ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ужгород. Церковь Анны праведной.

Горянская ротонда


Ужгород. Церковь Анны праведной
Церковь. Действует.  
Престолы:Анны Праведной
Год постройки:Между 1100 и 1300.
Адрес:
г. Ужгород, с. Горяны, пер. Музейный, 6

Координаты: 48.606206, 22.336835
Проезд:От автовокзала на маршрутном автобусе до с. Горяны (на востоке города)



Церковь Анны праведной, , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Анны праведной, вид с юго-востока<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Церковь Анны праведной, вид с северо-запада<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Церковь Анны праведной, , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Церковь Анны праведной, , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Marylyn  20 сентября 2011

Круглая церковь или ротонда (с итальянского языка - круглое строение), которая сегодня находится в микрорайоне Ужгорода Горяны, вызывает много вопросов относительно ее происхождения и возраста. Одни исследователи утверждают, что она была построена в XIII-XIV в., другие — что в X-XI в. Благодаря уникальным фрескам, которые были обнаружены во время проведения ремонтных работ в 1879 году, ротонда приобрела известность во всей Европе. Её сюжеты передают эпизоды из земной жизни Иисуса Христа: «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом» и др. Считают, что эти фрески были созданы в XIV-XV вв. по заказу итальянца Другета, тогдашнего владельца Ужгородского замка. До нашего времени фрески дошли в плачевном состоянии, часть из них сохранилась лишь фрагментарно. Сегодня Горянская ротонда — это действующая церковь Святой Анны, она играет важную роль в жизни Ужгорода, именно с этого места начинается празднование дня города.


Т.  21 апреля 2014

Ротонда, XII-XIII в. Находится в бывшем предместье города Горяны. Наиболее вероятным временем строительства исследователи считают середину XIII в. Существует более широкая датировка памятника — XII-XIII вв. В XV в. к ротонде с западной стороны был пристроен прямоугольный в плане неф Николаевской церкви, при этом была разобрана одна конха ротонды. В 1912 г. над западным фасадом церкви надстроена деревянная колокольня. До 1927 г. крыша церкви была покрыта гонтом.

Памятник является секстаконховой ротондой. Сложен из кирпича, близкого к древнерусской плинфе, размером 35х17,5 х4,5 м. В кладочном известково-песчаном растворе встречаются редкие вкрапления цемянки. Перекрыт куполом на шестигранном барабане, декорированном в верхней части поребриком. В восточной конхе сохранилось первоначальное узкое окно. Внутри стены ротонды расписаны полностью сохранившимися фресками XIV в. и более раннего времени. Фрески XIV в. созданы, вероятно, североитальянскими мастерами, выполнены в проторенессансной манере.

На восточной стене нефа находятся росписи XV в., выполненные в технике «саль секко» в манере тирольской и чешской живописных школ. Реставрация фресок начата в 1932 г. Продолжены и закончены реставрационные работы в 1960—--1962 гг.

Памятник является наиболее древним из существующих культовых сооружений Закарпатья.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр.162-163, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2025

К первым произведениям, выполненным в новой стилистической манере, в основе ее лежит светотеневое моделирование, относятся фрески в закарпатском селе Горяны в церкви-ротонде св.Николая, построенной, предположительно, во второй половине XIII и расписанной в XIV веке. О том, что строили ее местные мастера, свидетельствует строительная техника ротонды, которая следует древнерусским архитектурным традициям. Что же касается фресок, то они по своему стилю связаны с итальянским Предотрождением и тирольской и чешской художественными школами (как известно, село горцы и другие поместья на Закарпатье венгерские короли отдали во владение итальянской семье Другетти, которая для малярных работ пригласила мастеров со своей Родины. См.: В. Железецкий. "Живопись Закарпатской Украины (XIV–XIX в.в.)". - "Старая Украина", Львов, 1925, ч. VII-X, стр. 132). Впоследствии, в XV веке, с западной стороны к ротонде было пристроено большое помещение, а стены также расписаны.

Росписи XIV века в Горянской ротонде связаны с проторенессансным течением, давшим толчок новому пониманию формы, идейному переосмыслению задач искусства. Акцент на жизненности, экспрессия, попытка более иллюзорно передать объем, тонкая отборная колористическая гамма, отточенный рисунок – вот самые характерные черты этих фресок. Мастера горских фресок, стремясь очеловечить религиозные образы, воспевают интимные человеческие чувства, материнскую любовь и ласку. Главное место в горских росписях занимают изображения Богоматери.

В украинском искусстве XIV-XVI веков большей частью культивируется образ богородица, изящный и величавый (фрески Лаврова и Люблина), близкий к типу Мадонны, сложившемуся в византийском искусстве. Встречается, правда реже, образ Мадонны, где больше лиризма, даже некоторой умиленности, и где заметно проявление личного вкуса художника, образцом чего являются росписи в горцах. Именно такой подход к решению образа Богоматери был свойственен западноевропейским мастерам.

В горских фресках художник ставил своей целью донести до зрителя ведущую мысль о священной сущности человека скорее в этическом, чем в религиозном понимании, раскрыть зрителю глаза на окружающий мир и нравственную сторону человеческих взаимоотношений с помощью ярких, насыщенных великой силой и экспрессией образов. Этой ведущей идее были подчинены не только композиции с чрезвычайно тонкой колористической изысканностью и богатством, но также иконографический состав фресок. Росписи расположены в три яруса: два размещены на стенках, а третий – в сводах конх.

