ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сербилово. Спасо-Кукоцкий монастырь.


Сербилово. Спасо-Кукоцкий монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1673.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Сербилово

Координаты: 56.520058, 40.082125
Проезд:Южный выезд из Гаврилово-Посада (в сторону Непотягово, Лобово) на развилке - правее.





Спасо-Кукоцкий монастырь, Панорама монастыря с главной улицы села<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
Панорама монастыря с главной улицы села
Олег Щёлоков
13 апреля 2013
Спасо-Кукоцкий монастырь, , Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
8 августа 2020
Спасо-Кукоцкий монастырь, Фото В.В. Лелецкого<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Спасо-Кукоцкий монастырь, фото 1987 года<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
фото 1987 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
Спасо-Кукоцкий монастырь, фото 1987 года<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
фото 1987 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
Спасо-Кукоцкий монастырь, фото 1987 года<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
фото 1987 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
Спасо-Кукоцкий монастырь, панорама с полей<br>, Сербилово, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
панорама с полей
Олег Щёлоков
13 апреля 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 августа 2011

Расположен на открытом месте, при спуске к небольшой низине. Восточными фасадами построек обращен к центральной площади села. Основанный не позднее 16 в., он известен как временное прибежище Григория Отрепьева. Назван по основному собору (первоначально деревянному) и протекающей поблизости речке Кукса. Существующий собор Спаса Преображения возведен в 1673 г. Несколько позднее, в кон. 17 в., были построены зимняя церковь Введения и шатровая отдельно стоящая колокольня. Известно, что кроме этих сохранившихся до наших дней сооружений в комплекс входила деревянная Покровская церковь (время ее строительства не установлено). Монастырь окружала кирпичная ограда, разобранная в 1940-е гг. В 30-е гг. 19 в. в монастыре проводились строительные работы, во время которых вместо разобранного Покровского храма был устроен придел во Введенской церкви, пристроено крыльцо к колокольне, изменено покрытие и форма глав в обоих храмах.

Монастырь занимает территорию прямоугольной формы. В ансамбле доминирует крупный объем пятиглавого Преображенского собора. К югу от него стоит небольшая одноглавая церковь Введения. Расположенная между ними столпообразная шатровая колокольня замыкает небольшой дворик между ними с запада и одновременно фиксирует главную ось ансамбля. Все сооружения возведены из кирпича. Введенская церковь побелена по обмазке, следы обмазки сохранили также собор и колокольня. Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества 17 в.

Шаганов. 1853; Зверинский, 1892, с. 321; Упраздненные монастыри во Владимирской епархии, 1873. с. 246; Березин, Добронравов, 1896, с. 208-212. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 217-223


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 января 2018

Назван по основному собору (первоначально деревянному) и протекающей поблизости речке Кукса. Существующий собор Спаса Преображения возведен в 1673 г. Несколько позднее, в кон. XVII в., были построены зимняя церковь Введения и шатровая отдельно стоящая колокольня. Известно, что кроме этих сохранившихся до наших дней сооружений в комплекс входила деревянная Покровская церковь (время ее строительства не установлено). Монастырь окружала кирпичная ограда, разобранная в 1940-е гг. В 30-е гг. XIX в. в монастыре проводились строительные работы, во время которых вместо разобранного Покровского храма был устроен придел во Введенской церкви, пристроено крыльцо к колокольне, изменено покрытие и форма глав в обоих храмах. Монастырь занимает территорию прямоугольной формы. В ансамбле доминирует крупный объем пятиглавого Преображенского собора. К югу от него стоит небольшая одноглавая церковь Введения. Расположенная между ними столпообразная шатровая колокольня замыкает небольшой дворик между ними с запада и одновременно фиксирует главную ось ансамбля.

Все сооружения возведены из кирпича. Введенская церковь побелена по обмазке, следы обмазки сохранили также собор и колокольня. Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества XVII в.

