ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Николо-Топор. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Николо-Топор. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, Тихвинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1827 и 1854.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Мышкинский район, Николо-Топор

Координаты: 57.662466, 37.970889
Проезд:На кладбище



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
Alex Yurko
3 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
Alex Yurko
3 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца, Вторая половина XIX века. Из фонда этнографического музея Кацкарей.<br>, Николо-Топор, Мышкинский район, Ярославская область
Вторая половина XIX века. Из фонда этнографического музея Кацкарей.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 января 2015

Село Никольское на Топоре (Николо-Топор). Церковь каменная, приходская, летняя и зимняя в одном здании. Престолов три: Св. Николая чуд. (в главном храме, летнем), Тихвинской Божией Матери и св. благоверного князя царевича Угличского Димитрия, в зимнем придельном храме. Церковь построена в 1841-1853 гг. иждивением капитан-лейтенанта Афанасия Ивановича Башмакова. Частицы св. мощей угодников Божьих: св. Николая чуд., препод. Моисея Угрина, вмч. Варвары, препод. Печерских: Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария; св. апостола Андрея Первозванного и св. Ореста Печерского, в серебряном крестообразной формы ковчежце.

Церковной земли 140 десятин 1503 кв. саж., церковные дома для жительства священников и диакона. Церковного капитала причтового 4622 руб. Прихожан всего 1788 муж. пола и 2164 жен. Село расположено на равнине при речке Топорке. В приходе школы: Николо-топорская церковно-приходская школа, земские школы при дер. Платунове и Черницыне, школа грамоты при дер. Нефине. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика. Причтового капитала 4702 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 февраля 2024

Николо-Топор – село на территории Мышкинского района, прежде погост в составе Юрьевской волости Мышкинского уезд, расположено на реке Топорка. Местным населением всегда считалось священным местом. По преданию сюда в 1238 году монголо-татары свели плененных русских, «всех зарубили топорами и похоронили». Крови было так много, что местная речка стала багряно красной, с тех пор она и получила своё название Топорка. Позднее рядом с речкой была воздвигнута церковь в память об убиенных. Храм, выстроенный «на человеческих костях», был освящён в честь Николы Чудотворца, популярного в народе святого, заступника земли Русской.

Однако в документах это место впервые встречается в XVII веке: «На речке на Топорке, на земле государя-царя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича погост; а на погосте церковь Николы Чудотворца. Церковь деревянная, строена клетью, а в ней образы и колокола, и книги, и ризы; рядом всякое церковное строение приходских людей».

Каменную же церковь прихожане начали строить в 1766 году. Затем тщанием «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной была пристроена зимняя трапезная с придельными престолами Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, Царевича Угличского Дмитрия – это уже в 1791-1793 годах. В XIX веке посчитали, что храм слишком тесный и приступили к его перестройке. Так, в 1827 году на средства капитана - лейтенанта Афанасия Ивановича Башмакова, храм перестраивается.

Строительство велось под руководством нижегородских мастеров – Якова Иванова, Никиты Степанова, Никиты и Игнатия Тимофеевых. Стройка храма закончилась только к 1841 году. В 1848 году снесли старую трапезную от предыдущего храма. В 1852 году Афанасий Иванович умер, но строительство церкви продолжил его сын Михаил. Он то и сооружал трапезную, а позже начались работы по перестройке колокольни; её сносить не стали, а лишь надстроили ещё одним ярусом с куполом, а два яруса оставили от предыдущего храма 1766 года постройки. Храм освятили только в 1854 году. 

Расписана церковь в середине XIX в. мастером Г. Я. Смирновым (им же выполнен иконостас), роспись поновлялась в 1894 году .Никольская церковь считалась крупнейшей в округе, как по штату причта, так и по богатству: в ней, например, в серебряном, крестообразной формы кочежце, хранились частицы Святых мощей угодников Божих. Согласно архивам, в подвале храма находилась семейная усыпальница Башмаковых. 

В 1937 году церковь местная власть разграбила, осквернила, а позже закрыла. Церковное здание постепенно разрушалось, брошенное на произвол судьбы. Сейчас храм в запустение, полы вскрыты, повсюду валяется разноообразный мусор, остатки фресок осыпаются вместе со штукатуркой. Сам храм величественен даже в таком состоянии. Один только грандиозный купол да мощная колоннада портико чего стоят! Над входом в храм сохранились очень красивые фрески.