В своде северо–восточной конхи написано Богородицу на троне с дитем Христом, вдоль нее-два ангела на коленях со свечами в руках. А в своде центральной конхи – Вседержитель в синем хитоне. Вокруг него поставлены четыре поясные фигуры архангелов, которые символизируют силы небесные, слева изображено солнце в виде круглого мужского лица, а справа – Луна в виде женского лица со звездами вокруг. Сцены, воссозданные на стенах, идут двумя полосами, одна за другой, свободно окутывая стены шестиконховой в плане сооружения. Эти два регистра стоят как две строки одного предложения и читаются в том же порядке – слева направо.

Главные сюжеты росписей – "Благовещение", "Рождество", "Дары волхвов", "Бегство в Египет", "Страсти" и "Воскресение" - поданы как неразрывные фазы развития темы материнства. В центре этих сцен всегда выступает женщина - сперва как молодая невеста, потом как счастливая жена и, наконец, как мать-страдалица. Для распространения культа Богоматери сильный толчок дали ереси, целью которых было ограничение божественности Христа (А.И. Кирпичников "Успение Богородицы в легенде и искусстве". – "Труды VI археологического съезда в Одессе", т. II, Одесса, 1858 г.).

Богородичные темы приобретают дальнейшее развитие во фресках Люблина, Сандомира, Кракова и Лаврова.
Фрески в церкви села горцы своим общим плоскостно-декоративным характером не нарушают тектоники строения, не разбивают впечатление целостности интерьера. Напротив, удачное расположение композиций, тональное единство cеpo-голубого фона, проходящих сквозь все росписи, усиливает впечатление единства внутреннего пространства. Колористическое решение фресок Горянской ротонды особенно тонкое, выдержанное в гамме серо-голубых, сиреневых тонов.

Композиция "Тайная вечеря" напоминает итальянские фрески, на которых апостолы располагались фронтально за столом. Здесь изображен в один ряд апостолов со Христом посередине. Однообразие силуэтов фигур, благодаря их фронтальному расположению, нарушается большим разнообразием поворотов голов и жестов рук. Довольно ловко написаны различные, тонко наблюденные предметы ужина на столе, покрытом белой сетчатой скатертью с неприхотливым орнаментом.

По традиции, контурная линия, обрамляющая фигуру, лицо, руки и ноги, сделана кистью коричнево-черной краской. И хоть общий принцип построения композиции плоскостно-декоративный, однако и складки одежды, и лица имеют не условный, геометризованный характер, а наоборот, в их решении заметно стремление художника моделировать форму в реалистическом плане постепенными тональными переходами. Отборной гармонией колорита обозначено "Распятие" с потерявшей сознание Богоматерью и Марией Магдалиной, напоминающей больше городских женщин средневековой Италии, чем евангельские персонажи.

По колориту очень близко к этой сцене "Благовещение". Мария, сидящая в кресле за столом с раскрытой книгой, нарисована в три четверти. Она молитвенно сложила руки и чуть склонила голову, ее лицо с нежным овалом словно имеет конкретные портретные черты. Вся её поза и жесты выражают спокойствие и равновесие, а лицо сияет тихой внутренней радостью.

Оригинальная по композиции и колориту фреска – "Дары волхвов". На коленях Богоматери сидит в белой рубашке маленький Христос, который с детской непосредственностью протягивает руки к дарам, что ему преподносит волхв. На лице Марии еле заметная улыбка, фигуры волхвов полны внутреннего покоя и уважения. Вся сцена окутана теплотой и искренностью сугубо человеческого чувства. Непосредственно с этой фреской связана фреска "Бегство в Египет", которая наряду с "Благовещением" является одной из лучших композиций в ротонде и своей поэтичностью, художественным совершенством принадлежит к выдающимся произведениям искусства. Нежный cipo-голубой фон прекрасно гармонирует с охристо-золотистой, зеленоватой полосой травы – позему. На фоне выделяется cipo-зеленоватый силуэт осла, которого за повод ведет Иосиф. На осле сидит Богородица, повернутая в три четверти, на левой руке она держит ребенка, а правой поддерживает его и закрывает пальцем уста, чтобы, порой, озорной крик ребенка не выказал бегства. На место действия указывает лишь условное изображение двух деревьев.

Следует заметить, что в характере условного пейзажа, в колорите, технике исполнения, плоско-декоративной манере изображения есть прямая связь с художественными приемами киевских памятников XI–XII веков. В то же время совершенно иной подход заметно в рисунке лиц, в передаче душевного состояния человека, в жизненной вероятности трактовки этой сцены, полной не свойственной для предыдущих веков жанровости. Художник стремится передать не условность и символичность действия, а ее конкретность, ее, так сказать, интимную, лирическую суть, теплоту отношений между людьми, материнскую нежность и преданность.

