история и современность
В настоящее время Николаевская (Ильинская) церковь в Линово является старейшим из каменных сельских храмов Путивльского района. Несмотря на переделки и утраты, исказившие ее первоначальный облик, церковь чудом сохранилась до наших дней.
Что касается ранней истории этого храма, то кроме отрывочных сведений в нашем распоряжении практически нет никаких документальных данных по этому вопросу. Вместе с этим, в недавнее время нам стала доступна группа документов, которые раскрывают факты новейшей истории церкви в 1940-х – начале 1960-х гг. В указанный период времени благочинным Путивльского района был архимандрит Димитрий (Совенко). Канцелярию благочиния о. Димитрий вел очень аккуратно. В 1954 году он был удостоен архипастырской благодарности и благословения за прекрасно составленный годовой отчет за 1953 год.
Значительная часть архива архимандрита Димитрия в настоящее время является собственностью автора этих строк. В контексте данной темы наибольший интерес представляет группа документов, объединенных в двух подшивках, одна из которых озаглавлена «Переписка о Николаевской церкви с. Линово с 1954 г.» и состоит из 10 листов. Вторая подшивка заглавия не имеет, состоит из 7 листов.
Кроме этого, в нашем распоряжении имеется папка, озаглавленная как «Православная Николаевская религиозная община села Линово», в которой подшито 83 листа документов. Из их содержания видно, что папка хранилась в органах светской власти. Сопоставив эти две группы бумаг, можно получить относительно полные и объективные сведения по интересующему нас предмету.
Село Линово является одним из древнейших населенных пунктов Путивльского района. Когда именно оно возникло – точно неизвестно. «В начале XV в. село Линово было даровано великим Московским князем Василием Дмитриевичем Молченскому монастырю» [6, 119]. Из жалованной грамоты на монастырские земли, датированной 1591 годом, видно, что «селище Линевское» принадлежало к пустынному Молченскому монастырю [9, 46] – Софрониевой пустыни. В этой связи исследователь Сенаторский Н.П. отмечал, что термин «селище» указывает на давнее существование села. Селища Линовское и Климовское «вероятно … были остатками сел домонгольского периода» [11, 51].
Первое упоминание о церкви в с. Линово мы встречаем в выписи 1615 года на владения Молченского монастыря, где написано: «…да под лесом под Линевым сельцо Линев, а в нем храм во имя св. пророка Ильи, да двор попа Сергея, двор церковнаго дьячка Богдашки десятаго, двор просфорницы Варвары, двор пономаря Левки Боклына, да бобылей – питаются от церкви Божии» [5, 25]. Упомянутый Ильинский храм был деревянным. Скорее всего, это была не первая церковь села Линово, а очередной храм, сменивший более древний, обветшавший.
Село Линово было тесно связано с древней Молченской пустынью. В древнейших документах отмечено, что лес, в котором находилась сама Софрониева пустынь, назывался «Линевским». Кроме этого, близ села находится так называемая «Кобозева криница», с которой связано явление еще одной Молченской иконы, последовавшее 24 апреля 1635 года [13, 546].
Когда древняя Молченская пустынь возродилась и окрепла, монастырь построил «на горе для линовских жителей … каменную церковь» [12, 123]. Сергей Ларионов в своем «Описании Курского Наместничества», указывает, что на момент составления его труда (1786 год) в Путивльском уезде было 29 деревянных и 3 каменных храма [8, 126]. В числе трех каменных церквей был и линовский храм.
О времени построения каменного здания церкви имеется несколько мнений. Архимандрит Сосфен (Резников) указывал, что каменный линовский храм был освящен в 1744 году [12, 123]. В Причтовой ведомости Курской епархии за 1908 год стоит дата 1750 г. [10, 158]. В.В.Вечерский утверждает, что церковь воздвигли в конце ХVIII в. [7, 503].
Первоначально храм представлял собой трехчастное сооружение, средняя часть которого увенчивалась восьмигранным световым барабаном с куполом. С востока к основному объему примыкала граненая апсида, а с запада – бабинец-притвор. В свою очередь, к притвору была пристроена колокольня. В таком виде храм просуществовал до рубежа ХIХ-ХХ вв., когда с целью увеличения внутреннего пространства с юга и севера возвели продолговатые приделы.
Несмотря на то, что храм был освящен в честь Пророка Илии, в народе очень почиталась память Святителя Николая. Из воспоминаний Евдокии Лазаревны Фирсовой (1901 г.р.): «Наша церковь называлась Ильинская, а праздновали добро Николу Зимнего. Ох у нас звон был хороший. Один жил такой, какойся Рахман, а все яго чудаком звали. А ён сам дак звонил тута. 300 раз ударит. Да потрезвонит крепко, хоть танцуй. А тогда побягит за полчаса в монастырь. И там звонит, да трезвонит. Авдей его звали, ён хороший был человек» [13].
