Легенды села Трицкого, что на Рати
На высоком правом берегу небольшой речки Рать, в 35 км восточнее г. Курска, издалека виднеется полуразрушенная церковь. Расположена она в некогда славном старинном селе Троица, которое сейчас относится к Бесединскому сельскому совету Курского района. В литературе 19 и начала 20 веков часто встречаются упоминания, разбросанные в разных источниках, о том, что на территории села в прежние времена существовал некий православный монастырь, а Троицкая церковь построена на месте древней иноческой обители. Рассмотрим вкратце несколько вариантов этих легенд.
Легенда первая. Липиновская Троицкая мужская пустынь.
Во 2 томе «Полного географического описания России», изданной в 1902 году под редакцией русского историка, академика Владимира Ивановича Ламанского, читаем: «Верстах в 5 к юго-востоку от станции Винникова, на р. Рати, в Курском уезде расположено село Троицкое (800 жителей). Возможно, что здесь находилась основанная в XVII в. и упраздненная в 1764 г. Троицкая Волпиновская (иначе Волновская, Льпиновская или Ильпиновская) мужская пустынь. В нее в 1711 г. был сослан архимандрит Курского Знаменского монастыря Александр, отрешенный от деятельности митрополитом Илларионом». Это предположение ошибочно. В действительности Липиновская пустынь располагалась недалеко от Липиновского городица в 27 километрах от г. Курска. Упоминание о ней можно найти в ведомости 1666 года: "...Липиновская Троицкая пустынь в Курском уезде в Курецком стану при реке Сейми, церковь одна, престол один". В 1689 году пустынь была приписана Белгородскому архиерейскому дому. По описи 1733 года обитель числилась за Курским Знаменским монастырем. В пустыни того времени «одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, образ Спаса (вероятно, наиболее чтимый), 4 небольших колокола на колокольне, 4 пасеки в 173 улья, 7 мельниц». Монастырь упразднен указом 1764 года.
Легенда вторая. Ратская мужская пустынь.
В «Повести о Курской Коренной иконе Знамения Богоматери» неизвестный летописец XVII века рассказывает о монастыре на курской реке Рать, основанном в конце 13 века Святителем Петром, будущем митрополитом Московским. Он повествует о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом, бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от "бывшего г. Курска" на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Аналогичную версию излагает и иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры) в "Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", изданной им в 1865 году: «На месте бывшей обители Ратской ныне находится село с церковью во имя Св. Троицы; местно чтимая храмовая икона этой церкви, по преданию, осталась от бывшего монастыря и, может быть, писана самим Игуменом онаго (Святителем Петром)».
Факт пребывания Святителя Петра на реке Рать недалеко от Курска отмечен и в упомянутом выше 2 томе "Полного географического описания России". Однако, существует и другая версия, считающая, что Святитель Петр основал монастырь на реке Рата в Галиции (сейчас Сокальский район Львовской области), а отнесение этих событий на курскую реку Рать не соответствует действительности. В кратком житии Святителя Петра, изложенном в львовском Анфологионе, изданном в 1694 году, говорится: '...водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы". Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. "На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в XIII столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским". Первый историк русской церкви Амвросий в "Истории Российской иерархии" указывает: "Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом".
В настоящее время в литературе доминирует версия о волынском расположении монастыря. Считается, что предание о монастыре, основанном Святителем Петром на курской Рати, было сфальсифицировано неизвестным летописцем XVII века. А что же монастырь? Был ли он на самом деле?
Легенда третья. Коренная Рождество-Богородичная пустынь и Курский Богородицкий Знаменский монастырь.
В 1596 г., со строительством новой крепости, начинается возрождение Курска. В это же время к северу от Курска на правом берегу р. Тускарь была образована Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. В 1600 году обитель получила от царя Бориса Федоровича (Годунова) на свое содержания поместные земли, среди которых были и земли вокруг Святого Городища на р. Рати. "Это городище старцы Коренной Пустыни выпросили себе во владение, зная по преданию, что Святым это городище называется потому, что здесь была некогда Иноческая обитель, о которой упоминается в житии Св. Митрополита Петра, его основавшего". Вместе со Святым городищем монастырь получил 100 четей пахотной земли (более 150 га), 200 "копен" сенокоса по "дикому полю и по дубраве" (около 20 га), "Святой колодезь" (ручей), "да на том же Святом колодезе выгон и Святой лес и берег реки Рати". На Святом городище «игумены монастыря Пречистыя Богородицы Васьян, Давид и Серапион» устроили «двор монастырской и кельи, и пахивали того монастыря землю», и «приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели».
