ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троица. Церковь Троицы Живоначальной.

Свято-Троицкий храм


Троица. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1801 и 1803.
Адрес:
305543, Курский район, с. Троица

Координаты: 51.75596, 36.578687



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
OgnNik
4 ноября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
OgnNik
4 ноября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
OgnNik
4 ноября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
OgnNik
4 ноября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Продолжается восстановление храма. Восстановлен, отштукатурен и покрашен четверик храма с шестью окнами.<br>, Троица, Курский район, Курская область
Продолжается восстановление храма. Восстановлен, отштукатурен и покрашен четверик храма с шестью окнами.
Александр Куркулёв
8 августа 2017
Церковь Троицы Живоначальной, В куполе храма сделаны небольшие круглые окошки, сквозь которые в купол проникают лучи солнца.<br>, Троица, Курский район, Курская область
В куполе храма сделаны небольшие круглые окошки, сквозь которые в купол проникают лучи солнца.
Александр Куркулёв
8 августа 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
Рассолова Ольга
22 ноября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
Затворник
10 сентября 2009
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
Затворник
10 сентября 2009
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
Рассолова Ольга
22 ноября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, В храме идет ремонт<br>, Троица, Курский район, Курская область
В храме идет ремонт
Рассолова Ольга
2 сентября 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Троица, Курский район, Курская область
Затворник
10 сентября 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илга Гондарева
 
Илга Гондарева  15 ноября 2011

Свято-Троицкий храм в селе Троица был построен в 1801 году. Храм пережил революцию и сильно  пострадал во время Великой Отечественной войны. Последняя служба была в 1961 году. Потом он был частично разрушен и полностью разграблен. Его использовали как зернохранилище, как склад минеральных удобрений и даже размещалось МТС. Все росписи в храме утрачены, колокольня и купола разрушены. Вместе с храмом в упадок приходило и село. И вот 8 января 2011 года в селе Троица в старинном храме, в небольшом помещении, после полувекового перерыва состоялась литургия. Для восстановления храма нужны средства, если они появятся, то храм начнет восстанавливаться. А пока под куполом Свято-Троицкой церкви вновь собираются люди и проходят богослужения.


Александр Куркулёв  25 января 2016

Легенды села Трицкого, что на Рати

На высоком правом берегу небольшой речки Рать, в 35 км восточнее г. Курска, издалека виднеется полуразрушенная церковь. Расположена она в некогда славном старинном селе Троица, которое сейчас относится к Бесединскому сельскому совету Курского района. В литературе 19 и начала 20 веков часто встречаются упоминания, разбросанные в разных источниках, о том, что на территории села в прежние времена существовал некий православный монастырь, а Троицкая церковь построена на месте древней иноческой обители. Рассмотрим вкратце несколько вариантов этих легенд.

Легенда первая. Липиновская Троицкая мужская пустынь.

Во 2 томе «Полного географического описания России», изданной в 1902 году под редакцией русского историка, академика Владимира Ивановича Ламанского, читаем: «Верстах в 5 к юго-востоку от станции Винникова, на р. Рати, в Курском уезде расположено село Троицкое (800 жителей). Возможно, что здесь находилась основанная в XVII в. и упраздненная в 1764 г. Троицкая Волпиновская (иначе Волновская, Льпиновская или Ильпиновская) мужская пустынь. В нее в 1711 г. был сослан архимандрит Курского Знаменского монастыря Александр, отрешенный от деятельности митрополитом Илларионом». Это предположение ошибочно. В действительности Липиновская пустынь располагалась недалеко от Липиновского городица в 27 километрах от г. Курска. Упоминание о ней можно найти в ведомости 1666 года: "...Липиновская Троицкая пустынь в Курском уезде в Курецком стану при реке Сейми, церковь одна, престол один". В 1689 году пустынь была приписана Белгородскому архиерейскому дому. По описи 1733 года обитель числилась за Курским Знаменским монастырем. В пустыни того времени «одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, образ Спаса (вероятно, наиболее чтимый), 4 небольших колокола на колокольне, 4 пасеки в 173 улья, 7 мельниц». Монастырь упразднен указом 1764 года.

Легенда вторая. Ратская мужская пустынь.

В «Повести о Курской Коренной иконе Знамения Богоматери» неизвестный летописец XVII века рассказывает о монастыре на курской реке Рать, основанном в конце 13 века Святителем Петром, будущем митрополитом Московским. Он повествует о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом, бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от "бывшего г. Курска" на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Аналогичную версию излагает и иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры) в "Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", изданной им в 1865 году: «На месте бывшей обители Ратской ныне находится село с церковью во имя Св. Троицы; местно чтимая храмовая икона этой церкви, по преданию, осталась от бывшего монастыря и, может быть, писана самим Игуменом онаго (Святителем Петром)».