В 1991 году, когда в районном Мышкине вновь открывался Успенский собор, из Николо-Топора туда перевезли неплохо сохранившийся иконостас.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 мая 2024

«…Церковь каменная, приходская, летняя и зимняя в одном здании. Престолов три: Святаго Николая Чудотворца (в главном храме, летнем), Тихвинской Божией Матери и Святаго Благовернаго Князя, Царевича Угличскаго Димитрия (в зимнем придельном храме) 15 мая. Церковь построена 1841-1853 годах иждивением капитан-лейтенанта Афанасия Ивановича Башмакова. Частицы Святых мощей угодников Божиих: Святаго Николая Чудотворца, Преподобнаго Моисея Угрина, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских: Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария; Святаго апостола Андрея Первозваннаго и Святаго Ореста Печерскаго, в серебряном крестообразной формы ковчежце. Церковной земли 140 дес. 1503 кв. саж. Церковные дома для жительства священников и диакона. Церковнаго капитала причтоваго 4622 руб.

Прихожан в селе 9 мужского пола и 24 женского; в деревнях: Буйкове 66 муж., 72 жен., от церкви в 5 верстах; Гробине 71 муж., 87 жен., в 4 вер.; Ескине 48 муж., 66 жен., в 8 вер.; Козлове 83 муж., 87 жен., в 11 вер.; Костеве 83 муж., 92 жен., в 6 вер.; Мартынкине 51 муж., 63 жен., в 9 вер.; Патун[овские] Харчевни 45 муж., 44 жен., в 8 вер., Платунове 151 муж., 187 жен., в 7 вер.; Токареве 57 муж., 65 жен., в 7 вер.; Толстикове 67 муж., 67 жен., в 6 вер.; Черневе 60 муж., 87 жен., в 2,5 вер.; Юрятине 63 муж., 72 жен., в 5 вер.; Яскове 71 муж., 73 жен., в 5 вер.; Диаконовке 146 муж., 216 жен., в 5 вер.; Исакове 7 муж., 11 жен., в 4 вер.; Кобалеве 172 муж., 203 жен., в 6 вер.; Кузнецове 24 муж., 31 жен., в 6 вер.; Летикове 92 муж., 101 жен., в 5 вер.; Нефине 107 муж., 130 жен., в 6 вер.; Пашкове 61 муж., 87 жен., в 5 вер.; Сидоровке 87 муж., 116 жен., в 5 вер.; Никулине 25 муж., 44 жен.; Тишаеве 63 муж., 66 жен., в 6 вер.; Черницыне 49 муж., 56 жен., в 6 вер.; Щербове 39 муж., 41 жен., в 5 вер.; всего 1788 мужского пола и 2164 женского. Кроме того, мещан в деревне Графоне 6 муж., 7 жен. 

Село расположено на равнине, при речке Топорке. Адрес: [село] Рождествено, [село Никольское на Топоре]; телеграфный адрес: город Мышкин, [село Никольское на Топоре]. В приходе школы: николо-топорская церковно-приходская школа; платуновская земская при деревне Платунове; черницинская земская при деревне Черницыне; нефинская школа грамоты при деревне Нефине. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика. Причтоваго капитала 4702 руб.

Урочище на месте опустевшего населённого пункта...»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 381-382. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003752578?page=194&rotate=0&theme=white


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 июля 2024

В досоветском прошлом Кацкий стан располагал весьма ценным собранием памятников гражданской и культовой архитектуры. На сегодняшний день потери в этом чрезвычайно велики, но там есть ещё шесть интересных памятников культовой архитектуры разной степени сохранности. Мы надеемся, что в дальнейшем будет создана целевая научная работа, посвященная им. А сегодня тема узка и конкретна: краткий результат исследования наиболее значительного памятника архитектуры волости Кадки - храма в селе Николо-Топор, построенного в 1827-1854 годах.

В чём его примечательность и каковы главные достоинства?

Для сельской местности храм редкой масштабности. По оси восток-запад - 56 метров, по оси север-юг - 32 метра. То есть по своим размерам он не уступает соборам ближних городов, а в ряде характеристик превосходит многие храмы малых уездных городов. Так, по оси восток-запад он превосходит монументальный Успенский собор города Мышкина!