Настоятелем храма с 1908 по 1912 г. был священник Леонид Алипиевич Духовской [14], который 30 декабря 1937 г. был расстрелян в г.Валуйки (ныне Белгородской обл.). Летом 2009 г. материалы о нем были поданы на рассмотрение в комиссию по канонизации святых РПЦ.
В 1920-х гг. настоятелем храма был Иоанн Тимофеевич Гуторов. 20 мая 1930 г., особым совещанием ГПУ УССР по статье 54-10 УК УССР о. Иоанн был арестован, а 20 сентября того же 1930 г. заключен на 3 года в концлагерь.
Церковь была закрыта годом ранее, «в 1929 году, по решению собраний и подписанию протоколов гражданами села Линово. … Впоследствии церковь силами трех колхозов данного села была … перестроена под клуб. Колхозы села Линово «имени Парижской Коммуны», «15-я годовщина Октября» и «4-й завершающий» на постройку клуба в равных долях произвели затраты денежных средств по 20 тыс. руб. каждый, а всего 60 тыс. руб.» [1, л.47]. Под «постройкой клуба» необходимо понимать работы по приданию храму «некультового» вида: был разобран купол и световой барабан, уничтожена колокольня, сняты малые купола. «До 1941 года в данном домостроении размещались – клуб на 400 мест, сельская библиотека и четыре классных комнаты школы» [1, л.48].
С началом оккупации верующие стали вновь открыто совершать требы, для чего приглашались священники из города. Вскоре встал вопрос о возобновлении богослужений в сельском храме. На колокольне Путивльского Преображенского собора до сих пор хранится дубовый подпрестольный крест, окрашенный зеленой краской. На его обеих сторонах имеются надписи желтой и белой красками. Желтая надпись датируется 1942 г., белая – 1958. Ранняя надпись имеет следующее содержание:
+
Обновися жертвенник в храме в честь
Святителя Христова Николая. При селе
Линово Путивльского района. По благословению
Преосвященнейшаго Пантелеимона епископа
Киевскаго и Львовскаго 30го декабря 1942 г.
Старанием церковной общины линовской
церквы при церковном старосте
Василия Александровича Никольскаго
и строителей церквы: Саввы Адриановича Савостина и худож[ника]
Павла Алексеевича Толстошеева
При старшине села
Ксенофонта Сергеевича Скрягина.
Освящение храма производили: протоиерей г. Путивля
Андрей Никитин
и иеромонах Анастасий*
18/31го января 1943 года
На обратной стороне креста:
Обновление храма и престола
в честь св. Христова Николая
старанием церковной
общины строителей и заботой
иеромонаха Анастасия
который был послан за
благословением на
освящение до епископа в город Киев.
Насколько позволяют заключить доступные в настоящее время документы, первым настоятелем возрожденного храма стал иеромонах Македоний (Шечков)**.
Сохранилась опись имущества храма, датируемая мартом 1946 г., благодаря которой можно судить о бедности ризницы новооткрытой церкви: чаша – стеклянная, дискос – медный, риз всего две – белая полотняная и черная сатиновая, богослужебных книг – семь экземпляров, всего в описи 47 наименований…
После окончания периода оккупации община продолжала занимать храмовое помещение. Такое положение вещей было официально закреплено составлением «Договора о передаче в пользование прихода Православной Церкви церковного здания и культового имущества» от 14 ноября 1944 г.
Буквально через месяц правление колхоза стало добиваться возвращения «здания клуба». Церковный староста (его имя, к сожалению, не указывается) и церковный совет стали ходатайствовать об оставлении церкви в здании клуба. Однако исполком Сумского облсовета депутатов трудящихся своим решением от 18 декабря 1944 г. отклонил ходатайство старосты и членов церковного совета, аргументируя отказ тем, что «другого помещения для проведения культурно-массовой работы в селе нет». Данное решение было направлено в Москву для согласования. «Сверху» последовал такой ответ: «Совет по делам РПЦ при СНК СССР не считает возможным дать согласие на решение Облисполкома … об изъятии бывшего церковного здания у религиозной общины с. Линово без предоставления общине другого помещения».
Поскольку в пределах населенного пункта действительно не было подходящего здания для оборудования в нем храма, верующие еще могли некоторое время собираться на молитву в родных стенах. Кроме того, в 1947 г. общине было передано здание церковной сторожки.