Факт пребывания Святителя Петра на реке Рать недалеко от Курска отмечен и в упомянутом выше 2 томе "Полного географического описания России". Однако, существует и другая версия, считающая, что Святитель Петр основал монастырь на реке Рата в Галиции (сейчас Сокальский район Львовской области), а отнесение этих событий на курскую реку Рать не соответствует действительности. В кратком житии Святителя Петра, изложенном в львовском Анфологионе, изданном в 1694 году, говорится: '...водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы". Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. "На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в XIII столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским". Первый историк русской церкви Амвросий в "Истории Российской иерархии" указывает: "Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом".

В настоящее время в литературе доминирует версия о волынском расположении монастыря. Считается, что предание о монастыре, основанном Святителем Петром на курской Рати, было сфальсифицировано неизвестным летописцем XVII века. А что же монастырь? Был ли он на самом деле?

Легенда третья. Коренная Рождество-Богородичная пустынь и Курский Богородицкий Знаменский монастырь.

В 1596 г., со строительством новой крепости, начинается возрождение Курска. В это же время к северу от Курска на правом берегу р. Тускарь была образована Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. В 1600 году обитель получила от царя Бориса Федоровича (Годунова) на свое содержания поместные земли, среди которых были и земли вокруг Святого Городища на р. Рати. "Это городище старцы Коренной Пустыни выпросили себе во владение, зная по преданию, что Святым это городище называется потому, что здесь была некогда Иноческая обитель, о которой упоминается в житии Св. Митрополита Петра, его основавшего". Вместе со Святым городищем монастырь получил 100 четей пахотной земли (более 150 га), 200 "копен" сенокоса по "дикому полю и по дубраве" (около 20 га), "Святой колодезь" (ручей), "да на том же Святом колодезе выгон и Святой лес и берег реки Рати". На Святом городище «игумены монастыря Пречистыя Богородицы Васьян, Давид и Серапион» устроили «двор монастырской и кельи, и пахивали того монастыря землю», и «приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели».

В 1611 году крымские татары разорили до основания Коренную пустынь. Обезлюдила и пришла в запустение от «татарскаго разоренья и пожиги» и Ратская вотчина монастыря. После разора в 1611 году Коренная Пустынь трудно отстраивалась, а в 1618 году обитель вместе со всеми землями и угодьями была причислена к вновь построенному Курскому Богородицкому (ныне Знаменскому) монастырю. В 1622 году, когда святые старцы вспомнили о принадлежащих им землях на реке Рати, выяснилось, что монастырской вотчиной «завладел насильством курчанин Тит Родин с товарищи», а на месте монастырского двора на Святом Городище «поставил деревню курчанин сын боярский Григорий Наумов».
«Старые книги и прежние Государевы жалованные грамоты и выписи в войну утерялись», поэтому в том же 1622 году настоятель Богородицкого монастыря игумен Аркадий ходатайствовал царю Михаилу Федоровичу о возвращении его обители Святого Городища на реке Рати и просил «сыскать и по сыску ту монастырскую землю описать и изметить и написать в книги». По государеву указу дозорщики из поместного приказа провели опрос 73 человек, которые подтвердили "по крестному целованью", что "земли на реке Рати, которыми ныне владеет Тит Родин с товарищами, изстари владели старцы Коренной Пустыни". «Вследствие сыску», монастырская усадьба в 1624 году была обмежевана и возвращена Курскому Богородицкому монастырю, а дворы, что поставил Григорий Наумов по государеву указу, были перенесены на его поместную землю в Титову усадьбу (сейчас деревня Титово).

В 1642 году «на реке на Рати, под Святым лесом, на святом колодезе» стояла монастырская деревня на «шесть мест дворовых крестьянских, да два места бобыльских». Летом 1643 года крымские татары вновь напали на курские земли. Монастырская усадьба на Святом Городище была сожжена и разорена, «а крестьян и бобылей с женами и с детьми побили и в полон поймали».

