ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большой Бор. Церковь Георгия Победоносца.


Большой Бор. Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1882.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Архангельская обл., Онежский р-н, с. Большой Бор

Координаты: 63.613321, 39.115008
Проезд:В юго-западной части села, на склоне





Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца, вид с юго-востока<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 сентября 2020
Церковь Георгия Победоносца, вид с юго-запада<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 сентября 2020
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, Перед самым входом в храм в советское время был поставлен сарай - отхожее место не разобранный до сих пор<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Перед самым входом в храм в советское время был поставлен сарай - отхожее место не разобранный до сих пор
Alexios
3 июля 2012
Церковь Георгия Победоносца, окно с южной стороны фасада храма под колокольней<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
окно с южной стороны фасада храма под колокольней
Alexios
3 июля 2012
Церковь Георгия Победоносца, вид с юго-востока<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2011
Церковь Георгия Победоносца, восточный фасад<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2011
Церковь Георгия Победоносца, северный фасад, на заднем плане - кровля и завершение Ильинской церкви<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
северный фасад, на заднем плане - кровля и завершение Ильинской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2011
Церковь Георгия Победоносца, вид с юго-востока<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2011
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
19 июня 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
28 июня 2015
Церковь Георгия Победоносца, дверной портал<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
дверной портал
Alexios
1 июля 2013
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Alexios
1 июля 2013
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Alexios
3 июля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Alexios
3 июля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Alexios
3 июля 2012
Церковь Георгия Победоносца, Алтарный прируб<br>, Большой Бор, Онежский район, Архангельская область
Алтарный прируб
Alexios
3 июля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Alexios
 
Alexios  19 сентября 2014

Краткое историческое описание приходов и церквей Арх. Епархии (1896 г.) сообщает о данном приходе: "Два приписных деревянных-же храма находятся в дер. Боровской в 10 верст. от приходских храмов за р. Онегою. Один из них холодный однопрестольный в честь св. прор. Илии, устроенный в 1855 на казенныя средства, другой теплый однопрестольный-же в честь св. вмч. Георгия Победоносца, устроенный в 1882 г. на средства местных жителей. Оба они стоят на каменных фундаментах, стенами и крышею прочны; над папертью Георгиевскаго храма устроена колокольня. Ризницею и утварью скудны как не располагающие какими либо особыми источниками содержания, кроме кружечно-кошельковаго сбора и свечной прибыли, поступающих в пользу приходских храмов".

В период Советского времени в храме располагались различные организации. Андрей Александр (Onegaonline.ru) сообщает: "Храм перестроен из древней часовни. Над центральной частью был шатёр, над колокольней - купол со шпилем. До последнего времени использовалась под клуб, сейчас-в аварийном состоянии. 20.12.08". В 2014 году внутри храма обрушился потолок-небо над центральным восьмериком. Постепенно обрушивается потолок в трапезной части храма.


Марина Зуйкова  8 января 2020

Георгиевский храм был срублен в 1882 году на средства местных жителей, на месте одноименной часовни. Георгиевская церковь строилась как теплая, с колокольней над папертью. К сожалению, в настоящее время полностью утрачены завершение самого храма и колокольни.

Храм стоит на валунном фундаменте и представляет собой трехчастную постройку, состоящую из четвериков рубленных "в обло". Основное молельное помещение – это просторный четверик, над которым установлен низкий восьмерик. К основному четверику с восточной стороны прирублена прямоугольная алтарная часть. Крыта алтарная часть на два ската с треугольным фронтоном.

С западной стороны к молельному помещению прирублен сдвоенный сруб трапезной. Высота трапезной несколько ниже алтарной части. Трапезная часть тоже крыта на два ската. К трапезной пристроена закрытая паперть со входом на колокольню. Над ней установлен невысокий четверик с восьмериком, на котором была когда-то звонница.

Вход в храм с западной стороны через одновсходное крыльцо.

Освещение Георгиевского храма, что особенно важно для зимнего храма, обеспечивается в молельном помещении через высокие сдвоенные окна с севера и юга. В алтарной части тоже есть два окна.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. Снаружи храм обшит тесом, ещё можно увидеть на нём элементы декора.

В советское время храм использовался различными учреждениями. В начале XXI века его состояние стало аварийным – происходит обрушение потолочных перекрытий в основном пространстве четверика и в трапезной.

Георгиевский храм в настоящее время не действующий.

https://obsheedelo.ru/objects/arkhangelskaya-oblast-khram-geogiya-pobedonosca-v-d-bolshoy-bor


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2024

Место впадения реки Онеги в Белое море издревле было ключевым в освоении и заселении Русского Севера. Онега была удобным водным путем, соединяющим обширные пространства между северными Белозерскими зем­лями и Белым морем. Поселение в устье Онеги известно с начала XII в. Позднее в XVI в. при расширении тор­говли солью роль Онеги как важной торговой магистрали усиливается. В XVII - XVIII вв. район нижней Онеги отличался экономической и торговой активностью. Здесь велось масштабное церковное строительство, свиде­тельством чего являются сохранившиеся до нашего времени величественные памятники деревянного зодчества.

