ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пашия. Церковь Троицы Живоначальной.


Пашия. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1797.
Адрес:
Россия, Пермский край, Горнозаводский район, поселок Пашия, ул. Трудовая, 7

Координаты: 58.436188, 58.255563






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Троицкая церковь при Пашийском заводе заложена в июле 1790 г., а к концу 1800 г. была освящена. Здание выролнено в духе раннего классицизма. Церковь кирпичная, двухэтажная, "кораблём". Фасады прорезаны прямоугольными оконными проёмами, выделенными на первом этаже замковым камнем. Поперечные стены на фасадах отмечены плоскими пилястрами. Междуэтажный ступенчатый карниз проходит по всему объёму здания, венчающий ступенчатый карниз имеет незначительный вынос. На южном и северном фасаде размещены неглубокие арочные ниши. В настоящее время не используется.

Историко-архитектурное наследие Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 февраля 2017

"В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная "фабрика". И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что "оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским". При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - "...строить церковь, выбрав место пристойное..." На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм. Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7 (19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение. В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение.

"Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения. Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви".

Неизвестно и имя архитектора Пашийского храма. "...Однако, - читаем дальше у Киреева, - сопоставляя архитектурный стиль и наиболее характерные детали композиций и декора строений, автором которых был известный архитектор А.Н. Воронихин, можно с большей долей достоверности предположить, что церковь в Пашии строилась по проекту Воронихина. По архитектурному построению и декору Пашийская Свято-Троицкая церковь довольно проста. В верхнем этаже церкви был просторный светлый зал высотой более семи метров, нижний этаж состоял из трех помещений - алтарь и два зала. Помещения эти разделялись широкой аркой. Массивные пилястры, кирпичные куполообразные своды до шести метров покоряли своей монументальностью. Колокольня, встроенная в верхнюю часть здания, имела шестнадцать колоколов различного звучания, на чердаке размещались механизмы курантов. Все внутренние стены храма были расписаны библейскими сюжетами. По всей вероятности, это работа крепостных художников иконописной мастерской Строгановых из Пыскорского монастыря. Для строгановской школы иконописи характерны своеобразные приемы и условности, ведущие начало от древнего новгородского письма. Живопись прикамских мастеров отличалась реалистичностью и тщательностью прорисовки, яркой и радостной цветовой гаммой. Такой запомнилась старожилам Пашии и живопись на стенах Свято-Троицкой церкви.

Судя по церковным Ведомостям, к началу 1791 года здание храма было полностью возведено. Художники вели роспись первого этажа. В праздник Крещения - 6 (19) января освятили первый престол. Освящение второго престола во имя Архистратига Михаила - святого покровителя князя Михаила Михайловича Голицына - состоялось в 1794 году. А в мае 1827 года в Пятидесятницу в верхнем храме освятили еще один престол - во имя Святой Троицы.

Из-за недостатка средств отделочные работы велись медленно. После смерти в 1806 году князя М.М. Голицына и его жены Анны Александровны, которая умерла в 1816 году, наследники - сыновья Сергей и Александр не особенно заботились о духовной жизни своих крепостных. Расточительная жизнь поглощала все заводские доходы.

В первой половине 19 века Архангело-Пашийская церковь объединяла пять часовен, к которым ежегодно шли Крестные ходы и где проходили богослужения. В первое воскресенье после Троицы шел Крестный ход к кладбищенской часовне (восьмиугольное кирпичное здание часовни было взорвано в 50-х годах прошлого века). В день святых апостолов Петра и Павла проходило шествие к часовне, стоявшей в районе Пихтовки - на развилке дорог на Верхний (Михайловский) завод и в верховье реки Вижай. Еще один Крестный ход проводился в Ильин день, когда верующие направлялись к часовне Канабеково - на развилке дорог в завод Кусье-Апександровский, деревню Всесвятскую и село Камасино на реке Чусовой. Из этой Пророко-Ильинской часовни в 20-х годах минувшего века была вывезена деревянная скульптура сидящего Христа. Ныне она находится в Пермской художественной галерее.

В престольные праздники служители церкви выезжали в поселок Зыковского рудника, где тоже была часовня. Служились молебны и освящались рудничные строения. В дни тезоименитства владельцев завода князей Голицыных - 13 (26) июня преподобной Анны и 8 (21) ноября Архистратига Михаила - в храме служились торжественные молебны.

С Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церковью связаны имена нескольких известных деятелей науки и культуры. Так, в 1828 году в православный храм Архангело-Пашийского завода был назначен только что рукоположенный в дьяконы Михей Первушин. В Пашии он прожил всю жизнь, воспитал четырнадцать детей. В течение длительного времени, начиная с 1875 года, священником Свято-Троицкой церкви был представитель известной на Урале династии священнослужителей - Николай Дмитриевич Мамин, близкий родственник писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка".

Без малого полтора века шли богослужения в пашийском храме. Его закрыли по решению Чусовского райисполкома в 1929 году. Сняли колокола, с куполов спилили кресты. Нижний этаж стали использовать под школьные мастерские - столярную и слесарную. Верхний этаж в начале 1930-х годов пытались использовать под кинотеатр. Но вскоре там вспыхнул пожар, сгорели деревянные конструкции алтаря, заготовки для кинозала, огнем были уничтожены росписи стен и потолков.

В первый военный год с наплывом в поселок эвакуированных и с появлением эвакогоспиталя население Пашии увеличилось почти вдвое. Старая пекарня не могла обеспечить хлебом всех жителей, и нижний этаж церкви был превращен в хлебопекарню. В июле 1967 года здание церкви вновь переустраивается, теперь под физкультурный клуб. Однако осуществить задуманное не удалось.

Церковное здание ныне практически разрушено.

Газета "Новости" (Горнозаводск) / 2011-02-24 http://www.iskra2010.ru/o_poselke/o_cerkvi.html


Марина Зуйкова  1 июня 2020

Двухэтажный каменный храм был построен князем Михаилом Михайловичем Голицыным, владельцем Архангело-Пашийского завода. Были освящены два придела: в честь святой Троицы и Михаила Архангела. В 1849 году храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы.

В 1912 году служил священник Димитрий Ивохин, имеет наперстный крест Св. Син. Священник Александр Влад. Ефимовский 32 л., ок. П. дух. сем., имеет скуфью. Диакон Петр Александр. Бирюков 38 л. Псаломщик Иоанн Мих. Пономарев 35 л., об. в П. дух. сем. Священ. – псаломщик Николай Ложкин.

В 1930 году был закрыт, здание перестроено. Его помещение использовалось под кинотеатр, мастерские ФЗО и хлебозавод. Есть сведения, что в 1946 году в храме возобновлялись богослужения, служил свящ. Фёдор Ушахин.

В 1997 году рядом освящен деревянный храм в честь Святой Троицы.

http://www.blagol.ru/p154aa1.html


Марина Зуйкова  16 июня 2020

Пермская деревянная скульптура — наверное, самый известный фено­мен художественной культуры Прикамья XVII-XIX веков. В коллекциях Пермского края хранится более 500 скульптур, найденных в часовнях и храмах, в брошенных домах и сараях. Какие-то памятники уцелели в действующих церквах. В силу исторических обстоятельств первоначальное убранство церквей практически не сохранилось. Поэтому особой ценно­стью обладают немногочисленные и неполные, но «дожившие» до нашего времени топографические комплексы скульптур, которые когда-то состав­ляли декор пермских церквей. В такие комплексы обычно входила и архи­тектура малых форм: прежде всего иконостасы, а также «голгофы», «сени», «темницы»,— как правило, не дошедшие до нашего времени. Уникальным по сохранности, смысловой глубине и уровню исполне­ния является комплекс скульптур (1794-1797) из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия. Несколько скульптурных композиций выполнены — само­бытно, но достаточно профессионально — в стилистике провинциального барокко конца XVIII века.

Современная Пашия — посёлок городского типа (с 25 февраля 1929 года), расположенный на реке Вижай, притоке Вильвы, в живописной гористой местности. Административно Пашия входит в Горнозаводской район Пермского края. Имя посёлку дала небольшая речка Пашия, приток Вижая. История Пашии начинается с пуска Архангело-Пашийского желе­зоделательного завода (1786), основанного князем Михаилом Михай­ловичем Голицыным и его женой Анной Александровной, в девичестве Строгановой, которая получила эти земли по наследству от отца, барона А. Г. Строганова.