В 1645 году в монастырской вотчине на реке Рать решили строится вновь «бобыль Фомка Матвеев с зятем с Васьком Ивановым да с ними ж бобыльские дети Гаврилка Лыткин да Сережка Терехов». Однако зимой 1645-1646 гг. страшный погром вновь обрушился на Курский край. 20-тысячная орда крымских татар перешла Сейм у самого Курска и зажгла окрестные села. Монастырские угодья на Рати вновь были сожжены и, по-видимому, больше не восстанавливались. Во всяком случае, в описи вотчин Курского Богородицкого Знаменского монастыря за 1667 год Ратская усадьба не упоминается.

Источники:

• Россия: Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей/ Под ред. В.П. Семенова; Под общим руководством П.П. Семенова и академика В.И. Ламанского. Т.2: Среднерусская черноземная область. Том 2, Спб, 1902 г.
• Арцыбашева Т.Н. Курский край и монастырская культура: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск пед ун-та, 1998 г.
• Лебедев А.С. Вотчинный быт монастырей Курского Знаменского и Белгородского Николаевского. / Сборник Харьковского историко- философского общества. Т. 4. Харьков, 1892 г., с. 128.
• "Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска".
• Иеромонах Леонид "Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", СПб, 1865 г.
• «Анфологион». Львов, 1694 год. Типография львовского Успенского братства.
• Иеромонах Амвросий (А.А. Орнатский) "История российской иерархии" (6 т., М., 1807-15 гг.)
• Бугров Ю.А. «История Курской Епархии», Курск, 2003 г.
• Дело о принадлежавшей издревле Коренной Пустыне на реке Рати земля, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи. 1622 г.
• Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божией матери. 1645 г.


Александр Куркулёв  25 января 2016

Недалеко от г. Курска, там, где свое начало берет река Рать, впоследствии впадая в реку Сейм, есть село уже совсем забытое, и население в нем немногочисленное, как впрочем и во многих местах нашей Родины. Село это носило скромное название – Троицкое, но об этом давно забыли и даже местные жители и название новое дали - с. Троица, что в принципе смысла не искажает. Село это было в недавнем прошлом духовным центром для всех окрестных деревень, т.к. в нем был храм в честь Пресвятой Троицы. Храм в с. Троица сохранился до настоящего времени и разрушается под действием факторов окружающей среды. Сей «духовный центр» окормлял многих крестьян из близлежащих деревень, здесь крестили, венчали, отпевали. Вся жизнь человека проходила через стены этого величественного храма.

История строительства храма уходит своими корнями в далекое прошлое, которое известно нам по местной легенде. Местная помещица «Гладчиха» обратилась к своим крестьянам с предложением: «Давайте построим храм Божий во имя Святой Троицы, я дам деньги, а от вас мне нужны только ваши руки». Вот так началось строительство храма в 1747 году. Первоначально храм был построен с одним престолом и освящен в 1801 году в честь Пресвятой Троицы. В дальнейшем площадь храма не вмещала в себя всех богомольцев, и в середине XIX века было принято решение о его расширении. К храму было пристроено два придела (правый и левый) и освящены в честь праздников Пресвятой Богородицы - Ее Рождества и Введения во храм. Если посмотреть на фотографию храма, то можно увидеть обе пристройки невооруженным взглядом, выражается это в несоблюдении архитектурных пропорций при их строительстве. Купол храма получается не приподнятым, а над ним и сама колокольня не велика.

Со временем Троицкий храм стали называть еще и «купеческим», т.к. строился он на деньги местных купцов, содержание храма и всего села устраивалось на деньги местных помещиков, которые по сути своей были глубоко верующие люди и творили добрые дела для своего спасения. В праздник Святой Троицы в селе Троицком, что на Рати, был престольный праздник, простой люд готовился к нему заранее, а в сам праздник одевались все новые одежды и люди шли на богомолье в храм. После службы, неподалеку от храма, устраивалась сельская ярмарка, а также гулянье и веселье.

За алтарем Троицкого храма сохранились родовые склепы, принадлежащие местным помещикам Васильевым, которые немало заботились о благолепии храма, и могила князя Димитрия Спажинского, который, видимо, тоже имел отношение к храму и духовному развитию села, но об этом история умалчивает.

С самого начала и до закрытия в храме служили многие священнослужители; один настоятель уходил, другой приходил, но служение Богу не прекращалось, молитва не прерывалась до самого закрытия в 1937 году. Богослужение возобновилось в 1942 году во время немецкой оккупации в частном доме в деревне 1-е Писклово, принадлежащем Писклову Алексею Софроньевичу. В 1944 году регистрируется церковная община в д. 1-е Писклово и ей в том же году передается по договору Троицкая церковь в бессрочное бесплатное пользование со всем имуществом. Богослужения возобновились в 1/3 храма (в правом приделе), остальное помещение (2/3) было занято колхозом как складское помещение (под зерно).

