ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Логиновка. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Логиновка. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Петра и Павла
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1913.
Архитектор:Алексей Маркович Салько
Адрес:
Саратовская область, Краснокутский р-н, с. Логиновка

Координаты: 50.993555, 47.067128



Церковь Казанской иконы Божией Матери, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Логиновка, Краснокутский район, Саратовская область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
9 июля 1962
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Казанская церковь и ныне утраченная сторожка. Изначально деревянная, она вместе с храмом была обложена кирпичом. Архивное фото <br>, Логиновка, Краснокутский район, Саратовская область
Казанская церковь и ныне утраченная сторожка. Изначально деревянная, она вместе с храмом была обложена кирпичом. Архивное фото
Елена Григорьева
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Архивное фото <br>, Логиновка, Краснокутский район, Саратовская область
Архивное фото
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Храм в народе называют саратовской пизанской башней. Изначально деревянный, он был обложен кирпичом, однако работа не была завершена из-за начала Первой мировой войны, а затем революции. Большевиками церковь была разграблена, в ней располагались сначала казармы, а потом склад. В годы отечественной войны в ней жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. Сегодня здание восстановлению уже не подлежит.

Печальными памятниками минувших дней являются заброшенные храмы. На них особенно больно смотреть. Когда-то здесь служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин, здесь крестили, венчали и отпевали людей, и колокольный звон раздавался на всю округу. А теперь - от былого величия не осталось и следа: храм полуразрушен, осыпаются фрески, сбиты кресты, выломаны двери, погнуты решетки на окнах. Единственное, что осталось неизменным, - здесь, в доме Божием, которым храм никогда не перестанет быть, несмотря на все «старания» человека, у престола незримо предстоит Ангел-хранитель...

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, некогда один из красивейших храмов в Заволжье, и сегодня удивляет своей необычной архитектурой. Изначально Казанский храм был деревянным (согласно архивным данным он был построен в 1857 году тщанием прихожан), а затем благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко, награжденному тремя Георгиевскими крестами за участие в боях на Шипке, церковь была обложена кирпичом. Только вот закончить работы помешала Первая мировая война, потом революция, и началась гражданская война. Так храм и остался наполовину каменным.

По преданию, проект храма раздобыли сами жители Логиновки. Они снарядили в Москву ходоков, которым в первопрестольной особенно понравилась одна из церквей. Ее проект и был взят за основу. По рассказам старожилов, в храме были удивительной красоты иконостас и фрески - редкие для глухой заволжской провинции (часть росписи чудом уцелела до наших дней), богатым было и внутреннее убранство церкви: старики упоминали о паркетном поле и хрустальном паникадиле. Недаром в логиновский храм приезжали венчаться из окрестных сел и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы.

В советское время храм был закрыт и разграблен. После 1936 года здесь располагалась казарма курсантов Краснокутского летного училища, а во время Великой Отечественной войны жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. Потом, по советской традиции, храм был превращен в зерновой и продовольственный склад. В этом статусе он просуществовал до конца 1980-х годов. И уже в 1988 году, по мнению специалистов и архитекторов, сделавших техническое заключение, разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным.

PS: Проехав немного по трассе от Красного Кута в сторону Лебедевки, вам обязательно бросится в глаза эта необычная «пизанская церковь», расположенная с правой стороны от трассы в селе Логиновка. Лично нас проехать мимо села не заставил даже проливной дождь с грозой!

Первое что бросилось в глаза, это - мозаичная кладка кирпича! Дело в том, что такую кладку мы часто видели в немецких колониях Поволжья и уже подумывали о некой русско-немецкой «кооперации», ... пока не «залезли» в интернет! Ещё что сделано «по-немецки» в этой кладке, так это её крепление к деревянной основе храма - сквозь кирпичную кладку в шахматном порядке забиты огромные кованые гвозди с большими шляпками! Мало того, напротив храма стоит старинный дом мозаичной кладки!