Не менее интересной на этот счет является композиция "Вифлиемская резня". Воины с длинными мечами рубят и колют детей, некоторые дети лежат уже мертвые, а другие – в отчаянии ютятся к проникнутым ужасом матерям. Фигура написана не фронтально, а в разнообразных поворотах и ракурсах. Подобной трактовки в украинском искусстве ранее не наблюдалось. Горские росписи с присущей им глубокой, искренней человечностью были как бы своеобразным протестом против господствующего произвола и зла.

От росписей XV века в нефе, пристроенном позже к Горянской ротонде, сохранились лишь две сцены – "Распятие" и "Покрова". В сцене "Покрова" представлена большая толпа людей, вымаливающих ласки у Богородицы, горнясь под ее покров. Культ "Покрова", или чуда Влахернской Богородицы, который возник в Византии и был распространен во многих странах, приобретает особое значение и на Украине. "Распятие", написанное одновременно с "Покровом", отмечается более тонким и глубоким раскрытием внутреннего духовного мира действующих лиц. Поражает экспрессией полная грусти и страдания потерявшая сознание Мария. Это подчеркнуто ритмичными движениями фигур Иоанна и второй Марии, которые ее поддерживают, и острыми заломами складок их одежды, и ритмом рисунка покосившихся голов.

Следует заметить, что фрески XV века в нефе Горянской ротонды выполнены несколько иначе, чем фрески XIV века. В них больше готических черт, лица имеют не ласковое, сдержанное выражение, а похожи больше на гримасы. Острее подчеркнутые характеристики персонажей, менее изысканный колорит свидетельствуют о влиянии североевропейского готического искусства.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2025

К типу строго центрических сооружений относится Горянская ротонда возле Ужгорода (Сичинский «Ротонды на Украине». К., 1929 г.). Последняя, вероятно, построена во второй половине XIII века. Она отличается от Владимиро-Волынской меньшими размерами и строгой формой цилиндрического объёма, в толще стен которого врезано шесть полуциркульных в плане конх, завершенных шестигранным барабаном с куполом. Лишь узенькая лента поребрика окаймляет барабан купола, а строгие плоскости стен оживляют проёмы окон. Неяркий свет мягко обрисовывает выступающие грани конх, волнистая поверхность которых покрыта сплошным ковром фресок в нежно-сиреневых тонах.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2025

В окрестностях Ужгорода, в селе Горянах, есть одно из старейших на Закарпатье каменных культовых сооружений. Она построена, как можно гадать, в середине XIII в. Во времена Даниила Галицкого, сын которого Лев, как известно, был женат на венгерской принцессе Констанции. Не исключена возможность, что Галицкие князья посылали туда своих строителей. Доказательство этому мы усматриваем в том, что по типу церковь ближайшая к украинским ротондам, а в кладке есть цемянковый раствор; кроме того, обнаруженные останки первобытных фресок ближе характером к искусству не XII, а XIII в.

Церковь круглая снаружи, с шестью полукруглыми апсидами-конхами, врезанными в толще стен. Арки конх являются одновременно подпружиненными арками, на которых держится шестигранная баня. Благодаря этому интерьер ротонды чрезвычайно живописен. На стенах всегда играет светотень. Мягкие очертания пространства конх, добрый масштаб и небольшие размеры делают интерьер живописным и уютным. Волнистые в плане стены сплошным ковром укрывают фрески на тему "Страстей", и только в сводах конх помещены изображения Богородицы с ребенком и вседержителя. Что написано на других-неизвестно: как мы уже сказали, первоначальные росписи XIII в. не сохранились. Возможно, что здание пострадало от пожара и было отстроено и заново расписано в 1360–1370 г.г. стиль фресок родствует их с Южно-чешским и северо-тирольским кругом памятников XIV в., формы которых происходят из Северной Италии. Сюда впервые в наши края были занесены и новые пространственные представления, и типаж, и новое понимание композиции.

Горские фрески выполнил один мастер с помощником. Нам удалось проследить стык заштукатуренных плоскостей, которые художник должен был заполнить за один день, пока штукатурка не затвердела. Фрески на стенах расположены в два регистра и в пределах выступов были поделены на четыре участка. Итак, учитывая всю площадь бани над конхой, где могло быть пять участков, и нижний регистр, где за один день могли быть написаны занавеси, будем иметь 11 участков на 11 дней работы. Умножим все это на 6 конх, получится 66 дней. Когда добавить еще время на подготовку работы, на нанесение ретуши и поправок по окончании, на что могло уйти еще 25 дней, – окажется, что всю работу двое мастеров закончили, очевидно, за один сезон – в течение июня, июля и августа.

О европейской выучке мастера свидетельствует то, что в его фресках чувствуется иное понимание пространства, фигуры нарисованы в разнообразных поворотах и ракурсах. Они то идут тесно одна за другой, создавая медленный ритм повествования, то скапливаются в толпу в напряженных, драматических сценах. Каждый регистр фресок представлен как один сюжет в развитии, как один рассказ.

Культ Мадонны, дамы сердца из рыцарской поэзии, проник и в религиозное искусство, где был создан образ юной девы. В горцах она выступает во всех чарах юности, с непередаваемо милой улыбкой на устах. Даже в "бегстве в Египет", во время которого грозила большая опасность, ее уста не покидает ласковая, ласковая улыбка. Во фресках мастер стремится передать более конкретно каждое лицо, выявить характер, придать изображаемым одухотворенности.

