ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ницца. Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской.


Ницца. Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Александры Римской
Год постройки:Между 1856 и 1860.
Архитектор:А.С. Кудинов, Антуан-Франсуа Баррайа
Ссылки: Официальный сайт  Официальный сайт  Прочее 
Адрес:
Франция, Прованс - Альпы - Лазурный Берег, департамент Приморские Альпы, г. Ницца, ул. Лоншан, д. 6
Rue Longchamp 6, 06000 Nice, Alpes-Maritimes, Provence-Alpes-Côte d'Azur, France

Координаты: 43.699372, 7.267473



Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
15 января 2013
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
15 января 2013
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
15 января 2013
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
15 января 2013
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ницца, Франция, Прочие страны
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ницца, Франция, Прочие страны
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, Рис. из журнала "Нива"<br>, Ницца, Франция, Прочие страны
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Dmitry N.
1 января 1887
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, , Ницца, Франция, Прочие страны
Dmitry N.
1 января 1887
Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Ницца, Франция, Прочие страны
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1870



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 апреля 2012

Приехавшая в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку храма. Этот православный храм был построен в 1860 году, в его закладке участвовал великий князь Константин Николаевич. По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Торжественное освящение храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый  русский православный храм в Западной Европе. Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска. Собственно храм расположен на втором этаже здания, первый этаж отдан под приходскую библиотеку, созданную в 1860 году по инициативе писателя князя Петра Вяземского.

Источник информации - http://www.palamos.ru/


Марина Зуйкова  19 октября 2018

Ницца и Канны стали любимыми курортами русской знати в середине XIX века, когда появилась возможность доехать до них из России по железной дороге. Приезжали обычно на курорт в ноябре, уезжали в феврале-марте. Русская пресса писала: «Климат во всей области Ниццской, защищенной от севера последними отлогостями Альпов, несравненный, истинно благотворный, так что он сам собою, без медицинских пособий может восстановить силы и здоровье». Уже в зимний сезон 1857–1858 в Ницце, которая тогда (до 1860) входила в состав Сардинского королевства, проживало 150 богатых русских семей. Среди них было много больных чахоткой, искавших исцеления, но остававшихся, увы, без необходимого христианского утешения, так как в городе не было даже домовой православной церкви.

Широко, весело и богато жила «русская Ницца», однако отсутствие церкви «возбудило различные толки, внушало странные понятия относительно наших религиозных убеждений и обычаев» среди международного общества отдыхающих. Это ненормальное положение решила исправить вдовствующая Императрица Александра Феодоровна, зиму 1856–1857 гостившая на курорте, на вилле Авигдор. Она первая внесла 8000 франков на православный храм, а к концу 1857 русская колония собрала сумму в 48 тыс. франков, вполне достаточную для начала строительства. Сама же Императрица молилась в своей домовой церкви, освященной 20 ноября 1856 на ее вилле.

Проектировать храм в Ницце Александра Феодоровна поручила акад. А. С. Кудинову, довольно посредственному зодчему, работавшему архитектором Синода. 2 мая 1857 граф Э. Г. Штакельберг, российский посланник в Турине, купил участок площадью в один гектар, который, однако, оказался болотистым, отчего построенный на нем храм позднее постоянно страдал от сырости. Местные власти разрешили строить здание только на северной стороне участка и без колокольни. Согласно проекту Кудинова, новый храм на 200 человек больше походил на церковный дом, ибо не имел ни купола, ни архитектурных украшений. В ходе строительства проект был изменен местным архитектором Барайя, который увеличил высоту здания, расширил его по бокам, снабдил орнаментальной отделкой и куполом, что придало всей постройке храмовый вид. Руководил строительством комитет, возглавляемый А. Я. Скарятиным.