Деревня Большой Бор - одно из старинных поселений нижней Онеги, впервые упоминается в Платёжной книге Я. И. Сабурова и И. А. Кутузова 1555-1556 гг. Там она названа: «на реке Кодина волостка Чухчин Бор» и перечислено восемь деревень: Ванеевская, Парфеевская, Левковская, Осташевская, Власовская, Карповская, Оксентиевская, Филипповская. Всего в них было 25 дворов и проживало 26 душ мужского пола. Это был, как мы сейчас называем, куст деревень. Малодворные деревни, видимо, стояли близко друг к другу и вместе об­разовывали село. Крупнейшим поселением в окрестностях Большого Бора было село Чекуево, где на берегу Онеги красовался величественный комплекс из трех церквей и колокольни.

Насколько известно, в Большом Бору была часовня, построенная в XVIII в. Ильинская церковь была постав­лена рядом со старой Георгиевской часовней в 1855 г. на государственные средства. Проект был взят из «Атласа нормальных чертежей сооружениям по ведомству министерства государственных имуществ», изданного в 1842 г. В альбоме он назван «Проэкт временной деревянной церкви», о чем говорят и очень простые формы здания.

Чтобы понять причину появления подобных проектов, надо обратиться к истории. До XVIII в. включи­тельно на Русском Севере церковное строительство велось традиционно, без проектов в современном пони­мании. Храмы строились по образцу старых, и таким образом традиционные строительные приемы и формы воспроизводились вновь и вновь с некоторыми творческими изменениями. Поэтому сохранившиеся церкви, колокольни и часовни XVII-XVIII вв. так красивы и преемственно связаны друг с другом. Собственно, так развивалась вся древнерусская архитектура, испытывая периодически различные влияния, но в целом сохраняя стилистическое единство.

Эта традиция была прервана общими изменениями в русской архитектуре нового времени и конкретно - ука­зом Павла I от 25 декабря 1800 г. о запрещении во всей Российской империи строительства деревянных церквей из-за потенциальной опасности возникновения пожаров. Строительство отдельных деревянных церквей в регионах ве­лось и после указа, но в целом ход развития деревянной архитектуры радикально изменился. Указ был официально отменен в 1835 г., но возобновление строительства на Севере произошло не сразу, и вплоть до 1850-х гг. статистика работ, проводившихся в Нижнем Поонежье, связана в основном с поновлением старых храмов.

Проект из Атласа 1842 г. был явно неудачным, о чем есть свидетельства того времени. Для устранения не­достатков, связанных с чрезмерной простотой здания, жителям селений предлагалось за свой счет пристроить алтарь, притвор и колокольню. Именно так и строилась Ильинская церковь в Большом Бору. В результате об­лик церкви усложнился и стал более выразительным, чем в проекте. Появился пятистенный алтарь, притвор, надстройка в виде шатрика с главкой. В этом заслуга самих крестьян и строителей, не согласившихся со столь простым проектным решением. Над деревней поднялся силуэт нового храма. Проектом на церкви предлагались открытые от обшивки бревенчатые стены. Как было сделано в действительности, мы уже не знаем, но существу­ющая обшивка, судя по промышленным гвоздям, была сделана в конце XIX - начале ХХ в. Скорее всего, сначала церковь стояла без обшивки. Единственной известной нам постройкой, возведенной по такому же проекту, явля­ется Вознесенская церковь в деревне Березник на Пинеге. Она тоже построена не точно по проекту. С западной стороны к ней была пристроена звонница, что также улучшило внешний вид и придало ей индивидуальность.

Следом пошло строительство Георгиевской церкви. 23 июня 1873 г. жители деревни Большой Бор обрати­лись к епископу Архангельскому и Холмогорскому Ювеналию с прошением. Крестьяне пожаловались владыке на невозможность проводить в зимнее время богослужения в приходской Ильинской церкви, которая никак не утеплена, а в силу своего размера не может быть неотложно отремонтирована. Подписавшиеся под проше­нием прихожане предложили за свой счет пристроить алтарь к стоящей рядом с Ильинской церковью часовне Георгия Победоносца, чтобы сделать ее удобной для зимнего богослужения. К обращению был приложен рисунок старой часовни, а также план и фасад предполагаемой к постройке церкви.

Изображение старой часовни с указанием всех размеров позволяет графически реконструировать старую Георгиевскую часовню, ориентировочно относящуюся к XVIII в. Часовня по внешнему виду напоминала не­большую шатровую церковь. Высота ее была около 15 м. В качестве аналога можно привести приписную церковь Великомученицы Параскевы в деревне Воймозерской Вазенского прихода Онежского уезда. Первоначально она была часовней, построенной по случаю «спасения от скотского падежа» в 1746 г. К основному объему, пред­ставляющему собой традиционный «восьмерик на четверике» с высоким шатром, в 1864 г. был пристроен пяти­гранный алтарь и трапезная с колокольней над папертью. Ситуации с перестройкой старой часовни в церковь в Большом Бору и Воймозерской были схожи.

Георгиевская часовня в Большом Бору первоначально имела не обшитые стены. Возможно, и звонница над папертью была позднейшей надстройкой. Вход в часовню вел с северной стороны, где проходила ныне исчезнувшая дорога. К 1855 г. часовня, как указывают исторические документы, уже претерпела некоторые строительные изменения: стены ее были обшиты тесом и побелены, главы обиты жестью и окрашены в зеленый цвет. Наверное, и кровли были окрашены в красно-коричневый или зеленый цвет.

В соответствии с замыслом 1873 г., планировалась пристройка алтаря, увеличение площади трапезной, растеска окон, устройство крыльца с западной стороны вместо ранее существовавшего входа с севера, а также замена шатрового завершения над колокольней куполом со шпилем. Шатер над основным объемом по плану должен остаться без изменений.

15 сентября 1874 г. благочинный отец Василий Григорьев сообщил в Архангельскую Духовную консис­торию о трудностях, постигших жителей села: плохой урожай хлеба привел к тому, что никаких свободных средств на строительство у крестьян не осталось. Консистория ответила священнику в ультимативной форме, потребовав во что бы то ни стало продолжить начатое строительство. Спустя месяц благочинный рапортовал о том, что, несмотря на разногласия, крестьяне объявили подушный сбор денег на постройку с условием, что отказавшиеся от платежа будут в обязательном порядке привлечены к работам. При этом, он осторожно выразил надежду на то, что крестьяне, «хотя и нескоро, но сделают предполагаемую церковь из часовни».

К марту 1877 г. церковь была срублена, но оставалась без внутренней отделки, к которой в самое ближай­шее время должен был приступить крестьянин соседней деревни Сырья Афанасий Воробьев. Однако рапорт о том, что церковь готова и отделана внутри (за исключением клиросов и иконостаса, на которые еще соби­рались средства), поступил в консисторию только осенью 1878 г. В рапорте благочинный также сообщил, что церковь была возведена полностью из нового материала, так как при разборке часовни не осталось ничего, пригодного для строительства.

26 октября 1878 г. комиссия во главе с благочинным Онежского Чекуевского прихода отцом Максимом Верюжским освидетельствовала новую церковь. Комиссия нашла, что все работы произведены «согласно плану и фасаду», чисто и прочно; церковь построена в соответствии с заданными планом размерами, ее ос­новной объем завершен шатром с главой, обшитой жестью. Ограждение яруса звона выполнено из точеных балясин. Георгиевская церковь имела 11 окон с побеленными 29 рамами, три двери и обшитое тесом крыльцо. Акт свидетельствует также о полной тесовой обшивке храма.

Несмотря на то, что осенью 1878 г. новая постройка была освидетельствована, нехватка средств на окончание работ в интерьере надолго задержала освящение храма. Лишь в октябре 1882 г. крестьяне сообщили о полном окон­чании работ, а спустя еще год, 30 июля 1883 г., состоялось освящение церкви во имя великомученика Георгия.

При натурных обследованиях Георгиевской церкви выяснилось, что здание построено одновременно, действительно, из нового материала. Судя по наружному состоянию древесины, стены некоторое время стоя­ли открытыми. Существующая обшивка была сделана в конце XIX - начале ХХ в. одновременно с обшивкой Ильинской церкви. В связи с этим возникает вопрос об обшивке, упоминаемой в 1878 г. Либо в описании име­ется неточность, либо обшивку меняли через двадцать с небольшим лет. В основном молитвенном помещении был сделан так называемый потолок-«небо». Стены были оштукатурены скорее всего на рубеже XIX-ХХ вв.

В конструкциях звонницы и в перекрытии восьмерика основного сруба обнаружены вторично использо­ванные бревна от более ранней постройки. Состояние обветренной поверхности древесины позволяет отнести их к XVIII в. Есть два бревна со следами от небольшого косящатого окна. Еще два старых бревна со следами оконных проемов использованы в качестве коньковых слег в покрытии алтаря.

Георгиевская церковь 1877-1883 гг. примерно повторяет формы своей предшественницы с уменьшенным по высоте шатром, прибавлением алтарного прируба и купольным со шпилем завершением звонницы вместо шатрового. Видимо, нацеленность на повторение форм предшествующего храма определила некоторые традици­онные приемы, уже не характерные для конца XIX в., такие как выразительные повалы, скругленные углы в ин­терьере. Ильинская и Георгиевская церкви представляют собой разные примеры строительства. Одна была пост­роена по проекту, хотя и с отступлениями от него, другая - традиционно, по образцу предшествующей постройки.

Работы по сохранению Георгиевской церкви начались в 2020-2022 гг., в том числе силами добровольцев «Общего дела». Были сделаны консервационные кровли, местные жители провели уборку, в храме после дол­гого перерыва прозвучали первые молитвы. Работы по сохранению Георгиевской церкви ведутся инициативно, и есть надежда на результат.

Источник: Рябининские чтения – 2023: Материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023.

По материалам работы: Бодэ А.Б. (г.Москва), Ковалевская Т.С. (г.Москва) «Георгиевская церковь в деревне Большой Бор Онежского района Архангельской области» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya---2023-materialyi-ix-konferentsii-po-izucheniyu-i-aktualizatsii-t/2239.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.