Советская власть снова начинает отнимать храм частями, планируя со временем вовсе закрыть. Из переписки между уполномоченным по делам РПЦ и Исполкомом облсовета видно, что власть всячески стремилась закрыть храм и переоборудовать его под сельский клуб и библиотеку. Господь не допустил глумления над святыней, для клуба и библиотеки было построено новое здание, а храм вплоть до 1990-х годов использовался местным колхозом под ссыпной пункт, где хранились зерновые удобрения. Впоследствии колхоз хотел в храме разместить мельницу, но Господь и этого не позволил сделать.

Сейчас Троицкий храм с. Троица находится в плачевном состоянии, ежедневно разрушаясь под действием природы. В 2001 году возобновилась приходская жизнь, в д. Петровское открыт молитвенный дом, совершаются богослужения, проповедуется Слово Божие. Наступает время, когда люди вновь стали стремиться за духовной помощью и Божественной благодатью в Дома Божьи.

Статья настоятеля храма иерея Вадима Санина с сайта http://kurskoe-18.cerkov.ru/


Александр Куркулёв  29 января 2016

Трудно сказать, когда в селе Троица была построена первая церковь. В литературе конца XIX века можно найти туманные упоминания о Троицком монастыре, находившемся в этих местах на берегу р. Рать в XVII веке, разоренном и сожженном крымскими татарами. Это вполне могло быть, тем более, что в те времена монастыри представляли собой деревянную церквушку и несколько изб, обнесенных плетнями.

Первое документальное свидетельство о церкви в Троице, что мне удалось найти, относится к 1722 г. В этом году в селе была построена деревянная церковь. Храм был освящен во имя Святой Троицы, по нему пошло и название села – Троицкое (Троица) на Рати. В сказках 1 ревизии Курского уезда (РГАДА, ф. 350, оп. 1, д.215) указано, что в приход Свято-Троицкого храма, кроме Троицкого села входили следующие деревни Тускорского стана Курского уезда Киевской губернии: Безобразова, Винникова, Старая Слободка на Вестем Колодце и Титова на Рати.

К началу 80-годов XVIII в. деревянное строение Троицкой церкви сильно обветшало и в 1781 году прихожанами храма начато строительство новой каменной церкви. В те времена строительство каменной церкви было делом очень дорогостоящим и было под силу только весьма состоятельному приходу. Следует отметить, что в середине 80-х годов XVIII в. из 38 церквей Курского уезда только 4 были каменные, а из 253 дворянских поместий только два имели каменные дома.

Заново построенный кирпичный храм, возвышавшийся на правом берегу реки Рать, стал украшением всей округи. Он имел колокольню и три придела. Центральный придел был освящен в честь Святой Троицы, боковые - в честь Рождества Богородицы и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1880 год приход Свято-Троицкой церкви включал, кроме села Троица, деревни Безобразова, Писклова, Слободка и сельцо Петровское.

События первой половины XX века не пощадили Троицкий храм. В 1920-х годах церковь была закрыта. По рассказам местных жителей, ее пытались взорвать и разобрать на кирпичи, но церковь выстояла. Тогда, подцепив тросами к трактору купол колокольни, снесли его. Позднее храм сильно пострадал в Великую Отечественную войну, являясь хорошим ориентиром для артиллерийских частей и авиации наступающей Красной Армии. Пострадало и село, в котором уцелело только два дома. После освобождения Троицы в 1943 году в правом приделе храма были возобновлены богослужения и совершались они до 1961 года, когда церковь была закрыта окончательно и превращена сначала в хранилище для зерна и удобрений, а потом в склад запчастей для местной МТС. В начале девяностых годов храм был полностью заброшен, постепенно заросла кустарником и бурьяном территория вокруг него, даже на куполе выросли деревья.

С 2009 года старанием прихожан курской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сотрудников Федеральной службы наркоконтроля г. Курска, учащихся курской школы № 50 и студентов Юго-Западного госуниверситета началось постепенное восстановление полуразрушенного храма. Были вынесены тонны мусора и разложившихся удобрений из церковного алтаря, очищена от растительности прилегающая территория. По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в одном из приделов был произведен ремонт: из шлакоблоков возведены стены, выстроена двойная кровля над приделом, залит цементом пол, установлена печка, сделан косметический ремонт внутри помещения, появились иконы и необходимая церковная утварь.

