Село
Алпатьево ( Алпатье ) в 35 верстах от уездного города Зарайска.
В платежных книгах 1595 г. деревня
Алпатьева вместе с деревней Елагиной значатся в числе вотчин Рязанского
Спасского монастыря.
В выписи с писцовых книг Рязанского уезда и
меры Воронцова – Вельяминова при деревне Алпатовской показано пашни четверть,
наезжие пашни 99 четверти, перелогом 100 четвертей, лесом поросло 50 четвертей,
а всего земли 250 четвертей в поле, сена у реки Оки на берегу на лугу Мосякине
50 копен, леса черного и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты,
поперек на версту, да рыбные ловли: озеро Возыль и озеро Научанец. А
писана та вотчина за Спасским монастырем
по государева жалованной грамоте
подписью дьяка Прокофия Пахирева 1623 г. и в по приправочным книгам Василия Волынского с
товарищами 1597 г.
Из описи, произведенной деревни Алпатьевской
в 1763 г., видно, что в ней по ревизии
1744 г. было 176 душ, они делились на 88 тягол, с них собиралось в монастырь
окладных денежных доходов 8 руб. 80 коп. За рыбные ловли в реке Мече и в 2
озерах, бывших в крестьянском владении,
платили в Зарайскую воеводскую канцелярию оброку в год по 12 коп., на монастырь
крестьянами до 1762 г. пахалось 11 четвертей в поле. На приказные всякие
мирские расходы собиралось по 17 руб. 60 коп., для разных монастырских работ
бывало работников пеших 72 чел. и конных 138, им заработанных с крестьянского общества полагалось в год 22
руб. 97 коп.
До 1867 г. Алпатье входило в состав
прихода Долгомостьевского. Вместо деревянной, построенной в 1867 г.,
существующая в том селе каменная церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери
построена в 1872 г. и освящена 22 октября того же года.
При
ней церковной земли значится 43 десятины. В приходе, состоящем из одного только
села, муж. пола 622, жен. пола 635.
По штату 1873 г. в причте положены
1 священник и 1 псаломщик.
И.
Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1 стр. 242.
Село Алпатье, находится в 40 верстах от
Рязани и в 85 - от Зарайска. Свое название, по объяснению местных жителей, оно
получило оттого, что здесь прежде, при изобилии леса, делались лопаты и плелись
лапти; до сих пор еще называется Лопатиным одно местечко, поросшее кустарником.
В старину оно принадлежало рязанскому Спасскому монастырю, почему и до сих пор
называется монастырским двором площадь среди села. До 1867 года оно входило в
состав Долгомостьевского прихода. В 1867 году в нем выстроена деревянная
церковь и явился самостоятельный причт.
В 1872 году взамен деревянной сооружена
каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Она имеет форму
продолговатого четырехугольника с алтарным выступом и с одной главой вверху.
Каменная колокольня, выстроенная в тоже время, соединена с церковью. Внутри
церковь не имеет приделов. В 1882 году стены ее расписаны живописными
изображениями. Так как алпатьевский приход недавнего образования, то древностей
в храме нет никаких.
Из икон старинного письма можно указать лишь
одну Тихвинскую икону Божьей Матери, помещенную в особом киоте за правым
клиросом. Церковная библиотека еще не устроилась. Метрические книги сохраняются
с 1867 года.
Причт
состоит из одного священника и псаломщика. Он содержится доходами от прихожан и
церковной земли (40 десятин пахотной).
Приход состоит из одного села Алпатье. Всех
прихожан значится 620 душ мужского и 620 женского пола. Кроме земледелия они
занимаются сгоном барок по реке Оке, коневодством, нанимаются приказчиками к
торговцам, рабочими и дорожными мастерами на железную дорогу; живущие дома
промышляют и продажей леса. Почти все они грамотные.
Школа
в селе существует с 1840 года. Первоначально она находилась в ведении Рязанской
палаты государственных имуществ, потом земства и, наконец (с 1879 года),
Министерства народного просвещения. В 1882 году открыта и женская школа,
находящаяся также в ведении Министерства.
Кроме общих праздников, прихожане чтят
праздники в честь Казанской иконы Божьей Матери (22 октября), как свой храмовой,
и святителя Николая Чудотворца (6 декабря), как бывший храмовой села
Долгомостье. Крестный ход по полям совершается спустя неделю после Троицына
дня. Крестный ход заканчивается благодарственным молебном близ храма и
окроплением приводимого скота.
http://www.history-ryazan.ru/node/2548?page=0%2C0