В XV в. с запада к ротонде было пристроено большое помещение, от росписей которого сохранились "Покров" и "Распятие". В "Покрове" прекрасно переданы портретные черты отдельных персонажей, а в "Распятии" поражает потерявшая сознание Богоматерь. Горские фрески заметно повлияли на украинскую живопись, став для нее одним из ранних источников нового, гуманистического понимания художественных проблем.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 апреля 2025

В окрестностях Ужгорода, в селе Горяны, куда мы едем городским автобусом, находится одно из самых древних культовых каменных сооружений в Закарпатье. Уже с первого взгляда мы обнаруживаем, что церковь состоит из двух самостоятельных частей. Одной из них является круглое здание, которому церковь обязана своим названием, – ротонда. В глаза бросается могущество и торжественность ее стен, их архаическая простота. Другая часть храма – удлиненный прямоугольник нефа, пристроенный к ротонде позже. Эта постройка расположена на высоком холме, доминирующем над всеми окрестностями. Склоны его изрезаны валами, которые, по всей вероятности, защищали бывший здесь некогда замок.

Горянская ротонда является уникальным архитектурным памятником, значение которого выходит далеко за масштабы Закарпатья. По своему архитектурному облику она не имеет прообраза в Центральной Европе. Ясные и логические формы постройки, центричность внутреннего пространства и объема, расчлененного шестью абсидами-конхами, широкий тамбур, перекрытие сферическим куполом, отсутствие мелких украшений – все это говорит о ее родстве с византийским храмовым зодчеством, влияние которого через территорию южных славян распространялось и на Центральную Европу. Наиболее вероятное время ее возникновения – XII-XIII века.

На стенах ротонды сохранились фрески XIV века на тему «Страстей». Они пострадали от времени, несколько раз замазывались. В последнее время советскими реставраторами осуществлена была расчистка всего монументального фрескового ансамбля ротонды и нефа.

Фрески ротонды исполнены в 70-х годах XIV века. По своему стилю они близки южночешским и североитальянским памятникам XIV века. Сцены, изображенные на стенах абсид-конх, идут двумя полосами, одна за одной, не разрушая целостности интерьера и создавая ощущение непрерывного рассказа.

В типаже, пропорциях и экспрессивной духовности образов ощущается веяние искусства готики Чехии, Германии. Чем больше всматриваешься в сцены, написанные на стенах храма, тем сильнее чувствуешь дыхание реального мира, взволнованное и страстное отношение художника к изображаемым событиям, свойственное готическому искусству. 

Здесь объединяются мягкость и лиризм фресок XIV века – «Благовещение», «Дары волхвов», «Бегство в Египет» – с фанатичной сосредоточенностью персонажей и подчеркнутым трагизмом «Распятия», «Покрова» XV века. Все сюжеты, связанные с образом богоматери, исключительно лиричны. Одной из лучших фресок ротонды является сцена «Бегство в Египет», которая по художественному совершенству принадлежит к выдающимся произведениям искусства.

Мы выходим из ротонды и еще раз бросаем взгляд на всю постройку. Чувство покоя и умиротворения вызывает простая гладь ее стены, и кажется, что она до сих пор хранит тепло человеческих рук, создавших ее. Извилистой тропой спускаемся вниз с холма и покидаем Горяны. 

Поп И.И., Поп Д.И. «В горах и долинах Закарпатья». – М.: «Искусство», 1971 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 апреля 2025

Сразу за городской чертой находится село Горяны с известным памятником архитектуры – церковью-ротондой св. Николая. В ней сохранились фрески XIII, XIV и XV вв. В плане церковь Николая представляет собой круглую ротонду, к которой в XV в. с запада был пристроен прямоугольный в плане неф, а западная конха разобрана. В толщу стен ротонды как бы врезано шесть полуциркульных апсид-конх. О времени возведения церкви точных данных нет. Исследования фресок, обнаруженных под росписями XIV в., позволяют с большой достоверностью отнести ее сооружение к XIII в. и связать храм-ротонду со строительной деятельностью галицких князей Даниила и его сына Льва. В пользу этого говорит не только традиционная техника смешанной кладки ее стен, характерная для древнерусской архитектуры, но и совершенно романский, типичный для XIII в. характер открытых фресок.

Ротонда была построена в эпоху расцвета Галицко-Волынского княжества. Как известно, положение князя Даниила Галицкого после его поездки в Орду сильно укрепилось. Дружбы с ним ищут польские и венгерские дворы. В Ипатьевской летописи сохранилось известие: «В то же лето (1250 г. – Г. Л.) приела король Угорский вицького (к Даниилу Галицкому. – Г.Л.) река «пойми дщерь ми за сына своего Льва»: боявшегося его, яко был в Татарах, победою победи Ростислава и угры его».

