ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новая Слобода. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождество-Богородицкая церковь


Новая Слобода. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1896 и 1911.
Адрес:
Украина, Сумская обл., Конотопский р-н, с. Новая Слобода

Координаты: 51.37489, 34.13293



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
30 августа 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Nikolay Suglobov
3 мая 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
30 августа 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид храма с юго-запада<br>, Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид храма с юго-запада
Чурочкин Александр, прот.
16 октября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с колокольни<br>, Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с колокольни
Чурочкин Александр, прот.
14 декабря 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Иконостас<br>, Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас
Чурочкин Александр, прот.
30 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1914 г., местонахождение оригинала фото неизвестно, копии есть в каждой хате<br>, Новая Слобода, Конотопский район, Украина, Сумская область
1914 г., местонахождение оригинала фото неизвестно, копии есть в каждой хате
Чурочкин Александр, прот.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковная история села Новая Слобода Когда в Новой Слободе появилась первая церковь – на данный момент неизвестно. Самое первое упоминание о храме в этом селении находится в Путивльской «переписной книге» за 1627 год, где значится: «село Новая Слобода, что было селище Климовское, на реке Калищи да на Волосовице. Церковь Архистратига Михаила с церковными принадлежностями, попов двор». В записях, датируемых уже 1685 годом, читаем: «село Новая Слобода на реке Калищи да на Волосовице. Церковь Архистратига Михаила, кладбище, двор попа, двор монастырский для приезжающих, да скотной двор». На протяжении следующего столетия каких-либо упоминаний об этом храме в нашем распоряжении не имеется.
Изучая биографию М.Ф.Берлинского, автора этих строк волновал вопрос: почему отец исследователя, священник Феодор Берлинский, жил в Калищах, а его приходской храм находился сравнительно неблизко, в Новой Слободе?
Возможно, разрешить это недоумение нам поможет «Карта Курского Наместничества» конца XVIII в., составленная А.Вилдбрехтом. На этой карте мы не найдем села Новая Слобода, зато нанесено село «Калища» с характерным знаком (кружочек с крестиком), указывающим на существование в нем церкви. Логичным думаем предположить здесь следующее: вероятно, в промежуток времени с 1685 по 1786 гг. по каким-то причинам храм в Новой Слободе был временно упразднен либо «стоял без пения», поэтому отец Берлинского жил и служил в Калищах. По всей видимости Калищанский храм функционировал недолго, поскольку упоминаний о нем, кроме карты Вилдбрехта, не сохранилось. В XIХ – начале ХХ в. деревня Калищи относилась к приходу соседнего с. Линово, но не Новой Слободы. Судя по тому, что и поныне новослободцы отмечают свой престольный праздник в Михайлов день, а калищане – на Рождество Богородицы (по-местному – «на Госпожку»), храм в Калищах был в честь последнего праздника. Данное обстоятельство может служить косвенным указанием на связь этого населенного пункта с находящейся в непосредственной близости от него Молченской Софрониевой пустынью. В 1786 г. в Новой Слободе была построена деревянная церковь, просуществовавшая до начала ХХ в. В частном собрании хранится октябрьская Минея конца XVIII в., на страницах которой есть надпись: «сия [книга ме]сяц август Севской епархии Путивлской округи економической отчины села Новой Слободы церкви Святаго Архистратига Михайла куплена с прочими 12 в царствующем великом граде Москве». К исходу XIX в. «старый деревянный храм пришел уже в такое состояние, что угрожал опасностью для молящихся, хотя верхний ярус с куполом, по распоряжению епархиального начальства, для безопасности был снят». [5, 481]
Новая величественная трехпрестольная каменная церковь, сохранившаяся до наших дней, строилась 15 лет и обошлась прихожанам в 60 тысяч рублей [5, 481-482]. Центральный престол освятил в честь Рождества Богородицы 6 ноября 1911 г. преосвященный Никодим (Кононов, священномученик, память 28 декабря/10 января), епископ Рыльский. Освящение южного, Михайловского придела, состоялось 7 ноября того же года. Северный придел в честь трех святителей: Николая Мирликийского, Феодосия Черниговского и Иоасафа Белгородского был освящен позже. 18 октября 1854 г. в семье местного священника (о. Феодора Ивановича Попова) родился сын, Михаил Федорович Попов (1854-1919) – «организатор и ученый, основатель и первый заведующий кафедрой судебной медицины Императорского Томского университета, заслуженный профессор, действительный статский советник». [4, 80]
К северу от села, на дне глубокого оврага, издревле называемого «Медвежьи головы» до сих пор имеется чтимый колодец. Народное предание утверждает, что однажды (предположительно в XVII-XVIII в.), в местности, где расположено село, была сильная засуха. Страждущий народ усердно молился, но долгожданного дождя все не было. Одному благочестивому жителю Новой Слободы было видение, в котором ангел указал ему место, повелевая идти туда и выкопать там яму. Человек исполнил сказанное ангелом. В земле он обрел деревянный крест, причем, как только святыня была извлечена из земли, на том месте забил ключ. Практически сразу пошел сильный дождь, и слобожане были спасены от засухи. В благодарность за такое явное чудо, на месте обретения креста руками местных жителей была устроена надкладезная часовня, куда каждый год на Богоявление и Изнесение Древ Креста Господня совершался крестный ход. В народе, а равно и в печатных трудах этот колодец называется чудотворным или «Крестовым».