В 1791 году на Архангело-Пашийском заводе была выстроена большая кирпичная церковь. Расположенная на возвышенности, несколько в стороне от современного центра, Свято-Троицкая церковь и по сей день явля­ется важнейшей архитектурной доминантой, определяющей градострои­тельное своеобразие посёлка.

История храма оборвалась в 1929 году, когда храм при Архангело-Пашийском заводе был закрыт и началось разрушение этого грандиозного сооружения. До сегодняшнего дня оно дошло в руинированном состоянии. Колокольня, купол храмовой части, перекрытия, кровля разрушены. Вну­треннее убранство утеряно практически полностью. Современный облик полуразрушенного храма (без колокольни и купола на барабане) только усиливает впечатление необычности этой постройки. Она более напоминает здания гражданского назначения.

Во второй поло­вине XIX века при церкви действовало двухклассное приходское училище. По-видимому, классы располагались также в здании храма. Для XVIII века характерно строительство в Прикамье больших по размеру храмов, кото­рые обычно выполняли функции не только молельных домов, но также места для хранения материальных ценностей, административных собра­ний или, как в данном случае, учебного заведения. Храмы же, построенные на землях строгановских вотчин, часто отличались оригинальностью.

Храм по описи церковного имущества, сделанной в январе 1800 года, имел три престола: Святой Троицы, Вознесения Господня и Архистратига Михаила. Описание Архангело-Пашийской церкви сохранилось в рукописи краеведа В. В. Киреева «Памятники истории и культуры рабочего посёлка из фондов Горнозаводского краеведческого музея»: «В первой трети здания по фасаду был вход с портиком, над крышей поднималась четы­рёхгранная колокольня, в нижней части которой располагался механизм курантов <…>. Перед полукруглой алтарной частью возвышался цилин­дрический барабан с восьмью арочными проёмами <…>. Церковь своей продольной осью отклоняется от линии „запад — восток“ на 32°…».

Первый этаж состоял из трёх помещений, разделённых широкой аркой с кирпичными куполообразными сводами, стянутыми связями из кованого железа; высота самой верхней точки сводов — 6 м. Второй этаж церкви представлял собой высокий светлый зал, увенчанный куполом (высота — 7,3 м). Кирпич для строительства церкви изготавливался из глины, добывае­мой на берегу р. Вижай. С ближайших же мест завозился и бутовый камень для фундамента, известь обжигали на каменоломне у р. Пашия.

Сотрудником Березниковского историко-художественного музея Л. Ф. Коржавкиной в альбоме князя С. М. Голицына (1880), хранящемся в фондах, обнаружено две фотографии (под номерами 42, 43) с изобра­жениями внешнего вида пашийского храма и одного из трёх иконостасов (скорее всего, верхнего храма). Обращает на себя внимание контраст огромного объёма помещения и сравнительно неболь­ших колокольни и купола храмовой части на барабане. Как архитектурные пропорции, так и внешнее убранство времён русского классицизма усили­вают ту составляющую в облике храма, которая свойственна сугубо граж­данским постройкам. Храмовый объём на боковых фасадах был отмечен парными прямо­угольными пилястрами, разделёнными межэтажным пояском, и завершался фронтоном. Вход с западной стороны не являлся основным. Были устро­ены ещё два входа с боковых фасадов, также обрамлённые пилястрами.

Другой интересной особенностью постройки являлось применение чугун­ных литых колонн в оформлении входов в здание. Как необычен западный фасад церкви, так оригинален и восточный. Здесь алтарная апсида имеет диаметр, равный ширине здания, и представляет собой, по сути, полукруг­лую стену. В результате алтарь получился необычайно больших размеров. Но и сам храм поражает своими масштабами. Не случайно в XIX веке он стал трёхпрестольным. Столь значительный и представительный храм не мог не иметь роскошного интерьера.

Из первоначального убранства Троицкой церкви почти ничего не оста­лось. Сохранились лишь те скульптуры, которые были вывезены в 1923 году экспедицией Н.Н. Серебренникова и ныне находятся в коллекции Пермской государственной художественной галереи:

  • Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» (инв. № ДС-2),
  • Распятие в орнаментальном обрамлении (инв. № ДС-197),
  • фигура Господа Саваофа (инв. № ДС-194),
  • фигуры двух евангелистов (инв. № ДС-195),
  • фигуры восьми ангелов с орудиями Страстей (инв. № ДС-1),
  • адоративные фигуры трёх ангелов (инв. № ДС-196),
  • скульптура «Христос в узах» (инв. № ДС-1).