Церковь, первая православная на Лазурном берегу, была торжественно заложена 2 декабря 1858 духовенством русских военных кораблей, стоявших на рейде соседнего порта Виллафранко, в присутствии генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича, вел. кнн. Александры Иосифовны, Екатерины Михайловны, вел. кн. Николая Константиновича, великого герцога Георгия Мекленбург-Стрелицкого, российского посланника и городских властей. Первый камень в основание храма, посвященного святым покровителям Императрицы и ее покойного супруга Николая I, положил сам генерал-адмирал.

С работами спешили, желая закончить их к зимнему сезону 1859–1860, к приезду Императрицы, которая была душой всего дела. Все пожертвования направлялись в ее канцелярию. В престольный праздник 6 декабря 1859 на купол был поднят золоченый крест. К этому времени морем из Петербурга прибыл иконостас, подаренный Александрой Феодоровной. Он был исполнен в русском стиле в мастерской Алексеева по эскизу проф. И. И. Горностаева, который в поисках образцов специально ездил в Псковскую и Новгородскую губернии.

Иконы в этом двухъярусном иконостасе из темного дуба написал на золотом фоне акад. В. В. Васильев, известный знаток «византийского извода». Жертвуя иконостас, Императрица поставила условием, чтобы «он всегда оставался в своем первоначальном виде, без каких бы то ни было изменений, добавлений или украшений». Умирая, она завещала церкви еще одну работу Васильева – образ Грузинской Божией Матери, праздник которой приходился на день восшествия на престол Николая I. В клеймах этого образа представлены святые, тезоименитые членам Императорской семьи. Рядом с ним сейчас висят две красивые, с эмалью, иконы XIX века: свт. Митрофан Воронежский и прп. Иоанн Рыльский.

Лица из свиты Императрицы поднесли церкви запрестольный образ, который изображает ветхозаветную Троицу и написан неизвестным русским живописцем. Ко дню освящения были сделаны и другие пожертвования: принц П. Г. Ольденбургский подарил священные сосуды из серебра, Александра Феодоровна – две хоругви и плащаницу, Императрица Мария Александровна – парадные облачения, герцог Пармский – Евангелие в серебряном окладе, украшенном самоцветными камнями. Кроме того Александра Феодоровна, члены Императорской семьи и свиты оплатили две трети из 74 тыс. франков, истраченных на строительство.

И в дальнейшем жертвователи не оставляли храм. В память об умершем в 1865 в Ницце Цесаревиче Николае Александровиче Венценосные родители подарили две иконы из его комнаты, восемь серебряных подсвечников и лампаду, а Войско Донское, атаманом которого был покойный, – великолепный метровый заалтарный крест; перед ними служилась панихида по Цесаревичу и его отцу. П. П. фон Дервиз пожертвовал массивную дарохранительницу из кованого серебра. В 1937 был сооружен небольшой киот в память покойного генерала Н. Н. Юденича. На иконе в киоте изображены вмч. Георгий Победоносец, Спаситель и Божия Матерь.

Когда 31 декабря 1859 придворный прот. Сперанский освящал церковь, Императрица Александра Феодоровна не смогла присутствовать, ибо была нездорова. Вместо нее торжество посетила ее старшая дочь вел. кн. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, с двумя дочерьми. Прибыли также принц П. Г. Ольденбургский, посланник Штакельберг, личная свита Императрицы, и духовенство русской эскадры, находившейся в Виллафранко. На освящении пел приехавший из Петербурга придворный хор, а голландский художник Тешар, по желанию Императрицы запечатлел торжество в акварели. Архитектор Барайя в награду за свои труды получил от строительного комитета 2000 франков. Первым священником новой церкви стал о. Димитрий Васильев, брат настоятеля посольского храма в Париже, которому подчинили храм в Ницце.

Прошло немного лет, и храм подвергся суровой критике: «Здание вышло с боковых фасадов каким-то обрезанным, а внутри не соглашено с великолепным иконостасом, который в свою очередь… загромоздил все пространство … Через три года оказалось необходимым произвести капитальные переделки…». «Настоящее здание так плохо, так некрасиво и так непрочно, что прилагать заботы об его улучшении… казалось бы, не следует». В 1896 архитектор Шевалье подал проект перестройки, который предусматривал упразднение нижнего этажа, фасад в «русском стиле», дом причта в саду, но прихожане его отклонили по недостатку средств – требовалось 100 тыс. франков.