Настоящая церковь (то есть летний храм) и колокольня — эффектные высотные сооружения, позволяющие памятнику уверенно выполнять доминирующую роль в обширном пространстве. Николо-Топор держит ландшафт Кацкого стана в поперечнике 25-30 километров и имеет исключительное ключевое значение в восприятии этих равнинных мест древнего Углече-поля.

Храм весьма индивидуален, далеко не одинаков в восприятии с разных расстояний и ракурсов и обладает неуловимой обаятельностью, неся несомненную прелесть некой богатой усадебности и по-запрошловековой классичности.

Кацкарям понятна многообразная ценность этого памятника архитектуры, и не случайно работа С.Н. Темняткина «Церковь как символ сельской территории» символом Кацких мест определяет не какой-то иной из здешних храмов, а именно Николо-Топор. Итак, Николо-Топор - символ огромного Кацкого стана, охватившего западные территории трёх нынешних районов - Мышкинского, Угличского, Некоузского. Каков этот символ?

Архитектурные объёмы храма располагаются вдоль оси запад-восток. Трёхчастная осевая композиция ясна и лаконична: колокольня, трапезная, настоящая церковь. Архитектурным ядром, главным средоточием образного влияния избрана настоящая церковь, то есть летний храм. Колокольня - мощная, высотная, но подчёркнуто суховатая в деталях; она как бы сознательно сдержанна перед благородной роскошью настоящего храма. А его высшими достоинствами являются впечатляюще найденная соразмерность четверика и венчающей его мощной ротонды, завершённой куполом, близким к полусферическому... И строго выдержанное декоративное убранство. Архитектор оперировал крайне ограниченным числом декоративных средств, первостепенным среди них избрав колонну. Она - визуальный знак Николо-Топора.

Применение колонн смелое и рассчитано богатое. С севера и юга к четверику настоящей церкви примыкают внушительные монументальные десятиколонные портики. Обширная апсида храма роскошно оформлена обходящей её колоннадой из трёхчетвертных приставных колонн. Торжественная колоннада тоже из трёхчетвертных колонн огибает ротонду, пышно оформляя круг больших окон верхнего света здания...

Архитектору явно импонировало использование колонн; кажется, это его любимый ордерский элемент. И автор использует его, может быть, и излишне активно. Так, колоннада из мощных, подчёркнуто полновесных колонн оказывается и внутри алтарной апсиды, где она никак не участвует в восприятии интерьера, не будучи видной никому, кроме священнослужителей во время выполнения религиозных таинств. Но, очевидно, образ, сложившийся в представлении творца, был так силён, что неотвратимо потребовал этой мощной, никому не видной, ничего не несущей колоннады. Будучи в алтаре, она неожиданно создаёт облик если не древнеегипетского, то, несомненно, древнегреческого святилища. И сам характер каждой колонны портиков и обеих колоннад отсылает нас именно в те времена, ибо колонны Николо-Топора относятся не к излюбленному в Мышкинском уезде тосканскому ордеру, а скорей - к дорическому, к явной воспоминательности о классической архаике.

Монументальность архитектурных решений подчёркнута некоторой вытянутостью купола храма по вертикали и тактичным обрамлением его изящными люкарнами. Барабан, несущий часовидную главу, оформлен вертикальными белокаменными волютами и завершает храм весьма гармонично.

Вот таков этот выразительный памятник в кратких внешностных характеристиках. Его автор, создавая незаурядное произведение, в ряде случаев сумел добиться в восприятии построенного замечательных эмоциональных эффектов. Мы уже говорили о весьма своеобразном интерьере апсиды, но ещё более впечатляет в интерьере летнего храма стремительный, захватывающий взлёт купола, пластическая локальность взмывающих поверхностей, переживаемая на уровне сильных впечатлений.

Автор проекта - до дерзости смелый технолог, раскованно и мощно работающий художник. Над трапезной - гигантские стропильные пары с легелями, со сложными плотницкими замками... Сложные, прихотливые делормы стропил купола, «штриховка» криволинейных опалубок, деревянные архитравы портиков - на всём размах и мощь неукротимой творческой натуры.

