XVI веке местность вокруг монастыря.
Первое достоверное упоминание о Свято-Троицком Лютикове монастыре относится к 1559 году. Подтверждением этого служит одна надпись на полях церковного устава XVI века: "7067 года (1559 от Р.Х.) июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте". Выражение "на новые" наводит на мысль, что этот вклад сделан вскоре после построения монастыря. Предание об этом записано в конце XVIII в. настоятелем Лютикова монастыря Геннадием. Он на запрос Крутицкой консистории в 1781г. о времени основания монастыря ответил следующее: «В 1767 г. января дня в бытность мою в Москве у генерала и кавалера Якова Лукича Хитрово, по причине, что он был того монастыря вкладчик, между прочими разговорами объявлял мне, что де оный Лютиков монастырь начало свое возымел построением Воротынскими князьями, по их самовластию, гораздо за долгое время до литовского разорения. Лютиков де называется по прозванию строителя, от оных князей приставленного к строению, который прозывался Лютик».
По другим же данным Троицкий Лютиков монастырь был основан в 1444 году, в один год с Пафнутьевым Боровским монастырем.
За время своего существования, а это около пяти веков, монастырь имел довольно богатую историю. В 1563 г., во время своей поездки в Оболенск, Калугу и Перемышль, монастырь посещал царь Иван Васильевич Грозный. В 1595 г. состоялось нашествие крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен гетманом Сапегой. Настоятель Троицкого монастыря архимандрит Савватий в 1613 г. подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Спустя три года Лютиков монастырь пострадал от союзника Лжедмитрия II гетмана Лисовского. В 1618 г. монастырь в очередной раз разорил гетман Сагайдачный. И лишь с 1653 г. начинается обновление и благоустройство этого монастыря ближним боярином и оружейничим царя Алексея Михайловича, а потом и Федора Алексеевича - Богданом Матвеевичем Хитрово. Благоустройство обители продолжалось до 1756 года.
В прошлом, 2008 году исполнилось ровно 90 лет с момента начала событий, ставших началом трагического конца этого уникального духовного и исторического памятника.
Итак, время описываемых событий - 1918 год. В России самый разгар гражданской войны. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. В стране хаос, борьба за власть.
"7 августа 1918 прибывшая в Троицко-Лютиков монастырь Комиссия для конфискации лошадей по распоряжению Военного Комиссара Московского Округа, в составе Члена товарища Матвеева, Кураева, служащих в советских учреждениях тов. Закалина, Ракчеева, фельдшера тов. Чугрина, милиционеров: Смольянинова, Мишина, Василия Ракчеева, Григория Волкова и гражданина Гречанинова, встретила сопротивление со стороны настоятеля монастыря игумена Иосифа, отказавшегося исполнить распоряжение Советской Власти и созвавшего набатным звоном крестьян села Корекозева.
Прибывшими крестьянами под влиянием агитации и извращения факта как некоторыми крестьянами так и игуменом и монахами, учинено насилие и убийство тов. Матвеева, Кураева, Закалина, Ракчеева, Смольянинова и Мишина, которые при содействии монахов были брошены со слабыми признаками жизни, с привязанными камнями в р. Оку. Избитых же товарищей Гречанинова и Чугрина заключили под арест; Гречанинова в монастырскую башню, ключ от которой находился у настоятеля игумена Иосифа, тов. Чугрина в монастырскую гостиницу.
По совершении убийства Комиссаром села Корекозева Борисовым были разосланы приказы в деревни Горки, Ладыгино, Голоцкое, Бушовка и Вольня прибыть всем обществом в село Троицкое для ограждения монастыря, подвергшегося разграблению приехавшими большевиками.
Вечером того же числа, по прибытии крестьян с названных деревень, было общее собрание под предводительством Дмитрия Иванова Мартышова в присутствии игумена и иеродиакона Пафнутия, на котором и постановлено было вооружёнными немедленно идти в Перемышль, разоружить Совет и конфисковать всё оружие во всех советских учреждениях.