После переговоров «Даниил пойде, поем сына своего Лва и митрополита, иде к королеви во Изволин и поя дщерь его сыну си жене; и отдасть ему ятые (пленные. – Г.Л.) боярь, яже бог вдасть в руци его, одолевшему с братом у Ярославля и сотвори с ним мир и воротися о землю свою». Венгерская принцесса Констанция становится женой князя Льва. Таким образом Закарпатье, благодаря брачным узам, снова прочно входит в орбиту влияния галицко-волынских князей. В последующие годы венгерский король не раз обращается за военной помощью к князю Даниилу в борьбе против немцев. Но могущественный Даниил мог оказывать помощь не только в военной, но и в других сферах, например культурной и строительной. Возможно, что Даниил Галицкий для постройки Горянской ротонды послал своих мастеров, среди которых могли быть ремесленники, пришедшие из Подднепровья и Чернигово-Северских земель, воспитанные на отечественных строительных традициях киево-черниговской архитектуры XII-XIII вв. В пользу этого говорят уже упомянутые выше фрагменты фресок XIII в., расположенные в северо-западной конхе, а также близость строительной техники и материалов, примененных при сооружении ротонды и оборонной стены XIII в. в Хотинском замке, возведенном при Данииле Галицком.

Круглый массив ротонды венчают купол на шестигранном барабане. Купол накрыт шлемовидной гонтовой кровлей. Строгость внешнего объема здания, не имеющего каких-либо членений на своих фасадах, является характерной чертой его архитектуры. В интерьере ротонды все шесть полуциркульных апсид-конх перекрыты четвертьсферическими сводами, которые одновременно служат подпружными арками для шестигранного барабана. В архитектуре интерьера явственно выступает стремление нарушить неподвижность его внутреннего пространства, расчленить стены заглубленными в них апсидами-конхами, придать ему более живописный вид, усиленный игрой света и тени на выступающих и западающих стенах. Эта особенность интерьера храма очень многозначительна. Она отражает изменения в архитектурной эстетике, явственно заметные в XIII в. Как в летописях, в житиях и других формах словесного творчества начинает углубляться интерес к личности человека, так и в архитектуре возникают попытки постановки художественных задач, связанных с разработкой проблем интерьера.

Чешские, польские и венгерские ротонды отличаются от украинских ротонд-храмов простотой и лаконизмом масс как во внешнем облике, так и во внутреннем пространстве. Украинские ротонды в своей объемно-пространственной структуре более живописны не только благодаря их усложненному очертанию плана, создаваемому полуциркульными конхами, но и контрастной игре вертикальных линий и криволинейных очертаний арок-конх.

Большой интерес представляют фрагменты фресок, украшающие северозападную конху ротонды Николая в Горянах. Как уже говорилось выше, вероятно, они исполнены во время княжения Даниила Галицкого и его сына Льва. На уцелевшей части композиции представлен сидящий на троне мужчина, возможно, король или император, обутый в красные сапоги и одетый в мантию, богато орнаментированную по подолу. Совершенно славянский тип широкоскулого лица, коротко подстриженная борода и небольшие густые усы придают его облику конкретные, портретные приметы. Не есть ли в его облике черты Даниила Галицкого или Льва Данииловича? Кстати, князь Лев Даниилович на своих печатях изображен с бородой. В этой же конхе написан восседающий на сером коне, очевидно, Юрий Змееборец Фигура Юрия крупноголовая, приземистая. Стиль этих фресок указывает на знакомство мастера с романским искусством.

Росписи, исполненные в 1360-70 г.г., различной сохранности, уцелели только в четырех конхах и в куполе. Они размещаются в три регистра: верхний на сводах конх, два нижних – на стенах; от пола на высоте полутора метров проходит панель, расписанная завесами или платами. Сюжеты на стенах расположены так, что их рассмотрение нужно начинать с северовосточной конхи, слева направо, сначала верхний регистр, затем нижний. Сцены следуют одна за другой беспрерывно, без разделительных полос. Только пространственные интервалы-паузы между группами персонажей позволяют различать отдельные сюжеты. Художник умело приноравливает отдельные композиции к плавности изгибов стен храма в плане. Фрески, подобно ковру, стелются по криволинейным стенам. Такое композиционное решение росписей, пожалуй, лучше всего подходило для данного интерьера шестиконховой ротонды. Зритель мог охватить их взором сразу и мог неторопливо, «читая» строчку за строчкой, обозревать каждую фреску отдельно.

В зените купола изображен Вседержитель, а на шести гранях барабана купола – двенадцать апостолов. Между апостолами, сгруппированными попарно, написаны орнаментальные композиции, напоминающие позднейшие мотивы украинского народного искусства – «вазон с гильцем». На своде восточной конхи представлен Христос, на своде северо-восточной – Богоматерь, а на юго-восточной – неизвестный сюжет (на остальных сводах живопись не сохранилась). Сюжеты на стенах ротонды расположены в таком порядке (начиная с северо-восточной конхи): в верхнем ярусе – «Благовещение», «Рождество Христово», «Дары волхвов», «Ирод дает распоряжение избивать младенцев», «Вифлеемская резня младенцев», «Бегство в Египет», «Святое семейство» и «Тайная вечеря», в нижнем ярусе: «Моление о чаше», «Петр отрубает ухо рабу», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Заушение», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Явление женам-мироносицам» и три великомученицы, среди которых можно опознать Варвару и Екатерину.