Особенно поразителен с точки зрения технологии замысел и исполнение надколонного пояса ротонды. Архитектор для преодоления межколонных пространств применил так называемые «ярославские перемычки» и достиг замечательной победы над пространством, обойдясь без каких-либо балочных или иных поддерживающих устройств. Такое технологическое решение делает честь, вызывает восторг и невольное опасение за всё сделанное. Но... это сделанное простояло полтораста лет, из которых почти шестьдесят - без кровли, и ещё гордо стоит, славя своих блистательных создателей.

Чистота исполнения постройки позволяет предполагать, что имел место хороший авторский или просто архитектурный надзор, но мы пока не располагаем документами, подтверждающими это. Нам неизвестен пока и сам архитектор... Но нам по силам ответить на вопрос: кто реализовал его замысел, столь неожиданный для сельского погоста? Старые публикации указывают, что храм своим иждивением построил Мышкинский помещик, Кацкий владетель, отставной капитан-лейтенант флота Афанасий Иванович Башмаков. Кто это?

А это человек в Кацком стане, да и во всём Мышкинском уезде, известный. Двенадцать трёхлетий он был заседателем Мышкинского земского суда. Семь лет служил Мышкинским исправником. Десять лет был уездным предводителем дворянства. Кавалер орденов Анны и Владимира, награждён знаком отличия за 20-летнюю непорочную службу. Владелец почти тридцати деревень в трёх уездах. Дворянин, ведущий свою родословную с конца XVI века.

Какова история храма, столь замечательного? У истории есть предыстория. Этот храм, исполненный в камне, кирпиче и металле — здесь не первый. Каменная церковь на его месте стояла ещё с 1766 года. Угличский архивист Т.А. Третьякова разыскала контракт 1816 года, по которому старинный храм получил солидный ремонт с заменой сводов и приделов, перекладкой столбов в трапезной, ремонтом полов и полным обновлением крыши. При изучении контракта и документов за 1817 год даже возникает предположение, что трапезная этого давнего храма в это время строилась заново. Но через десять лет этому каменному храму, весьма основательно обновлённому, предстоит исчезнуть. Почему?

Кацкое предание, записанное С.Н. Темняткиным, гласит, что властный кацкий помещик, уездный дворянский предводитель, доблестный капитан-лейтенант Российского императорскогj флота, будучи прихожанином церкви соседнего села Хороброва, имел несчастье крепко повздорить с тамошним священником. И эффектно порвал с ним отношения, заявив, что на Хороброве свет клином не сошёлся! И в Николо-Топоре он построит такой храм, какого нет во всей Кадке!

Документы на сей счёт молчат, но в 1827 году уже началась огромная стройка - возводили стены нового храма. Стройка шла столь внушительными темпами, что хоробровский священник вполне мог и смутиться: громадное здание настоящей церкви кладкой было закончено уже в 1833 году! И подрядчик Мышкинский, талантливый крестьянин Михаила Иванов уже работал на крыше, делая обрешётку под кровлю. 1834 год выдался для прихода трудным, сделали немного, но в 1835 году новопостроенную церковь уже оштукатурили, навели крыши и кровли, завершили своды алтаря. С 1836 по 1840 год много трудились с полами, иконостасами, благолепием, и в 1841 году новая церковь была полностью завершена.

Несколько лет кацкари готовятся к новому огромному делу — строительству трапезной, и вот старт дан! В 1848 году сносят старую трапезную, чистят её кирпич и в количестве 78700 штук хозяйственно пускают в дело. Добавляют 40 000 нового, и из 118 700 кирпичей за 949 рублей ассигнациями вырастает новая трапезная.

В 1852 году в разгар завершения работ умирает строитель церкви капитан-лейтенант флота Российской империи Афанасий Иванович Башмаков, и строителем храма становится его сын - предводитель уездного дворянства, надворный советник, камер-юнкер двора Михаил Афанасьевич Башмаков. И 1852 год стал годом нового впечатляющего рывка в строительстве храма, а в 1854 году освятили новую трапезную.

