ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Монастырская. Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1886.
Адрес:
Вологодская область, Сямженский район, деревня Монастырская.

Координаты:60.125217, 41.652077




Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
вид с восточной стороны
LilianM
17 августа 2012
Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
интерьер со стороны алтаря
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
перед входом в алтарь на левой стене надпись о росписи
LilianM
27 августа 2012
Церковь Спаса Преображения бывшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни - Монастырская - Сямженский район - Вологодская область
живопись в куполе
LilianM
27 августа 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): LilianM,  15 декабря 2013

Преображенская церковь бывшей Леванидовой пустыни на реке Реже была выстроена и освящена на месте деревянной в 1761 году тщанием иеромонаха Сергия, прибывшего на это место из Николо-Угрешского монастыря, как раз перед упразднением пустыни. Это однонефный бесстолпный трёхчастный храм. План представляет собой крест, вписанный в восьмерик. Отличительная черта этой церкви от других в районе заключается в решении её плана - скруглённые углы, фасады в виде центральных ризалитов. Сам же фасад церкви симметричен: его уравновешивают с западной стороны притвор а в восточной – алтарь, которые так же симметрично украшены вазонами на крышах. В ризалите по три окна верхнего и нижнего света, в угловых частях по одному окну. Углы оформлены пилястрами.

Храм имеет купольное покрытие. Венчается пятиглавием, центральный световой барабан приподнят на куполе и прорезается восемью вытянутыми арочными окнами, над ними проходит аркатурный пояс. Боковые барабанчики глухие, на утолщенном основании, вместо окон так же оформленные глухими арочными нишами с аркатурным поясом сверху. Юго-восточный барабан утрачен.

Все удлинённые арочные окна оформлены в едином стиле, выступающим наличником, заканчивающимся бровкой. Окна верхнего света изнутри забраны досками. Во всех окнах сохранились деревянные рамы и решётки. Под оконными проёмами нижнего света располагаются прямоугольные филёнки. В алтаре на восточной стене имеются два окна, в северном и южном по одному - так же как и в притворе. Деревянная паперть завершается трёхскатной крышей с куполом и главкой на небольшом барабане, крыта железом.

Поднимаясь по деревянной лестнице паперти, через большую тяжёлую обитую железом дверь попадаем внутрь восьмерика храма. Высокий купол и бесстолпное пространство его впечатляет и придаёт интерьеру лёгкость и величие. Деревянный пол позволяет безопасно передвигаться по церкви. Каждая стена оформлена высокими арками, разделёнными в свою очередь вертикально на узкие арочные ниши, в которых располагаются оконные проёмы. Многочисленные арочные пролёты делают архитектуру храма стройной и облегчённой по массам. Железные кованые связи стягивают стены. В центре купола барабанное отверстие заложено досками. В восточной части заметны следы большого иконостаса, к сожалению, разобранного в советское время.

В 1904 году храм расписали. Об этом свидетельствует надпись в арочном проёме, ведущем в алтарь. На стенах же арочного проёма, ведущего в основную часть храма, по обе стороны сделаны подписи красками: «не курить!» и «не сорить!».

Пожалуй, это самая хорошо сохранившаяся церковь в Сямженском районе. Летом много людей приходит и приезжает в церковь, чтобы полюбоваться её красотой. Она поражает посетителей своей масштабностью и величием. Внешний вид за эти годы практически не изменился, только утрачен юго-восточный барабан с главкой. Одной из особенностей данного храма является его бесстолпное перекрытие, за счёт чего он кажется таким просторным.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 февраля 2018

В Сямженском районе группа энтузиастов пытается спасти от разрушения уникальный храм. Он расположен в деревне Монастырская Режского сельского поселения. «В сохранении храма Преображения Господня заинтересованы не только те жители Режи, которые сейчас живут там, но и люди, которые переехали в другие города или поселки, но по-прежнему считают Режу своей малой и любимой родиной», — говорит Ирина Кузнецова, входящая в инициативную группу по сохранению режских святынь.