В 1900 акад. М. Т. Преображенский, осмотрев здание, предложил свой проект перестройки, но одновременно из-за возможности «существенного повреждения основных частей и стен» высказался за постройку новой церкви на вилле Бермон, «вроде только что воздвигнутой в Биаррице», что в конце концов и было осуществлено. Во время строительства нового храма, чтобы оплатить его отделку, старый хотели продать, но община этому воспротивилась.

Более полувека Никольская церковь была для русских единственной на всей французской и итальянской Ривьере. Служили в ней по воскресеньям только во время курортного (зимнего) сезона. На содержание церкви Императрица Мария Феодоровна ежегодно выделяла 2000 франков, но большинство расходов несли прихожане. Церковный хор состоял из французов, поэтому текст в нотах писался латинскими буквами. С 1860 на первом этаже работает хорошая русская библиотека, основанная поэтом П. А. Вяземским. Теперь она занимает также бывшую квартиру настоятеля, куда можно войти через садик с высокими пальмами.

Поначалу назначаемые из России священники недолго служили на приходе, но вскоре положение изменилось и за полвека перед революцией их было всего трое: в 1867–1878 – о. Владимир Левицкий, переведенный затем во Флоренцию, в 1878–1887 – прот. Сергий Протопопов, переехавший в Висбаден, и в 1887–1918 – прот. Сергий Любимов, духовник Императрицы Марии Феодоровны, который много способствовал возведению в Ницце Никольского собора, за что получил орден Анны 1-й степени. С 1948 по 1956 причт возглавлял его сын – прот. Владимир Любимов, в прошлом юрист.

В годы Первой мировой войны жизнь в «русской Ницце» замерла, но послереволюционная эмиграция ее очень активизировала, так как в городе и окрестностях собралось до трех тысяч русских беженцев. Для помощи им в приходе был создан специальный «Благотворительный комитет». С этого времени богослужения стали отличаться особой торжественностью, привлекая многих инославных, желавших познакомиться с Православием. В 1925 настоятели получили епископский сан. Первым кафедру занял приехавший из Польши архиепископ Владимир (Тихоницкий), прослуживший в храме свмц. цар. Александры 20 лет; он «подобрал хороший клир, организовал сестричество, сумел сплотить паству». Его помощником состоял о. Александр Ельчанинов, замечательный пастырь и автор известных «Записок священника».

Первый этаж здания решен как цокольный и оформлен квадровым рустом. По второму этажу фасад украшен сдвоенными пилястрами композитного ордена и завершен раскрепованным антаблементом с гладким фризом. Вход тоже отмечен пилястрами и треугольным фронтоном, поле которого заполнено резным орнаментом. В центре фасада – большое тройное окно с полуциркульным завершением. Над карнизом находятся три глухие арки – одна из них с розеткой, – которые напоминают закомары в древнерусских церквей. В арках помещены майоликовые изображения Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Венчает здание приземистый широкий купол серого цвета. Боковые фасады оформлены треугольными фронтонами с лепным изображением креста.

Храм размещается на втором этаже, куда ведет мраморная лестница. Он до сих пор не расписан, хотя первоначально росписи предполагалось сделать по эскизам кн. Г. Г. Гагарина. Небольшое помещение днем освещается через высокие окна в стенах и узкие – в куполе, вечером – тремя хрустальными паникадилами. Столбы поддерживают деревянные хоры над входом. Широкий антаблемент и гипсовый орнаментальный фриз – единственное архитектурное украшение интерьера. Стены внизу покрыты деревянными панелями, выше окрашены темно-зеленым колером; между полуциркульными окнами изображены Евангелисты. Купол – светло-голубого, потолок – светло-розового цвета.