Гораздо меньшие благоустроительные и отделочные работы ещё продолжались, но великое время было уже позади. Оба храма освящены и служат. А мы можем с полным основанием уточнить принятые в официальных старых публикациях датировки, и вместо 1841-1853 видеть другую: 1827-1854. Двадцать семь лет - так долго, так неустанно шла гигантская циклопическая строительная работа. И эта поправка - наш первый научно-краеведческий вывод из всего изученного и сказанного.

Второй вывод. Изучение архивных материалов обновляет и уточняет взгляд на Афанасия Ивановича Башмакова как на строителя храма. Документы с 1830 по 1852 год не содержат каких-либо свидетельств об его денежных пожертвованиях на храм. Ни одного случая! Хотя архивные данные учитывают даже малые пожертвования доброхотных дателей. Даже семейное пожертвование Башмаковых в храм по печальному случаю смерти Афанасия Ивановича оказалось весьма скромным - 35 рублей серебром. То есть на уровне крестьянских пожертвований.

И всё же роль Башмакова в создании Николо-Топорского храма замечательна и неоспорима. Он душа и хозяйственный гений стройки - так сказать, общественный директор великого Кацкого строительства. Он закупает все материалы - в Мышкине, Угличе, Кашине, Ярославле. Он подбирает подрядчиков и даже конкретных специалистов: резчиков, позолотчиков, печников, плотников, каменщиков и других. Он со всеми ведёт расчёты. Он запасает материалы впрок, планирует ход дел, гарантирует расчёты, выдаёт авансы. Он идёт и на большее: смело платит собственные деньги - до тысячи и до полутора за один раз. (Ему эти средства приход возвращает через несколько месяцев или через несколько лет).

Но это отнюдь не всё. Приход был организован и словно взнуздан волей главного организатора. Он и священники наладили сбор средств, в том числе в Петербурге. Жёстко планировались все расходы, приход крайне ограничил себя в текущих делах. Всё для строительства! За всем этим ощущается железная воля и твёрдая рука Башмакова.

В ряд выводов надо включить и то, что документы дают возможность нарисовать определённую картину промысловости кацких крестьян, назвать немало мастеров из здешних селений, проследить их трудовой вклад в большое кацкое дело и даже объём их заработков. А главная суть этой части выводов в том, что Кацкий стан после завершения строительства уверенно мог содержать и ремонтировать полученный храм, используя свои местные кадры строителей - от каменщиков до маляров.

Четвёртое - строителем храма церковь рассматривалась ещё и как фамильная усыпальница. Во всяком случае, с юго-восточной стороны устроен склеп, выходящий за пределы церкви; он сооружён сразу при строительстве настоящего храма и отделён подпружным сводом, разгрузившим давление на него внешней колоннады апсиды.

И пятое. Если кацкари пожелают несколько удревнить даты строительства храма, то, очевидно, это у них получится. Первая дата может оказаться гораздо выше 1827 года и способна шагнуть даже в 1766 год, в XVIII век. Неожиданность? Нет. Я ведь в своём рассказе не упоминал, когда же построили колокольню. Так её не строили! Её надстроили, а первые два яруса остались прежними.

И... есть искушение. Вслед за строгими научно-краеведческими выводами привести комментарии литератора. А вдруг и они имеют право на жизнь?

Кацкое предание гласит о споре Башмакова со священником и как бы о некоем вызове Башмакова священнику и, может быть, Хоробровскому приходу. Но, возможно, это и ещё больший вызов... Вспомним, что до Башмакова его резиденцией Апраксином -лучшей, прекраснейшей усадьбой тех мест - владел Пётр Петрович Батурин, натура роскошно барская, натура могучая, личность яркая. Образ Батурина, возвращённый из небытия исследованиями Т.А. Третьяковой - это типичнейший образ тогдашнего русского барина, одновременно интеллектуала и буяна, просвещенца и самодура, размыслителя и гуляки - очень колоритен...

Напомним, что Батурин был надворным советником. Что его воинское звание отнюдь немалое – подполковник. Что именно он до Башмакова и был Мышкинским дворянским предводителем. И в его родовитости ни у кого сомнений не возникало. А Башмаков вынужден был с большим трудом доказывать, что его предки - старинные дворяне. Документы оказались утраченными, и вот - униженное положение искателя!