8 января 2011 года в селе Троица в старинном храме после полувекового перерыва настоятелем храма Матери Божией в честь Её иконы "Всех скорбящих Радость" г. Курска священником Вадимом Саниным была отслужена Рождественская литургия. Для полного восстановления храма требуются немалые средства, и если они появятся, то храм возродится. А вместе с храмом возродится и старинное Троицкое село и все окрестные деревни.

Чтобы узнать полную историю Свято-Троицкой церкви, необходимо изучить в Госархиве Курской области материалы фонда 20 – "Курская Духовная Консистория" и фонда 483 "Благочинные округа". Но это пока в планах. А для всех интересующихся историей своей семьи могу сообщить, что на хранении в Госархиве Курской области (ул. Ленина, 57) имеются метрические книги с записями актов рождения, бракосочетания и смерти по Троицкой церкви с. Троица на Рати Курского уезда Курской губернии за 1818, 1831–1840, 1841–1848, 1886, 1893, 1896, 1902,1905, 1907, 1909-1911, 1914, 1917, 1918 годы. При написании заметки использованы материалы Татьяны Смирновой из «Курских известий».


Александр Куркулёв  18 января 2018

В настоящее время в селе Троица Курского района ведутся работы по восстановлению старинного Свято-Троицкого храма. За алтарем церкви ранее располагался погост. Это был скромный прицерковный некрополь, где до революции погребались главным образом окончившие земной путь священники, а также прихожане, внесшие весомую лепту в строительство и содержание храма.

В мае 2012 года в селе Троица высадился трудовой десант сотрудников наркоконтроля и учеников старших классов Курской школы № 50, чтобы произвести в церкви перед престольным праздником Святой Троицы небольшую уборку, а также привести в порядок кладбище, находящееся за храмом. «Когда мы начали расчищать территорию возле церкви, - рассказал настоятель церкви отец Вадим, - то обнаружили на подходе к одному из помещений странную лестницу. Как оказалось, она сооружена из снятых и приспособленных под это могильных плит. Мы понимаем, что были времена, когда подвергались поруганию церкви, но зачем было осквернять могилы?!» К сожалению, на могильных плитах, в свое время служивших ступеньками, со временем были стерты надписи, говорящие о тех, кому они посвящены, известно лишь только, что одна из них очень древняя, так как на ней вручную высечен крест. Отцом Вадимом был вызван манипулятор, с помощью которого школьники получили возможность сложить тяжелые гранитные памятники в одно место. «Мы уже не определим, где находится прах тех людей, чьи могильные плиты мы перенесли, - заметил отец Вадим, - но теперь они не будут подвергаться поруганию, как раньше». Лишь одно надгробие со старого кладбища осталось практически нетронутым: надпись на нем гласит, что поставлено оно было в 1908 году восьмилетнему Юрочке Васильеву. Буквально в пятидесяти метрах от могилы Юрочки лежал наполовину закопанный в землю гранитный памятник с не менее интересной надписью: "Под сим камнем погребено тело Димитрия Михайловича Шпажинскаго, скончавшегося 30 января 1886 года". Нетрудно догадаться, что во времена, когда были изготовлены данные надгробия, памятники из гранита могли позволить себе лишь знатные особы дворянского сословия. Так кем же были похороненные у стен Троицкого храма Васильев и Шпажинский?

В некоторых публикациях можно прочитать, что «к настоящему времени за алтарем Троицкого храма сохранились родовые склепы, принадлежащие местным помещикам Васильевым, которые немало заботились о благолепии храма, и могила князя Димитрия Шпажинского, который, видимо, тоже имел отношение к храму и духовному развитию села, но об этом история умалчивает». Про помещиков Васильевых пока ничего сказать не могу, во всяком случае в середине 19 века помещиков с такой фамилией не было ни в Троице, ни в окрестных деревнях. Они появились в этих краях несколько позднее. В списках потомственных дворян 1896 года по селу Троица упоминается некая вдова коллежского секретаря Васильева Мария Семеновна. А про «князя» Дмитрия Шпажинского удалось отыскать немного крайне отрывочной информации в открытых источниках, которой я хочу поделиться в этой заметке. Дмитрий Михайлович Шпажинский не был князем. Он происходил из дворян Щигровского уезда. Все дворяне должны были служить по штатской или военной службе. Дмитрий Михайлович, как и многие дворянские дети, в довольно юном возрасте поступил на действительную военную службу в Казанский драгунский полк. С 1828 года полк базировался в г. Старый Оскол Курской губернии, а дивизионные сборы полка проходили в г. Белгороде. В 1830-1831 годах Шпажинский в чине поручика участвует в подавлении польского восстания. За бои под Люблином в феврале 1831 года Дмитрий Михайлович был награжден орденом Святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость».

