ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Едома. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Едома. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1698.
Адрес:
Архангельская область, Пинежский район, рядом с д. Едома

Координаты: 63.922567, 44.558594
Проезд:Поездом до Карпогор, далее автобус до Церковы, переправиться на левый берег Пинеги.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, вид с севера<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 июля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид ансамбля церкви и колокольни<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
Общий вид ансамбля церкви и колокольни
Александр Фурсов
25 марта 1986
Церковь Николая Чудотворца, Никольская церковь<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
Никольская церковь
Александр Фурсов
25 марта 1986
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид церкви и колокольни. На этом снимке крест на центральном куполе вмонтирован фотошопом, реально он отсутствовал, как на других моих фото.<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
Общий вид церкви и колокольни. На этом снимке крест на центральном куполе вмонтирован фотошопом, реально он отсутствовал, как на других моих фото.
Александр Фурсов
25 марта 1986
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Едома, Пинежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
20 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Фото из книги Мильчик М.И. «По берегам Пинеги и Мезени». Ленинград - 1971 г.<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
Фото из книги Мильчик М.И. «По берегам Пинеги и Мезени». Ленинград - 1971 г.
Елена Григорьева
1 июня 1971
Церковь Николая Чудотворца, 1960 г. Источник: Комплект открыток «Народное зодчество Русского Севера», Ленинград «Советский художник», 1966 г.<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
1960 г. Источник: Комплект открыток «Народное зодчество Русского Севера», Ленинград «Советский художник», 1966 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид, архивное фото<br>, Едома, Пинежский район, Архангельская область
Общий вид, архивное фото
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Фурсов
 
Александр Фурсов  31 января 2012
Деревянная Никольская церковь 1698 года и колокольня 1798 года стоят на высоком левом Берегу Пинеги примерно в 200-250 м за деревной Едома. Церковь имеет сравнительно редкое завершение - шатёр с "мезенской крещатой бочкой". Такие церкви строились на Мезени и Пинеге, в других районах Севера не встречаются. Самая известная постройка подобного вида была церковь Михаила Архангела в Юроме (не сохранилась), к этому же типу относится церковь Божией Матери Одигитрии в Кимже. Судя по остаткам краски на лемехе глав (весной 1986-го они были хорошо видны) главы и барабаны были раскрашены. Церковь обшита тесом в конце XIXв. Куполообразный верх колокольни не характерен для местной архитектуры, скорее всего он заменил родной шатровый при ремонте.

Евгений Шелковников
 
Евгений Шелковников  2 октября 2013

Вверх по течению Пинеги в нескольких километрах от Кевролы, на высокой щелье стоит Чухченемский погост. Своим названием он обязан деревне Чухченемь, ныне уже не существующей. Расположенная у подножия щельи она в период половодий постоянно затапливалась, и жители со временем переселились в окрестные деревни. Несколько семей перебрались на угор поближе к погосту. Так возникла небольшая деревушка Едома (одна из самых живописных на Пинежье, поскольку в ней сохранились не только старые дома, амбары, колодцы и прочие хозяйственные постройки, но и архаический – свободный – порядок их расположения на местности)

От Едомы через небольшой перелесок проложена прямая дорога к Чухченемскому погосту. Идущему по ней, погост открывается постепенно: сначала показывается верхушка колокольни (1798 г.); по мере приближения она словно вырастает из-под земли. При выходе на поляну, раскинувшуюся по крутому склону реки, открывается великолепный вид на весь сакральный комплекс, на речной изгиб и на расположенную в пойме противоположного берега деревню Шардомень.

“Старики сказывали, что церковь хотели строить на другом берегу, в Церковой. Будто и лес строительный туда уже пригнали с верховой. Легли спать, а на утро смотрят – плоты на другом берегу у щельи оказались. И сколько раз ни перегоняли – на другой день они опять на том же месте оказывались. Не допускал, видать, Господь церковь до другого места. Делать нечего – тут и поставили. Оно и ладно. Место хорошее. Да ты глянь – отсюда всю округу видать! Божье место! Потому и не разорили нашу церковь. Которы сожгли, которы разобрали, а наша стоит. Хотели ее в Малые Корелы свезти, да Господь не дал”

От былого погоста до наших дней сохранились колокольня и Никольская церковь (1698 г.), освященная в 1700 г. Отремонтированная и обшитая в 1891 г., она почти не изменила своего первоначального облика.

