Село Алпатьево ( Алпатье ) в 35 верстах от уездного города Зарайска.
В платежных книгах 1595 г. деревня Алпатьева вместе с деревней Елагиной значатся в числе вотчин Рязанского Спасского монастыря.
В выписи с писцовых книг Рязанского уезда и меры Воронцова – Вельяминова при деревне Алпатовской показано пашни четверть, наезжие пашни 99 четверти, перелогом 100 четвертей, лесом поросло 50 четвертей, а всего земли 250 четвертей в поле, сена у реки Оки на берегу на лугу Мосякине 50 копен, леса черного и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты, поперек на версту, да рыбные ловли: озеро Возыль и озеро Научанец. А писана та вотчина за Спасским монастырем по государева жалованной грамоте подписью дьяка Прокофия Пахирева 1623 г. и в по приправочным книгам Василия Волынского с товарищами 1597 г.
Из описи, произведенной деревни Алпатьевской в 1763 г., видно, что в ней по ревизии 1744 г. было 176 душ, они делились на 88 тягол, с них собиралось в монастырь окладных денежных доходов 8 руб. 80 коп. За рыбные ловли в реке Мече и в 2 озерах, бывших в крестьянском владении, платили в Зарайскую воеводскую канцелярию оброку в год по 12 коп., на монастырь крестьянами до 1762 г. пахалось 11 четвертей в поле. На приказные всякие мирские расходы собиралось по 17 руб. 60 коп., для разных монастырских работ бывало работников пеших 72 чел. и конных 138, им заработанных с крестьянского общества полагалось в год 22 руб. 97 коп.
До 1867 г. Алпатье входило в состав прихода Долгомостьевского. Вместо деревянной, построенной в 1867 г., существующая в том селе каменная церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери построена в 1872 г. и освящена 22 октября того же года. При ней церковной земли значится 43 десятины. В приходе, состоящем из одного только села, муж. пола 622, жен. пола 635. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.
И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1 стр. 242.
Село Алпатье, находится в 40 верстах от Рязани и в 85 - от Зарайска. Свое название, по объяснению местных жителей, оно получило оттого, что здесь прежде, при изобилии леса, делались лопаты и плелись лапти; до сих пор еще называется Лопатиным одно местечко, поросшее кустарником. В старину оно принадлежало рязанскому Спасскому монастырю, почему и до сих пор называется монастырским двором площадь среди села. До 1867 года оно входило в состав Долгомостьевского прихода. В 1867 году в нем выстроена деревянная церковь и явился самостоятельный причт.
В 1872 году взамен деревянной сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Она имеет форму продолговатого четырехугольника с алтарным выступом и с одной главой вверху. Каменная колокольня, выстроенная в тоже время, соединена с церковью. Внутри церковь не имеет приделов. В 1882 году стены ее расписаны живописными изображениями. Так как алпатьевский приход недавнего образования, то древностей в храме нет никаких. Из икон старинного письма можно указать лишь одну Тихвинскую икону Божьей Матери, помещенную в особом киоте за правым клиросом. Церковная библиотека еще не устроилась. Метрические книги сохраняются с 1867 года.
Причт состоит из одного священника и псаломщика. Он содержится доходами от прихожан и церковной земли (40 десятин пахотной). Приход состоит из одного села Алпатье. Всех прихожан значится 620 душ мужского и 620 женского пола. Кроме земледелия они занимаются сгоном барок по реке Оке, коневодством, нанимаются приказчиками к торговцам, рабочими и дорожными мастерами на железную дорогу; живущие дома промышляют и продажей леса. Почти все они грамотные.
Школа в селе существует с 1840 года. Первоначально она находилась в ведении Рязанской палаты государственных имуществ, потом земства и, наконец (с 1879 года), Министерства народного просвещения. В 1882 году открыта и женская школа, находящаяся также в ведении Министерства.
Кроме общих праздников, прихожане чтят праздники в честь Казанской иконы Божьей Матери (22 октября), как свой храмовой, и святителя Николая Чудотворца (6 декабря), как бывший храмовой села Долгомостье. Крестный ход по полям совершается спустя неделю после Троицына дня. Крестный ход заканчивается благодарственным молебном близ храма и окроплением приводимого скота.