Это чувство глубокой обиды, некой униженности по сравнению с могучим предшественником могло оказаться тем комплексом, который способен был мучить Башмакова. И решимость вести небывалую стройку могла быть вызовом всему окрестному дворянству, шагом решительного самоутверждения. Обретением дела жизни - куда более высокого, чем у Батурина и всего местного дворянского окружения.

И вот он мудрейшую, главную часть своей жизни строит Николо-Топор - эти Кацкие «Афины», точнее - этот кацкий «Акрополь». Он создаёт себя, он вершит, созидает, властвует. Он на деле - лидер всего обширного края. Не в гульбе, не в винопитии, а в могучем созидании! А ведь любое общество всегда живёт в неосознанном ожидании лидера. И когда он пришёл - жизнь сдвинулась с мёртвой точки. Он пришёл, чтобы делать большое дело. Одни будут его любить, другие - уважать, третьи -ненавидеть. Но даже ненависть - это для него не столь уж важно; он делает Дело (с большой буквы!) и делает общество и себя.

Обратимся к мысли Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Вот она: личное совершенство делается не только (и не столько) внутренней свободой, а решается в потребности души в чем-то значительном. Творчество в любом труде создаёт уверенность, достоинство, силу.

И мы полагаем, что огромной заботой, огромным трудом Афанасий Иванович Башмаков создавал свою высоту. Воздвигнул памятник своему времени и... себе. И, может, моряк видел здесь и свою последнюю, свою вечную гавань - помните склеп, приготовленный в подвале храма? И... может быть, надо от комментария литератора вернуться к историзму.

...Начинались 50-е годы XIX века. До крестьянской реформы, до скорого заката (и крушения) дворянского сословия оставалось немного. И разумные люди этого круга ясно видели, куда идёт жизнь. Это было впереди, и едва ли это нельзя было видеть. И храм в Николо-Топоре, такой благородно-дворянский, такой богато-староусадебный, воздвигнутый на самом закате дворянской эры - это, очевидно, последнее слово ещё полновластного местного дворянства. Или... реквием по нему, заказанный и исполненный одним из них.

Статья Гречухина В.А. «Кацкий «Акрополь» в журнале «Углече Поле», № 14, 2012, стр. 74-83.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

Село это, расположенное «на равнине, при речке Топорке», в старину называли двояко: и Николо-Топор, и Никольское на Топоре. Каменный храм в нём, стоящий в запустении и поныне, сооружался почти сто лет: с 1766 по 1857-й гг.

Сначала в камне выстроили летний храм с главным престолом Святого Николая Чудотворца – это случилось в 1766 г. Затем тщанием «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной была построена зимняя трапезная с придельными престолами Тихвинской Божией Матери и Святого Благоверного Князя, Царевича Угличского Дмитрия – это уже в 1791-1793 гг. В XIX в. посчитали, что храм слишком тесный и приступили к его перестройке: в 1825-1841 гг. до кирпичика разобрали и выстроили заново летнюю его часть, в 1848-1857 гг. – зимнюю. Таким образом, от первоначального храма XVIII ст. осталась только колокольня. Руководил всеми перестройками XIX в. «флота капитан-лейтенант» Афанасий Иванович Башмаков, деньги же собирали с прихожан и по городам.

При храме, «в серебряном крестообразной формы ковжеце», хранились «частицы Святых мощей угодников Божиих: Святого Николая Чудотворца, Преподобного Моисея Угрина, Великомученицы Варвары, Преподобных Печерских Игнатия, Силуана, Ефрема и Макария, Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Ореста Печерского».

В конце 1930 г. Николо-Топорский храм, как и большинство в Кацком стане, был закрыт, но местные прихожанки («никольские монáшины») сумели уберечь многое из его имущества. В 1991 г., когда в районном Мышкине вновь открывался Успенский собор, из Николо-Топора туда перевезли иконостас.

Что до деревянных церквей, стоявших в селе прежде каменной, то первое известие о них относится к 1628-1631 гг.: тогда здесь служила церковь Николая Чудотворца. В 1710-1723 гг. деревянных церквей в Николо-Топоре две: Николая Чудотворца да «другая Благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и Углицкаго Чудотворца».