Центральным произведением ансамбля Троицкой церкви было, несо­мненно, Распятие с предстоящими. Фигура Христа выполнена необык­новенно талантливым мастером, прекрасно обученным анатомии и всем тонкостям скульптурной моделировки. Формы массивного, «костистого» тела близки к академическим, но торс несколько удлинён, а конечности укорочены, что придаёт фигуре необыкновенную конкретность и индивидуальную выразительность. Характерен удлинённый, до крайности измож­дённый лик с глубоко запавшими глазами и приоткрытым ртом, тонким длинным носом и подчёркнутыми скулами. Борода и волосы вырезаны очень искусно, с большой тщательностью и, вместе с тем, очень дина­мично. Рельефы тела передаются условно. Так, грудная клетка моделиро­вана горизонтально расположенными «полосками» рёбер; живот втянут, мускулы обозначены прямыми длинными выступами. Необычен широкий набедренник, завязанный спереди и проработанный частыми параллель­ными складками. Главное, что поражает в измученном облике Христа, – выражение крайней скорби и безграничного страдальческого терпения…

Предстоящие изображены в рост, с поднятыми к Распятию головами. Фигуры массивные, цельные. Лики однотипны — для них характерны пухлые щёки, выступающий вперёд подбородок и круглые глаза, при­крытые веками. На губах — лёгкая улыбка. Такой характерно пашийский физиогномический тип встречается во всех скульптурах этого комплекса.

Технологические приёмы тоже повторяются. Внутри фигуры предстоя­щих — полые, одеяния имеют коробовую конструкцию и состоят из двух основных блоков: лицевой и оборотной частей. Изображения ликов и спин, от основания шеи до стоп,— накладные. Распятие с фигурами предстоящих укреплено на трёхступенчатом постаменте, расписанном «под мрамор». На лике, груди и ногах Христа изображены красные капли крови, на груди слева — порез. Такие детали более свойственны западноев­ропейским Распятиям.

«Господь Саваоф» — особенное изображение. И не только потому, что оно помещалось в алтаре пашийского храма. Данный иконографический тип изображает Саваофа не по пояс, а в полный рост, не парящим в облаках, а сидящим на престоле, который скрыт под полами гиматия. Над головой Саваофа — треугольный нимб, символизирующий Святую Троицу. Обла­чение Саваофа состоит из длинного хитона, облегающего колени, и пыш­ного гиматия с загнутыми вперёд полами. Динамично обработанные, все объёмы несколько сплющены и заовалены, что придаёт формам живость и «эластичность», спорящую с ломкостью дерева. Композиция Христос в темнице (Христос в узах) — поистине уни­кальный памятник пермской храмовой пластики.

Тема Страстей Господних получает наибольшее развитие в русском искусстве ХѴІІ-ХѴІІІ веков, вместе с усвоением многих сущностных черт западноевропейской культуры. Особенно ярко эти черты выражены в ста­туях, изображающих скорбящего и страдающего Христа, который показан во время своих земных мучений, совершающим крестный путь на Голгофу.

В декоре высокого русского иконостаса уже в XVII веке возникает отдельный ряд Страстей Христовых. Христос в темнице — «страстной» сюжет, может быть, самый популярный в русской скульптуре Нового времени, хотя, скорее всего, он пришёл к нам из Западной Европы. Есть и другие мнения — о греко-восточных корнях православных изображений скорбящего Христа.

Почти все русские скульптуры Христа в темнице датируются концом XVIII — началом XIX века и представляют собой вершину «нату­ралистической» линии русской церковной пластики, которая часто обо­значается термином «стихийный реализм» (у А. В. Рындиной — «библейский реализм»). Большинство скульптур Христа в темнице изготовлено в полный рост и в полном объёме. Это истинно круглая пластика с «круговым обходом» и «полнокровными» формами. Особенно тщательно и детально моделируются лик и руки Христа. Сам типаж берётся подчас из реального окружения. Лики Христа имеют этнические признаки насе­ляющих Прикамье народов: коми-пермяков, русских или вогулов, — мир зрителя смыкается с миром произведения.