С 1832 года Казанский драгунский полк вновь расквартирован в Старом Осколе, а в начале 1836 года полк перебазируется в г. Курск, который становится с этого времени для полка родным домом. С 1832 по 1848 годы Российская империя не вела войн, и драгуны полка несли мирную гарнизонную службу, проводя многочисленные строевые смотры в Белгороде, Вознесенске, на Бородинском поле, в Курске, Чугуеве. К 1839 году капитан Шпажинский командует 10 эскадроном Казанского полка. В начале 1840 года командир полка полковник Михаил Иванович Крутов характеризует Дмитрия Михайловича «как старательного, знающего службу офицера». В 1848 году сразу в нескольких государствах Европы вспыхивают вооруженные восстания антифеодального и национально-освободительного характера, получившие название «Весна народов» и Дмитрий Шпажинский вместе с полком перебрасывается ближе к западным границам Российской империи сначала в г. Лубны Полтавской губернии, а потом в г. Ромны. 15 июня 1849 года полк выступил в поход в Галицию, бывшею тогда частью Австро-венгерской империи. За все следование полка по Галиции никаких военных действий не было. 8 августа в полку было получено предписание о приготовлении 5 дивизиона полка, в состав которого входили 9 и 10 эскадроны к выступлению в поход к венгерским границам. Таким образом, Дмитрий Шпажинский, как командир 10 эскадрона, принял участие в Венгерской компании в составе отряда генерал-лейтенанта Мансурова. За участие в войне 1849 года против мятежных венгров Шпажинский был награжден памятной медалью.

С 1850 года Казанский драгунский полк вновь расквартирован в г. Курске, снова начинаются строевые смотры. В 1851 году Дмитрий Михайлович оставляет службу и уходит в отставку в чине подполковника. В Российском государственном военно-историческом архив (РГВИА) должен храниться послужной список Шпажинского Д.М., в котором находятся более подробные сведения о прохождении им воинской службы. А в Российском государственном историческом архиве (РГИА, ф. 1343, оп. 51, д. 183, л. 219) хранится родословная книга Дмитрия Михайловича Шпажинского, из которой можно почерпнуть более значительную биографическую информацию о нем. Шпажинский был женат на курской помещице Любови Матвеевне (девичью фамилию пока не знаю). Шпажинские владели деревней Поныры на реке Щигор в Щигровском уезде. За Дмитрием Михайловичем по переписи 1850 года числилось 12 крепостных душ, а Любовь Матвеевна владела 37 крепостными крестьянами.Любови Матвеевне принадлежало также имение в деревне Городище на речке Рать, в которой по 9-й ревизской сказке числилось 66 крепостных душ и 704 десятины земли (около 767 гектаров). Любовь Шпажинская была также владелицей двух водяных мельниц. Первая мельница была на реке Рать при деревне Городище. Расположение второй мне пока не известно.

На мельницах Шпажинских производился помол зерна на муку, крупу, а также толчение толокна, и получение льняного масла. С ближайшей округи тянулись к мельницам подводы с зерном, а обратно - те же подводы со свежей мукой. Дорога, шедшая через мельничную плотину, соединяла деревни, расположенные на противоположных берегах реки Рати. Дмитрий Михайлович Шпажинский похвалялся соседним помещикам Григорию Александровичу Пожидаеву и Александру Григорьевичу Тимофееву, что мельница на реке Рати приносит чистого дохода более тысячи рублей в год. Умер Дмитрий Михайлович 30 января 1866 года. Похоронен в некрополе за алтарем Свято-Троицкой церкви села Троицкого на Рати.

Пока не понятно, какое отношение имел Дмитрий Шпажинский к Свято-Троицкому храму села Троица. Деревня Городище, в котором располагалось имение Шпажинских, относилась к приходу Никитской церкви села Красниково на Котовце. Возможно, Шпажинские внесли вклад в строительство двух боковых приделов Троицкого храма, сооружение которых происходило в середине 19 века. Ответ на этот вопрос находится в фондах Курского госархива. После смерти Дмитрия Михайловича, в 1867 году Курским уездным земским собранием рассматривалось «Дело о сложении излишнего количества десятин земли жены подполковника Шпажинской», которое хранится в фондах Курской земской управы. Кроме того, в Курском архиве можно найти и другие документы, касающиеся Дмитрия Михайловича Шпажинского, которые ждут своих исследователей.