Преображенский собор. Яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро – суздальской архитектуры XVII столетия. В результате позднейших переделок изменена форма глав. Южный вход заменен окном, а крыльцо и паперть перед ним разобраны; у западного фасада устроен широкий и низкий притвор. В центральном куполе изображена “Новозаветная Троица”, на парусах – евангелисты, на сводах – евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах композиции Нового Завета расположены в четыре яруса. Среди них выделяются “Бичевание Христа” и “Коронование терновым венцом” (северная стена). На столбах в три яруса помещены сцены из Евангелия, на откосах окон и прилегающих к ним простенках написаны святые. Заслуживают внимания барочные орнаментальные композиции, включающие церковные атрибуты, между окнами 1 и 2 света и на подпружных арках, где написаны раковины, головки херувимов и изображения святых на фоне барочной сетки. Иконостас в русском стиле характерен для кон. XIX в. Это – внушительных размеров четырехъярусное сооружение, завершенное иконой “Воскресение” в фигурном обрамлении. Иконы и киоты у столбов выполнены также в конце XIX в.

http://gavposad-kraeved.ru/


Марина Зуйкова  23 января 2018

При селе Сербилове находился мужской монастырь, именовавшйся Спасо-Кукоцким, отъ р. Куксы, протекающей близ онаго села. Когда и кем основан был этот монастырь,— неизвестно. Но из бумаг, хранящихся при церкви села Сербилова, видно, что Спасо-Кукоцкий монастырь существовал уже в XVII столетии. В выписи из Суздальских книг письма и меры Михаила Трусова да дьяка Феодора Витовтова, 1628, 29 и 30 головы, сказано: Спасской монастырь на реке на Кукс, а на монастыре церковь Преображения Спасова древяна клецки, а въ церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольницы колокола и все строение церковное Государево …При учреждении штатов монастырь этот закрыт и обращен в приходскую церковь. Близ Спасо-Кукоцкаго мужского монастыря находился девичий Покровский монастырь, именовавшейся Кукоцким же, и существовало также до учреждения штатов. Деревянная церковь сего монастыря за ветхостью разобрана в начале тридцатых годов настоящего столетия, и вместо нея устроены в Введенской церкви теплый придел в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в котором по настоящее время сохраняется древние образы Покрова Пресвятыя Богородицы, на коем венец и риза серебряные, убрус низан мелким жемчугом, а поля обложены медью.

В настоящее время в Сербилове две церкви каменныя, некогда принадлежавшия монастырю. Одна из них — летняя в честь Преображения Господня, построена в 1673 году. В записи, хранящейся при этой церкви, сказано: ~7181 года майя в 4 день заложена бысть ся церковь во имя Святаго и Боголепнаго Преображения Господня, в царствование Великого Царя Алексия Михайловича всея Великая России, при Святейшем Патриархе Иоакиме Московском и преосвященном Архиепископе Стефане Суждальском и Юрьевском, при игумене Феодоси. о Христе с братьею. В сей церкви достойны замечаний следующие церковные предметы: 1) Два Евангелия, из коих одно печати 1663 года, а другое — 1681 года. На лицевой доске последнего Евангелие надпись: 189 году января в 1 день сие Евангелие построили Бошарской слободы Иван да Степан Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отцы своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостивого Спаса, что на Куксе реке при игумене Феодосее, а всего в нем (т.е. серебра) два фунта 53 золотника». 2) Напрестольный крест, кипарисный, обложенный серебром, с частицами св. мощей мучеников: Дмитpia, Пантелеймона, Евстратья, Евстафия, Плакиды, Харитона и муч. Параскевы. На кресте надпись: 189 году января в 1 день сей крест построили Бошарской слободы Ивань да Степень Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отце своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостиваго Спаса что на Куксе реке при Игумене Феодосии, весу в нем фунт сорок без золотника». 3) Кадило серебряное, с надписью «лета 7182 (1674) в 20 день (месяца разобрать нельзя) построили сие кадило игумен Феодосий по душе Петра Молвянинова».