Всё же село было русским! Мозаичную обкладку церкви можно объяснить, пожалуй, соседством с немецкими колониями в округе, в частности через речку жили немцы.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 января 2021

Церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1857 г., позже обложенная кирпичом, отличается необычным видом кладки кирпича. На Руси такой приём почти не использовали в отделке. Мозаичная кладка кирпича, по другому её называют баварской. Дело не столько в кладке, сколько в цвете кирпича. При обжиге в обычных печах часто получался кирпич разного цвета. Это зависело от температуры обжига. Тот кирпич, что находился ближе к огню часто получался темнее по тону. Его даже считали браком. Впервые технологию употребления разноцветного кирпича применили в Баварии, отсюда и название кладки - баварская. Дело в том, что кирпичи разного цвета использовали вперемешку. Создавалось впечатление декоративной стены.

http://kraeved1147.ru/loginovka/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 января 2021

Русское казённое село Нижний Еруслан, также Логиново, современная Логиновка, было основано на реке Еруслан в 1800 году малоземельными крестьянами-переселенцами из Орловской, Тамбовской и Тульской губерний. Название село получило в честь одного из первопоселенцев – Логина Безпалого. Встречающиеся в других источниках даты заселения (1828 год или 1840-й) являются ошибочными, равно как и распространённая версия о заселении села украинцами, среди которых была семья Логиновых, якобы давшая Логиновке название по своей фамилии.

В 1843 году тщанием прихожан была построена временная деревянная, холодная православная церковь. Здание имело колокольню и один престол во имя Казанской Божией Матери. В штат причта входили священник, дьячок и пономарь, дома у которых были собственные. В 1847 году в Логиновке уже насчитывалось 179 дворов, 638 мужчин и 611 женщин. В 1857 году возвели большой деревянный храм (вместо старой церкви), а ещё через два года открылось училище (впоследствии земское). По данным переписи 1859 года в Логиновке в 235 домохозяйствах проживали 795 мужчин и 796 женщин. Через село пролегала военная дорога от границы Астраханской губернии к Николаевскому тракту, административно Логиновка входила в Краснокутскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

Церковно-приходская школа грамоты открылась в 1892 году. В конце XIX века в Логиновке насчитывалось 2190 жителей, из которых грамотными были 280 мужчин и 21 женщина (учились в школе на тот момент 41 мальчик и 20 девочек). В 1896 году было построено просторное каменное здание земской школы, в одном из помещений которой через год открылась библиотека-читальня, учреждённая в память Священного Коронования Государя Императора Николая II. Церковная школа с 1898 года была смешанной, а в 1904 году стала одноклассной женской. В том же году она переехала в новое, специально построенное на казённые и общественные средства деревянное здание.

В 1910 году в Логиновке проживали 1435 мужчин и 1472 женщины, всего в селе было 526 дворов. Удобной земли считалось 10458 дес., неудобной – 2957 дес. В Логиновке работали церковь, земская и приходская школы, шесть ветряных мельниц и кирпичный завод, квартира урядника. Ежегодно 20 сентября проходила ярмарка, на которой торговали в основном скотом, мануфактурными и кожевенными товарами.

Храм 1857 года постройки, постепенно разрушающийся в Логиновке, в народе называют Пизанской башней Саратовской области. Здание было изначально деревянным, холодным, имело деревянную ограду и один престол во имя Казанской Божией Матери, освящённый 26 мая (7 июня) 1859 года. В штат причта входили священник, псаломщик и диакон, проживавшие в общественных домах. Церковная библиотека насчитывала более 300 изданий.

В 1890-х г.г. здание под руководством архитектора Т.С. Хилинского частично перестроили, после чего оно стало вмещать до тысячи богомольцев. Вместо старой ограды была выстроена новая, каменная с деревянными решётками. С 1909 года храм начали вновь расширять и обкладывать кирпичом, однако все планы воплотить в жизнь не удалось из-за начала Первой мировой войны. В результате колокольня и купола остались деревянными.

После окончания основных работ заново благоустроенный храм был торжественно освящён 13 (26) декабря 1913 года. Празднования продолжались два дня, за которые был также освящён новый придел во имя Апостолов Петра и Павла.

Перестроенное здание обрело отопление на каменном угле, полы из терракотовых плиток, изготовленный фирмой И.М. Дикарёва в Москве дорогой иконостас с застеклёнными иконами, стены и своды украсили роспись и орнаменты. Для певчих в храме были обустроены хоры в средней части здания. Кирпичом также обложили деревянную сторожку, новую ограду выстроили каменную с железными решётками и воротами. Общая стоимость работ по благоустройству церкви составила около 90 000 рублей (большую часть суммы удалось собрать благодаря жителю села, герою обороны Шипки Парфёну Яковлевичу Гопиенко). Для глухой заволжской провинции церковь стала большой достопримечательностью, в неё приезжали венчаться из окрестных сёл и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы.