Источники: 1. Шустов В.Н. «История 25-го Драгунского Казанского полка. 1701-1901 гг.». Тип. Штаба Киевского Военного Округа, Киев, 1901 г. 2. «Труды Курского губернского статистического комитета». Вып. 1, Курск 1863 г. 3. Курское уездное земское собрание. Журналы заседаний Курского уездного земского собрания. Очередного с 22 по 26 сентября 1867 года, Курск, 1868 г. 4. Дворянский адрес-календарь на 1897 год. Издание Н.В. Шапошникова, СПб, 1896 г.


Александр Куркулёв  23 марта 2018

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ТРОИЦКОГО, ЧТО НА РАТИ, В XVII-XVIII ВЕКАХ

Как известно, в 1801 году в селе Троицком, что на Рати, была освящена построенная из красного кирпича Троицкая церковь. Но, как оказалось, история храма намного древнее… Каменной церкви в селе предшествовали как минимум три деревянные церкви. Первая деревянная церковь в Троицком селе - ровесница возрожденного Курска, была построена, по-видимому, на рубеже 16 и 17 веков. Хотя мое личное мнение - поселение с Троицкой церковью существовало здесь и раньше. Утверждение, что окрестности Курска в 16 веке были практически безлюдны – спорно. В это время здесь проживали севрюки - потомки летописного племени Северян. Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков так характеризовал их: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьем или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные..." Как бы то ни было, документального подтверждения этого нет. В 1626 году в Москве случился великий пожар, в ходе которого сгорели все архивы Государева двора, то есть практически все акты Московского государства до означенной даты. Документы, касающиеся Курского края до 1626 года, в архивах практически отсутствуют.

Первое документальное упоминание о селе Троицком на Рати датируется 1628 годом. 12 февраля 1628 года сын боярский Евсей Неручев ходатайствовал царю Михаилу Федоровичу о справке за ним поместья после отца его Дмитрия Неручева в селе Троицком Курского уезда. Следует отметить, что Троицкое указывается в документе как СЕЛО, т.е. населенный пункт с ЦЕРКОВЬЮ, центр православного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. К приходу Троицкой церкви в это время, кроме самого села Троицкого, относились деревни Писклово, Безобразово (Булгаково тож), Титово. В курских отказных книгах за 1631г. мы находим упоминание о священнике Троицкой церкви села Троицкого, который засвидетельствовал раздел поместья Григория Булгакова в деревне Безобразова: «К сем книгам Троицкой поп Василей Иаковлев сын руку приложил». В январе 1635 г. «по Государя царя и великого князя Михаила Федоровича Всея Руссии грамоте и по выписи с писцовых книг Степана Уньковского да подьячего Ивана Каровина и по с обыском губной староста Микифор Шуклин отделил» моему пращуру сыну боярскому «курченину Потапу Леонтьеву сыну Смецкому поместье в пятидесят четей со всеми угодьями» в селе Троицком Тускорского стана Курского уезда. В документе опять фигурирует троицкий поп Василей Иаковлев сын, который засвидетельствовал и этот документ ("руку приложил") вместо своих прихожан «детей боярских курчан Семена Артемова сына Писклова, Федора Терентьева сына Кутепова, Лукьяна Алексеева сына Писклова, Воина Федорова сына Писклова, Павла Федорова сына Федаревского».

В начале мая 1643 года на Курский край обрушилось нашествие крымских татар. Пройдя Пахнуцким шляхом до верховий р. Рати, отряд татар в 300 человек вторгся в Тускарский стан Курского уезда, в котором враги разорили поместья и монастырские вотчины, сожгли церкви, села и деревни, сгубили весь хлеб. Была сожжена церковь и в селе Троицком, а «людей побивали и полон многий взяли». После «татарскаго разоренья и пожоги» церковь не восстанавливалась более 30 лет, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы этого периода, в которых Троицкое называется ДЕРЕВНЕЙ (т.е. населенным пунктом без церкви). Только в середине 1670-х годов, когда угроза набегов крымских татар значительно ослабла, жителями Троицкого села была построена новая деревянная церковь.