Почитанием у прихожан пользуются две старинные иконы Божией Матери: Толгской и Владимирской, подаренные Шабельской и Самариной. Обе иконы заключены в большие резные киоты, сделанные в стиле XVII века по эскизу Л. А. Пьяновского. Они стоят по краям солеи. Рядом размещены киоты с изображением св. Александра Невского, св. Марии Магдалины, Спасителя. На стенах висят две копии религиозных картин.

Вскоре после освящения храма в Ницце в 1867–1869, в пригороде Кокад было устроено православное кладбище (ныне – это отдельный участок площадью в три гектара). Прежде русских хоронили на городском кладбище Шато, причем неимущих закапывали в общей могиле. На новом кладбище, расположенном террасами, прихожане выстроили Никольскую часовню в память о Цесаревиче Николае Александровиче. Половину расходов оплатила графиня А. М. Толстая. В 1920-е часовня была расширена и обращена в церковь, иконостас для которой в 1911 пожертвовал П. П. фон Дервиз, владелец богатой виллы Вальроз в Ницце (см. № 137). Внутри часовни висит мраморная доска с именами русских офицеров, умерших на Лазурном берегу.

На этом кладбище погребены члены Дома Романовых: вел. кн. Елена Петровна (1884–1962), вдова убитого в Алапаевске вел кн. Иоанна Константиновича, вел. кн. Ростислав Александрович (1962–1978), генерал Н. Н. Юденич (1862–1933), министр иностранных дел С. Д. Сазонов (1860–1927), живописец Ф. А. Малявин (1869–1940) и художник и историк Г. К. Лукомский (1884–1952), декабрист А. Н. Раевский (1795–1868), поэт Г. В. Адамович (1892–1972) и светл. кн. Екатерина Михайловна Юрьевская (1849–1922), вторая супруга Императора Александра II.

При церкви долго действовало сестричество во имя св. Ефросинии Полоцкой, которое помогало поддерживать в ней благолепие и вело благотворительную работу. Оно заменило Русское благотворительное общество, возникшее в конце XIX века «для помощи нуждающимся и бедным больным русским подданным всех христианских исповеданий».

К своему столетию церковь была отремонтирована на средства, которые приход получает от входной платы за осмотр Никольского собора в Ницце. Однако в настоящее время интерьер выглядит запущенным и нуждается в основательной реставрации.

Храм обслуживается причтом Никольского собора. Богослужения по воскресеньям и праздникам ведутся на церковнославянском и французском языках. Посещая Ниццу, большинство русских лишь случайно натыкается на эту церковь, хотя она стоит недалеко от оживленных главных улиц, ведущих к Английской набережной. Только во время службы можно попасть в это историческое здание, где полвека молилась вся «русская Ницца» и где хорошо ощущается ее невидимое присутствие.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863313.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 октября 2020

К 75-летию со дня освящения Малой церкви в Ницце. 1859-1934 г.

Больше половины русских, приезжавших в дореволюционное время в Ниццу на зиму, приезжало именно потому, что тут была наша православная церковь. Большую заслугу соотечественникам оказали те, которые дали идею о построении здесь приходской церкви, первой русской приходской церкви в западной Европе, как равно и те, которые эту идею привели в исполнение. Для оценки их заслуги, здесь не излишне объяснить, при каких условиях и с какими средствами дело было предпринято.

До 1857 г. священники, приезжавшие из Марселя, где есть греческая церковь, выписывались преимущественно людьми богатыми для совершения в случае надобности заранее определенных треб. Этим утешением, следовательно, не могли пользоваться все. Многим приходилось страдать без успокоений религии, оставлять мир без напутствия! О необходимости устройства православной церкви в Ницце много говорилось и много писалось, но не доставало инициативы и денег. Притом и мнения были разные. Одни полагали достаточным приглашать священника из России лишь на зиму; другие предлагали нанять зал, устроить походную церковь, а затем уже выписать священника, третьи думали просить министерство иностранных дел учредит русскую церковь при нашей миссии в Турине, и так как православных там на жительстве никого нет, то по примеру женевской, переведенной из Берна, церковь из Турина перевести в Ниццу. Некоторые предлагали просить морское министерство устроить в Виллафранке часовню, на том основании, что русскому правительству уступлено там несколько домиков для пользования наших военных эскадр.