В 1953 г. благочинный Путивльского района, архимандрит Димитрий (Совенко) проводил осмотр храмов вверенного ему округа. О церкви с. Линово о. Димитрий оставил следующую запись:
«11 августа 1953 г.
С. Линово. Николаевская церковь. Основана в 1750 г. Без купола, была под школой.
1. Регистрация, договор и справка имеются.
2. Церковь находится в исправном состоянии, нуждается лишь в незначительных поправках.
3. Богослужебная утварь в исправности и достаточном количестве. Церковная опись имеется, недостатка имущества нет.
4. Двадцатка в полном составе.
5. Недостает по одному члену в Церковном Совете и Ревизионной комиссии за смертию таковых.
Злоупотреблений со стороны настоятеля, старосты и Церковного Совета нет.
Приходо-расходная книга ведется настоятелем, в исправности.
Церковные суммы налицо, в соответствии с записями. Облигаций на 6,400 руб.
Тарелочный сбор ведется по правилу.
Заборная свечная книжка в порядке.
За 1ое полугодие свечей с Епархиального управления приобретено … кг. Со стороны не поступают. Ревкомиссия работает по своим знаниям, неудовлетворительно. Для ревизии был приглашен бухгалтер со стороны. Взносы представляются аккуратно. Поведение священника хорошее. Отношения с Церковным Советом, прихожанами и местной властью не оставляют желать лучшего» [4, л.5].
Храм и община продолжали жить обычной приходской жизнью. Совершались богослужения, требы. Отца Македония сменил игумен Христофор Поляков.
Однако через некоторое время местные власти снова стали заявлять свои права на храм. О том, что здание строилось и два века использовалось как церковь, никто не вспоминал, все твердили о необходимости освобождения клуба.
5 мая 1953 г. в Исполком Путивльского районного совета депутатов и трудящихся последовало обращение, подписанное председателя колхоза «Парижская Коммуна» Иноземцевым, председателем исполкома Линовского сельсовета Житковым, секретарем парторганизации Губаревым, директором школы Удовиченко. Поименованные лица требовали содействия в деле изъятия храма из пользования общиной. В обращении указывались следующие обстоятельства: «на территории села имеется школа с общей численностью учащихся 425 человек, которая располагает только небольшими 2мя зданиями, что резко отражается на воспитании и успеваемости учащихся. Занимаемый в настоящее время церковной общиной клуб под церковь, расположен между двумя зданиями школы на расстоянии 30-50 метров, что коренным образом мешает проведению нормальных занятий в школе во время проведения богослужения в церкви. … Кинофикацией село не обслуживается, поскольку помещение занято под церковь. Вокруг с. Линово на расстоянии от 2х до 6 километров располагается большое количество хуторов и сел, поэтому вся религиозная пропаганда проводится в отсталом с. Линово, т. к. клуб занят под церковь. Своими влиятельными поведениями среди населения церковная община способствует не укреплению, а разложению трудовой дисциплины на производстве, особенно это сказывается среди колхозников и учащихся. … На основании вышеизложенного правление колхоза «Парижская Коммуна», исполком Линовского сельского совета депутатов трудящихся, колхозники и общественность села просят исполком Путивльского райсовета возбудить ходатайство о возвращении колхозного клуба по принадлежности» [1, 36]. Механизм был запущен. Бумажная волокита длилась около года.
В рапорте от 9 июля 1954 г на имя Евстратия, епископа Сумского и Ахтырского, благочинный церквей Путивльского района, о. Димитрий (Совенко) писал: «…Николаевская церковь с. Линово на основании Постановления Совета по делам РПЦ при Совете Министров от 12 мая с.г. за № 9 закрыта как клубное здание и что культовое имущество временно перенесено в квартиру церковного сторожа Скрягина И.В.» [1, 56]. Ввиду сеноуборочных работ общине было разрешено совершить еще несколько богослужений в храме, в частности в день Святой Троицы.
Закрытие храма вызвало бурю негодования среди жителей с. Линово. Кое-кто попытался обвинить настоятеля и благочинного в том, что они по своей воле закрывают храм. Когда дошло дело до приема-передачи здания, то члены церковного совета отказались ставить свои подписи. Правление колхоза выделяло для общины старое здание, в котором ранее размещалась сельская библиотека, однако верующие не отказались от него, желая продолжать богослужения в храме. В результате и предлагавшееся здание община не получила. Богослужения были прерваны вплоть до 15 марта 1955г., когда в аренду была взята хата Н.А.Савостина. Сохранился акт осмотра этого помещения помощником санврача Путивльской санстации Котломиным К.Н. В документе значится: «Богомоленный дом представляет из себя обыкновенную крестьянскую хату. Здание деревянное, соломой крытое. Наружная сторона оштукатурена, внутренняя не оштукатурена, и даже местами в стенах имеются сквозные щели. Потолок и частично стены обиты обоями и бумагой. … Пол земляной. … Двор огражден плетнем» [1, 42]. Поскольку здание не отвечало нормам пожарной безопасности, по указанию сельсовета на Благовещение и Вербное Воскресенье 1955 г. службы не совершались.
