До 1777 года Лався была деревней, а приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы находилась в сельце Щербакове, которое при образовании губерний отошло к Рязанской губернии, а прежде значилось в Русской десятине патриаршей, а потом Синодальной области. В патриарших окладных книгах эта церковь писалась так: „церковь Покров Пречистые Богородицы в Русской волости на лесу" существовала она с самого начала XVII столетия. В 1777 году помещик Зыбин перенес церковь в село Лавсю, а вместе с церковью был переведен сюда и причт.
Церковь эта деревянная, сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени (кон. XIX века); престолов в ней три: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе - во имя Архистратига Михаила и св. бессребреников Космы и Дамиана.
Утварью, ризницей и Святыми иконами церковь не богата. Из Святых икон особенно чтима прихожанами икона св. пророка Илии, украшенная серебро-позлащенной ризой; икона эта почитается «явленной»; явилась она, по преданию, в глухой лесистой местности в 8-х верстах от села Веркуц и затем поступила в Лавсинскую церковь. На месте явления иконы существует деревянная часовня, в которую 20-го июля бывает крестный ход из села Веркуц. В этот день около часовни благодаря многочисленному стечению народа устраивалась ярмарка, но заводчик Баташев воспретил её, опасаясь что его рабочие, будут здесь продавать изделия завода; а чтобы более не было и повода к собранию здесь народа, самую икону прор. Илии Баташев передал в церковь села Лавси.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от службы и требоисправлений, от хлебного сбора и земли церковной до 660 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 83 кв. саж., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.; из 30 дес. пахотной земли 15 дес. совсем негодны для земледелия; как сыпучий песок; плана на эту землю не имеется. По недостатку этой земли и взамен церковной земли, бывшей в сельце Щербакове, в 1850 году из дач наследников Баташева отведено еще в пользу причта 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной земли; план и межевая книга на эту землю имеются.
Приход состоит из села Лавси и деревень: Таланова (10 вер. от церкви) и Руднева (5 вер.) и из Колпского выселка, где проживают безземельные мастеровые с завода М. Баташева (10 вер. от церкви); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 873 души мужского пола и 978 женского.
В Лавсинском приходе имелись четыре народных школы: в селе Лавсе земская мужская школа и церковно-приходская женская; в первой учащихся в 1896 году было 31 мальч., а во второй 11 дев., в Колпском выселке земская школа, в дер. Таланове школа грамоты, в первой в 1896 г. было учащихся 37, а во второй 16.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/r/48-1-0-2856
В деревне Лався Касимовского района полностью сгорел древний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В ночь на 12 октября 2018 перед храмовым праздником случился пожар, уничтоживший всё, что осталось от старинного деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма недостаточно исследована, но реставраторами при осмотре были зафиксированы следы неоднократных перестроек, а с XIX века сохранились сообщения о переносе церкви начала XVII в. в Лавсю из другого села. В таком случае, к моменту своей гибели утраченной святыне было более 400 лет.
Как сообщает на своей странице в социальной сети «Вконтакте» настоятель Троицкого храма п. Гусь-Железный Касимовского района протоиерей Серафим Правдолюбов, к приходу которого относится с. Лався, «сгорела вся купольная часть древнего храма. Жители увидели стремительно охватываемое пламенем здание - слишком скоро огонь охватил все стены по окружности строения. Строящийся рядом маленький храм не пострадал. Предположение - намеренный поджог». По факту пожара правоохранительными органами ведется следствие.
С 2011 г. церковь была зафиксирована в статусе выявленного объекта культурного наследия (приказ комитета по культуре и туризму Рязанской области от 14.04.2011 № 269). Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года, которая планируется к утверждению Министерством культуры Российской Федерации, предусматривала отнесение данной церкви к группе особо ценных памятников деревянного зодчества с присвоением статуса федерального памятника истории и культуры. Благотворительным фондом «Белый ирис» в рамках проекта «Культурный код» (реализуется за счет средств президентского гранта в нескольких регионах, в Рязанской области партнером является Касимовская епархия) в сентябре 2018 года было проведено обследование, обмеры и осуществлена фотофиксация, планировалась разработка проекта консервационных и первоочередных противоаварийных работ. Теперь архитекторы, задействованные в проекте, будут помогать при переборке сгоревшего храма, что позволит изучить и собрать сохранившиеся металлические элементы, а также исследовать остатки венцов и определить характерные особенности конструкции.
Православная Мещера