ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Берёзовец. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Берёзовец. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Успения Пресвятой Богородицы, Флора и Лавра
Год постройки:приблизительно 1780 - 1800. Трапезная расширена в кон. 19 в.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, Галичский район, с. Берёзовец (Николо-Берёзовец)

Координаты: 58.634113, 42.277411
Проезд:только со стороны Галича, от Солигалича через Корцово проезда нет
Вопрос модератора:уточнить датировку.



Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 октября 2010
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня, Храмовый комплекс села Николо-Березовец 1900—1917,Автор:Орлов С.А.Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/212059<br>, Берёзовец, Галичский район, Костромская область
Храмовый комплекс села Николо-Березовец 1900—1917,Автор:Орлов С.А.Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/212059
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
5 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


zoi4ik
 
zoi4ik  8 августа 2014

Село Березовец раньше называлось Николо-Березовец, по имени построенной здесь Никольской церкви. В 1629 г. здесь был погост «Николая Чудотворца на реке Ноле в Березовском десятке». Десятком в старину называли небольшие поселения. В селе было две церкви: зимняя Никольская, каменная, и деревянная — тоже Никольская, но летняя, сгоревшая в 1956 г. от молнии. В каменной церкви царские ворота были украшены замечательной резьбой, изображавшей сцену Тайной вечери. В этой же церкви хранилась местная достопримечательность — мамонтовая кость, наполовину изгрызенная прихожанами, у которых болели зубы.

Источник http://kostromka.ru/belorukov/derevni/galich/70.php


Марина Зуйкова  21 августа 2019

Николаевская с. Березовец на Ноле (Николо-Березовец) каменная, зимняя с кам. колокольнею, и деревянная, летняя, древняя; когда и кем, и на какие средства построены, - сведений не сохранилось. При церкви кладбище, обнесенное камен. оградою. Престолов в каменной церкви 3: а) в ч. Воздвижения Креста Господня, б) в ч. Успения Божией Матери и в) мчч. Флора и Лавра; в деревянной церкви один - в ч. святит. Николая Мирлик. Расстояние от Костромы 145 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Димитриевская на Гриве в 7 в., Георгиевская на Старом в 10 в., Воскресенская с. Муравьища Чухл. уезда в 9 в. и Троицкая с. Олеши Галичского уезда в 12 в.

Николаевская деревянная церковь сгорела в 1950-е годы

В XVII в. село входило в состав Чухломской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь "Николы чудотворца в Березовском десятке на Ноле на погосте". В июле 1728 г. "поп Федор Борисов в синод. каз. приках доносил: "в нынешнем 1728 г. мая 1 били челом Заболотцкой волости церкви Воздвижения честнаго Креста Господня поп Самсон Емельянов да церковный староста Аврам Якимов деревни Федеева и все той церкви приходские люди, что в прошлых годах у них была церковь во имя Воздвижения креста Господня и в прошлом 1725 году оная св. церковь от воли Божия и огненнаго попаления сгорела и ныне де они приговорили: чтоб оную св. церковь во имя Воздвижения креста Господня древянную, да в приделе Успения Пр. Богородицы, да св. муч. Флора и Лавра построить вновь и чтобы повелено было о строении оной церкви с приделы...". Церковь Воздвижения честнаго Креста Господня с приделы была построена и освящена в 1729 г.

http://old-churches.ru/so_023.htm


Марина Зуйкова  23 сентября 2020

Кирпичная оштукатуренная церковь, сооруженная в три строительных периода, отражает различные стилистические тенденции. Храм представляет собой скромный памятник в стиле позднего барокко, колокольня — яркий образец архитектуры зрелого классицизма, трапезная и ограда с воротами, в которых преобладают черты русского стиля, характерны для периода эклектики. Особую ценность имеет главный иконостас храма в стиле барокко, одно из лучших произведений такого рода в Костромской области. Две деревянные церкви — Никольская и Воздвиженская — существовали «на погосте в Березовском десятке» уже в 17 в. Никольская церковь впервые упоминается в документах 1628 г. В сер. 18 в. она была выстроена заново. В 1950-е гг. этот незаурядный памятник деревянного зодчества сгорел. Храм имел пять глав на восьмерике, к которому по странам света примыкали прирубы, завершенные бочками. Поставленная на подклет церковь имела по всему периметру галерею-гульбище. Существующая Воздвиженская церковь с двумя приделами (Успения и Флора и Лавра) построена в кон. 18 в. вместо одноименного деревянного храма 1729 г. Колокольня сооружена, очевидно, в нач. 19 в. Трапезная выстроена заново во 2-й пол. 19 в. В тот же период возведена кирпичная ограда с воротами. Церковь Воздвижения расположена на высоком холме, над поймой реки Ноля. Стоит на юго-восточной окраине села, на погосте. По западной границе участка, вдоль дороги, и частично с северной стороны проходит ограда, в которой устроены двое одинаковых ворот — по оси колокольни и в южной части ограды.