Знаток древней деревянной архитектуры М.И. Мильчик так описывает этот тип храмовых построек: “Тип Чухченемского храма – шатер на крещатой бочке. Шатер здесь стоит не на восьмерике, как обычно, а на квадратном в плане четверике, к которому с одной стороны прирублен алтарь, с другой – трапезная. В шатер с четырех сторон врезаются бочки. Бочки увенчаны четырьмя главками, сидящими на круглых, в форме усеченного конуса шеях. Такой тип храма возник не раньше XVII в. Появился он в то время, когда правящее духовенство начинает запрещать строить шатровые церкви как не соответствующие “преданиям” и типам византийских храмов. Шатры испокон веков покрывали крепостные башни, форма их перекликалась с высокими пирамидальными елями, более всего отвечала народным представлениям о красоте сооружения. Так и появилась форма, оригинально соединившая излюбленный народом шатровый верх и требуемое церковью, пятиглавие”

Рядом с храмом в лесочке находится старинное заброшенное кладбище. В отсутствии оград замшелые кресты с небольшими хоромцами почти сливаются с деревьями, и могилы среди них с трудом различимы.

Святое Пинежье (А.Иванов, В.Калуцков)


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 августа 2021

«Церковь эта означает, что приближаемся мы к древнему центру всего воеводства - к Кевроль-городу. Правда, мест тех еще не видно, до них больше десяти километров. Погост на Щелье (Щельями на Севере называют высокие обрывистые берега реки. В данном случае так именуется место, где расположен погост), как форпост Кевролы, первым встречает нас. Сторожит столицу. Позади церкви лес поднимается, а сама она словно выбежала на открытое ровное место, чтобы видеть лучше, кто спускается по реке. Именно с этой стороны всяких гостей ждать надо. Когда-то чудь в верховьях имела свои укрепления и оттуда совершала набеги; да и из центральной Руси шли в эти края через Выю, чтобы затем до Кевролы спускаться по течению. Шли тем путем, какой уже в наше время проделал М. Пришвин. Щелья была своего рода укрепленным пригородом Кевролы. И если приближалась разбойная ватага, то еще можно было успеть известить о том воеводу.

Последнее время Никольскую церковь на Щелье называют Едомской по имени соседней деревни Едомы. Это справедливо и само по себе, если вспомнить, что на Севере этим словом всегда обозначают высокое сухое место. Однако, если говорить точно, то Никольская церковь относилась к Чухченемскому погосту. Еще не так давно под горой стояла деревня Чухченема (такое название позволяет предположить, что тут находилось одно из чудских городищ, да и окончание - «ма» в угро-финских языках имеет значение урочища). Ее жители вынуждены были перевезти отсюда свои дома, так как разливы реки угрожали деревне.

Церковь, возведенная здесь в XV веке, - вторая русская культовая постройка на Пинеге после Кеврольского монастыря. Была она «древяна вверху», как сказано в писцовой книге 1623 года, то есть шатровая. Значит, сродни тем, что стояли на Вые и Суре. Нынешняя, третья по счету на этом месте, освящена в 1700 году, отремонтирована и обшита в 1891-м. Ремонт и придал ей суховато «правильный» вид, столь не свойственный памятникам русской деревянной архитектуры.

К Никольской церкви лучше подходить от воды, с берега. Тогда ее затейливый верх и колокольня постепенно вырастают из-за высокого угора. Так когда-то над валами и тынами древнерусских городов поднимались маковки церквей, словно воины в шеломах и кольчугах...

Строители главное внимание уделили кровле. Не случайна, конечно, и такая высота - до главного креста около тридцати четырех метров. Церковь была и ориентиром, далеко видимым всякому идущему на погост, и обозначением самого высокого места, что было особенно важно во время весеннего половодья. А главное - она определяла собой центр всей округи.