Кроме сего, в иконостасе имеются образа, современные устройству храма, следующие: 1) образ Спасителя, на нем риза жадная, а венец серебряный: 2) образы Преображения Господа, на нем риза и венец серебряные; 3) образы Божьей Матери Смоленския, на нем риза и венец медные; 4) образы Рождества Божией Матери, без украшений; 5) образы Введения Пресвятыя Богородицы, с серебряным венцом; 6) образ Святителя Николая, на нем риза и венец медные; 7) образы Феодоровския Божьей Матери, на кипарисной доске; на нем риза серебряная, позолоченная, с венцом, украшенным разноцветными камнями, убрусь и фата низаны мелким жемчугом. В паперти описываемой Преображенской церкви, на стане, къ востоку, по правую сторону дверей, прибита медная дощечка, с следующей надписью: 1741 году поля в 17 день на соборы Святаго Архангела Гавриила в 12 часу дня преставился раб Божий маиор Никита Диитриевнч сын Полтев, житья ево было 74 года, а тезоименитство ево было апреля 3 дня на память преподобного Никиты Игумена обители Мидийския». По левую сторону в паперти же находится памятник надгробный из белого камня, на коем высечено: Года 7161 (1653) апреля въ 24 день преставися рабы Божий Патрекей Иванов сын Геев».

В церкви сохраняются старинные письменные документы (в копии), принадлежавшие Спасо-Кукоцкому монастырю: 1. 1624 г. марта 11. Грамота Царя Михаила Феодоровича, несудимая. 2. 1649 г. февраля 25. Грамота Царя Алексея Михайловича, подтвердительная на жалованныя монастырю вотчины. 3. 1678 г. марта 20. Грамота Царя Феодора Алексеевича, о дозволении монастырю владеть сельцом Сербиловым, да сельцом Тимеревым, с деревнями и со всеми угодьями, по прежнему. 4. 1686 г. августа 5. Указы Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Царевны и Вел. Княгини Софьи Алексеевны, царственной большой печати и царственных великих посольских дел, оберегателю, ближнему боярину и наместнику Новгородскому, Князю Василью Васильевичу Голицыну, о выдачи Выписи из Суздальских писцовых книг (письма и меры) Михаила Трусова, да подъячаго Федора Витовтова, 136 и 37 году, на дворовое место, принадлежавшее Спасо-Кукоцкому монастырю, в rop. Суздаль. 5. Выпись из упомянутых книг, 136, 37 и 38 года, на все вотчины и угодья, принадлежавшия монастырю. 6. 1692 г. февраля 20. Подлинная грамота Иларюна, Митрополита Суздальского, за его подписом, о дозволении построить деревянную церковь в сельце Никольском во имя Святителя Николая, из лесных дач, принадлежавших Спасо-Кукоцкому монастырю. (Церк.-Историч. и статистич. опис. Влад. Епархии, ч. I, стр. 490-495). Другая церковь в селе — в честь Введения Пресвятыя Богородицы, с приделом в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, зимняя, построена в конце XVII столетия. При церквах имеется каменная колокольня, построенная в конце XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены каменною оградой.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1831 г. Опись церковного имущества составлена в 1883 году, — хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. и пахотной 30; документов на землю нет. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового содержания причт получает: процентов с церковного капитала 13 руб. 40 коп. сер., от земли 300 руб. сер., от сбора зерновым хлебом 45 рублей сер. и за требоисправления 300 руб. сер., а всего около 460 руб. сер. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход: село (85 дворов), сельцо Осанково и дер. Лбово,— разстоянием от церкви в одной версте. Всех дворов в приходе 144, душ мужеского пола 398, а женского пола 459.

В. Березин, В. Добронравов “Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии”, г. Владимиръ, 1896 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 января 2024

Действующая Свято-Введенская церковь ведет начало от Смутного времени, это самая древняя обитель Ивановской земли. Бытует версия о том, что в течение двенадцати недель в стенах этого монастыря скрывался беглый Гришка Отрепьев. Тот самый авантюрный монах, однажды сбежавший к шляхтичам и объявивший себя чудесно спасшимся сыном Иоанна Грозного, царевичем Дмитрием, чтобы при поддержке польско-литовского воинства захватить московский трон. Также, по версии известного историка-краеведа Владимира Борисова, в Сербилове провел последние годы жизни предводитель народного ополчения, разгромившего польских интервентов летом 1612 года, князь Дмитрий Пожарский. Сербиловский монастырь, как гласит предание, в разное время посетили царственные особы: жена царя Иоанна Алексеевича Прасковья Фёдоровна с тремя дочерьми и первая супруга Петра I Евдокия Лопухина.