Каменные храмы Кацкого стана. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

В живописной долине реки Топорки раскинулось старинное село Николо-Топор, также известное как Никольское на Топоре. Предание гласит, что столь необычное название речка получила во время татаро-монгольского нашествия. В 1238 году безжалостные захватчики пленили и жестоко казнили здесь множество жителей, а река окрасилась багрянцем от пролитой крови, за что и получила свое зловещее название — Топорка. В память об этом трагическом событии поставили церковь «на костях», освятив в честь Николы Чудотворца, популярного в народе святого, заступника земли Русской.

Писцовые книги 1632 года содержат подробные сведения о погосте Николо-Топор: «На речке на Топорке, на земле государя-царя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича, погост; а на погосте церковь Николы Чудотворца. Церковь деревянная, строена клетью, а в ней образы и колокола, книги, и ризы: рядом всякое церковное строение приходских людей. А на погосте двор попа Степана Филипьева да двор церковного дьячка Федьки Иванова».

К началу XVIII века в Николо-Топоре насчитывалось уже два деревянных храма: Николая Чудотворца и Благоверного князя Димитрия Московского и Угличского Чудотворца. Со временем они обветшали, и в 1766 начинается возведение новой, каменной церкви. Сначала выстроили летний храм с главным престолом Святого Николая Чудотворца. Затем стараниями «вдовы майорши» Анны Фёдоровны Ширшиной в 1791-1793 годах была построена трапезная с двумя приделами.

В начале XIX века храм был признан тесным, что послужило поводом для его перестройки. Инициатором и организатором работ стал отставной капитан-лейтенант флота Афанасий Иванович Башмаков. В 1825-1841 годах основной объем был полностью разобран и возведен заново.

В 1848-1854 годах занялись перестройкой зимнего (теплого) храма. Разобрали старую трапезную, почистили ее кирпичи и пустили заново в дело. В 1852 году, в самый разгар завершения работ и умирает строитель церкви Афанасий Башмаков. Работы продолжил его сын - предводитель уездного дворянства, надворный советник, камер-юнкер двора Михаил Афанасьевич Башмаков. В 1854 году все строительные и отделочные работы были окончены, тогда же и освятили новую трапезную.

Сегодня Никольская церковь в урочище Николо-топор является выдающимся памятником культового зодчества на территории Мышкинского района. В основе трехчастной осевой композиции лежит массивный четверик, и венчает его мощная ротонда, завершенная куполом, с запада примыкает обширная трапезная и трехьярусная колокольня.

Фасады храма акцентированы шестиколонными портиками коринфского ордера со своеобразным декором в виде кирпичных зубчиков Т-образной формы. Обширная апсида оформлена обходящей ее колоннадой из полуколонн. Такая же колоннада огибает ротонду, пышно оформляя круг больших окон верхнего света здания. Купол венчает ложный фонарик, оформленный вертикальными белокаменными волютами, который завершается главкой.

В интерьере частично сохранилась масляная роспись, выполненная во второй половине XIX века. Сохранились и оригинальные двустворчатые филенчатые входные двери.

В конце 1930-х годов церковь была закрыта. В конце 1980-х иконостас на 108 икон Никольского храма был разобран и перевезен в Успенский Собор города Мышкина.

Отрывок из моей книги «Неизвестное Золотое кольцо России»... | Интересный контент в группе Неизвестная Россия