В ночь на 8 августа, когда монастырь охранялся монахами, толпа собравшихся крестьян, вооружённая и руководимая Борисовым, Мартышовым и крестьянином деревни Горки Дерябкиным прибыла в Перемышль, разоружила Совет, отобрала во всех Советских учреждениях бывшее оружие, устроили собрание, на котором постановили созвать немедленно Чрезвычайный Уездный Съезд, восстановить свободную торговлю хлебом, прекратить борьбу с мешочниками и передать власть эсерам.
Прибывши в Корекозево 9 августа небольшим отрядом из г. Калуги были освобождены заключённые Гречанинов и Чугрин. Отряд был встречен набатным звоном как с сельской, так и с монастырской колоколен. Крестьянами была устроена засада. К вечеру, когда уже стемнело, и отряд с арестованными монахами возвращался из монастыря, то со стороны Оки была открыта редкая стрельба.
11 августа, по объявлению осадного положения в Перемышльском уезде, прибывшими войсками было отобрано оружие у крестьян села Корекозева и произведённым расследованием установлено:
1). факт восстания монахов и крестьян против Советской Власти.
2). Виновность иеромонахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Никанора, Корнилия, Иоаникия, иеродиакона Пафнутия. Непосредственное участие в восстании против Перемышльского Совета 51-го крестьянина села Корекозева, объяснивших своё участие влиянием агитации как монахов, так руководителей и агитаторов.
3) Установлена виновность крестьян села Корекозева: Борисова Ивана, Крюкова Григория, Мартышова Дмитрия, Букина Якова, Фролова Максима, Негодяева Дмитрия, Конова Якова, Букина Ивана, Никонова Малахея и деревни Горки Дерябкина Фёдора.
4). Установлена виновность скрывшегося игумена Иосифа и крестьян села Корекозева: Сухачева Дмитрия, Фролова Андрея, Аксенова Бориса, Никитина Петра, Маркина Ивана, Конова Трофима, Никонова Дмитрия, Крюкова Козьму, Абрамова Василия, Фролова Ивана, Букина Ивана, Маркина Ивана, Букина Ивана Константинова, Гусакова Кирилла, Маркина Петра, Крюкова Павла.
На основании изложенного штаб именем Российской Федеративной Советской Республики монахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Пафнутия, Никанора, Корнилия, Иоаникия, гражданина Ивана Ивановича Борисова, Григория Алексеевича Крюкова, Дмитрия Ивановича Мартышова, Якова Ивановича Букина, Максима Петровича Фролова, Дмитрия Васильевича Негодяева, Якова Карповича Конова, Ивана Ивановича Букина, Малахея Дмитриевича Никонова, Фёдора Михайловича Дерябкина объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян, за участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской Власти и разоружение в Перемышле постановляет: подвергнуть к расстрелу, скрывшихся и поименованных в пункте 5-м лиц объявить подлежащими розыску и преданию Революционному Трибуналу.
Штаб: А. Фёдоров, Евстафьев и Ассен-Аймер".
Далее последовало следующее:
"Приказ штаба войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губернии 13 августа 1918 г., № 203, село Корекозево.
На основании ст. 5-й декрета о свободе и совести и церковных религиозных имуществ 23 января 1918 г., Троицко-Лютиков монастырь в селе Корекозеве Андреевской волости Перемышльского уезда Калужской губернии за участие монахов во главе с игуменом Иосифом в восстании против Советской Власти, за призыв крестьян набатным звоном, за допущение насилия и убийства: Члена Исполнительного Комитета Перемышльского Уездного Совета тов. Матвеева, Члена Комиссариата Земледелия тов. Кураева, служащих в военном Комиссариате тов. Закалина, Ракчеева и милиционеров тов. Смольянинова и Мишина, за антиправительственную агитацию упраздняется.
Для приёма монастыря, учёта и составления описи всего имущества назначается комиссар тов. Прокопчик, и всё монастырское имущество, как Народное Республиканское достояние, в силу статьи 13 того же декрета отбирается от монастыря, как от упразднённой настоящим приказом приходской общины.
Тов. Прокопчику принять все меры к должному охранению имеющихся двух в монастыре храмов. Всем монахам, не причастным к восстанию, в 7-дневный срок предложить оставить монастырь и пределы Калужской губернии, обязав таковых подпискою.
Штаб: А. Фёдоров, Евстафьев и Ассен-Аймер".
Таким образом, в результате проведенного Штабом войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губернии расследования была признана виновность в восстании против советской власти 17 человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были и 6 иеромонахов: Авксентий, Иасон, Иосиф, Иоанникий, Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Первых троих из этого списка расстреляли в Калуге.
Остальных же четырех иеромонахов вместе с крестьянами расстреляли на южной окраине села Корекозево в местечке называемом старожилами "могилки".
Среди жителей села Корекозево ходит предание, что перед казнью монашествующих избили, требуя от них указать место, в котором, якобы, монахи прячут несметные сокровища. Не добившись от монахов желаемого, всех повели на расстрел. Когда солдаты произвели залп - 13 человек из 14 упали замертво в заранее вырытую яму, а один из иеромонахов (имени его никто не помнит), крупного телосложения, стоял неподвижным. Прогремел второй залп - иеромонах стоит. В среде солдат появился страх, они хотели уже разбежаться. Но приговоренный к казни сказал: "Что испугались? Делайте свое дело". После этого он благословил солдат на стрельбу и был убит.
Позже, после закрытия, монастырь был передан государству для организации МТС, которой руководил Е.А. Киселев (зять К.Э. Циолковского). Великий русский ученый приезжал на велосипеде в село Корекозево к своей дочери Анне, и осматривал монастырь.
В 1924 -1926 гг. были составлены первые списки памятников архитектуры Калужского края, и Лютиков монастырь, конечно, был включен в этот список. В 1926 г. в Калугу от Главнауки были откомандированы два эмиссара: Петр Дмитриевич Барановский и Николай Николаевич Померанцев. Они приезжали разбирать жалобу калужан, присланную в Москву на решение Губисполкома продать с торгов некоторые монастыри и церкви уезда.
П.Д. Барановский, обследовав монастырь, подтвердил высокую его ценность как памятника архитектуры. Мало того, он организовал и выполнил реставрационные работы в здании Благовещенской церкви, после чего музейный фотограф Варвара Петровна Некрасова сфотографировала весь ансамбль, благодаря чему мы имеем сейчас уникальную возможность увидеть то, что нами безвозвратно потеряно.
В 1929 году здания монастыря были переданы сельскохозяйственной артели села Корекозево «для организации крахмалопаточного завода, маслобойки и случного пункта».
В 1930 году монастырь был снова осмотрен директором Калужского Госмузея Н.И. Чалым и художником В.Н. Левандовским на предмет его дальнейшего использования. Они установили, что все строения, за исключением ограды, находятся в полуразрушенном до крайности запущенном состоянии, стены имеют большие трещины, в соборе отсутствуют рамы и стекла, а реставрационные работы проведены П.Д. Барановским нерационально. Плодовый сад был окончательно уничтожен. Кроме этого, монастырю, как и в старинные времена, угрожала своими разливами река Ока, поэтому хозяйственно использовать монастырь местный сельсовет и колхоз отказывались. На основании этого ими был сделан вывод о нецелесообразности дальнейшей реставрации и сохранении монастыря. Поэтому он был снят с музейного учета и передан Корекозевскому колхозу имени "1 мая" для использования по его усмотрению. Оказалось, что Лютиков монастырь никому не нужен и таким образом он был обречен.
Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения: водонапорную башню, почту, колхозные сараи, а также частные дома.
В свое время, записывая воспоминания старожилов села, члены туркраеведклуба "Поиск" Корекозевской средней школы посетили М.М. Букину (1921 г. рождения), и расспросили ее о том, что она помнит о монастыре. Она вспомнила, что еще накануне Великой Отечественной войны стояли монастырские стены. После войны на месте монастыря остался лишь фундамент. До 1990-х гг. здесь действовала летняя ферма для коров. Затем все пришло в запустение, и теперь на месте монастыря лишь заросли бурьяна.
При подготовке описания использованы материалы:
Толкачева В.В., МОУ "Корекозевская средняя общеобразовательная школа",
Абакулова В. И., ГУК "Калужский областной краеведческий музей"
Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 08-01-59104 а/Ц).
Источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5661