Церковь Воздвижения обладает продольно-осевой композицией. Она состоит из трехсветного четверика храма с луковичной главкой на восьмигранном световом барабане, более узкой пятигранной апсиды, обширной прямоугольной в плане трапезной и трехъярусной колокольни. Граненые апсиды боковых приделов трапезной закрывают фасады храма почти наполовину их ширины. Над апсидой храма поставлен деревянный кубический барабан (главка не сохранилась), над апсидами приделов — луковичные главки на восьмигранных барабанах. Ярусы-четверики колокольни имеют срезанные углы. Фасады храма отличаются лаконичным и плоскостным декором. Входные проемы и окна первого и второго света с лучковыми перемычками обведены рамочными наличниками и акцентированы клинчатыми замками. Над нижними проемами расположены овальные лежачие ложные окна, над верхними — такие же световые окна. Углы четверика выпущены между лопатками. Венчающий карниз украшен сухариками. Апсида на углах обработана огибающими лопатками. Окна (часть из них ложные) оформлены так же, как в храме. Венчающий карниз отличается дробной профилировкой. Фасады трапезной в шесть осей окон расчленены рустованными пилястрами. Окна с лучковыми перемычками, очерченные рамочными наличниками, расположены в два света. Нижние высокие окна оформлены килевидными архивольтами, верхние — более простыми завершениями с килями. Венчающий карниз с сухариками прерывается в средней части фасада (в две оси окон), над которой возвышается аттик с полукруглыми кокошниками. Все три яруса колокольни расчленены крупными арочными проемами (на первом ярусе с юга и севера — ложными) и оформлены колоннами тосканского ордера. На первом и втором ярусах колонны сдвоены. Второй и третий ярусы завершены пологими треугольными фронтонами.

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием для барабана. Апсида перекрыта коробовым сводом с лотками над восточными гранями. Трапезная разделена четырьмя крещатыми столбами и подпружными арками на три нефа (боковые заняты приделами) с тремя пространственными ячейками в каждом. Центральное пространство перекрыто крестовым сводом, остальные коробовыми с распалубками и — в угловых ячейках — двудольными сводами. Основное помещение первого яруса колокольни, вытянутое по оси запад-восток, перекрыто коробовым сводом. По сторонам расположены две узкие камеры; в южной — лестница на второй ярус.

В интерьере наибольшую ценность представляет резной позолоченный иконостас храма с первоначальными иконами (кон. 18 в.). Его композиция разделена на два яруса многообломным карнизом и расчленена тремя ризалитами со скругленными углами. Нижний ярус включает два ряда икон, верхний — три. Средний ризалит на углах акцентирован колоннами. В первом ярусе они фланкируют Царские врата и обвиты цветочными гирляндами. Створки Царских врат оформлены великолепной горельефной композицией «Тайная вечеря». Над Царскими вратами расположена полукруглая сень с бахромой, увенчанная завершением с пышным растительным убранством и волютами. Витые колонны второго яруса украшены растительным орнаментом. В венчающей части иконостаса использована круглая скульптура. Над средним ризалитом находится Распятие с предстоящими (Богородица и апостол Иоанн), над боковыми — две пары ангелов, держащих круглые иконы в пышных резных обрамлениях. В трапезной стоят два одинаковых придельных иконостаса в формах эклектики с элементами русского стиля (2-я пол. 19 в.). Деревянные с резными позолоченными деталями, они имеют три ряда икон. Два нижних ряда объединены витыми колонками. Более узкий верхний ряд состоит из трех икон с килевидными завершениями.

Стены и свод в храме оштукатурены и не расписаны. В трапезной — масляная настенная живопись 2-й пол. 19 в. На сводах изображены: Евангелисты (в центре), композиции «Притча о блудном сыне», «Христос в доме Марфы и Марии», «Христос и самаритянка». На столбах помещены фигуры Святых. На стенах между окнами первого света находятся крупные композиции христологического цикла. На западной стене над входом расположена композиция «Вход в Иерусалим». Росписи на подпружных арках и стенах дополнены растительным орнаментом с греческими крестами.

Ограда представляет собой невысокую глухую стенку, расчлененную равномерно поставленными квадратными в сечении столбами. Прясла ограды с внешней стороны прорезаны узкими вертикальными нишами, а в верхней части проходит пояс зубцов. Столбы ограды обработаны крестообразными нишами и завершены треугольными фронтончиками.

Трехпролетные арочные ворота имеют более высокий и широкий центральный проем, увенчанный главкой на кубическом основании. Пилоны ворот, как и столбы ограды, обработаны крестообразными нишами. Над боковыми проемами помещены килевидные кокошники. В центральном проеме сохранились двустворчатые металлические решетчатые полотна с вертикальными пиками, украшенными волютами и другими декоративными элементами.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 277; Холмогоровы В.И. и Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Галичская десятина с пригороды. Кострома, 1895. С. 129-131; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 259, рис. 153-154; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 313; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг., 1916. С. 51, 53; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 247-250.

http://svodokn.ru/object/101520022?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.