Издавна в Дубовичах была деревянная церковь Архистратига Михаила, построенная на месте явление чудотворной иконы Божьей Матери.
"В давнее время, предположительно в конце XVI века, во времена военной смуты, когда на берегах Ретико, протекающего посреди местечка, были пастбищные луга, в густой траве, как вероятно, военным обозом, везшим награбленную утварь, обронена святая икона. Пастух, гнавший стадо, размахивая бичем, ударил по святой иконе; показался свет, подобный блеска молнии, осветив пастуха; он упал на землю, и только проходившие люди вывели его с места и привели к священнику; пастух рассказал все о святой иконе, стал опять здоров". (Павлович П.А. с. 4).
В книге "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон" о Дубовицкую чудотворную икону говорится: " Очень древняя икона Богоматери (XVI ст.) Со времени появления иконы в Архангельской церкви с. Дубовичи осуществляется много исцелений с молитвой и верой тех, кто обращается к Заступнице Усердной". На месте явления святой иконы была построена часовня, а затем деревянный храм Архистратига Михаила. Этот храм существовал до построения приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1777 году было заложено приходской каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным алтарем Архистратига Михаила. Этот храм возведен за средства, собранные от подаяний тех, кто приходил помолиться Божьей Матери, а также за средства и трудом Василия Васильевича Кочубея, внука Василия Леонтьевича Кочубея. На имя В.В. Кочубея была дана благословенная грамота митрополита киевского Гавриила 31 июня 1777 года, копия которой хранилась в ризнице приходской церкви.
В грамоте говорится: "Благословим мы протопопи Воронежской, в селе Дубовичах, каменную, во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого Архистратига Михаила церковь соборную заложить... и в освящении оной новой церкви просит нашего пастырского благословения". (Павлович П.А. с. 2). На каменной доске, которая находилась в алтарной части храма, была такая надпись: "В 1777 году января месяца заложена церковь в селе Дубовичах Рождества Пресвятыя Богородицы за владельца того села подкоморного повета Глуховского Василия Васильевича Кочубея и жены Марфы Демьяновны и детей их маера Василия Кочубея и дочери Елизаветы Кочубеевой". (Павлович П.А. с. 2). В 1783 году новый храм был освящен. Михайловский пристроеный алтарь находился с правой стороны главного престола. "Великолепный Храм, по величине и отделке; при том окружен прекрасной оградою". (Черниговские Епархиальные Известия с. 667-668).
Церковь, которую построила Л.Ф. Кочубей на хуторе Ретик. В 1855 году перенесена в село Дубовичи на территорию кладбища улицы Село.
В 1803 году на хорах приходской церкви был пристроен алтарь Успения Пресвятой Богородицы: святой антиминс для него был выдан в 1806 году. С этим пристроенным алтарем связана такое историческое событие. После казни В.Л. Кочубея в 1708 году Любовь Федоровна Кочубей, которую лишили всех имений, поселилась за 7 верст от Дубович, на хуторе Ретик. Около 1710 года построила храм Успения Пресвятой Богородицы. Имущество закрытого Ретицького храма было перенесено в 1803 году в упомянутый выше алтарь. Этот алтарь не существовал на хорах со времени постройки на кладбище в Дубовичах деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Жители слободки Ретик, которая находится на расстоянии 7 верст от Дубович и была там бумажная фабрика Демьяна Васильевича Кочубея, еще и сейчас продолжают праздновать свой храмовый праздник 13 августа, не глядя на то, что относятся к приходу Ивано-Рождественской церкви села Грузького.
В 1861 году с разрешения святого синода основан крестный ход из городка Дубовичи в Кролевец с чудотворной иконой Божьей Матери.
Святая икона переносилась в Кролевец на время Крестовоздвиженской ярмарки, где находилась до 24 сентября. 25 сентября после литургии и молебна, святая икона цеховыми города поднималась и в сопровождении много численного народа снова приносилась в Дубовичи к всенощной. Торжество крестного хода заканчивалось служением литургии и молебна в церкви Дубовицькой Рождества Пресвятой Богородицы.
Для иконы Дубовицкой Божьей Матери было сделано серебряную позолоченную ризу, а в 1841 году в Москве для нее было изготовлено венцы с драгоценностями.(стоили украшения 1200 рублей). (Гумилевский с.667-670).
Своим видом икона Дубовицкой Божьей Матери очень напоминает Ченстоховський образ Богородицы. Отличительной чертой Дубовицкой иконы есть то, что как фон ее, так и одежда, усеяны шестиугольными звездами. До наших дней сохранился один из списков с этой иконы, который находится в Успенском храме города Кролевец. В десятую пятницу после Пасхи он привозится на место явления - к источнику в лесу вблизи села Дубовичи, где под открытым небом совершается литургия.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Дубовичи похоронены: Семен Васильевич Кочубей, внук Василия Леонтьевича Кочубея. "Умер 13 декабря 1779 года, 54 лет, и погребен в каменной церкви села Дубовичи, Глуховского уезда". (Мадзолевський В.Л. с. 533).