Все эти толки не вышли бы, по всей вероятности, из области предположений, если бы им не дал практическое направление приезд Императрицы Александры Федоровны, собиравшейся на зиму 1856-57 г. в Палермо и неожиданно прибывшей в Ниццу. Чтобы положить начало этому святому делу, Императрица избрала один из приемных у себя дней, именно 8/20 апреля 1857 г., и, осведомив присутствующих о принятом решении, вписала в подписной лист 8 тысяч франков. Сейчас же между присутствующими на вечере было собрано до 20 тысяч франков и в принципе было решено построить обыкновенный дом, в верхнем этаже которого помещалась бы церковь. Дом упрощал затруднения, могущие возникнуть со стороны сардинского правительства, так как в то время, несмотря на либеральные его стремления, оно не решилось бы открыто дозволить водворения в своей земле иноверческих храмов. (Впоследствии даже было выговорено, чтобы этот дом не имел внешнего вида храма).

Имея 20 тысяч франков, Императрица уполномочила нашего посланника гр. Э. Штакельберга приступить к покупке земли нужной для возведения упомянутого дома, а на устройство в нем церкви - испросить разрешения сардинского правительства и нашего министерства иностранных дел. 2-го числа мая месяца участок был куплен. Акт покупки, внесенный в книгу гражданских сделок (инсинназионэ), за № 1525 (дела № 269), упоминает, что земля куплена у братьев Тиранти графом Э. Штакельбергом, для построении церкви греко-российского исповедания, воздвигаемой по подписке, и что, следовательно, земля приобретена во имя и в пользование этой церкви. (При передаче Ниццы Франции местные городские власти в то время официально удостоверили, что церковь, т. е. духовное учреждение, представляемое ее управлением, есть истинная владелица, и что французское правительство, в отношении к этому учреждению, приняло все обязательства сардинского правительства. Переписка об этом находилась в архиве нашего консульства).

Купленный участок в начале представлял правильный параллелограмм в 50 м длины и 20 м ширины, т. е. площадь в 1000 кв. метров. За него заплачено 11 тысяч франков (т. е. по 11 франков за 1 кв. метр). Условия покупки налагали следующие сервитуты: 1) Строить здание на крайней северной части, и не давать ему ширины более 15 метров, что определяло площадь в 300 кв. метров. 2) Остающиеся 35 метров к югу занять садом. 3) Не ставить колоколов и не учреждать кладбища.