Главной темой горянских фресок являются апокрифы и гимны Марии. Единая тема материнства представлена в сценах: «Благовещение», «Дары волхвов», «Бегство в Египет» и «Распятие». Женщина выступает здесь как действующее лицо: вначале как молодая невеста, затем счастливая, а в конце – страдающая мать. Среди многих изображений Марии наиболее впечатляет ее нежный одухотворенный облик в «Благовещении». В «Дарах волхвов» художник рисует Богоматерь сидящей на троне с младенцем на коленях. В ее осанке – сознание собственного достоинства. Для живописи этого сюжета характерен удивительно тонкий колорит, он пленяет сочетанием светлого коричнево-зеленоватого мафория с изумрудно-зелеными отворотами и белой рубашки младенца. Не менее поэтичной, чем в «Благовещении», предстает Мария в композиции «Бегство в Египет». Она сидит на ослике естественно и непринужденно, левой рукой поддерживает младенца, а указательным пальцем правой руки закрывает ему уста, чтобы нечаянный крик ребенка не выдал их погоне. Нежный серо-голубой фон и охристо-зеленый позем прекрасно гармонируют со светло-охристыми одеждами Иосифа и бледно-красным гиматием и бело-розовым мафорием Марии.

Наряду с появлением впечатляющих, жизненно-конкретных деталей (жесты, позы, психологическая связь изображаемых персонажей) во фресках Горян сохраняется еще много условного в приемах написания одежды, пейзажа и архитектуры. Их колористический строй тяготеет к плоскостно-декоративным традициям, характерным для византийского и, в частности, киевского круга памятников XII в. В композициях, где нет многопланового расположения фигур, например в «Тайной вечере» мастер стремится к убедительной передаче душевного состояния каждого персонажа при помощи внешней характеристики. Здесь все апостолы нарисованы в движении: один из них ломает хлеб, другой только собирается взять кусок хлеба, третий подносит ко рту ломоть, а четвертый – чашу с напитком. Христос поднял руку, призывая ко вниманию, а юный Иоанн припал к его груди. Вместе с тем поза отдельной фигуры, ее жесты и силуэт здесь подчинены общему замыслу. В «Поцелуе Иуды» все действующие лица изображены в пространстве. Первый план занимают раб и Петр, второй – Христос и Иуда, а далее – толпа воинов. Так же в несколько планов расположены многочисленные фигуры в сценах «Христос перед Пилатом», «Заушение», «Моление о чаше» и «Вифлеемская резня младенцев».

Художественный стиль мастера фресок горянской ротонды носит следы влияния постджоттовского искусства, а также имеет точки соприкосновения с памятниками живописи XIV в. Тироля, Чехии и Польши. Мастера Горян с фрескистами Запада сближает стремление к овладению реалистическим художественным методом и любование нежным, прекрасным лирическим типом девы Марии. Подобная тенденция в искусстве возникла под влиянием культа мадонны в средневековой Европе, когда впервые женщина была поднята на высокий нравственный пьедестал, была открыта ее привлекательность, красота, ее обаяние, когда появилось рыцарское уважение к ней, смягчались нравы, менялись вкусы. Сильный толчок распространению почитания богоматери дали также ереси, целью которых было ограничение божественности Христа.

Очеловечивая евангельские образы, средневековые живописцы нарушали строгую иератичность религиозного искусства, подготавливали почву для духовной эмансипации человека, что было необходимой предпосылкой для становления гуманистического самосознания.

Монументальное искусство XII-XIII в.в., которое мастера Горян могли видеть в Галиче, Перемышле, Львове и Закарпатье, не могло не оказать воздействия на их воображение. Вот почему фрески в Горянах имеют ряд черт, которые отличают их от западноевропейских росписей этого же времени. В сценах Страстей художников Запада, как правило, всегда изображена толпа, много действующих лиц и подробностей. В Горянах, наоборот, в сюжетах, посвященных Христу, количество персонажей сведено до минимума и таким образом композиции не перегружены. Это, пожалуй, наиболее характерная особенность горянских фресок, выполненных в XIV в.

В XV в. в церкви св. Николая с запада был пристроен большой прямоугольный неф без опорных столбов. На восточной стене этого помещения по сторонам арки, ведущей в ротонду, сохранились росписи, относящиеся ко времени сооружения нефа: слева «Благовещение» и под ним «Покров Богоматери», справа – «Распятие». Они значительно отличаются от фресок ротонды, исполненных в 1360-70 г.г. Мастер, написавший их, вероятно, был воспитан на традициях готического искусства чешской школы. В пользу этого говорит их монохромный колорит, экспрессия и острота характеристик каждого образа, типичные для поздней готической живописи. В «Распятии» художнику удается глубоко и тонко раскрыть внутренний духовный мир действующих лиц. Особенно впечатляет страдающая и падающая в обморок богоматерь.

Западноевропейское искусство оказывало воздействие на украинскую живопись не только через изобразительный язык, но и через иконографию. Если в XIII в. – первой половине XV в. на Украине культивировался сюжет «Покров богоматери» в восточнославянской редакции, то во второй половине XV в. – уже в западноевропейской иконографии, связанной с готическим искусством Чехии или в типе «Мадонна делла Мизери-кордия». Примером может служить изображение «Покрова Богоматери» в Горянах. Со временем, в XVI-XVII в.в., «Покров Богоматери» типа «Мадонна делла Мизерикордия» приобретет самое широкое распространение, так сказать украинизируется, и Мария получит все черты национального образа богоматери – заступницы и покровительницы местного населения в борьбе против иноземных захватчиков, за национальную свободу и независимость. 

