ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погост Воломы, урочище. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Воломская Крестовоздвиженская церковь


Погост Воломы, урочище. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:1760.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Великоустюжский район, д. Погост

Координаты: 60.348828, 45.47285
Проезд:примерно 30 км от п. Полдарса по лесовозным дорогам. Имеется возможность добраться на транспорте с максимальной проходимостью в сухое время года со стороны Сараево / Овсянниково



Церковь Воздвижения Креста Господня, Юрий Алексеевич.<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Юрий Алексеевич.
Юрий Алексеевич
25 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня, Южный фасад храма<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Южный фасад храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Колокольня<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Южный вход в церковь
<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Южный вход в церковь
Юрий Алексеевич
25 июля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня, Апсида храма<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Апсида храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Место погребения Симона.<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Место погребения Симона.
Юрий Алексеевич
25 июля 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись храма<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Роспись храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись храма<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Роспись храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись храма<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Роспись храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Воломы с высоты птичьего полета<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Воломы с высоты птичьего полета
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
9 января 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня, Воломы с высоты птичьего полета<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Воломы с высоты птичьего полета
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
9 января 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня, Воломы. Общий вид<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Воломы. Общий вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1997
Церковь Воздвижения Креста Господня, Воломы. 80-е годы<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Воломы. 80-е годы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1980
Церковь Воздвижения Креста Господня, Воломы. 80-е годы<br>, Погост Воломы, урочище, Великоустюгский район, Вологодская область
Воломы. 80-е годы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 июля 1980



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 марта 2017

Приход был образован на месте Воломской Крестовоздвиженской мужской пустыни, основанной в 1620 г. преп. Симоном Вологодским чудотворцем (1586-1641 г.г.). Пустынь была упразднена в 1764 г.; к этому времени численность монастырских крестьян составляла 71 человек.

Крестовоздвиженская каменная церковь построена в 1760 г., вместо деревянной церкви, построенной самим преп. Симоном в 1620 г. Престолы в церкви в честь: Воздвижения Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Казанская». Обновлённый тёплый придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери освящён 10 декабря 1870 г. В церкви под спудом - мощи преп. Симона.Местоположение: на 1859 год - село казённое Симоноволомская Пустыня (Крестовоздвиженский, Симоноволомский погост) в 1-м стане Устюжского уезда, при р. Кичменьге. В 1788 г. в приходе числилось 242 человека, в 1868 г. - 385.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=467


Марина Зуйкова  11 января 2019

По данным, опубликованным в Известиях Императорской Археологической Комиссии, ныне существующая каменная церковь на Воломах, была построена в 1760 году и имела два престола, из которых главный был освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста (Описание памятников русского зодчества по губерниям. V. Вологодская губерния. — Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917). Второй престол, по всей вероятности, примыкал к северной стене церкви и находился под одной крышей с трапезной. Это видно по наличию следов двускатной кровли, сохранившихся на северном и западном фасадах. По некоторым сведениям, придел был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (Мартюков А.А. Пустынник Симон — Воломский чудотворец / Советская мысль № 107. 20.07.99). К сожалению, больше никаких источников, подтверждающих данные относительно датировки Крестовоздвиженской церкви, пока не обнаружено.

Сегодня Крестовоздвиженская церковь бывшей Симоно-Воломской пустыни представляет собой кирпичное, со следами побелки, здание. Расположено оно на небольшой возвышенности правого берега мелководной здесь реки Кичменги, на которую и выходит основным южным фасадом. Ее первоначальная, несимметричная относительно продольной оси композиция представляла: основной объем храма, трапезную с северным приделом и колокольню. При строительстве был использован большемерный кирпич (храм — 32х17х8,5 см, колокольня — 27х13х8 см). Здание находится в руинированном состоянии: трапезная с приделом полностью разрушена, завершение храма и верхний ярус колокольни разобраны. Двухсветный четверик храма, обладающий приземистыми пропорциями, исходя из наличия тромпов, был перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с граненым барабаном главки. Пониженная, пятигранная в плане, апсида перекрыта коробовым сводом. Трапезная, судя по следам примыкания ее стен, была сдвинута от продольной оси к северу, а придел выступающей алтарной частью закрывал треть северного фасада храма. С западной стороны композицию завершала колокольня, первый ярус которой был частично закрыт трапезной.