"С левой стороны паперти приходской церкви покоится прах Василия Васильевича Кочубея (1728 - 1791г.), с правой стороны Василия Васильевича Кочубея (1750 - 1800 г.) и несколько поотдаль Елисаветы Маркевич рожд. Кочубей (1744 - 1800 г.). В церкви, против чудотворной иконы Божьей Матери, похоронен дед нынешней владелицы Василий Васильевич Кочубей и жена его Варвара Николаевна, урожденная Рахманова". (Павлович П.А. с.2). (Дед Варвары Васильевны Кочубей - (16)Василий Васильевич Кочубей (1784-1844).
После большевистского переворота 1917 года приходской храм Рождества Пресвятой Богородицы постигла горькая участь. К храму влезли грабители и оборвали все золото и серебро ризы. Церковь была закрыта в 1929 году. В ней было размещено зернохранилище. А уже в 1936 году церковь разобрали по кирпичику и построили дом культуры.
Открытие дома культуры состоялось 31 декабря 1937 года под новый 1938 год. Чудотворную икону Божьей Матери забрал к себя Терещенко Макар Андреевич и она пролежала у него на чердаке до 1942 года. Во время фашистской оккупации в доме культуры была открыта церковь, икону Божьей Матери разместили посреди церкви. После освобождения села от фашистских оккупантов церковь разместили в помещении бывшей панской кухни. В середине 60-х годов это помещение передали колхоза им. К. Маркса, а икону и церковь перенесли в дом Терещенко Ульяны Галактионовны -После смерти Ульяны Галактионовны икону передали в Кролевец.
Колокольня, которая стояла отдельно от церкви, просуществовала до 1938 года. Она имела 8 колоколов. Большой колокол находился на колокольни до 1938 года. На нем ежечасно пожарные отбивали время, били "на караул" при пожаре, созывали на собрание колхозников, зимой, во время сильных метелей отдельными ударами извещали тех, кто в пути. В 1938 году колокол был снят и отправлено в город Глухов. Один из маленьких колоколов еще и поныне созывает школьников на уроки в местной школе. (Гузенко,запись воспоминаний).
В начале 2001 года в селе открыли храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Под храм выкупили в Дубовицкого потребительского общества помещение магазина промышленных товаров. Средства предоставили выходцы из села Дубовичи, владельцы фирмы "Соболь" братья Александр и Анатолий Тимченки. Строительные материалы для строительства купола и колокольни предоставил местный предприниматель Михаил Павлович Харченко. Купол и колокольню строили мастера из села Ярославец Александр Рябко Валентинович и Виталий Шумейко. Алтарь оборудовали игумен Иосиф вместе с соседом Подорогою Анатолием Сергеевичем. Список иконы Дубовицкой Божьей Матери выполнил мастер-иконописец из Новгород-Сиверского.
В городке Дубовичи, кроме приходской, существовали еще две церкви: одна на кладбище улицы Деревня, о которой уже говорилось, вторая - домовая в парке Кочубеев. Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена с разрешения архиепископа Филарета (Гумилевского)Василием Васильевичем Кочубеем(30) (1829-1878) на территории парка, возле дома в 1863 году. Престол в нижнем этаже, который имел вид подземного храма и значение усыпальницы, - на имя мученицы Надежды, а сверху престол Введение в храм Пресвятой Богородицы. Богослужения проходили в воскресенье, праздничные дни и в дни поминовения тех, кто умер, прах которых покоится в гробницах нижней части храма.
"В гробницах, в нижнем этаже церкви, покоится прах: отца нынешней владелицы Василия Васильевича Кочубея (1829-1878), первой жены его Надежды Михайловны, урожденной Маркевич, и детей их - Василия, Марии и возле церкви в ограде - Елены". (Павлович П.А. с.6).
И як их наймення?
И де их могилы,
Чтобы скласти хоть пизни винци!
На церковные сооружения шли огромные средства, на их строительстве работали лучшие мастера. Воинственные атеисты делали вид, что борются с религией. Только давайте подумаем: зачем разрушать само сооружение, которая нередко имело значение архитектурной достопримечательности, организовывала пространство вокруг себя, придавало неповторимой оригинальности населенному пункту.(Карась А. с.45).
В центре села Дубовичи был создан целый комплекс церковных сооружений второй половины XVIII века. К сожалению, из этого комплекса осталась только одно здание
источник: http://dubovichi.in.ua/%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%96-%D0%B2%D1%96%D0%B4-%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%97-%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8-%D0%B4%D0%BE-%D1%81%D1%8C%D0%BE/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0
прим. модератора:
перевод статьи с украинского языка на русский выполнен с помощью Яндекс.Перевод.