Введенская церковь села Пружинина каменная, с колокольнею каменной, построена в 1804 г. усердием прихожан. Вокруг церкви ограда каменная. Кроме кладбища при церкви, есть особо отведенное место за селом, обрытое канавой и обсаженное березами. При кладбище устроена деревянная часовня. Престолов четыре: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в честь Преображения Господня, в честь Владимирской иконы Божией Матери и в зимней церкви во имя Пресвятой Троицы.
Церковный капитал 125 руб. Расстояние от Костромы 75 верст, от Нерехты 30 верст.
Причт: священник, диакон, псаломщик. Постоянные средства его: казенное жалование священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон не получает жалования. Капитал 125 руб. Доход от богослужений и треб получается на долю священника 300 руб., диакона 200 руб., псаломщика 100 руб. Священник помещается в церковном доме, диакон и псаломщик – в своих и квартирных денег не получают. Церковной земли: усадебной 3 десятины, сенокосной 13 десятин, под кустарником 3 десятины 2361 сажень, пахотной 44 десятины, под дорогами с неудобной 810 кв. сажень. Планы на церковную землю и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 1037, жен. пола 1116. Приход сельскохозяйственный, с отхожими промыслами (плотники). Приходских селений 13; школ в приходе 2: земская в самом селе и церковно-приходская в д. Дубках в 5 верстах от села.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга. Кострома. Губернская типография. 1911 г.
Комментарии и обсуждение
Не помню дату, но это было в 80- х годах. Я прочитал в районной газете объявление о сборе средств на счет ремонта церкви и перевел немного денег. Примерно через год запросил информацию, как идут дела. Оказалось,что деньги почти не поступают. Я приехал в Пружинино и увидел, что в церкви склад, разруха. Я согласовал свою позицию с товарищами по депутатской работе и прежде всего с депутатом горсовета Гаврилов-Яма Ириной Викторовной Демидовой (сам я был тогда депутатом райсовета по 4 округу Гаврилов-Яма) и начали борьбу за храм. Выходили на Верховный Совет РСФСР. Депутат, архиепископ Платон поддержал меня телеграммой и райсовет дал добро на создание церкрвной общины. За дело взялись жители Пружинино во главе с А.Легаевой. Вместе мы ездили в Ярославль и зарегистрировали общину, а в один прекрасный день (тогда архиепископом стал владыко Михей) меня разбудили рано утром. Приехал Михей и сообщил,что в Пружинино дают батюшку Иоанна и церковь Епархия берёт под своё крыло. Так всё, говоря в кратце, и начиналось. А потом забот стало ещё больше. Но об этом рассказ отдельный.