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

Сооружена в 1841 году, с двумя престолами: Тихвинския Божия Матери и Святаго Царевича Димитрия [Угличскаго]. Земли 140 десятин. Всего в приходе 27 селений, 364 дома, число душ 1426 мужского пола и 1737 женского: Костево, при реке Манке, 1 дом., число душ 5 муж., 6 жен.; Гридино, при ручье, 11 дом., число душ 40 муж., 57 жен.; Буйково, при пруде, 9 дом., число душ 34 муж., 39 жен.; Юрятино, при реке Манке, 10 дом., число душ 41 муж., 47 жен.; Ясково, при реке Манке, 9 дом., число душ 28 муж., 33 жен.; Платуново, при реке Манке, 49 дом., число душ 191 муж., 236 жен.; Костево, 30 дом., число душ 108 муж., 156 жен.; Токарево, при ручье, 10 дом., число душ 41 муж., 42 жен.; Ескино, при пруде, 9 дом., число душ 29 муж., 36 жен.; Мартынкино, при пруде, 8 дом., число душ 36 муж., 39 жен.; Козлово, при ручье, 23 дом., число душ 68 муж., 97 жен.; Апраксино, при реке Топорке, 2 дом., число душ 63 муж., 66 жен.; Филино, при прудах, 1 дом., число душ 13 муж., 11 жен.; Сидоровка, при прудах, 12 дом., число душ 43 муж., 47 жен.; Дьякановка, при ручье, 31 дом., число душ 111 муж., 122 жен.; Нефино, при пруде, 25 дом., число душ 89 муж., 105 жен.; Исаково, при ручье, 3 дом., число душ 8 муж., 12 жен.; Щербово, при прудах, 6 дом., число душ 30 муж., 28 жен.; Кобелево, при прудах, 28 дом., число душ 107 муж., 142 жен.; Черницыно, при прудах, 12 дом., число душ 39 муж., 66 жен.; Чернево, при ручье, 12 дом., число душ 51 муж., 57 жен.; Никулино, при прудах, 4 дом., число душ 12 муж., 18 жен.; Томтиково, при прудах, 11 дом., число душ 43 муж., 65 жен.; Лятиково, при реке Пойче, 23 дом., число душ 82 муж., 100 жен.; Тимяево, при реке Шиминке, 10 дом., число душ 46 муж., 47 жен.; Пашково, при ручье, 9 дом., число душ 35 муж., 33 жен.; Кузнецово, при пруде, 6 дом., число душ 33 муж., 30 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

(№ селения 3780). В погосте [Никольское, что на Топоре] по правую сторону большой Санкт-Петербургской дороги из города Углич в город Бежецк было 7 дворов, проживало 33 человека (13 мужского пола и 20 женского). Имелась церковь. Ярмарка. Расположен при реке Топорке. Поселение находилось от: уездного города в 30 верстах; квартиры станового пристава в 15 верстах. Административно погост относился к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 1-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

с. Николо-Топор (Никола Топор, Никольское, что на Топоре) | Urban2080



Комментарии и обсуждение


Для сельской местности храм редкой масштабности. По оси восток-запад 56 метров, по оси север-юг 32 метра. То есть, по своим размерам он не уступает соборам ближних городов, а в ряде характеристик превосходит многие храмы малых уездных городов. Так, по оси восток-запад он превосходит монументальный Успенский собор города Мышкина.

Гречухин В.А. Кацкий "акрополь"

10 июля 2011, Сергей Перцев.

«… В 1801 году, 27 июля, Петром Ивановым был заключен договор с прихожанином и церковным строителем Мышкинского уезда села Никольское «что на Топоре» господином артиллерии подполковником Петром Петровичем Батуриным «с протчими приходскими людми» на надстройку имеющейся колокольни третьим ярусом»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Подрядчики каменных дел» в журнале «Углече Поле», № 28, 2016 г., стр. 72.

17 августа 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.

Летопись церкви села Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда. Специальный выпуск журнала Кацкая летопись №3 (138), 2006 года.

Кацкая летопись № 138 стр. 1

14 декабря 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.

Урочище Николо-Топор Мышкинского р-на Ярославской области, "Кацкий "Акрополь""

14 декабря 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.

«…Причт церкви села Никольскаго, что на Топоре, 1861 г.

Священник Дмитрий Казанский. Из студентов семинарии. 1828 года рукоположен во священника, а 1834 года определён депутатом. Имеет крест в память 1853-56 гг. Священник Иоанн Голиков. Рукоположен в 1844 году из студентов семинарии. Имеет крест в память 1853-56 гг.

Диакон Иоанн Аристов. Посвящён в 1851 году из кончивших семинарский курс.

Дьячок Иван Красносельский. Обучался в низших школах; в причетничестве с 1836 года. Дьячок Алексей Топорский. Обучался до средняго отделения семинарии; на службе с 1828 года.

Пономарь Николай Смирнов. Обучался в низших школах; на службе с 1854 года. Пономарь Стефан Семёновский. На службе с 1858 года. Обучался в низших школах…»

По материалам статьи «Николо-Топорский приход, или Николыцина» в газете мартыновских краеведов «Кацкая летопись», № 3-4 (98-99), март-апрель 2000 года.

Кацкая летопись 98-99

1 февраля 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

2 октября 2021
Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир
2 октября 2021
Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир