Средняя Отла. Жители Средней Отлы особенно почитают праздник Ведения во Храм Пресвятой Богородицы, Ильин день и память Стефана Пермского, считая эти дни деревенскими престольными праздниками.
Некоторые бабушки верят, что начало их часовне и селению положил сам свт. Стефан, когда крестил жителей Выми. Но документальных подтверждений этого факта нет – как нет и исторических сведений о времени образовании поселения.
Впервые погост Отла был упомянут в писцовой книге Яренского уезда за 1608 год. Само слово «погост» означало большое поселение со своей церковью. Но храм в этом документе не упоминается.
Основным источником, проливающим свет на историю Введенской часовни, являются стены самого здания, сохранившие в разных частях скупые записи. Одна из надписей, на северной стене, хранит самую раннюю дату: «Сия часовня восприняла сове существование в 1871 г.». вероятно, это записал либо церковный староста, либо священник, хорошо знавший историю совей часовни.
В современном виде часовня построена в 1838 году. Об этом сообщает другая надпись, вырезанная над косяком дверного проема: «1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.». Судя по фамилии, известной в Отле со второй половины XVII века, рубилась часовня артелью местных плотников. Лапины – самая распространенная фамилия в деревне. До сих пор потомки мастера славятся своей мастеротовитостью и трудолюбием.
Последняя надпись сообщает о времени последнего ремонта часовни: «Мастре Туркин.1903 год». Тогда стены часовни снаружи и изнутри были покрыты тесом и покрашены, из-за чего она стала напоминать белокаменную постройку. По воспоминаниям покойной 94-летней «хранительницы» часовни Анны Дмитриевны Лапиной, в ремонте часовни принимал участие и ее отец, отличавшийся недюжинной физической силой. На спор с односельчанами он перенес от пристани до часовни огромную связку листового железа, предназначенного для ремонта кровли. Этим железом кровля была покрыта вплоть до недавнего времени.
Восстанавливая часовню, купол реставраторы решили покрыть – в соответствии с древней традицией – лемехами. Теперь это единственное подобное храмовое покрытие в Коми республике. Пожалуй, наибольшую ценность часовни представляет древний иконостас тонкой работы мастера-краснодеревшика Фалалея Жакова.
После того, как в 1932 году часовня была закрыта и передана властями под зернохранилище, приезжие активисты посрывали все иконы, свалили их в кучу на пол и, распорядившись, все иконы сжечь и снять крест с купола, сами уехали. Однако жители деревни наказ властей не выполнили, а иконы попрятали по домам до лучших времен. В середине семидесятых годов, когда часовня пустовала и без надзора портилась, местные старушки своими силами отремонтировали ее, принесли из домов запретные иконы, восстановили иконостас и стали как в прежние времена собираться тайно на богомолья. Службы продолжались около двух лет, пока
об этом не узнали районные власти. Под предлогом незарегистрированности общины и неуплаты налогов в 1977 году проводить старушкам богослужения в часовне было запрещено. А иконы забрали приехавшие сотрудники Сыктывкарского музея. Благодаря этому их, отреставрированные и хранящиеся в Национальной галерее, во время празднования 600-летия Стефана Пермского могли увидеть все желающие.
Суворов Е. Что рассказали стены / Е. Суворов // Вера. – 1998. - № 303
cbs-sykt.ru