Но уже через несколько лет большевиками церковь была разграблена. Богослужения ещё велись примерно до рубежа 1920-х и 1930-х г.г., после чего по обвинению в организации контрреволюционной ячейки был репрессирован логиновский священник, а церковь окончательно закрыли. В ней разместили сначала казармы курсантов Краснокутского лётного училища, а потом склад. В годы Великой Отечественной войны в бывшем храме жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. В 1980-е г.г. в здании размещалась пекарня.

Сегодня храм, на стенах которого хорошо сохранились росписи с ликами святых и библейскими сюжетами, заброшен и стремительно разрушается...

Большая Саратовская Энциклопедия (БСЭ), http://saratovregion.ucoz.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 января 2021

Раньше Логиновка называлась Нижним Ерусланом. Согласно архивным данным в середине XIX века в селе числилось 78 дворов, а к началу ХХ века их количество увеличилось почти в пять раз. Возросло и число жителей - в семь раз за полстолетия. К 1910 году в Логиновке проживали уже порядка 3 000 человек. Население составляли русские и малороссы православного вероисповедания. В селе к этому времени имелись две школы: земская и церковно-приходская, восемь ветряных мельниц и кирпичный завод, проходили ярмарки.

В советское время Казанский храм, построенный в 1857 году, был закрыт и разграблен.

Приехавшая в 1988 году в Логиновку по просьбе Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) комиссия из Сароблжилкомпроекта засвидетельствовала, что храм находится в аварийном состоянии. Износ здания, по мнению специалистов, составил более 60%, и архитекторы сделали техническое заключение, согласно которому Казанская церковь не подлежала восстановлению. Мнение саратовских специалистов два года назад подтвердили и московские реставраторы, работавшие над восстановлением Свято-Никольского храма в Дьяковке Краснокутского района. По просьбе Епископа Саратовского и Вольского Лонгина они осмотрели логиновскую церковь и пришли к выводу, что разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным.

Так Казанский храм был обречен на медленное умирание. Ускорить процесс взялись и некоторые жители села: охотники за железом вытащили из храма все, что могли. Не поддались только чугунные решетки на окнах, хотя некоторая их часть все же дрогнула под рукой варвара. И до сих пор находятся желающие поживиться на развалинах церкви, со стен которой еще смотрят лики преподобного Серафима Саровского, Марии Египетской, Алексия, человека Божиего, и других святых, и сам Христос в Гефсиманском саду молит пронести мимо Него чашу сию…

… Сто лет назад - осенью 1907 года над Логиновкой зазвучал пасхальный перезвон. Так сельчане чествовали благотворителя храма и своего земляка Парфена Яковлевича Гопиенко. Возможно, тогда и была освящена новая церковь. Колокольному звону радовалась и маленькая Полина - двоюродная бабушка нынешнего учителя истории логиновской школы - ведь ее крестили в этот день. Спустя годы Антонина бережно хранит это семейное предание, как хранит фотографии храма и немногочисленные сведения о нем. Раньше в школьном краеведческом музее было много интересной информации о Казанской церкви, но все было утеряно в перестроечные годы. А между тем все новые и новые поколения жителей Логиновки вырастают рядом с поруганной святыней. Руины храма с покосившейся колокольней для них - естественная часть «пейзажа». Что и говорить, их предки были много счастливее, имея возможность созерцать красоту храмовых росписей, слушать богослужебное пение, участвовать в церковных Таинствах.

И все же не хочется заканчивать рассказ о логиновском храме на грустной ноте. В прошлом году церковь отметила свое 150-летие. В престольный праздник храма - 21 июля благочинный Южного округа священник Александр Писларь организовал приходское собрание жителей Логиновки и близлежащих сел - Рудни, Константиновки и Дьяконовки (православная община действует здесь с 1990-х г.г.). На собрании шла речь о судьбе Казанского храма, а также о возможности строительства новой церкви. Этого события жители, а их в четырех селах осталось не более 1800 человек, ждут с нетерпением. И, возможно, на логиновской земле еще возобновится литургическая жизнь, и это случится до того, как старый храм доживет свой век.