Излишне говорить, что описанное выше помещение совсем не годилось для совершения богослужений, и тем более не соответствовало статусу дома Божьего. Поэтому жители с. Линово решили пойти по пути своих соседей – жителей с. Новая Слобода, которые еще в 1952 г. на сельском кладбище построили себе молитвенный дом. Для этой цели община купила на слом в деревне Калищи (которая, кстати, издревле входила в приход с. Линово) у Новикова Свирида Васильевича следующие постройки: деревянная хата под соломой, кирпичный погреб, плетневый сарай, ворота и вереи. За все вышеперечисленное было уплачено 7500 рублей. В том же 1955 году на сельском кладбище началось строительство молитвенного дома.
Строительство велось тяжело, около трех лет. Судя по всему, местные власти всячески препятствовали проведению работ. В результате уполномоченный совета по делам РПЦ по Сумской области Гриненко С. 2 сентября 1957 г. обратился к председателю Путивльского исполкома Мищено К.А. с указанием: «С целью прекращения подачи жалоб церковного совета и верующих села Линово вышестоящим органам власти на то, что у них отобрали церковь, а также на то, что им не дают возможности закончить строительство молитвенного дома, считаю целесообразным разрешить им строительство м/д, включая помещение для алтаря, размером 4,5 х 4 метра с восточной и коридора размером 3 х 2,5 метра с западной стороны. Прошу дать указание сельсовету, чтобы на месте не чинили препятствий».
Свидетельства о дате освящения молитвенного дома сохранились на том же деревянном подпрестольном кресте, который был перенесен на новое место. Надпись белой краской свидетельствует:
«Сей молитвенный дом старанием церк[овной] общины во главе церк[овного] старосты Кошелева Романа Устиновича и другие строители: Скиданов Сергей Григорьевич, Селин Яков Никитич, Савостин Дмитрий Захарович, Толстошеев Павел Алексеевич. Построен с 1955 по 1958 г[од]».
На обороте «Освятили сей м/д 23го ноября 1958 г. благочинный свящ. Георгий Козаченко настоятель св. Николаевского м/д с. Линово свящ. Пундер Феогност».
Несмотря на то, что молитвенный дом был построен силами прихожан, он считался государственной собственностью, община получила его «в бессрочное и бесплатное пользование». Вскоре после освящения настоятелем стал о.Михаил Прахников. Как можно заключить из имеющихся в наличии документов, о. Михаил был последним священником этого храма. 12 мая 1962 г. община была снята с регистрации, а здание молитвенного дома со временем уничтожено.
Сельский клуб находился в храмовом помещении вплоть до начала 1990 гг. Зимой 1991 г. верующие заявили свои права на здание церкви, которое было им возвращено летом того же года. Освящение храма состоялось в конце 1995 г. В настоящее время настоятелем храма является архимандрит Тихон (Самков).
Итак, с Божьей помощью, в наши дни древний храм в с. Линово выполняет свою изначальную функцию – является Домом Господним. Невзирая на нанесенные ему в ХХ веке раны, он все же выжил и не до конца утратил свою величавость. Как и два с половиной века назад Николаевская церковь украшает «горюнскую столицу», село Линово. Будем верить и надеяться, что придет тот день, когда ей будет возвращен первоначальный вид, и что еще не одно столетие в ней будут возноситься молитвы «о всех и за вся».
БИБЛИОГРАФИЯ
Личный архив автора
1. Православная Николаевская религиозная община села Линово.2. Подшивка № 1. Переписка о Николаевск. ц-ви с. Линово с 1954 г.
3. Подшивка № 2. Без названия.
4. Рапорт благочинного Путивльского и Бурынского районов архимандрита Димитрия Совенко на имя епископа Сумского и Ахтырского Евстратия от 26 июня 1953 г. по поводу осмотра храмов вверенного ему благочиния.
Публикации, статьи, монографии
5. Анатолий (Ключаров), архим. Материалы для истории Курской епархии. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. // Курские Епархиальные Ведомости. Приложение за 1886 г.
6. Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М., 1887.
7. Вечерський В.В. Пам