В четверике храма с севера, запада и юга расположены три дверных проема с полукруглым завершением. Южный оформлен как портал. Фасады четверика расчленены на два яруса тонким профилем, подчеркнутым фигурным свесом металлического покрытия с проходящим под ним пояском валика. По южному фасаду размещены четыре окна — два в первом и два во втором ярусах четверика. Окна крупного размера: в первом ярусе 183х93 см, во втором — 167х93 см. Снаружи окна прямоугольные, наличники простые, образованые широкой лентой в полкирпича с выделением наружной четверти. Вставлены железные фигурные решетки с крещатым рисунком звеньев. В оконных проемах второго яруса сохранились деревянные рамы. Такие же по величине окна и так же обрамленные расположены на стенах апсиды. Их всего три: на южной стене, наиболее пострадавшей от времени, а также на восточной и северо-восточной стенах.

Первый ярус южного и северного фасадов четверика храма расчленен лопатками на три прясла. Второй ярус имеет такое членение только на северном фасаде, так как на южном фасаде, на месте средних лопаток расположены окна второго света. Перспективный трехступенчатый портал, выполненный из фигурного кирпича штучного набора, обращает на себя внимание необычным выделением пятью валиками своеобразного замкового камня. Все его уступы объединены поясками двойного валика с четко выделенным профилем импоста на арке проема. Первоначально портал завершался металлическим козырьком (несохранившимся), кронштейны которого опирались по сторонам портала на более узкие лопатки, шириной в полкирпича (следы хорошо видны в кладке). Акцент центральной композиции усилен лентами валика, проходящими между узкими лопатками, фланкирующими с двух сторон портал и средними лопатками. Такой же валик обрамляет прямоугольный киот над порталом. Стены четверика и апсиды завершает городчатый карниз с валиком в основании. На всех лопатках выделен поясками валика уровень постамента и цоколя. Интересной особенностью является выделение западных угловых лопаток второго яруса упрощенной капителью из валика, полочки и полувала, что придает убранству фасадов некую асимметричность.

С уверенностью можно сказать, что храм не перестраивался. Интерьер сохранился с большими утратами. Пол выложен каменными плитами. Размер их: 53х49х5 см. Стены оштукатурены. Свод разобран. Оконные проемы четверика и апсиды имеют арочные перемычки. От колокольни также осталось два яруса. Первый — по высоте соответствует первому ярусу четверика храма. Он перекрыт коробовым сводом и отделен от второго городчатым карнизом, более упрощенным, чем в четверике храма. Второй ярус имеет простой декор, завершаясь набольшим карнизом из трех полочек. В интерьере сохранились тромпы. Входные арочные проемы первого яруса: западный, со следами в кладке от металлического козырька, и восточный, ведущий из колокольни в трапезную, плохо прочитываются из-за поздних разрушений. В толще северной стены на второй ярус ведет лестница. В кладке видны пазы от деревянных ступеней. Во втором ярусе расположены высокие оконные проемы звона по всем стенам за исключением восточной. С восточной стороны — входной проем, ведущий из колокольни в чердачное пространство трапезной. Размер кирпича и упрощенный декор говорят о том, что колокольня строилась гораздо позже основного объема храма.