Первые сведения о появлении намоленных мест в Режском поселении относятся еще к XVI веку. Например, в книге «Тотьма и её окрестности» Д.А. Григорова сказано: «…В 1560 году по указу архиепископа Ростовского и Ярославского Преподобный Феодосий Тотемский возобновил в Тотемском уезде, на речках Реже и Ваге, Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь и собрал в ней братию. С того до преставления преп. Феодосия, как видно из завещания его, Режская пустынь и состояла во владении Спасо-Суморина монастыря, но потом, неизвестно с какого года, перешла в управление Николо-Угрешского монастыря». Многовековая история пустыни складывалась не просто: ее то возрождали, то покидали. В начале первой половины XVIII века были построены два храма, сохранившихcя до наших дней. Иеромонах Московского учреждённого монастыря Сергий устроил каменную одноэтажную холодную церковь, которая в 1761 году была освящена в наименование Преображения Господня. По левую сторону устроена и освящена в 1800 году другая, Николаевская тёплая.

«Храм Преображения Господня — пятиглавый, и во времена борьбы с религией одну из глав решили взорвать на кирпич. Не сразу это получилось, настолько на совесть все было построено, но все же маковку уронили, а вот кирпичом воспользоваться, кстати, так и не смогли: невозможно было разбить кладку», — рассказывает Марина Вечеринина, представитель инициативной группы.

О том, как в свое время строилась церковь Преображения Господня, поведали старожилы. Их слова передает Ирина Кузнецова: «Строили церковь всем миром. Кирпичи строители делали тут же, в деревне Монастырской. На Берёзовке копали глину. Глину месили только в новых хромовых сапогах, а для кирпичей требовался только свежий удой молока». Расписали храм в начале XIX века, краски готовились на куриных яйцах, которые с личных подворий приносили крестьяне. Фрески сохранились до наших дней, но поскольку одна из глав была взорвана, а окна и двери тоже нуждаются в восстановлении, в церковь проникает сырость, ветер, морозы. Это вредит и самому зданию, и уникальным росписям. Причем в советские времена их уже пытались уничтожить. Храм использовался под различные хозяйственные нужды, и лики белили, замазывали, но они все равно проступали сквозь слой побелки.

Как считают инициаторы реставрации, самое первое, что нужно сделать для храма Преображения Господня, — это починить кровлю, восстановить окна и двери. С этой целью уже начат сбор средств, однако Режское поселение невелико (около 300-400 человек), причем в основном это пенсионеры и крестьяне, то есть люди с маленьким доходом. Они жертвуют, сколько могут, но большие суммы им не осилить. «К сожалению, мы не можем оказать финансовую помощь, — комментирует Валентина Белоглазова, заместитель главы Сямженского района. — Наш район бедный, сельский. Мы пытаемся сделать все, что в наших силах, но ограничены в материальных возможностях». Однако от местных властей инициативная группа ждет не столько финансовой поддержки, сколько помощи с оформлением документации на храм. Как имущество само здание принадлежит администрации Сямженского района. Но на церковь нет многих официальных бумаг. «Нет свидетельства о регистрации права собственности, кадастрового паспорта, документов о межевании. Нам хотелось бы, чтобы администрация района на собственные средства оформила эту документацию. Поскольку она является собственником, то это ее и права, и обязанности. У нас же таких прав нет. К тому же мы не можем тратить на эти цели то, что уже собрано нами для ремонта храма. Но далее мы готовы взяться за дело сами», — поясняет Марина Вечеринина.

Помимо ремонтных работ, инициативная группа хочет, чтобы уникальную церковь внесли в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Для этого нужно решение экспертной комиссии, и опять же нужны уже перечисленные документы. Инициаторы восстановления храма получили благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского владыки Максимилиана. Да и Губернатор Олег Кувшинников настоятельно рекомендовал всем органам власти способствовать сохранению удивительно прекрасной церкви. А пока даже в разрушающемся храме ведутся службы. Священник Михаил Никифоров видит будущее этой святыни как составной части сямженского прихода. «Отдельный приход здесь устроить вряд ли получится, так как население невелико, но храм уникален, конечно, и нужно всеми силами попытаться его сохранить», — считает отец Михаил. Инициаторы восстановления храма обратились в комиссию по церковному искусству, строительству и реставрации Вологодской епархии. Они попросили экспертов дать объективную оценку. «Это благое дело, и комиссия выедет на место, как только будет возможность», — пояснил пресс-секретарь епархии Андрей Сальников.

А пока все желающие могут сделать пожертвования на восстановление храма и присоединиться к инициативной группе «Режа» в социальной сети «ВКонтакте». Без помощи со стороны небогатым сельчанам сложно справиться с такой большой финансовой задачей.

http://newsvo.ru/press/76813

Комментарии и обсуждение


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.