В документе Поместного приказа 1677 года Марья, жена Григория Писклова ходатайствует о «даче ей поместья на прожиток после мужа, состоящего в Курском уезде, в Тускорском стану в СЕЛЕ что была ДЕРЕВНЯ Троицкая». Священником этой церкви был Семен Евдокимов, сведения о котором можно найти в первой "ревизской сказке села Троицкого что на Рати Тускарного стана Курского уезда" 1719 года: "В селе церковь во имя Живоначальной Троицы. При той церкви во дворе поп Семен Евдокимов 65 лет", с которым проживали его жена - попадья Ирина, а также вдова его сына Каллистрата и его внуки - Петр, Афанасий и Стефанида. Во второй деревянной Троицкой церкви в селе Троицком службы проводились до 1722 года, когда вместо нее был сооружена новая, третья по счету, деревянная церковь, вновь освященная во имя Святой Живоначальной Троицы.

Позднее приход Троицкой церкви перешел по наследству от Семена Евдокимова к его внуку Петру Калллистратовичу, что в те времена было довольно широко распространено. По данным ревизской сказки 1747 года, в Тускарном стане села Троицкого что на Рати, при Троицкой церкви проживали: поп Петр Каллистратов сын Евдокимов, 41 год, его сыновья: Петр 15 лет, Максим 13 лет, Лукьян 10 лет и Иван 8 лет. Сыновья Петра Каллистратовича позднее уже носили фамилию Каллистратовы, а не Евдокимовы и были священниками и диаконами, а их потомки постепенно расселяются по всей Курской губернии. Часть из них оседает в Старооскольском, часть в Рыльском и других уездах. По имеющимся сведениям, практически все из них принимали сан священника. А один из средних сыновей Петра Каллистратовича - Лукьян был после отца настоятелем церкви Троицы Живоначальной в селе Троицком на Рати. Известно, что у Лукьяна было четверо сыновей - Петр, Елисей, Дмитрий и Иван, и дочь, вторая по старшинству, Параскева.

Построенная в 1722 году деревянная церковь прослужила до конца 18 века, а с 1781 года в селе Троицком началось сооружение церкви из красного кирпича. В изданном в 1785 году "Описании Курского наместничества" прокурора Курского наместничества Сергея Ивановича Ларионова читаем, что церковь Троицы в селе Троицком, что на Рати «ныне весьма ветха и вместо ея строится усердием того села жителей каменная во имя тож, с приделом Рождества Богородицы». Строительство церкви растянулось на двадцать лет и только в 1801 году церковь была освящена. В настоящее время стараниями настоятеля прихода иерея Вадима Санина церковь в селе Троицком, что на Рати, восстанавливается.


Писклов Сергей  16 января 2019

27 ноября 2002 года была зарегистрирована община верующих Православный приход Троицкого храма села Троица Курской епархии Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа настоятелем храма был назначен священник Вадим Санин, и начаты строительные работы. 8 января 2011 года в храме впервые за долгие годы была отслужена Божественная литургия. Благодаря особым стараниям Вячеслава Шатохина и участия всех неравнодушных людей, к празднику Пятидесятницы 2018 года Свято-Троицкий храм восстановлен в первозданном виде.



Комментарии и обсуждение


Первое документальное свидетельство о церкви в Троице, что мне удалось найти, относится к 1722 г.
9 декабря 2013, Александр Куркулёв.

Храм имел особую популярность и окутан легендами как про своё происхождение, так и про его историю. Существует легенда, что храм был очень богат и красив своей утворью и убранством, и всё его богатство исчезло таинственным образом и упрятано до поры до времени для возрождения как из пепла его величия. Место, на котором он находится, уникально по своей красоте, рядом с ним прекрасные три пруда у подножия необыкновенной, кажущейся искусственной, возвышенности, называемой Горкой (Верхнее Писклово), у подножья которого с обратной стороны Горки берёт своё начало древнейшая река Рать, являющаяся притоком Сейма. Есть предположение, что название Сейм (от польского) появилось позднее, а изначально в древние времена это всё была судоходная река Рать, огромная и мощная как и русское значение этого слова. Весь этот прекрасный ландшафт украшен многочисленными сосновыми, дубовыми и смешанными пролесками. Во времена своего процветания от Троицкого храма шла мраморная лестница к прудами с оформленными купальнями. Справа и слева от лестницы к пруду спускались фруктовые сады. Яблоки, вишни, груши и сливы в этих местах необыкновенного вкуса, как и вода, питающая эту святую землю. Настанет время, когда упрятанные от разграбления ценности Свято-Троицкого храма вернутся на своё родное место, и возродится окрестность множеством красивых домов и добрых жителей этого необыкновенного места, которому даже потоп не страшен.

31 марта 2015.