В 1836 г. на одном из городских кладбищ была построена каменная Мироносицкая церковь, освященная 18 октября того же года. Заботу о сооружении храма принял на себя священник Духосошественской церкви Симеон Алексеевич Кармилов. В 1891 г. при храме был освящен придел Сергия Радонежского. С 1875 г. к Мироносицкой церкви была приписана деревянная часовня над святым родником, рядом с кладбищем (к началу ХХ в. часовня уже не существовала).
В 1895 г. было решено построить на Мироносицком кладбище новый храм, Успенский. 17 апреля 1895 г. строительное отделение губернского правления утвердило его проект, который разработал архитектор Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906 гг.), в 1883-1905 гг. служивший губернским инженером и начальником строительного отделения. Он создал замечательный памятник русского национального стиля. Практически такой же храм, как Успенский, был построен им в селе Большая Лука Керенского уезда. Весной 1895 г. к югу от Мироносицкой церкви строительство нового храма началось. Был вырыт громадный котлован, заготовлено большое количество отборного кирпича и других стройматериалов. Большое усердие при строительстве проявили настоятель, протоиерей Григорий Николаевич Феликсов, и ктиторы, Максимилиан Евлампиевич Ивановский, Степан Лаврентьевич Тюрин и Алексей Дмитриевич Гутторов. Вскоре, в 1899 г., в старой Мироносицкой церкви случился пожар. В усыпальнице (устроенной, видимо, под колокольней) в том же году была освящена церковь Сергия Радонежского (разрушенная в 30-х гг.).
В 1905 г. Успенский храм был достроен и освящен епископом Тихоном. 1 мая освятили главный престол во имя Успения Божией Матери, 15 мая – левый во имя Алексия Московского, 19 июня – правый во имя Жен-Мироносиц. Успенский собор по проекту был выполнен в псевдорусском стиле и имел традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для таких построек того времени. Краснокирпичный храм выстроен в традициях русского зодчества и представляет собой здание крестово-купольного типа, увенчанное пятью главами. К нему примыкают три полукруглые апсиды с востока и небольшая звонница с запада. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают храмовому зданию черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно — превращение его в советское время в Пензенский кафедральный собор.
Храм расположен на возвышении и оттого кажется, что он так близок к небу, устремив свои купола в небеса. Однако если при рассмотрении издалека возникает ощущение легкости конструкции и ее невесомости, то при близком рассматривании заметна массивность кирпичных стен и их монументальность. В три стороны от собора расходятся паперти, обозначающие вход в храм. Несмотря на то что эклектичный стиль, которому решил соответствовать зодчий при создании Успенского храма, скромен и не имеет какой-либо лепнины или других архитектурных деталей, служащих украшением фасада, храм по-своему красив уникален. Над центральным входом в Успенский собор расположены две иконы — «Воскрешение Иисуса Христа» и «Жены-мироносицы». После революции (вероятно, в 1922 г.), Успенский собор перешел обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии «синодальных» (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора. В 1931-1937 гг. здесь находилась обновленческая архиерейская кафедра. По некоторым сведениям, в храме тогда находилась Пензенская Казанская чудотворная икона Богородицы.
В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы.
В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений.
В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
22 октября 2000 г. в Успенский собор были перенесены мощи святителя Иннокентия Пензенского (1784-1819), где пребывали почти 21 год — до 17 октября 2021 года, когда были перенесены в Спасский кафедральный собор. За алтарем собора находятся могилы архиепископов Феодосия (перезахороненного здесь в августе 1996 г.) и Серафима (скончавшегося 3 июля 2000 г.). На Мироносицком кладбище были погребены художники К. А. Макаров (1862) и В. В. Галактионов (1897), архитектор этого собора - А. Г. Старжинский (1906), режиссер Л. С. Самборская (1955), музыкант Н. А. Витвер (1959) и многие другие именитые пензенцы. Когда собор строился на землях кладбища, это место было окраиной города. Но Пенза со временем разрослась, и теперь кладбище и храм находятся в его центре. Погост был предназначен для простых обывателей, но здесь покоятся останки многих крупных купцов города. Выделяются старинные надгробия, выполненные в былых традициях, урны, часовни-усыпальницы.
В перечень объектов культурного наследия РФ входит сам собор и еще восемь сооружений, расположенных на кладбище. Там же расположены братские могилы солдат, которых не смогли спасти в городских госпиталях во время ВОВ. Уход за могилами осуществляет приход храма, волонтеры и общественные организации. В 1990-1994 гг. рядом с собором – почти на месте прежней Мироносицкой церкви – был построен Благовещенский храм-крестильня. Проект его разработал пензенский архитектор Дмитрий Александрович Борунов, росписи выполнил сызранский художник Сергей Саксонов. Освящение храма состоялось 10 декабря 1994 г. В начале 2000-х гг. храм-крестильня был расписан полностью. В 1996 г. возле храма был построен дополнительный административный корпус с воскресной школой. 2 октября 1999 года в связи с празднованием 200-летия Пензенской епархии в Успенском соборе совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 2005 году Успенский собор отмечал свой 100-летний юбилей. Торжества начались 31 мая в актовом зале Пензенского государственного университета. Здесь присутствовали представители духовенства, городской и областной власти, деятели культуры, искусства, учёные и прихожане. Свои поздравления архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету, а также прихожанам направил патриарх Алексий. 1 июня в Успенском соборе прошло всенощное бдение, 2 июня состоялась Божественная литургия и крестный ход на Советскую (прежде Соборную) площадь.
22 февраля 2015 г. при соборе был открыт мемориальный музей архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова, 1935-2000). 19 июня 2022 года в ходе своего визита в Пензу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил о переносе кафедры из Успенского собора во вновь возведённый - Спасский собор. Соответствующий указ Его Святейшество зачитал после великого освящения Спасского собора и по окончании Божественной литургии. Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла гласит: «В связи с воссозданием Спасского собора г. Пензы на его историческом месте присвоить означенному собору статус кафедрального. Успенскому собору г. Пензы, ранее имевшему статус кафедрального, быть приходским, с сохранением исторического наименования – Успенский собор г. Пензы – и с правом совершения в нем Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш».
В рамках Первосвятительского визита в Пензенскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил и Успенский собор на Мироносицком кладбище. В память о посещении Успенского собора Предстоятель Русской Церкви передал клиру богослужебные покровцы. Также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на месте погребения архиепископа Серафима (Тихонова) и архиепископа Феодосия (Погорского) за алтарем Успенского собора. Святейший Владыка возложил цветы и совершил молитву. Была возглашена «Вечная память».
В Успенском соборе освящено несколько престолов. Поэтому престольные праздники здесь празднуются несколько раз в год: Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа; Святых Жен-Мироносиц – второе воскресенье после Пасхи; Свт. Алексия Московского – 25 февраля, 2 июня; Прп. Серафима Саровского – 15 января, 1 августа; Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Каждый престольный праздник – это особое событие в жизни храма. Он сопровождается торжественным богослужением. В этот день храм спешат посетить не только прихожане, но и многие гости, паломники из других городов.
Источник: https://ellibrary.ru/uspenskij-sobor-penza.html