Существует мнение, что именно эта церковь была воздвигнута прп. Симоном. По житию это могло произойти в 1620 году, так как первая церковь, построенная им, сгорела. Эту же версию приводит и М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви», утверждая, что «мощи преп. Симона погребены подле построенного им храма (ныне приходского)» (Толстой М.В. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991, с. 525). Об этом также нам ясно говорят росписи Крестовоздвиженской церкви, иллюстрируя дошедшее до нашего времени устное предание. Хотя новый кирпичный храм, имеющий то же посвящение — в известном смысле тот же самый храм. Однако при визуальном осмотре руинированного здания с этой версией (строительства ныне существующего храма в первой половине XVII века) можно согласиться, тем более, что перспективный ступенчатый портал дает некоторые основания для возможной более ранней датировки, чем 1760 год, приведенный в Известиях Императорской Археологической Комиссии. На сегодняшний день Известия Императорской Археологической Комиссии является единственным письменным источником, содержащим сведения о времени создания памятника. 

http://воломы.рф/


Светлана Бубликова
 

Кирпичная церковь, построенная в 1760 г. как монастырский собор. Характерный образец устюжского зодчества. Четверик, в прошлом, видимо, завершавшийся малым восьмериком, с трапезной с северным приделом и колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны, позже разобрана трапезная. Долгое время пустовала, в 2000-х гг. законсервирована.

В нач. XVII в. тут прмч. Симоном Воломским (1586-1641) была основана Воломская пустынь. Прп. Симон, поселившийся тут в 1613 г., был убит крестьянами в 1641 г., его мощи покоятся под спудом. Пустынь упразднена в 1764 г.

Монастырь Симоноволомская Крестовоздвиженская пустынь


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 января 2020

25 июля 2019 г., в день памяти святого преподобномученика Симона Воломского, Божественную литургию в храме, освященном в честь почитаемого святого устюжской земли преподобномученика Симона Воломского, совершил настоятель иерей Димитрий Живаев в сослужении настоятеля Казанского храма города Никольска иерея Александра Мелкова. По окончании богослужения верующие совершили поездку в Воломы, где под спудом Крестовоздвиженского храма покоятся мощи преподобномученика Симона Воломского.

Перед молебном у мощей святого было совершено освящение купола и креста на куполе. Металлический купол для Крестовоздвиженского храма был изготовлен и доставлен силами местных жителей. Инициативная группа намерена продолжить реставрацию храма, где покоятся мощи святого Симона Воломского.

Паломнические поездки в Воломы осуществляются не реже одного раза в год. Все желающие могут присоединиться. Также очень требуется помощь в деле возрождения Крестовоздвиженского храма.

По материалам: http://vologda-mitropolia.ru/unews/item/14248-v-poselke-poldarsa-molitvenno-otmetili-den-pamyati-prepodobnomuchenika-simona-volomskogo


Марина Зуйкова  26 июня 2020

Описание Зверинского В.В.

№ 735«Воломская - Симонова-Воздвиженская, мужская пустынь, ныне погост Симоноволомская пустынь или Крестовоздвиженский, Вологодской губернии Устюжского уезда, в 75 верстах к юго-западу от Устюга в глухих воломских лесах верховьев реки Кичменьги, близ границы Никольского уезда. Основана в первой четверти 17-го столетия иноком Симоном, бывшим земледельцем Иосифова Волоколамского монастыря и убитым крестьянами в 1641 году 12 июля, в каковый день чтится его память. В 1764 году обращена в приход».

Уточнения и дополнения к описанию. Местоположение

Симоноволомская пустынь находилась на правом берегу реки Кичменьга, ныне - бнп Погост Стрелинского поселения Великоустюгского района.В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Симоновой Воломской пустыни показано на листе карты № 37, шифр 18 - 5.