В 1611 году крымские татары разорили до основания Коренную пустынь. Обезлюдила и пришла в запустение от «татарскаго разоренья и пожиги» и Ратская вотчина монастыря. После разора в 1611 году Коренная Пустынь трудно отстраивалась, а в 1618 году обитель вместе со всеми землями и угодьями была причислена к вновь построенному Курскому Богородицкому (ныне Знаменскому) монастырю. В 1622 году, когда святые старцы вспомнили о принадлежащих им землях на реке Рати, выяснилось, что монастырской вотчиной «завладел насильством курчанин Тит Родин с товарищи», а на месте монастырского двора на Святом Городище «поставил деревню курчанин сын боярский Григорий Наумов».
«Старые книги и прежние Государевы жалованные грамоты и выписи в войну утерялись», поэтому в том же 1622 году настоятель Богородицкого монастыря игумен Аркадий ходатайствовал царю Михаилу Федоровичу о возвращении его обители Святого Городища на реке Рати и просил «сыскать и по сыску ту монастырскую землю описать и изметить и написать в книги». По государеву указу дозорщики из поместного приказа провели опрос 73 человек, которые подтвердили "по крестному целованью", что "земли на реке Рати, которыми ныне владеет Тит Родин с товарищами, изстари владели старцы Коренной Пустыни". «Вследствие сыску», монастырская усадьба в 1624 году была обмежевана и возвращена Курскому Богородицкому монастырю, а дворы, что поставил Григорий Наумов по государеву указу, были перенесены на его поместную землю в Титову усадьбу (сейчас деревня Титово).
В 1642 году «на реке на Рати, под Святым лесом, на святом колодезе» стояла монастырская деревня на «шесть мест дворовых крестьянских, да два места бобыльских». Летом 1643 года крымские татары вновь напали на курские земли. Монастырская усадьба на Святом Городище была сожжена и разорена, «а крестьян и бобылей с женами и с детьми побили и в полон поймали».
В 1645 году в монастырской вотчине на реке Рать решили строится вновь «бобыль Фомка Матвеев с зятем с Васьком Ивановым да с ними ж бобыльские дети Гаврилка Лыткин да Сережка Терехов». Однако зимой 1645-1646 гг. страшный погром вновь обрушился на Курский край. 20-тысячная орда крымских татар перешла Сейм у самого Курска и зажгла окрестные села. Монастырские угодья на Рати вновь были сожжены и, по-видимому, больше не восстанавливались. Во всяком случае, в описи вотчин Курского Богородицкого Знаменского монастыря за 1667 год Ратская усадьба не упоминается.
Источники:
• Россия: Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей/ Под ред. В.П. Семенова; Под общим руководством П.П. Семенова и академика В.И. Ламанского. Т.2: Среднерусская черноземная область. Том 2, Спб, 1902 г.
• Арцыбашева Т.Н. Курский край и монастырская культура: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск пед ун-та, 1998 г.
• Лебедев А.С. Вотчинный быт монастырей Курского Знаменского и Белгородского Николаевского. / Сборник Харьковского историко- философского общества. Т. 4. Харьков, 1892 г., с. 128.
• "Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска".
• Иеромонах Леонид "Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни", СПб, 1865 г.
• «Анфологион». Львов, 1694 год. Типография львовского Успенского братства.
• Иеромонах Амвросий (А.А. Орнатский) "История российской иерархии" (6 т., М., 1807-15 гг.)
• Бугров Ю.А. «История Курской Епархии», Курск, 2003 г.
• Дело о принадлежавшей издревле Коренной Пустыне на реке Рати земля, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи. 1622 г.
• Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божией матери. 1645 г.