Сколь бы ни разнились между собой трактовки сюжета и образа, все исследователи сходятся в том, что это самый высокий образец духовности и художественности в русской деревянной скульптуре. Скорбящий Спаси­тель — олицетворение глубокой человечности христианства. Образ стра­дающего в темнице Христа всколыхнул в сострадательной душе русского человека глубокие чувства, а резчики разных земель вложили в этот образ свои, местные интонации.

Все эти «круглые» ростовые статуи исполнены с высочайшей степенью достоверности, как в воссоздании внешнего облика Христа, так и в передаче его эмоционального состояния. Смысл образа — показать человече­ские, телесные муки явившегося на землю Богочеловека Иисуса Христа. Это требовало максимально достоверных, иллюзионистических средств воплощения. В европейской пластике натуралистические формы традици- онны. Русский резчик создаёт такие формы, «пробиваясь» сквозь толщу условностей, но не освобождаясь от них целиком. Скульптуры Христа в темнице, наделённые «избыточной информацией», почти натурали­стичные по своему облику, но всегда вписанные в жёсткий блок компози­ции, наиболее полно выражают в своей структуре и стремление к разрыву с древнерусской пластической системой, и невозможность окончательного отделения от неё.

Наверное, один из самых проникновенных образов страдающего Христа создан мастером, работавшим над скульптурным убранством Свято- Троицкого храма в пос. Пашия. В образе пашийского Христа в темнице преобладает истинно русская смиренность и отрешённость. Христос изображён в скорбной позе, со склонённой головой и окрещёнными руками. Скульптурные объёмы целостны и обобщены, отчего в образе Христа совершенно нет натуралистической экзальтации, характерной для запад­ноевропейских скульптур.

Скульптурная композиция из Пашии уникальна не только благодаря своим высоким художественным достоинствам, но и потому, что здесь сохранилась «темница», в которой и находилась фигура Христа. Популярность темы «темниц» была ни с чем не сравнимой и в русском, и в европейском искусстве XVIII века. Образ темницы ассоциировался с самыми мрачными силами мира, с переживанием рождения и смерти, со страхом и безумием. В изображениях темниц можно найти орудия пыток, решётки и даже пыточные столбы… Католическая скульптура изо­бражает все подробности земных мучений Христа. Православное толко­вание темницы имеет более символические акценты. Поэтому «темница» из Пашии — светлая, нарядная, «украсно украшенная» постройка, симво­лизирующая не крестные муки Христа, а праздник его чудесного Воскресе­ния.

Высокая прямоугольная «темница» с навершием украшена сквозной орнаментальной резьбой, фигурами ангелов с орудиями Страстей и вен­цами херувимов на треугольных фронтонах. В орнаментах преобладают мотивы виноградной лозы, цветочной розетки, акантовых листьев. Хол­щовое покрытие темницы имеет форму шатра с мягкими криволиней­ными очертаниями. Четыре «грани» шатра тонированы темперой светло- зелёного цвета, как и фоновые поверхности орнаментальной резьбы, створы темницы и переплёты рам для стекла. В целом пашийская «тем­ница» производит впечатление «райской» красоты и дивного совершен­ства. Темница из Пашии, обильно украшенная растительной орнаменти­кой, призвана создать образ Небесного Иерусалима, образ рая на земле. Не случайно эта композиция занимала важнейшее место в храмовом комплексе — она размещалась у северной стены Вознесенского придела. На северную стену падает свет из южных окон, поэтому наиболее значимые скульптуры ставились как раз у северной стены храма.

Так резчик из Пашии создаёт высокий и вместе с тем осязаемый образ Воскресения, небесного бытия и тысячелетнего царства Божия, что нака­нуне наступающего XIX столетия было особенно актуальным — в связи с усиливающимися эсхатологическими настроениями, напряжённым ожи­данием конца света и Страшного Суда.

По материалам: Ольга Власова, Лев Перескоков «Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы…» // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 7, страницы 364-368; http://almanax.russculture.ru/archives/3135



Комментарии и обсуждение


Паспорт объекта культурного наследия с архивными фотографиями 1977 года можно найти тут https://ru.wikivoyage.org/wiki/Файл:Passport_5900129003.pdf

28 мая 2022.