Когда этот материал уже вышел в печать, в редакцию газеты «Православная вера» пришло письмо от нашей постоянной читательницы Елены Ивановны Пороховой из г. Покровска (Энгельса), в котором она прислала нам старинную фотографию этого храма, сделанную её отцом. Вот что пишет Елена Ивановна: «Я читаю вашу газету и очень часто читаю о том, что в Ртищеве, Питерке и других местах нашей области начинают строительство (или уже закончили) церкви, храма. А вот я с детства видела очень красивую церковь в селе Логиновка Краснокутского района Саратовской области<…>. На ней было много куполов, они горели золотом. Горели золотом и кресты, которые были необыкновенной красоты. В церкви очень красивая роспись. Моя сестра рассказывала мне, что они, учась в школе, сбегали с уроков в церковь и заходили в одну комнату, где, если закрыть дверь, над головой в темноте горели звезды<…>. Очень бы хотелось, чтобы и этот красивый храм был восстановлен, чтобы сельские люди, которые брошены на произвол судьбы без работы, смогли хотя бы душевно отдохнуть в стенах этого храма. Может, и у них появится вера, ведь с верой и жить легче, может, и пить меньше станут, и молодежь, потянувшись в церковь, забудет о шприцах и бутылках. Духовность возрождает людей к жизни, к чистоте отношений, уважению друг к другу. Хочется, чтобы такая красота открыла двери верующим. Ведь в деревнях, а их вокруг церкви четыре: Логиновка, Константиновка, Рудня и Дьяконовка - живут пожилые люди, и ехать в церковь в Красный Кут они физически не в состоянии. Вот и получается - храм стоит столько лет, а поставить свечу, обвенчаться, покрестить детей - негде»...

Но поскольку старая церковь, к сожалению, не подлежит восстановлению, мы надеемся, что в селе Логиновка будет построен новый храм...

Информация с сайта Саратовской епархии. Автор: Ольга Новикова, «Исчезающая красота: История храма, которого скоро не будет» (фрагмент статьи), http://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4770

14 июля 2020 года сильные порывы ветра обрушили верхнюю часть колокольни заброшенного Казанского храма. Ураганом снесло деревянную верхушку звонницы вместе с куполом.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 января 2021

Об освящении церкви Казанской иконы Божией Матери

Из епархиальной жизни. «Приходская радость в с. Логиновке, Новоузенского уезда»: «13 и 14 декабря 1913 года в селе Логиновке, 5-го благочиннического округа Новоузенского уезда, совершено было местным благочинным о. И. Орловым, с участием кроме него 10-ти священников, торжественное освящение новоустроенного благолепного храма в честь Казанской Иконы Божией Матери с правым приделом в честь святых Апостолов Петра и Павла.

По своей внутренней отделке, а равно и наружному виду храм этот может соперничать со многими городскими и даже губернскими церквами. Вместимостью по плану рассчитан на 1800 человек, но на самом деле может вмещать гораздо более сего. Отопляется каменным углем. Пол из терракотовых плиток весьма изящен. Особенно красив новый иконостас, изготовленный фирмою И.М. Дикарева в Москве. Все иконы за стеклом. Особенно хороши иконы нижнего яруса: Спаситель и Божия Матерь - по оригиналам Васнецова и Нестерова. Купол и все стены украшены священными изображениями по лучшим художественным образцам. Все свободные от священных изображений места украшены орнаментами. Света в храме вполне достаточно. Для певчих устроены красивые и поместительные хоры в средней части храма. Стоимость храма с внутренней отделкой доходит до 90 тысяч рублей.

Как чин освящения, так и вообще все Богослужение совершалось в переполненном богомольцами храме, не только местными прихожанами, но и прибывшими из многих окружающих сел, - и при самой торжественной обстановке. Пел местный хор певчих под управлением опытного и искусного регента И.П. Пискуна. За старшего диакона служил, приглашенный нарочито из Уральска, о. Фома Пстыга, держащийся хорошо во время службы и отличающийся отчетливым произношением эктений. Некоторые песнопения, исполнявшиеся духовенством (всего в количестве 18 человек, считая диаконов и псаломщиков), были заранее прорепетированы, как например «Величание, Приидите поклонимся «Архиерейское», Взбранной Воеводе, Святый Боже и тройное «Господи помилуй» на осенение Св. Крестом: «Господу помолимся, рцем вси», отчего много приобрели в стройности, согласии, уверенности и одушевлении.

