Старинный погост Язвищи находится в бывшем Крестецком уезде, что ныне на территории Окуловского района. Его название, по преданию, связано с речкой Язвинкой (Язовка), береговые откосы которой изрыты многочисленными норами лис. Некогда в Язвищах была деревянная церковь, построенная в 1763 г., и при кладбище небольшая каменная часовня. В селе устраивались ярмарки, на которые из окрестных деревень съезжалось до трёхсот подвод. Село росло и деревянная церковь стала мала. В 1891 г. на средства богатых прихожан из числа местных помещиков и земских деятелей на месте старой церкви был построен новый каменный храм св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Освящение храма происходило в торжественной обстановке при большом стечении народа…
Многие десятилетия настоятелем церкви в Язвищах были Храповицкие и Осницкие. В шестидесятые годы прошлого столетия священником в Язвищах был Тимофей Данилович Храповицкий, а после него Александр и Яков Осницкие. Яков Петрович Осницкий был в Язвищах последним священником и прослужил там более тридцати лет. Его женой была Клавдия Тимофеевна, урожденная Храповицкая, которая в молодости была учительницей рукоделия в церковно-приходской школе в деревне Каёво, что в 2-х км от Язвищ. Яков Петрович в Язвищах рядом с церковью выстроил двухэтажный деревянный дом, который сохранился до наших дней. В нём до 1961 г. жил его сын Петр Яковлевич Осницкий, который был врачом и служил в местной Каевской больнице.
Прошли годы. Исчезало постоянное население Язвищ, дома разбирались и перевозились в другие деревни. А после смерти Петра Яковлевича Осницкого, следившего за кладбищем и церковью, началось их осквернение. В 1993 г. я вместе со своими троюродными братьями Кириллом Кирилловичем и Вадимом Кирилловичем Ярмаркиными, Павлом Николаевичем Воронцовым-Вельяминовым и племянником Колей Ярмаркиным посетил Язвищи, чтобы преклониться праху предков. Сопровождал нас и местный краевед Леонард Эдуардович Бриккер. Перед нами открылась картина страшного вандализма. Храм был обезображен, полы разрушены, склепы вскрыты. Злоумышленники искали золото, которого в могилах, конечно, не было. Бедный Храм! Как Тебя осквернили! Бедные люди, до какого страшного предела нравственного падения вы дошли! А ведь через этот храм прошли многие жители окрестных деревень. Мы стояли с чувством вины перед теми, к кому так долго не могли прийти и поклониться.
Старое кладбище в Язвищах заросло кустарником и крапивой. Сквозь бурьян еле просматривались уцелевшие и сильно повреждённые надгробия. Каменные плиты на могилах были сдвинуты, многие перевёрнуты, кресты все повалены или похищены. Нам удалось найти не более 30 надгробий с надписями. Время не сохранило имён многих усопших, но в нашей памяти они должны жить. Это их трудом была обустроена когда-то наша Новгородчина. Мы нашли в Язвищах могилы Лисовских, Осницких, Кренке, Мусиных-Пушкиных, Храповицких, Юзефовичей. Вспомним о некоторых из них. Почти все они состояли в родстве друг с другом и являются моими предками со стороны матери Зинаиды Константиновны Савич…
Софья Константиновна и Иван Яковлевич Савичи владели имением Вознесенское в Каёво. Иван Яковлевич отличался большим трудолюбием и предприимчивостью. С 1863 г. он стал активно заниматься земской деятельностью, был Мировым Судьёй, уездным и губернским гласным, членом Губернской Управы, с 1881 по 1890 гг. Новгородским губернским Предводителем дворянства. Софья Константиновна была подстать мужу – энергичная, общительная, она много делала добрых дел. Так, в 1875 г. она в уездном земском собрании выступила с предложением выстроить на свои средства больницу в Каёво. Место для строительства больницы было выбрано на полпути от Каёва в Язвищи. Первоначально больница была деревянной, а в 1904 г., уже после смерти Софьи Константиновны, ее сыном Яковом Ивановичем Савичем было построено каменное здание. После революции почти сорок лет главным врачом больницы в Каёво был сын священника Якова Петровича Осницкого Петр Яковлевич Осницкий, который пользовался у местного населения большой любовью и уважением. После его смерти в 1961 г. больницу закрыли. Она простояла под замком почти тридцать лет. В 1991 г. энтузиасты – врачи из Петербурга, супруги Терещенковы сделали попытку вновь открыть больницу, которая была в идеальном состоянии, требовался только персонал и медикаменты. Больница проработала только два года, на ее содержание у властей не было средств. Сейчас здание больницы в плачевном состоянии.