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: «Искусство», 1973 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 апреля 2025

Здание, которое датируется 12-13 в.в., известно как древнейший на Закарпатье костел св. Анны или как церковь св. Николая. Храм состоит из двух частей. Первоначальное ядро - круглое в плане небольшое здание, каменное из кирпича, напоминающее древнерусскую плинфу. Наружный диаметр здания - около 9 м. В интерьере в толщу стен врезано шесть полукруглых конх (западная разрушена в XV в. во время достройки готического нефа, а в северо-западной растесан вход в ризницу). Ротонда перекрыта сомкнутым шестигранным сводом на невысоком шестигранном подбаннике, украшенном снаружи поребриком из кирпича.

Высокую ценность имеют фрески XIV в. в интерьере ротонды, выполненные в стиле Проторенессанса северо-итальянскими или тирольскими мастерами. Фрески расположены в три яруса: два-на стенах, третий – в конхах. Удачное расположение фресок, их тональное единство и мягкий колорит, усиливают впечатление единства пространства.

Готическая нава XV в. - прямоугольное в плане помещение. Узкие окна и портал ее южного фасада украшены каменным обрамлением с характерным готическим профилированием. В интерьере на восточной стене нефа сохранились две композиции, выполненные в технике аль секко. Ротонда в горцах-уникальная романско-готическая достопримечательность церковного строительства.

Годованюк А.Н. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

Горянская ротонда находится на последнем холме Карпат, над обширной Среднедунайской низменностью и является одной из древнейших архитектурных памятников Украины. Рядом с ней видны остатки замка, поэтому ротонда могла быть Замковой церковью.

Сооружение состоит из двух частей. Древнейшим является собственно ротонда - шестиконховое центрическое строение, толщина стен которого достигает 2 – 2,5 м, покрытое шестигранным шлемообразным куполом, опирающимся на барабан, декорированный под карнизом романским мотивом - поребриком. Внутри ротонда имеет шесть ложных апсид. В Восточной и Юго-Восточной апсидах сохранились щелевидные окна. Такая форма строения берет своё начало в мавзолеях позднеримской эпохи. Подобными были и крестильницы при замках. В период раннего Средневековья ротонды встречаем на Балканах, в Великой Моравии, Венгрии, Германии. Известны и несколько ротонд на территории Украины. 

В конце XIII – начале XIV вв. к романской ротонде достроили позднеготическую наву зального типа, перекрытую плоским потолком под двускатной крышей, а в XVIII в. поставили небольшую барочную башню над западным фасадом. В 1911 г. памятник реставрирован. Тогда башня-колокольня получила нынешнюю форму. К 1927 г. крыши церкви были покрыты черепицей. Примечательны фрески, покрывающие сплошь стены ротонды, а также раскрытые фрески нефа вдоль арочного прохода, нарисованные после пристройки нефа.

В ротонде под расчищенными росписями обнаружили древнее рисование (росписи). Фрески XIV в., возможно, исполнили северо-итальянские мастера в проторенессансной манере (они могли прийти в Горцы с магнатом Николаем Другетом, который вернулся в Ужгород из Неаполя в 1354 г.). Ранее храм был посвящен св. Анне.

В 1959 г. церковь закрылась. Поводом к этому стала трагедия, 17 мая того года – в церковь из-за плохого громоотвода ударила молния, были человеческие жертвы. В 1966 г. закончены работы по расчистке и укреплению фресок, начатые ещё в 1932 г., после чего достопримечательность стала филиалом Закарпатского краеведческого музея.

В 1991 г. храм возвращен верующим. Сделан капитальный ремонт с заменой всех деревянных конструкций башни, крыши и перекрытия над Навой. Наружные стены утратили характерные для старых сооружений неровности под слоем новой штукатурки. Внутри потолок и стены расписаны новым ярким рисованием, диссонирующим с благородным колоритом древних фресок.

Реставрацию фресок закончили львовские специалисты Наталья Слипченко, Владимир Гануляк и другие в 1994 г.

Сирохман Г. «Церкви Украины: Закарпатье. - Львов. 2000 г., перевод с украинского. 


Елена Григорьева
 

Церковь стоит на холме последних южных отрогов Карпат. Первоначально как храм св. Анны, Горянская ротонда была филиалом Ужгородского римокатолического храма св. Георгия и верующих обслуживали духовные отцы - монахи иезуитского чина. В 1773 г., с ликвидацией Папой Климентом XIV иезуитского ордена, вся их имение, в т.ч. и царства св. Анны, перешло во владение Мукачевской греко-католической епархии. В 1949 г. советская власть передала храм вновь созданной православной общине села. Но в 1959 г. во время бури молния ударила в башню храма и эта трагедия с человеческими жертвами дала повод его закрыть.

В 1960-х г.г. храм был преобразован в филиал Закарпатского художественного музея. В 1960-1962 г.г. реставраторами лаборатории Института строительного производства Госстроя УССР М. Кресальным, А. Плющ, А. Эрко проводилась реставрация фресок, в результате чего часть росписей была высвобождена из-под набелов. В 1989 г. на замурованном входе в ротонду была обнаружена очень поврежденная фреска с изображением Иисуса Христа, выполненная, видимо, при обновлении нефа. В 1993 г. храм передали греко-католической общине.

