В Спасском районе возрождается одна из древних православных обителей Нижегородского Поволжья - Маровский Крестовоздвиженский монастырь, который дважды был стерт с лица земли. О святости и намоленности этого уголка среди жителей окрестных селений ходят легенды. А один автор еще в конце XIX в. писал, что «по убеждению мужиков и баб, молитва на Старых Марах - святом месте - скорее до Бога дойдет». В 2012 году исполнится уже 380 лет, как здесь, в лесной чаще у родника Булач, начали возноситься в небо молитвы о спасении человеческих душ.
Согласно дошедшей до наших дней «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» в 1632 г. в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, ископав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи «малу пещеру», стал в ней жить, пищу себе приобретая «делом токарства». Вскоре Матфей и присоединившийся к нему крестьянин Прудищ Илларион «отидоша в безмолвную пустыню» - в лес в трех верстах от села, где у источника Булач и соорудили себе шалаш из дуба. Там к ним подселились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий. Последнего маровские насельники нарекли учителем и наставником по молитве, «помышляя церковь водрузить и монастырь». Имя же монастыря им «во сне возвестили два ангела».
Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал под будущий монастырь участок земли и велел кормить первых иноков за свой счет. Спустя десятилетие на Марах развернулись грандиозные строительные работы. В 1647-1653 г.г. здесь были построены каменные Крестовоздвиженский собор, Михайло-Архангельская и Троицкая церкви. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. По преданию, на богоугодное дело пустынножителей благословил сам Патриарх Иосиф, выделив на строительство храма пять рублей серебром. А первая храмовая икона была привезена Макарием из Москвы и на Марах стала чудотворной.
Благополучию Маровской пустыни способствовало выгодное расположение на оживленном торговом пути - сухопутной дороге из волжского понизовья через город Курмыш в Лысково (на Макарьевскую ярмарку) и Нижний Новгород. Своя ярмарка возникла и у стен пустыни в её престольный праздник Воздвижения Креста Господня. Вторая половина XVII века стала временем расцвета этой обители. При первом её настоятеле в сане игумена Павле число её обитателей достигало 80 человек. А всего в монастырском синодике было записано 455 усопших насельников Маров.
Расположенная в отдалении от центральной России, Маровская общежительная пустынь между тем приобрела широкую известность. Пожертвования «на помин души» в неё поступали от представителей разных слоев общества - бояр, князей, московских дворян, купцов. Такая известность в немалой степени обусловливалась духовным совершенствованием, к которому стремились местные монахи во главе с просвещенными игуменами. Так, игумен Павел, получивший прозвище Маровский, прославился как отличный знаток Священного Писания и великолепный проповедник-оратор. В 1672 г. он был переведен в Макарьевский монастырь, впоследствии стал архиепископом Суздальским и Юрьевским, а скончался в сане митрополита Рязанского и Муромского.
В начале 1660-х г.г. в пустыни принял постриг выходец из древнего московского дворянского рода Игнатий Римский-Корсаков, занимавшийся на Марах литературной деятельностью и после Павла недолгое время возглавлявший пустынь. Именно этот человек, возможно, стал идейным вдохновителем Азовских походов Петра Великого. Завершил свой земной путь Игнатий в сане митрополита Сибирского и Тобольского.
В конце Петровской эпохи Маровская пустынь пришла в упадок. В 1721 г. она была приписана к Оранской Богородицкой пустыни, особым богатством тогда не отличавшейся. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена. Уже в 1780 г. от вековых храмов, некогда величаво возвышавшихся над округой, оставались одни лишь развалины. Маровская ярмарка в 1785 г. была переведена в село Чернуху Макарьевского уезда (в современном Лысковском районе), где продолжала существовать под прежним названием вплоть до начала XX в. А на месте пустыни остались лишь фрагменты фундаментов да древний надгробный камень, к которому приходили богомольцы для исцеления от зубной боли…
Духовная жизнь на Марах начала восстанавливаться трудами некоего «чувашенина» Ивана Петровича, соорудившего в середине 1870-х г.г. деревянную часовню и две кельи, затем Николая Демидова, в 1885 г. выделившего средства на строительство каменной часовни, и, наконец, Василия Москвина из Вятской губернии - основателя и попечителя Крестовоздвиженской женской общины.
Вновь выстроенная на рубеже XIX-XX в.в. деревянная Троицкая церковь была освящена в 1901 году. Ее главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века. Оказавшись на Марах, она, по преданию, вдруг стала неподъемной и осталась тут навсегда.
Перед революцией 1917 года в общине велось строительство нового каменного собора. Однако в 1927 г. община была закрыта, а недостроенный собор взорван большевиками. Троицкую церковь разобрали. «Избавительница» же, казалось, навсегда канула в Лету…
Последние годы существования Маровской женской общины были связаны с именем епископа Александра (Щукина). В августе 1923 года он стал епископом Лысковским и викарием Нижегородской епархии. А в 1937-м - расстрелян «за шпионаж и контрреволюционную агитацию»: во время церковных служб на Марах и в Макарьевском монастыре произносил яркие проповеди, обличая безбожие новой власти. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Преосвященный Александр (Щукин) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
В послереволюционном угаре на Марах была создана сельскохозяйственная коммуна, потом открыта одна из первых школ колхозной молодежи. В 1974-м уже в качестве средней она была переведена в близлежащую Вазьянку. Поселок же Красные Мары в конце XX в. обезлюдел. От построек женской общины, как когда-то и от общежительной пустыни, не осталось и следа.
Но чудесным образом была обретена икона «Избавительница». В 1997 году из Вазьянки с нею впервые прошел крестный ход к прежнему месту пребыванию образа. А еще десятилетие спустя старая маровская сосна и живительный источник Булач стали немыми свидетелями того, как святая православная обитель на Марах начала возрождаться в третий раз. И дай Бог - навсегда!
Сергей Ледров, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Нижегородского филиала Института бизнеса и политики, «Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.; http://krestomar.cerkov.ru/?page_id=75