На старом кладбище в погосте Язвищи похоронен известный новгородский земский деятель Павел Павлович Храповицкий (1834-1888), его сёстры – Евгения Павловна (1826-1912), в замужестве Юзефович, и Екатерина Павловна (1828-1868), в замужестве Кренке. Их отцом был Павел Александрович Храповицкий (1779-1864), сын сенатора и статс-секретаря императрицы Екатерины II. Храповицкие принадлежат к старинной дворянской белорусской фамилии. В 1747 г. один из представителей этого рода – Василий Иванович Храповицкий был возведён императрицей Елизаветой Петровной в дворянское достоинство «в воздание верных, полезных и важных заслуг». Его сын Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) в русской истории стал известной фигурой не только потому, что был секретарём императрицы, но и благодаря публикации своих, весьма интересных «Памятных Записок». Ему были пожалованы земли в Нижегородской, Тверской и Новгородской губерниях. Его сын П.А. Храповицкий, владевший землями в Крестецком уезде, был дважды женат. Первая его жена, княжна Маргарита Ивановна Ухтомская (1796-1831), была матерью Евгении Павловны и Екатерины Павловны, а вторая, Софья Петровна Дивова (? – 1837) – матерью Павла Павловича. Обе они покоятся тоже в Язвищах…
У Павла Павловича и Натальи Петровны было четверо сыновей: Александр и Борис стали уездными земскими деятелями в Крестцах, Владимир был ботаником, а Алексей вошёл в историю России как крупный церковный деятель и писатель. Еще на IV курсе Петербургской духовной академии Алексей Павлович Храповицкий принял монашество под именем Антоний. В 1890 г. он получил сан архимандрита и стал ректором сначала Московской, а затем Казанской духовной академии. В 1902 г. он был наречён архиепископом Волынским. В 1917 г. при выборах патриарха он был одним из претендентов. Избранный патриархом Тихон возвёл в том же году Антония Храповицкого в сан митрополита Киевского и Галицкого. После революции 1917 г. митрополит Антоний оказался в эмиграции и по общему признанию стал одним из самых авторитетных духовных лидеров в русской эмиграции и возглавил русскую православную Зарубежную церковь. Его сочинения были преимущественно религиозного характера. А во Франции он опубликовал книгу «Пушкин наш», в которой доказывал с приведением цитат из произведений Пушкина, что тот в своей жизни стал глубоко верующим человеком. Умер Антоний Храповицкий в 1936 г.
Сейчас в разорённом и поруганном храме св. Николая Чудотворца и св. благоверного Александра Невского не сохранилось ни одной могилы, а сам храм своим истерзанным видом взывает к новому возрождению.
Михайлов Д. Старое кладбище на новгородском погосте Язвищи // София. – 1999. – № 4. – С. 24-25; 2000. – № 1. – С. 32-33.
Согласно документу "Записки Императорского Русского географического общества. Книжка VIII" под редакцией К.А. Неволина, изданному в Петербурге (1853 год), в котором имеется второй документ "О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке" на странице 179 указано, что наименование деревянного храма на тот момент: "церковь во имя Святой Живоначальной Троицы". Вероятно, оно и сохранилось у нового каменного храма. В статье Михайлова Д. "Старое кладбище на новгородском погосте Язвищи" (София. – 1999. – № 4. – С. 24-25) указано, что церковь названа в честь св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Полагаю, раз храм насчитывает три придела, это наименования не главных приделов. В пользу первого наименования церкви говорит то, что в фонде Новгородской библиотеки № 504 "Указатель церквей Крестецкого и Тихвинского уездов" оп.6 д.д.1-13,28 // 16 д.17, указано следующее "погост Язвищи ц. Троицы".
Комментарии и обсуждение
Александр Константинович Осницкий - внук Петра Яковлевича Осницкого.
Только речка все таки Язовка. Дом уже разрушился. Два года назад начала рушиться крыша. Практически рухнул вниз второй этаж. От больницы тоже мало что осталось. Время особенно не щадит дома, в которых не живут. У кого-то в Каёво осталась фотография последнего священника Язвицкой церкви, Якова Осницкого. Правнук Петра Яковлевича Осницкого - Осницкий Максим Алексеевич.
Помните дореволюционный лозунг: За Веру, Царя и Отечество! И люди за это горы сворачивали и врага били и страну поднимали. Нет царя - свергли, почти нет веры - порушили, но отечество осталось. В Великой Отечественной что солдатики кричали, с какими словами шли на смерть!? За Родину! За Сталина! Так что нам мешает сказать: За Веру! За Отечество!
Небольшое, но очень важное дополнение. Храм не действующий, предпринимаются попытки его восстановления. Есть фонд, но он не имеет никакого отношения к православию, его директор ушел в раскол, осудив патриарха Кирилла.