В течение 1857 г. подписка на постройку достигла 48.340 франков. К концу года был получен из Петербурга план церковного дома, составленный, по поручению Императрицы, дворцовым архитектором Кудиновым. Со дня на день ожидалось приказание начать работу, как вдруг дело приостановилось на целый год. К сожалению, приобретенный для церкви участок находился в новых кварталах города, еще не подведенных ни под какой план (план регулятор). Этот план составлен был давно, но в Турине не торопились его утверждать. Вслед за поступлением нашего проекта в местную строительную комиссию (consiglio dornato) в Ницце было получено известие, что забытый городской план поднят на ноги и это изменило все предположения. По плану для бульвара Лонгшан отрезывалось треугольником 368 кв. метров, следовательно, на северной стороне не было бы возможности строиться, а посредине воспрещали условия. Начались переговоры. Надо отдать справедливость городскому начальству, что оно изыскивало различные компромиссы, предлагало, например, соответствующий участок близ строящегося городского госпиталя С.-Рош, или на Авеню дю Пон Нэф, (которое теперь носит имя Авеню де ля Виктуар). Но пришлось бы приплатить значительную сумму, которой строительная комиссия не располагала. Кроме того, ни там, ни тут не было еще проезжей дороги и ее пришлось бы устраивать на свой же счет, а для постройки на Авеню дю Пон-Нэф требовалось бы строить здание с особым фасадом, т.е. с портиками, как на площади Массена. Искали в других частях города, но везде являлись препятствия. В конце концов остановились на первоначальном выборе. Благодаря участию префекта и мэра города пришли к соглашению с соседними владельцами и дело направилось в Турин, где 4 дек. 1858 г. был подписан королевский патент, контрассигнованный гр. Кавуром (имеется в церковном архиве). Наша церковь освобождалась от сервитутов, с обязательством, однако, не занимать под строение более 300 кв. м., и, кроме того, объявлялась «делом общественной пользы», «d’utilité publique». Городские власти сделали еще любезность и за отрезанные под бульвар 310 кв. метров уплатили церкви 3.410 франков, а остальные 58 кв. метров отрезал себе сосед, с уплатой 658 франков. Таким образом земля обошлась в 7.521 ф. 10 с. Впоследствии был еще сделан мелкий обмен земли с соседом с северной стороны. Сторожка, построенная с этого боку, была упразднена и сосед, взяв несколько метров под постройку нового дома с улицы Когта (теперь Маршал Жоффр) уступил с юга участок, примыкающий к церковном саду, где и построен был ныне стоящий домик для церковного сторожа.

По окончании всех переговоров гр. Штакельберг, с согласия Императрицы, учредил в Ницце строительную комиссию, в которую с их согласия назначены: председателем А.Я. Скарятин, членами: Росийский консул А.И. Грив, кн. Л.М. Голицын и В.В. Чачков. Закладка храма была произведена 2/14 декабря 1858 г.

При вступлении комиссии в свои обязанности средства ее были не в блистательном положении. Наличными было собрано лишь до 12 тысяч франков, так что по уплате за землю в кассе оставалось менее трех тысяч. Но к концу 1859 г. было собрано уже 72 тысячи франков, и несмотря на то, что все же эта сумма была недостаточна, работа производилась поспешно, и постройка должна была быть оконченной к приезду Императрицы на зиму 1859-60 гг. Данный комиссии план оказывался недостаточно приспособленным к нуждам прихода и пришлось немного изменить, дабы увеличить площадь храма. Равно было испрошено разрешение у местных властей на увеличение высоты храма до 8 метров, и устройство потолка со сводами. Главная работа производилась летом во время отсутствия из Ниццы членов комиссии и, архитектор, приступая к устроению кровли, нашел удобным в видах увеличения ее солидности, а равно и для благолепия внутренности храма устроить купол, который мы и сейчас видим. Когда члены комиссии возвратились к своим местам, все было уже готово. Купол поразил их, так как расходился немного с общим характером здания, но так как он увеличивал свет в церкви, придавал потолку более легкости, - то его и не потревожили.

Не излишне отметить также, что если фрески, украшения и вся лепная работа не гармонирует с характером резьбы и колоритом иконостаса, то это потому, что иконостас пришел из России уже по окончании всей внутренней отделки! Недостаток единства орнаментации пополнен был несколько уже в 1873 г. устройством вокруг стен дубовой панели. Пожертвованный Императрицей иконостас составлял одну из драгоценностей храма. Он был привезен из Петербурга на фрегате «Олаф» в огромных ящиках и состоял из 200 отдельных частей. Рисунок его проектирован академиком Горностаевым; исполнены же были художественные резные работы в мастерской Алексеева, а живопись академиком Васильевым. Резные клиросы и запрестольный образ пожертвованы свитой Императрицы. Кроме того, от Императрицы же были получены: св. Плащаница, хоругви, несколько полных облачений; от принца П.Г. Ольденбургского: св. Евангелия, кресты и священные сосуды; от Святейшего Синода полный круг церковных книг; от герцога Пармского (комт де Виллафранка) св. Евангелие в обложке из цельного серебра, украшенное разноцветными каменьями.

Из более ценных св. предметов, полученных впоследствии в разное время, можно упомянуть о 8 подсвечниках, священных сосудах, лампаде, все из кованного серебра, пожертвованных Импер. Александром II и Импер. Марией Александровной в память их сына, покойного цесаревича Николая Александровича, скончавшегося в Ницце в 1865 г., о запрестольной иконе Св. Троицы в дубовой раме от гр. Тизенгаузена, бар. Фредерикса и г-на Шторх; о запрестольном кресте из кованого же серебра, принесенном от войска Донского в память своего августейшего Атамана; о шитом золотом по пунцовому бархату облачении от графини А.М. Толстой, о серебряной дарохранительнице от г. фон Дервиз, о хрустальных люстрах и бра от г. Константинова, о покрове из золотой парчи от гр. А.А. Орловой-Денисовой; о двух иконах на алтарной стене: св. Александра Невского и св. Марии Магдалины, писанных художником Н.И. Юрасовым, о иконе Спасителя над входными дверями, писанной кн. Абамелик. В двадцатом уже столетии были пожертвованы 2 иконы Божией Матери Толгской и Владимирской в дубовых киотах с лампадами г-жами Шабельской и Самариной, иконы св. великомученицы Екатерины и Варвары в дубовых рамах, писанные Е.Д. Самариной, иконы четырех Евангелистов, а на наружных стенах храма фрески: Спасителя, св. Николая Чудотворца и св. царицы Александры, серебряный семисвечник, 2 подсвечника, дарохранительница, Евангелия А.А. Фомичевым, подсвечники г-жей Сапожниковой, облачения - семьей Терещенко, аналои - княжной Абамалек, завеса А.И. Ляховой, хоругви В.В. Либерж и много, много других пожертвований, записанных именами жертвователей в инвентаре церкви.

Торжественное освящение храма происходило в четверг 31 декабря (ст. ст.) 1859 г. Оно было совершено в присутствии великой княгини Марии Николаевны, ее дочери княжны Марии Максимилиановны (впоследствии принцессы Баденской), принца. Л.Г. Ольденбругского, нашего посланника при Сардинском дворе, свиты Императрицы, разных сановников и до 100 приглашенных. Чин освящения совершал придворный протоиерей Сперанский, с духовенством с эскадры адмирала Пордмана и придворного хора певчих. Это торжественное богослужение с главными присутствующими превосходно передал по воле Императрицы, в акварельной картине, голландский живописец Тешар.

На следующий день, в наш новый год, при принятии поздравлений на вилле де Орести, Императрица лично благодарила всех членов строительной комиссии как то: А.Я. Скарятина, графа Вьельгорского, графиню Тизенгаузен, гр. Штакельберга, И.А. Штрох, А.И. Грив и прочих жертвователей, которых было 159 человек, между ними члены Императорскаго Дома занимали первенствующее место.

В нижнем этаже церковнаго здания, в большой комнате устроена была библиотека, начало которой положил в 1860 же году наш поэт и литератор князь П.А. Вяземский. Бывший министр просвещения А.В. Головин обогатил ее некоторыми ценными изданиями. Библиотека состоит преимущественно из книг духовного, исторического и беллетристического содержания.

С основания церкви, т. е. с 31 декабря 1859 г. и по сие время состояли в ней настоятелями: 1859-1860 г. — придворный протоиерей Сперанский; 1860-1863 г. - протоиерей Д.В. Васильев; 1863-1867 г. - протоиерей В.А. Прилежаев; 1867-1878 г. - протоиерей B.И. Левицкий; 1878-1887 г. - протоиерей С.В. Протопопов;1887-1918 г. - протоиерей С.Г. Любимов; 1918-1922 г. - и.д. настоятеля прот. А.Д. Селиванов; 1922-1925 г. - протоиерей Н.И. Подосенов; 1925 г. — Преосвященнейший архиепископ Владимир (Тихоницкий). В этот же период были избраны церковными старостами: Кн. Оболенский, Н.Н. Жадовский, А.П. Карамзин, А.Я. Скарятин, кн. C. Абамелек, А.В. Олсуфьев, кн. Д.М. Голицин, В.В. Чачков, А.О. Капнист, В.В. Чачков, гр. Н.А. Апраксин, кн. Л.В. Кочубей, Н.М. Римский-Корсаков, З.Я. Фукс, А.С. Щеголев, А.А. Любимов, Д.Н. Губарев, адм. Греве, гр. П.Ф. Сумароков-Эльстон, С.Н. Блинников, А.В. Неклюдов, кн. П.С. Волконский, А.С. Чудинов, кн. С.А. Кропоткин, П.В. Оноприенко.

Церковный вестник Западно-Европейской епархии, №№ 6 и 7, июнь-июль 1935 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 октября 2020

Церковь святителя Николая и св. мученицы Александры на улице Longchamp № 6 является одной из первых русских православных церквей за пределами России и первой на Лазурном берегу. Инициатором и покровительницей ее строительства была супруга императора Николая I-го, вдовствующая императрица Александра Федоровна. Первый камень был заложен в 1858 г. великим князем Константином Николаевичем. Проект выполнил синодальный архитектор Александр Кудинов, курировал строительство местный зодчий Баррая, внесший значительные изменения в конструкцию, вследствие чего купол не отвечает традициям Православия.

Архитектура здания представляет собой смесь классических и современных стилей, как и в других странах Европы. По соображениям политкорректности, здание храма не должно было выделяться среди окружающих его построек. Сделанный в виде греческого креста, он освещается естественным светом через множество окон на стенах и вокруг купола. Богатое внутреннее убранство напоминает коринфские колонны с орнаментами, которые видны и на других элементах украшений.

Церковь была освящена в 1859 г. протоиереем царского двора Николаем Сперанским в присутствии великой княгини Марии Николаевны и посла России в Сардинии графа Штакельберга. Императрица, хотя и была в то время в Ницце, не смогла присутствовать по состоянию здоровья. Она подарила церкви резной дубовый иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге по эскизу Горностаева и расписанный художником Васильевым. Многие предметы культа и облачения были пожертвованы прихожанами и членами Императорской семьи.

28 апреля 1865 г. в церкви в присутствии царской фамилии проходило отпевание великого князя цесаревича Николая Александровича. В ходе церемонии священник прочел манифест Александра II, оповестившего своих подданных о назначении новым наследником престола великого князя Александра Александровича (в будущем императора Александра III).

Храм сильно пострадал во время землетрясения 1887 г.

Богослужения совершаются на втором этаже храма. Первый занимает приходская библиотека, созданная в 1860 г. по инициативе поэта и писателя князя Петра Вяземского.

Более семидесяти лет с момента своего основания храм находился под управлением российского Святейшего Синода, а с 1918 г. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. В начале 1930-х годов назначенный Патриархом для управления заграничными приходами митрополит Евлогий (Георгиевский), отстраненный от своих обязанностей по политическим причинам, принял решение о временном переходе своей епархии под юрисдикцию греческого Константинопольского Патриархата. В 1945 г. он вернулся в лоно Русской Церкви, но лишь в личном качестве, без своей епархии, которая получила статус полуавтономной русской Архиепископии. Преемником митрополита Евлогия после его кончины в 1946 г. стал настоятель ниццкого прихода архиепископ Владимир (Тихоницкий). В ноябре 2019 г. большая часть общин Архиепископии церквей русской традиции во главе со своим архиепископом Иоанном (Реннето) приняли решение о возвращении в лоно Русской Православной Церкви при сохранении сложившейся за десятилетия практики приходской жизни в условиях западного общества. "Культовая ассоциация" и священник храма свв. Николая и Александры в то же время приняли решение об окончательном разрыве с русской традицией и перевели приход в западно-европейскую митрополию Румынской Церкви.

Информация с официального сайта храма, http://sobor.fr/index.php?content=article&category=library&id=2015-08-09-3&lang=ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.