По данным, опубликованным в Известиях Императорской Археологической Комиссии, ныне существующая каменная церковь на Воломах, была построена в 1760 году и имела два престола, из которых главный был освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста (Описание памятников русского зодчества по губерниям. V. Вологодская губерния. — Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917). Второй престол, по всей вероятности, примыкал к северной стене церкви и находился под одной крышей с трапезной. Это видно по наличию следов двускатной кровли, сохранившихся на северном и западном фасадах. По некоторым сведениям, придел был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (Мартюков А.А. Пустынник Симон — Воломский чудотворец / Советская мысль № 107. 20.07.99). К сожалению, больше никаких источников, подтверждающих данные относительно датировки Крестовоздвиженской церкви, пока не обнаружено.
Сегодня Крестовоздвиженская церковь бывшей Симоно-Воломской пустыни представляет собой кирпичное, со следами побелки, здание. Расположено оно на небольшой возвышенности правого берега мелководной здесь реки Кичменги, на которую и выходит основным южным фасадом. Ее первоначальная, несимметричная относительно продольной оси композиция представляла: основной объем храма, трапезную с северным приделом и колокольню. При строительстве был использован большемерный кирпич (храм — 32х17х8,5 см, колокольня — 27х13х8 см). Здание находится в руинированном состоянии: трапезная с приделом полностью разрушена, завершение храма и верхний ярус колокольни разобраны. Двухсветный четверик храма, обладающий приземистыми пропорциями, исходя из наличия тромпов, был перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с граненым барабаном главки. Пониженная, пятигранная в плане, апсида перекрыта коробовым сводом. Трапезная, судя по следам примыкания ее стен, была сдвинута от продольной оси к северу, а придел выступающей алтарной частью закрывал треть северного фасада храма. С западной стороны композицию завершала колокольня, первый ярус которой был частично закрыт трапезной.
В четверике храма с севера, запада и юга расположены три дверных проема с полукруглым завершением. Южный оформлен как портал. Фасады четверика расчленены на два яруса тонким профилем, подчеркнутым фигурным свесом металлического покрытия с проходящим под ним пояском валика. По южному фасаду размещены четыре окна — два в первом и два во втором ярусах четверика. Окна крупного размера: в первом ярусе 183х93 см, во втором — 167х93 см. Снаружи окна прямоугольные, наличники простые, образованые широкой лентой в полкирпича с выделением наружной четверти. Вставлены железные фигурные решетки с крещатым рисунком звеньев. В оконных проемах второго яруса сохранились деревянные рамы. Такие же по величине окна и так же обрамленные расположены на стенах апсиды. Их всего три: на южной стене, наиболее пострадавшей от времени, а также на восточной и северо-восточной стенах.
Первый ярус южного и северного фасадов четверика храма расчленен лопатками на три прясла. Второй ярус имеет такое членение только на северном фасаде, так как на южном фасаде, на месте средних лопаток расположены окна второго света. Перспективный трехступенчатый портал, выполненный из фигурного кирпича штучного набора, обращает на себя внимание необычным выделением пятью валиками своеобразного замкового камня. Все его уступы объединены поясками двойного валика с четко выделенным профилем импоста на арке проема. Первоначально портал завершался металлическим козырьком (несохранившимся), кронштейны которого опирались по сторонам портала на более узкие лопатки, шириной в полкирпича (следы хорошо видны в кладке). Акцент центральной композиции усилен лентами валика, проходящими между узкими лопатками, фланкирующими с двух сторон портал и средними лопатками. Такой же валик обрамляет прямоугольный киот над порталом. Стены четверика и апсиды завершает городчатый карниз с валиком в основании. На всех лопатках выделен поясками валика уровень постамента и цоколя. Интересной особенностью является выделение западных угловых лопаток второго яруса упрощенной капителью из валика, полочки и полувала, что придает убранству фасадов некую асимметричность.
С уверенностью можно сказать, что храм не перестраивался. Интерьер сохранился с большими утратами. Пол выложен каменными плитами. Размер их: 53х49х5 см. Стены оштукатурены. Свод разобран. Оконные проемы четверика и апсиды имеют арочные перемычки. От колокольни также осталось два яруса. Первый — по высоте соответствует первому ярусу четверика храма. Он перекрыт коробовым сводом и отделен от второго городчатым карнизом, более упрощенным, чем в четверике храма. Второй ярус имеет простой декор, завершаясь набольшим карнизом из трех полочек. В интерьере сохранились тромпы. Входные арочные проемы первого яруса: западный, со следами в кладке от металлического козырька, и восточный, ведущий из колокольни в трапезную, плохо прочитываются из-за поздних разрушений. В толще северной стены на второй ярус ведет лестница. В кладке видны пазы от деревянных ступеней. Во втором ярусе расположены высокие оконные проемы звона по всем стенам за исключением восточной. С восточной стороны — входной проем, ведущий из колокольни в чердачное пространство трапезной. Размер кирпича и упрощенный декор говорят о том, что колокольня строилась гораздо позже основного объема храма.
Существует мнение, что именно эта церковь была воздвигнута прп. Симоном. По житию это могло произойти в 1620 году, так как первая церковь, построенная им, сгорела. Эту же версию приводит и М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви», утверждая, что «мощи преп. Симона погребены подле построенного им храма (ныне приходского)» (Толстой М.В. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991, с. 525). Об этом также нам ясно говорят росписи Крестовоздвиженской церкви, иллюстрируя дошедшее до нашего времени устное предание. Хотя новый кирпичный храм, имеющий то же посвящение — в известном смысле тот же самый храм. Однако при визуальном осмотре руинированного здания с этой версией (строительства ныне существующего храма в первой половине XVII века) можно согласиться, тем более, что перспективный ступенчатый портал дает некоторые основания для возможной более ранней датировки, чем 1760 год, приведенный в Известиях Императорской Археологической Комиссии. На сегодняшний день Известия Императорской Археологической Комиссии является единственным письменным источником, содержащим сведения о времени создания памятника.
http://воломы.рф/