Основание Вознесенской церкви можно все-таки считать одновременным со строительством новой Табынской крепости. В 1696 году был указ царя Петра Алексеевича о переселении стрельцов на пристанскую поляну, и строительстве нового острога с отводом земель и угодий. Уже в 1698 году: «стольник Дмитрей Иванович Молостов в Уфинском уезде на пристане, заложил новопостроенной был город…».
С большой вероятностью, тогда же и появляется первая Вознесенская церковь. Имя ее не случайно. С одной стороны в воспоминание погибшей Вознесенской пустыни в 1648 году, а с другой стороны на ключах еще существовала Пречистинская церковь. И в ней еще не пропала Табынская чудотворная икона, называемая вероятно народом «явленной».
Несмотря на то, что новый острожек был, не вполне построен, он смог выдержать две осады, и когда в 1708 были разрушены близ лежащие Соловарный городок, завод и Пречистинский монастырь. Он стал опорой на южных рубежах. В это бурное время не легко пришлось и Вознесенскому храму, и кто мог тогда предположить, что пропавшая Табынская икона изберет себе в удел именно его. Об этом первом храме практически ничего не известно. Существует только смутная легенда о том, что он был построен еще первыми казаками, и затем стал приходским в деревеньке, называемой тогда монастырской. Храм был небольшим. По преданию, именно на его месте сейчас построена храмовая часть современной Вознесенской церкви. Против обыкновения он меньше трапезной, размером где-то 15х15 метров. И это все что удается выяснить.
14 июля 1736 г. была построена крепость в 5 бастионов и тогда же возобновлен Вознесенский храм: «земляной город о пяти бастионах и церковью Вознесения».
Построенная при Иване Кирилловиче Вознесенская церковь была деревянной, как и весь Табынск. На плане 1769 года составленным подпоручиком Никитой К (фамилия неразборчива) видно, что участок, выделенный под церковь, был порядка 60 х 70 метров. Храм стал вместительнее порядка 20х30 метров, без ярко выраженной колокольни и трапезной. Алтарь в длину около 6 метров, а в ширину на весь храм. Очевидно, алтарная апсида вмещала все три придела. Именно в этой церкви случилось третье, и последнее явление чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Где она прославилась и стала называться Табынской.
В 1793 году в Табынске случился пожар и церковь, построенная при И.Кириллове, сгорела. Причем св. икона и антиминс, как это сохранило «Сказание» были вовремя вынесены из храма. В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников.
Настоящий каменный храм был построен в 1848 году, когда крепость и земляные валы были уже срыты.
Табынские старики единодушно рассказывают, что для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом».
По данным И.Златоверховникова в 1897 году состояние Вознесенской церкви:
"Каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное."
Табынская церковь была по доходности самой богатой в Уфимской епархии.
В 1905 году в Табынск доставлен большой колокол весом 200 пудов.
Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории. В своем современном состоянии, когда обнажились у полуразрушенных стен старинная кирпичная кладка, можно и без фотографий определить некоторые детали декора.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и храм 1828 года и каменный 1848 года. Хотя это утверждение не может быть строгим.
Первоначально церковь состояла из квадратного в плане трехнефного храма с апсидой и без колокольни. В точности, повторяя в плане церковь 1736 года. Судя по различию декоративных украшений и оконных проемов, несколько позже с восточной стороны к храму был пристроен, уступающий ему по ширине четверик - новый храм с крупным световым барабаном и прямоугольной апсидой алтаря. Прежний храм был превращен в трапезную, в которой, остались алтари Казанской Божией Матери и чудотворца Николая.
Купол нового храма не был окружен колоннадой как колокольня. Возможно, это решение было продиктовано подвижкой фундамента, из-за которого в последствии купол рухнул при реконструкции 1950-х годов.
После возведения по сторонам основания колокольни двухэтажных пристроек сторожки и крестильной колокольня слилась в единый массив. Сторожка, как вспоминают старожилы, всегда принимала странников и паломников. На втором этаже находилась ризничная, вход туда был из храма.
Всё здание практически выстроено из самодельного кирпича 25х13х7,5 см, а вот сторожка и крестильная — из плитняка.
На северном и южном фасаде храма были расположены входы в виде портика о двух колоннах. Два прямоугольных окна по бокам украшались по второму ярусу круглыми оконцами. Левее входа находится три больших (3х3 м) квадратных, окна трапезной. Аналогичное им квадратное окно сторожки с про- резанным над ним полуциркульным остекленным проемом второго этажа (на правом фланге) воспринимается как единое двухъярусное окно.
В архитектуре доминирует трехъярусная колокольня, окруженная 8 столбами. Они уравновешивают массивные объемы нижних ярусов. А плоские полукруглые ниши в каждой грани второго яруса создают впечатление сухости небольшими прямоугольными окнами. Парадность этого фасада подчеркнута высоким арочным проемом входа и роскошными воротами. Торцы боковых пристроек равны высоте первого яруса колокольни. Сторожка имеет вход из колокольни. А крестильная соединена с трапезной.
Плоскостное украшение всего здания характерно для классицизма середины 19 века. В простенках храма расположены слабо выступающие пилястры. Аналогичные пилястры в простенках и на углах трапезной несут упрощенный архитрав и две горизонтальные тяги.
Четыре мощных устоя по углам храма несли на высоких подпружных арках световой барабан.
Храм соединен с алтарной апсидой тремя арочными проемами, средний из которых, предназначенный для царских врат значительно шире боковых. Еще один арочный проем связывает храм с обширной трапезной. Ее трехнефное пространство с четырьмя тонкими литыми столбами-стойками воспринимается визуально единым. И создает замечательное акустическое пространство. Перекрытие основания колокольни образовано Т-образным пересечением двух цилиндрических сводов. Переход к круглому третьему ярусу колокольни осуществлен при помощи ступенчатых парусов. Сторожка и крестильная перекрыты сводиками по металлическим балкам. Плоское боковых нефов трапезной вероятно позднейшего времени.
Лестница к верхним ярусам колокольни устроена в скрытом помещении основания, слева от входа.
Закрытие церкви началось в январе 1930 года. 14 декабря 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
Не смотря на такой разгром, крестные ходы в Табынск не прекратились.
Несмотря на угрозы, расправится с храмом под школу его так и не переделали. Сельсовет решил устроить там зерносклад. Но большинство жителей туда не заходили. Однако со временем, особо отъявленные комсомольцы стали портить и росписи, иконостасом и иконами топили печки. В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось.
В 1954 году храм был оборудован под Табынский консервный совхоз-завод. Никакой необходимости в этом не было. Можно было построить и отдельные цеха, но приказ есть приказ.
Во время основательной переделки храма рухнул центральный купол.
Источник: Православные лики России