Тип Чухченемского храма - шатер на крещатой бочке. Шатер здесь стоит не на восьмерике, как обычно, а на квадратном в плане четверике, к которому с одной стороны прирублен алтарь, с другой - трапезная. В шатер с четырех сторон врезаются бочки - так называли на Руси форму крыши, которая, действительно, напоминала бочку, лежащую по длине строения, срезанную в нижней части и заостренную в верхней, чтобы не задерживались на ней снег и дождь. Бочки увенчаны четырьмя главками, сидящими на круглых, в форме усеченного конуса шеях. Они наклонены к шатру и вместе составляют компактную и живописную группу.

Такой тип храма возник не раньше XVII века. Появился он в то время, когда правящее духовенство начинает запрещать строить шатровые церкви как не соответствующие «преданиям» и типам византийских храмов: «… как о сем правило и устав церковный повелевают, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить...». Это была борьба с народными вкусами, народными традициями. Шатры испокон веков покрывали крепостные башни, форма их перекликалась с высокими, пирамидальными елями, более всего отвечала народным представлениям о красоте сооружения как о его вознесенности. Естественно, что Север, где контроль церковных властей был ослаблен, долго противостоял этому требованию. Нельзя забывать также, что церкви рубили плотничьи артели на средства прихожан, по решению мирского схода, то есть заказчиком выступали все крестьяне волости, поэтому архитектура храма не могла не отражать их вкусы.

Рядом с церковью - потемневшая, накренившаяся от времени колокольня 1798 года. Она поставлена почти у самого края холма, с нее видно особенно далеко. Чем не дозорная вышка-«смотрильня»? Рублена колокольня по всем правилам древнего зодчества: восьмерик на четверике-амбаре. Сруб завершается расширением - повалом, укрепляющим ярус звона. Тут висело пять колоколов. Глухие стены, подчеркнутые вертикалями бревенчатых выпусков и кое-где прорезанные маленькими оконцами, напоминающими бойницы, помогают представить первоначальный облик соседней церкви, да и других, несохранившихся церквей на Пинеге. Вероятно, колокольня была увенчана шатром, замененным при ремонте куполом со шпилем. Тогда же разобрали и деревянную ограду с решетчатым верхом, которая окружала церковь и колокольню. Стены, имевшие двое ворот, делали погост еще больше похожим на крепость.

Чтобы лучше представить себе, как располагались церкви по пинежским берегам, возвратимся мысленно назад, в Верколу. На знакомой нам иконе - Веркольский деревянный монастырь такой, каким он был в середине XVIII века. В старинном описании его читаем: «кругом... монастыря ограда древяная рублена в замок, угловатая, ветхая». В правой части иконы хорошо видно двускатное покрытие монастырской ограды. В центре возвышается храм в честь Артемия, рубленный в 1713 году, по своему типу очень похожий на Чухченемский: в шатер врезаются четыре бочки. В благословенной грамоте архиепископа Холмогорского сказано: «вместо погорелой церкви построить новую... с трапезою теплую, из-за скудости вашей об одной главе...». И действительно, на самих бочках нет глав. Мастер, придерживаясь условного иконописного языка, как бы развернул перед нами верх церквей, изображая одновременно три бочки из четырех. Опись монастырская подтверждает: «церковь... четвероугольная... по верху ея четыре бочки крытые чешуею... на бочках одна глава...». Четверик от кровли отделяется широким выступом - полицей, крытой свешивающимся красным тесом, «тесом зубчатым». К четверику прирублена трапезная, ниже - сруб паперти и, наконец, крыльцо. Иконописец прекрасно показал, как, начиная от крыльца, ритмически нарастает движение архитектурных масс, завершаясь шатром.

Перед Артемиевским храмом шатровая колокольня с открытыми пролетами - звонами, где висели колокол, а: «на монастыре колокольня древяная на девяти столбах...», то есть несущие столбы окружены восьмериковым срубом. Короче говоря, это родная сестра чухченемской колокольни.