Состоит из двух частей – ротонды, которая стала апсидой церкви в 15 в. и прямоугольной готической зальной базилики. Площадь – 153, 2 кв.м. Наиболее древней и ценной, без сомнения, является ротонда (кон. 12 в.). Такого же типа ротонда сохранилась и в Корчеве (северо-восточная часть Венгрии). В 14 в. – заложили южный вход в ротонду и разрисовали. В 15 в. к ротонде пристроили прямоугольную наву и она превратилась в апсиду церкви. При пристройке готического нефа полностью срезали западную конху, стесали в нижней части выступающие стены Восточной, сделали дверной проем в Северо-Западной конхе и растесали окно в Юго-Восточной.

Ко времени постройки ротонды относятся первобытные фрески в Северо-Западной конхе - «Юрий змееборец» и изображение святого, возможно Константина в императорском долматике. Это упрощенная живопись, контурная в рисунке уплощенных фигур с крупными чертами ликов. Восточную стену церкви разрисовали в 1912 г., над западной частью церкви достроили деревянную каркасную колокольню с шатровой крышей, на которой посажена баня; заложили вход в северной стене церкви, портал затиньковали, в ротонде и церкви сделали цементный пол, снаружи стены покрыли штукатуркой. После 1927 г. гонтяные крыши над церковью заменили на жестяную кровлю.

Ротонда построена из тонкомерного кирпича 35х17,5х4,5 см, который клался на известково-песчаном растворе, который очень мало содержит толченой керамики (цемянки), что является характерным для Галицко-Волынской строительной школы. Нава построена из камней на известково-песчаном растворе. Конструкции крыш дубовые. Крыша ротонды имеет гонтовое покрытие, церкви – жестяное. Ротонда в плане представляет собой шестиконховую, вписанную в круг. Диаметр подкупольного пространства определяет и высотные пропорции сооружения. Внутренняя высота ротонды до «неба» определена двумя диаметрами окружности, внешняя высота до подкрестового яблока равна 2,5 диаметру разбивочного круга.

Подпружиненные арки конх держат шестибалльный барабан, накрытый шестибалльной шлемообразной баней. На барабане под баней и вверх стены идут полосы поребрика, выложенного как и сама ротонда, из тонкомерного кирпича. В Восточной конхе сохранилось первоначальное щелевое окно с фресковым орнаментом на откосах. На каждой грани барабана также прорезаны узкие окна, которые дают ровное освещение на всю церковь. Первоначально пол ротонды был выложен кирпичом.

Нава церкви примыкает к западной разобранной конхи ротонды. Это прямоугольное в плане сооружение, что хорами у западной стены, без притвора. Перекрыта плоским потолком по сволокам. Крыша - двускатная, довольно отвесная. К северо-западной конхе ротонды пристроена захристия, перекрытая коробовыми сводами. На северной стене открылся глубокий профилированный портал и дверь с окутанием, его завершение, как и западного портала имеет близкую к стрельчатой форму. Портал на южном фасаде имеет форму, типичную для поздней готики, - прямоугольную со срезанными полукругом углами. На западном достаточно глухом портале по оси над входом размещены круглое окно и узкое прямоугольное.

Ротонда с церковью являются не только ценными памятниками Восточно-византийского типа и готической архитектуры, но и памятником мирового уровня, сохранившим стенопись 11-12 в.в., а также прото-ренессансную живопись 30-х г.г. 14 в., которая покрывает стены, барабан и баню яркими сиренево-красными коврами. Часть фресок сохранилась фрагментарно.

Стенопись посвящена Страстям Христовым, Богородице и с изображением отдельных святых, выполненный мастером итальянской школы Джото. На восточной стене нефа три композиции «Распятие», «Благовещение» и «Богородица Мизерикордия», нарисованные по сухому тиньку (штукатурке) мастером, по своему художественному предпочтению принадлежащим к Богемской школе 15 в.

Литература: «История украинского искусства». Т.-К, 1966; Сичинский В. Ротонды на Украине. Записки исторической секции ВУАН», 1929; Могитич И.Р. «По истории межславянских связей в сфере раннесредневековой архитектуры (Галицко-Волынская Русь и западные славяне Х-ХІІІ в.). - Из истории межславянских связей. - Киев: «Научная мысль», 1989.; «Горянская церковь. Св. Николая (12-14 в.в.)». «Государственный реестр национального культурного достояния». - Охранный № 190,0). – «Достопримечательности Украины: история и культура». – 1999; Бела Жолт Сакач «Горцы (Gerény), греко-католическая церковь. Средневековые церкви от Тисы до Карпат. Путями средневековых церквей в Сабольском и Березском краях и на Закарпатье». - м. Ниредьгаза, 2013. – с. 53-60. там же: Йожеф Ланги «Горцы (Gerény), настенные росписи бывшей римокатолической, ныне греко-католической церковь»; Филипп Людвиг. В ожидании Божьей Матери. Ужгород. – 2012. - 23 июня. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины».



Комментарии и обсуждение


По некоторым данным, церковь принадлежит католической церкви и её старое название церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

29 января 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) samoyloff.aleksandr2012.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.