Долг проповедничества взяли на себя и исполнили с большим подъемом и чувством О. Благочинный Иоанн Орлов и настоятель церкви о. В. П-ов (фамилия неразборчиво), произнесшие по два экспромта каждый.

О. И. Орлов произнес 1-й экспромт всенощной 12-го на текст Св. Патриарха Иакова: «Как страшно сие место! Это дом Божий! Это врата Небесные!» Быт. XXVIII, 17. 2-й экспромт 13-го утром пред крестным ходом со св. мощами. Настоятель церкви о. В. П-ов произнес 1-й экспромт в конце всенощной 12-го, а слова Св. Иисуса Навина: «Освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудное» Иисус Нав. III, 5, о необходимости благоговейного приготовления со стороны присутствующих к предстоящему освящению храма. 13-го за литургией на «Буди имя Господне»... им же было произнесено заранее составленное поучение на текст: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он»! 2-й экспромт был произнесен о. В. П-овым 14-го за литургией, после запричастного стиха: о силе и значении духовного приобретения для прихода в лице новых ближайших покровителей, святых Апостолов Петра и Павла, в честь которых освящен правый придел.

Вообще можно быть уверенным в том, что совершившееся приходское событие надолго сохранится в памяти всех присутствующих, как светлая страница из жизненной книги, запечатленная высокими религиозными переживаниями...

Церковное торжество закончилось скромною трапезою в доме о. Настоятеля, куда были приглашены представители местной власти, строители, попечители, ктитор, регент хора, учительницы и все духовенство. Здесь вспомнили с сочувствием и искренним сожалением об отсутствии на торжестве Преосвященного Архипастыря Епископа Тихона, что и выразили в посылке ему от лица всех присутствовавших сочувственной телеграммы. Его преосвященство - Владыка Тихон, по усердной просьбе прихожан, выразил согласие на приезд в с. Логиновку для личного участия в освящении храмаю. Но был задержан делами Епархии - по случаю неожиданной кончины Епископа Симеона. Все же прихожане не теряют надежды - видеть у себя Владыку когда-либо в другое время, во вновь освыященном храме.

В здании сельского правления был устроен двухдневный обед от сельского общества для своих и пришлых бедных. Участвовало в сем обеде за два дня до 600 человек. Иерей - участник торжества» («Самарские епархиальные ведомости» (1897–1916 г.г.), № 5 от 1 марта 1914 г.).

«Преподается Архипастырское благословение с выдачею грамот: … членам строительной комиссии по постройке деревянного храма в с. Логиновке, Новоузенского уезда, Алексею Бахтурину, Николаю Алпатову, Григорию Андрееву, Александру Карякину, Василию Чикунову, Ефиму Никитину, Павлу Клемешову, Трофиму Ефимову, Марку Юдину и Степану Непряхину, председателю церковно-приходского попечительства Титу Андрееву, членам того же попечительства: Якову Агапову, Григорию Лямкину и Петру Гониенко, церковному старосте Василию Слугину и его кандидату Симеону Гониенко и всем прихожанам с. Логиновки за выдающиеся труды, понесенные ими за время построения приходского храма; бывшему сельскому старосте с. Логиновки, Новоузенского уезда, Ивану Лямкину за полезное содействие при решении вопроса о сооружении нового иконостаса во вновь выстроенном приходском храме» («Самарские епархиальные ведомости» (1897-1916 г.г.), № 8-9 от 15 апреля и 1 мая 1914 г.).

Это знаменательное событие - освящение вновь устроенного Логиновского храма произошло в декабре 1913 г., а в августе 1914 г. - всего через 7,5 месяцев началась Первая мировая война. И меньше, чем через 4 года произошла Октябрьская революция, после которой начались массовые закрытия храмов и гонения на священников.

О последнем священнике с. Логиновка известно мало. Возможно, это был Бондаренко Михаил Кузьмич. На сайте «Мемориал» о нем написано следующее: Родился в 1884 г., АССР Немцев Поволжья, с. Красный Кут; священник. Проживал: Краснокутский кантон, с. Салтово. Арестован 15 декабря 1930 г. Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по НВК 4 апреля 1931 г. Обвинение: за а/с агитацию и участие в к/р организации. Приговор: ВМН Расстрелян 27 апреля 1931 г. Место захоронения - г. Энгельс. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Саратовской областной прокуратурой.

Источник: Книга памяти Саратовской области - подготовительные материалы, http://lists.memo.ru/d5/f78.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.