Левее - Никольская церковь, предшественница нынешней, той, что мы видели у самого монастыря. В храмозаданной грамоте 1695 года указано: «построить церковь... холодная с папертью, а верх... учинить не шатровой». Здесь, как это и повторено в существующей Ильинской, бочки увенчаны главками. К односкатной паперти прирублено великолепное крыльцо «з двумя всходы, забраны тесом... над всходом бочка». Иконописец все это изобразил верно, показав даже такие детали, как выступающие углы венцов четверикового сруба и резные столбики, поддерживающие кровлю крыльца.

Новые веяния XVIII века были услышаны даже в северной глуши, где, вероятно, и возникло это любопытное произведение: мастер стремится изобразить весь ансамбль в перспективе, придерживаясь одной точки зрения - сверху. Точность, с какой изображен монастырь, говорит о том, что живописец сам жил на Пинеге. С живой непосредственностью рисует он вставшего на дыбы коня, похожего на тех, что мы часто видим на прялках. Не забыты на пашне и борона, и изгородь. Таким образом, признаки места, где совершилось «преставление» Артемия, нарисованы с наивной достоверностью. Неизвестный мастер с любовью и знанием писал то, что видел каждый день, чем была наполнена вся его жизнь .

Этим-то и подкупает икона, несмотря на ее неумелость, на однообразно-примитивный колорит, в котором преобладает красноватая охра и зелень - краски, надо полагать, местного происхождения...»

Мильчик М.И. «По берегам Пинеги и Мезени». - Ленинград, 1971 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 августа 2021

Закрыта Никольская церковь не позже 1930-х г.г. В конце 1980-х г.г. её начали готовить к перевозке в музей деревянного зодчества под Архангельском «Малые Карелы»: с крыши храма сняли купола, но из-за отсутствия денег работы были прекращены, проект переноса храма остался неосуществленным. В таком состоянии храм пребывает по сей день…

Николаевская церковь и колокольня являются памятником архитектуры Федерального значения.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 августа 2021

Едома - одна из самых живописных на Пинежье, поскольку в ней сохранились не только старые дома, амбары, колодцы и прочие хозяйственные постройки, но и архаический – свободный – порядок их расположения на местности. Когда-то центр всей округи определяла собой Никольская церковь, она была ориентиром, далеко видимым всякому идущему, и обозначением самого высокого места, что было особенно важно во время весеннего половодья…

Никольская церковь относилась к Чухченемскому погосту. «Идешь ли по Ёркино, вытянувшемуся вдоль Пинеги, по Шардонеми или плывешь по реке вниз - всегда в перспективе над лугами и пожнями виднеется церковь. И надо же место такое выбрать! Стоит она на крутом мысу, который, как кажется издали, перегородил Пинегу, перекрыл реку.

В постройке Николаевской церкви принимал горячее участие Иоанн Сергиев (Кронштадтский), пожертвовавший на сей предмет до 600 р. Близ церкви стоит деревянная колокольня в 12 саж. (26 м) вышины, устроенная в 1798 году и справленная в 1871 году, на коей 7 колоколов весом от 20 фун. до 16 пудов (262 кг). Утварью, ризницею и богослужебными книгами снабжена в достаточной мере. Иконостас с древними иконами, поновленными в 1889-1891 г.г. Из них особенно почиталась местными жителями древняя икона Николая Чудотворца, явление которой было поводом к перенесению церкви из Церкогорского селения в ныне занимаемое место. Икона сия помещалась в резном вызолоченном киоте, устроенном в 1863 году, в благодарность, к великому угоднику Божию за избавление от потопления шести человек при ледосплаве на р. Пинега 18 апреля того же года. Владимирская икона Божией Матери тоже особенно чтилась прихожанами, как говорит предание, по случаю исчезновения червей, поевших новые посевы, по усердной молитве тогдашних жителей перед иконою...

http://pinezhye.info/srednee-pinezhe/edoma



Комментарии и обсуждение


Никольскую церковь на Щелье называют Едомской по имени соседней деревни Едомы. Никольская церковь относилась к Чухченемскому приходу.




Видео

  Снято: ?        Прислал(а): Евгений Шелковников