В состав Умбского прихода входят: 1) село Умбское с приходским в нем храмом в честь Воскресения Христова, лежащее на Терском берегу Кольского полуострова, при устье р. Умбы, впадающей в Кандалакшскую губу, в 95-ти верстах от Кашкаранской церкви, в 70-ти от Ковдской (Кемского уез., на противоположном берегу губы), от г. Колы в 340-ка и от г. Архангельска почтовым трактом в 850-ти и летним морским путем в 500-х; 2) дер. Порьегубская с приписною в ней церковью, в 30-ти верстах от Умбы, на том же Терском берегу, по направлению к Кандалакшскому приходу Кемского у.; 3) дер. Кузрека, с приписною церковью, в 30-ти же верстах по направлению к Кашкаранскому приходу, и 4) Вялозерский лопарский погост, в 40 верстах вверх по р. Умбе, вглубь Кольского полуострова. Жителей в них к 1896 г. состояло 346 м. п. и 416 ж. п.; дворов 139. Самым населенным местом является село Умба (184 м. п. 223 ж. п., дворов 74) и самым, наоборот, малолюдным Вялозерский лопарский погост (24 м. п., 24 ж. п. при 8 дворах).
Село Умба, подобно прочим поморским селениям, в древние времена было вотчиною Соловецкого монастыря, устроившего здесь (время неизвестно) церковь в честь Воскресения Христова с приделом во имя Кирилла Белозерского. Затем, с отобранием всех вотчин, Умба с названными тремя селениями, по отдаленности их от Кандалакшского и Варзугского приходов, обращена была в самостоятельный приход, в котором стал жить причт из белого духовенства вместо монашествующего. Так об этом можно предполагать из того обстоятельства, что хранящиеся в церковном архиве духовные росписи не восходят далее 1783 г., а метрические книги - 1792 г.
Время построения Соловецким монастырем первой церкви неизвестно. Известно только, что до нынешней церкви, освященной в 1894 г., была в Умбе более древняя, устроенная в 1765 г. и упраздненная за ветхостью в 1892 г., так что до освящения новой богослужение (молебны, панихиды, всенощные бдения, обедница и т.п.) совершалось в молитвенном доме. Новоустроенная приходская церковь, имеющая пока один главный Воскресенский престол, освященный 3 июля 1894 г. еп. Никанором, будет иметь, подобно разобранной, еще два придельных - в честь св. первоверховных апост. Петра и Павла и Знаменской иконы Божьей Матери. Стены этой церкви пока не обиты тесом; колокольни при ней нет. Всеми принадлежностями богослужения, исключая книг, достаточна. В пользу ее прихожанами уступлена семужья тоня по р. Вельмушке, дающая от 10 до 20 р. в год. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 61 р. 90 к.; свеч продано 4 п. 7 ф. на 204 p. 90 к., в том числе чистой прибыли выручено 37 p. 15 к. Дальнейшей достройкой храма озабочено попечительство, открытое 15 янв. 1895 г.
Порьегубская приписная церковь, в честь Николая Чудотворца, устроена в 1776 г., вероятно, на средства Соловецкой же обители, и Кузрецкая во имя Сретения Господня, устроена в 1885 г. на средства жителей.
Церковно-приходская школа открыта 18 ноября 1892 г., помещается в собственном доме, устроенном в 1895 г. Учащихся к 1896 г. состояло (27 мальч. и 5 дев. Учительница, девица М.А. Синцова, получает 120 р. в, год, законоучитель - местный священник - преподает безмездно.
Причт имеет сенокосную пожню на 40-50 пуд. сена, получает (с 1896 г.) жалованья 392 р.; дохода поступает ежегодно до 200 р. и семгою от прихожан до 100 р.
Священником состоит Иоанн Тимофеевич Окулов, 28 л., кончил курс семин. по 2 разр., на службе в должности псаломщика с 1890 г., в сане священника и на занимаемом месте с 14 мая 1892 г. Псаломщик Николай Авдиесов Безпутин, 22 л., увол. из 3 кл. дух. семин., на службе и в настоящем приходе с 6 мая 1892 г.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. - Вып.III