Выписки из летописных книг, составленных дьяком Феодором Витовтовым, сообщают, что монастырский комплекс включал "церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всё строение церковное Государево". Неоспоримы документальные сведения, извещающие о том, что в 1624 году игумену Спасо-Кукоцкого монастыря Аврамию царь Михаил Фёдорович вручил грамоту на владение сербиловской вотчиной и "на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы". Спустя три десятилетия последовал еще один дарственный документ от царя Алексея Михайловича, по которому монастырю отводились новые земельные угодья: "поле по оврагу на Капотнину да на сенные покосы – на луг Фитиньину кулигу, что за рекою Ирмезем". Всё это – свидетельства почтенного возраста духовной обители в Сербилове. К концу XVII – началу XVIII века в обители подвизались 26 монахов, 14 священнослужителей. Село также входило в круг монастыря. Приписанные к нему 28 крестьянских дворов содержали монастырскую братию, обеспечивая ее нужды.

Внутренние деревянные строения к тому времени значительно обветшали, и на их месте возвели каменный собор Спасо-Преображения, предел в честь Введения во храм Божьей Матери и шатровую колокольню. Это типичные образцы владимиро-суздальской архитектуры того периода. Все строения обнесли кирпичными стенами с шестью башнями. Колокольня, сработанная неизвестными мастерами, дожила до настоящих дней, правда, памятник русского зодчества сегодня находится в весьма плачевном состоянии. в середине XVIII столетия Спасо-Кукоцкая обитель переживала не самые лучшие времена: в служении оставались лишь три иеромонаха, столько же иеродиаконов и три рядовых чернеца. Монастырь скудел, становился малобратским, и в июне 1764 года, согласно распоряжению епархии, был упразднен как не имеющий достаточных средств к своему содержанию. Принадлежащие ему церкви обратились в приходы. Тем не менее Спасо-Преображенский храм, невзирая на бедственность обители, имел дорогую церковную утварь, образа, написанные искусными иконописцами, которые бережно сохранялись служащими священниками. Но в XX столетии всё это духовное достояние было в раз уничтожено совнаркомовскими постановлениями о беспощадной борьбе с религией.

В годы атеизма двери сербиловских приходов были наглухо заколочены для верующих. Здание Спасо-Преображенской церкви на протяжении более чем двадцати лет использовалось как зернохранилище. В 1946­-м сталинская политика в отношении православия несколько изменилась, и в приходе даже возобновились богослужения. В хрущевскую "оттепель" атеистические бесчинства в сербиловском поселении вновь набрали обороты, и руководил всем этим председатель местного колхоза. Были полностью уничтожены святые врата и надкладезная часовня, частично пострадала колокольня, по кирпичикам разобрана и ограда. С годами, все оставшиеся постройки монастырского комплекса, лишь только активно разрушались. К этому приложились катаклизмы природы и рука человека.

В августе 1960 года ансамбль Спасо-Кукоцкого монастыря, а именно Спасо-Преображенский собор, Введенская церковь и шатровая колокольня вошёл в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за №1327. Лишь в 1990-е годы на Спасо-Преображенском соборе были проведены неотложные работы, затем была реставрирована Введенская церковь (в ней и поныне проводятся Богослужения). Ну, а в 2013-м году команда реставратов под наблюдением инженера-реставратора ООО "Профреставрация" - Ивана Георгиевича Стрельбицкого, выполнила реставрацию шатровой колокольни.

С сайта: ivgazeta.ru/Статьи/В самой древней обители Ивановской области, возможно, скрывался Гришка Отрепьев/4 декабря 2022/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.