Основатель пустыни – преподобномученик Симон Воломский, Устюжский. Родился в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря 18 сентября 1586 года в семье монастырского крестьянина Михаила, мирское имя – Симеон. В юности Симеон ушёл в Москву, где научился портновскому делу. Шумная неспокойная Москва утомляла, Симеон направился к Белому морю. Три года прожил Симеон в Соловецком монастыре, работал в швейной мастерской, научился грамоте и церковному пению. Но и Соловецкий монастырь был для него слишком многолюдным. Симеон ушел на Пинегу, на Черную гору, где постригся в монашество в Богородицком монастыре. Монастырь этот был малонаселенным, но Симону хотелось совершенного уединения и безмолвия. Получив благословение настоятеля, Симон посетил много глухих безлюдных мест. Наконец, в 1613 году он поселился в Волмах на Кичменьге, и 5 лет прожил отшельником. Постепенно собрались единомышленники и решили устроить пустынь. Симон пошел в Москву, вернулся с грамотой царя Михаила Федоровича, по которой земля в радиусе 10 верст от кельи, принадлежала Симоновой пустыни. В 1620 году он стал настоятелем новой пустыни. Симон Воломский служил примером для братии, был трудолюбив и кроток. Однако жители окрестных деревень, боясь лишиться своих земель, ненавидели его.Первая деревянная церковь была сожжена. Монахи поставили новую церковь. Злодеи-крестьяне не унимались, 20 лет они пакостили игумену и братии, но не смогли вынудить монахов уйти из этих мест. 12 июля 1641 года старец Симон был убит братьями Толстиковыми из деревни Овсянниково. Канонизирован Симон Воломский к всецерковному празднованию, день памяти – 25 июля.

Симоноволомская пустынь

Пустынь после смерти преподобномученика не опустела, наоборот она стала известной благодаря чудесам, совершавшимся у гроба святого. Появилось много паломников. В 1760 году вместо деревянных Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей на средства неизвестного благотворителя построена каменная Крестовоздвиженская церковь, в ней под спудом покоились мощи преподобномученика Симона Воломского. Освящена каменная церковь в 1761 году: главный престол - Воздвижения Креста Господня, придельный – в честь иконы Божией Матери «Казанская». В 1764 году Симоноволомская пустынь Устюжско-Тотемской епархии упразднена и обращена в приходскую Крестовоздвиженскую Симоноволомскую церковь.

Симоноволомский приход

Симоноволомский приход Вологодской епархии составили деревни Страдной волости Устюжского уезда. В 1916 году в Крестовоздвиженской церкви служил Попов Василий Александрович 1864 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1886 года. Диаконом состоял Попов Василий Николаевич 1871 года рождения, окончивший в 1892 году 3 класса Вологодской духовной семинарии. Псаломщицкие обязанности исполнял Елфимов Николай Зосимович, родом из крестьян, в 1905 году он окончил школу псаломщиков в Архангельске. В приходе проживали 1360 православных, из них 18 человек из духовного сословия, 43 - военных, 8 - разночинцев и 1291 крестьянин. 949 человек проживали в селе Погост и в деревнях, расположенных поблизости на берегах Кичменьги (Мокеиха, Покровка, Мартыниха, Зимняк, Корелка, Малый Посёлок). В деревне Дор, расположенной южнее от куста приречных деревень, числились 143 человека. В дальних деревнях (Золотарь, Плоская, Москвин Починок, Половина), расположенных в 8-14 верстах к северу от Погоста, проживали 268 человек. Часовен в приходе не было.

После революции 1917 года

В советское время церковь закрыта. В настоящее время 25 июля верующие приходят к полуразрушенной церкви, чтобы почтить память святого. В Полдарсе, куда переселились Воломские жители, построена церковь, освященная во имя преподобномученика Симона Воломского.

Македонская Н. М. Симоноволомская Крестовоздвиженская мужская пустынь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=355



Комментарии и обсуждение


Церковь не освящена и не может действовать, так как находится далеко в лесу. Богослужение проводится в паломничество раз в год в память св. Симона Воломского.
12 апреля 2013.

Создан хороший сайт, посвященный Воломам и святому Симону Воломскому - воломы.рф

10 января 2019, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Николай.

Говорова А.Н. Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь – малый монастырь Русского Севера. Комплексное исследование.

http://www.rusarch.ru/govorova1.htm

11 октября 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.