Церковь была закрыта безбожной властью в 1932 году, тогда же были разобраны купол и колокольня. С началом немецко-фашисткой оккупации богослужения в храме возобновились, однако ненадолго. В конце 1940-начале 1950-х церковь снова отобрали у верующих. В храме сделали многочисленные перегородки и перекрытия, после чего в нем разместился клуб, библиотека, склад, контора, сельсовет, радиоточка и т.д. После закрытия храма богослужения стали совершаться в ветхой крестьянской хате, где жил иеродиакон Софрониевой пустыни о.Даниил (Титаренко). В рапорте архимандрита Димитрия (Совенко) на имя преосвященного Илариона, епископа Сумского и Ахтырского, говоря о состоянии храмов благочиния в 1951 г., отмечается: «Что же касается воскресных дней, то посещаемость храмов снижается во всех приходах без исключения, чему содействует базар. Исключительным приходом в отношении посещаемости являются верующие Н.Слободы, которые усердно посещают церковь-хату, также как и храм [до того], только с той разницей, что по не вместительности хаты они выстаивают продолжительные службы во дворе». [1]
Такое обстоятельство побудило жителей села просить светскую власть о выделении им участка для строительства более-менее вместительного молитвенного дома. Участок был отведен на сельском кладбище, в местности, именуемой «Церковье», где раньше стоял древний деревянный храм. Для сооружения молитвенного дома прихожане купили на слом две хаты в селе Вороновка, однако местная власть стала чинить препятствия по перевозу бревен. Новослободцы вышли из положения таким образом: они решили перевезти материал вручную, на санках, что и было сделано в течение ночи.
Молитвенный дом построили и освятили в 1952 году. [3] В 1953 году, настоятель Спасо-Преображенского собора и благочинный Путивльского и Бурынского районов архимандрит Димитрий (Совенко) проводил смотр храмов вверенного ему благочиния. В частности, он писал: «Село Новая Слобода. Молитвенный дом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Регистрация и договор имеются. Молитвенное здание мерой 14 х 7 метров построено в 1952 году на отведенном участке сельского кладбища, вместительностью до 400 человек. Внутри и снаружи оштукатурено, побелено и имеет вполне приличный вид. Святой антиминс находится в порядке. Церковная утварь, как чаша с принадлежностями, так и крестильная с приборами находятся в исправности. Священническими облачениями молитвенный дом обеспечен». [2, л. 5/об. – 6]
По состоянию на первое января 1954 г. в приход Новослободского храма входили следующие населенные пункты: с. Калищи (800 чел.), д. Бывалино (250 чел.), д. Сельбовица (200 чел.), д. Бруски (250 чел.), д. Бунякино (300 чел.), д. Алеева (200 чел.). В самой Новой Слободе в тот момент насчитывалось около 3 тыс. жителей.
Богослужения в молитвенном доме совершались до начала 1990-х годов, когда был возрожден каменный храм. За это время на данном приходе трудилось много священников, в числе которых были и насельники упраздненных обителей: игумены Серафим (Кондратенко) и Зосима (Примаков). У стен молитвенного дома похоронены о. Иоанн Родионов, иеродиакон Даниил (Титаренко), монах Иакинф (Резник) и другие священнослужители.
18 октября 1992 г. преосвященнейший Никанор, епископ Сумской и Охтырский, освятил каменный храм, в котором с тех пор и доныне совершаются богослужения. Местный уроженец – митрополит Леонтий (Гудимов), незадолго до своей смерти подарил храму большое паникадило, чеканное облачение на престол и несколько комплектов священнических облачений. В 2000-2002 годах трудами местного уроженца М.И.Мураева на храме были восстановлены (в прежних формах) колокольня и купол. У алтаря Михайловского придела погребены монашествующие Софрониевой пустыни: иеромонах Флавиан, монах Стахий и послушник Андрей. Четырнадцать лет (с 24 сентября 1995 по 3 ноября 2009 г.) настоятелем храма был прот. Анатолий Родин, при котором были закончены все восстановительные работы. 18 ноября 2009 г. его преемником (согласно указа Высокопреосвященнейшего Луки, Архиепископа Конотопского и Глуховского) стал автор этих строк. До сих пор жители Новой Слободы сохраняют глубокую религиозность, с усердием продолжают посещать свой любимый храм и прибегать к спасительным таинствам Святой Православной Церкви. В селе установлена и свято соблюдается традиция чтения «неусыпаемой Псалтыри».

Библиография

Личный архив автора

1. Отчет благочинного Путивльского и Бурынского районов архимандрита Димитрия Совенко на имя епископа Сумского и Охтырского Иллариона о посещаемости прихожанами храмов вверенного ему благочиния от 15 января 1952 г.
2. Рапорт благочинного Путивльского и Бурынского районов архимандрита Димитрия Совенко на имя епископа Сумского и Ахтырского Евстратия от 26 июня 1953 г. по поводу осмотра храмов вверенного ему благочиния.
3. Сводные сведения о храмах Путивльского благочиния за 1952 г. Составлен архимандритом Дмитрием Совенко.

Печатные издания

4. Алябьев Ф.В., Шамарин Ю.А., Мельчиков А.С. Михаил Федорович Попов (1854-1919) – основатель кафедры судебной медицины в г. Томске (к 150-летию со дня рождения). Бюллетень сибирской медицины, № 4. – Томск, 2004.
5. Петров А., прот. Освящение храма в селе Новой Слободе, Путивльского уезда, выстроенного в память Священного коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича Государыни Императрицы Александры Феодоровны. // КЕВ, 1911. № 48.


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.