ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Усть-Каменогорск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая).

Покровская церковь


Усть-Каменогорск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая)
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 2000 и 2004.
Архитектор:А.С. Богушевич
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. Акмолинская, 110

Координаты: 49.970332, 82.559951
Проезд:на гордских автобусах (№№ 42, 13, 13а) до остановки "Акмолинская"



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), , Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Ларионов Иустин
21 октября 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), , Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Кутузов Сергей
15 декабря 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), , Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Кутузов Сергей
15 декабря 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), , Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Кутузов Сергей
14 декабря 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), Южный фасад<br>, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Южный фасад
Ларионов Иустин
20 мая 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), , Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Ларионов Иустин
15 октября 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая), Иконостас верхнего храма<br>, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Иконостас верхнего храма
Ларионов Иустин
27 октября 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин   3 ноября 2010

Покровский храм города Усть-Каменогорска

Каждый отрезок времени ассоциируется у людей с тем или иным образом. При этом неважно, чей это образ - человека, символа, здания, наконец. Таким образом, для дореволюционного Усть-Каменогорска был Покровский собор. Именно он возникает в воображении людей, обращающихся к прошлому края. Этому способствует наличие большого количества фотографий тех лет, где собор запечатлен с разных точек, но всегда красив, величественен, строен и благороден. Думается, образ этот еще долго не угаснет, а быть может навсегда останется символом безвозвратно ушедшей эпохи. В нынешнем 2010 году Усть-Каменогорску исполнилось 290 лет. За это почти трехсотлетнее существование города собор украшал его всего-то около пятидесяти лет с 1888 по 1936 год.

Строительство Покровского собора началось в 1885 году на средства купца Михайлова и других благотворителей. Освящён он был в год празднования 900-летия Крещения Руси, в 1888 г. Дореволюционная история Покровского собора неразрывно связана с личностью протоиерея Александра Владимировича Дагаева, настоятеля храма с 1892 года до своей мученической кончины в начале 1920 года...

В 1923 году все существовавшие в Усть-Каменогорске храмы, в их числе и Покровский собор, были переданы обновленческим общинам и оставались в их ведении вплоть до закрытия и разрушения. Для православных (тихоновцев) началась «одиссея» по приспособленным молитвенным домам. Документы, хранящиеся в ГАВКО, свидетельствуют о том, что православные, вынужденные ютиться в подобных домах, не оставляли мысли вернуть себе один из храмов. В частности, на заседании президиума Усть-Каменогорского горсовета, проводившегося 8-9 сентября 1927 г., рассматривался вопрос о передаче одного из храмов Покровско-Троицкой обновленческой общины тихоновцам. Как явствует из документа, главной мотивировкой решения был добровольный отказ тихоновской общины от храмов. «Ввиду того, что Старо-Православная община в 1923 году сама же отказалась взять храм, боясь ответственности и мотивируя тяжелым условием выполнения договора, предлагаемого Адмотделом таким образом обои соборы добровольно были переданы обновленцам, которые заключили договор с Адмотделом и пока до сего времени ни один пункт договора не нарушен, чтобы могло последовать расторжение договора, а поэтому ходатайство Старо-Православной общины оставить без удовлетворения и договор, заключенный с Адмотделом в 1923-25 г. впредь считать в силе, т.е. храмы остаются в пользовании общины обновленцев».

До момента массового закрытия сельских церквей в 1929 г., количество обновленческих и тихоновских общин в Усть-Каменогорском уезде было примерно равным, с преобладанием старо-православных, имеющих 28 сельских храмов и молитвенных домов против 20-ти синодальных. Храмовый перевес наблюдался за обновленцами лишь в городе: 1:3. Постепенно церковная жизнь сводилась к крупным населенным пунктам и городам области. В середине 30-х гг. ХХ века продолжали действовать в Усть-Каменогорске две половины когда-то единой общины Покровского собора: обновленцы и старо-православные. В это время произошли некоторые серьезные изменения в отношениях между Советским государством и обновленцами... Первая серьезная утрата для обновленческой Покровско-Троицкой общины произошла еще в 1928 году, когда был на долгие десятилетия закрыт старейший ныне в Прииртышье Троицкий храм в крепости. Таким образом, по Усть-Каменогорску к середине 30-х гг. сложилась следующая ситуация. Обновленцы владели Покровским собором и Трехсвятительской церковью в Заульбинской слободе. Старо-православная община теперь размещалась по улице Красно-Октябрьской (ныне проспект Ауэзова).

В середине 30-х годов ХХ века православные возобновили попытки вернуть себе Покровский собор, или хотя бы его часть. На заседании Президиума Усть-Каменогорского Горсовета, состоявшегося 8 октября 1934 года, под пунктом 7 разбиралось следующее дело: «…Слушали: Заявление членов Покровского приходского Совета о разрешении производить молитвенные собрания в одной из половин собора. Постановили: Ходатайство общины удовлетворить, занятие одной из половин собора рекомендовать договориться с обновленческой общиной». Документ подтверждает изменение отношения Советского государства к обновленцам. Власти уже не столь категоричны как ранее. К сожалению, Покровский собор полностью продолжал принадлежать обновленцам, которые, не допуская православных своими силами не в состоянии были поддерживать внешнее и внутреннее благолепие собора. Еще раньше тяжбы за право служения в Покровском соборе, а именно 16 марта 1934 года над городом перестал раздаваться «малиновый звон» колоколов. В этот день происходило очередное заседание президиума Горсовета, где, в числе других, рассматривался следующий вопрос: «Слушали: Заявление трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском сборе. Постановили: В связи с поступлением заявлений трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском соборе и учитывая, что последний (звон) мешает работе учреждений и организаций, особенно в дни старобытового религиозного праздника Пасхи. Предложить церковному Совету общины верующих христиан Покровского Собора прекратить колокольный звон на Соборе, как в пасхальные дни, так и во все остальные дни сбора верующих христиан».

1935-1936 годы - время трагического завершения существования Покровского собора. Среди обновленцев, которых теперь возглавлял протоиерей Быстров, наметились метания, лихорадочные поиски выхода из надвигавшегося тупика. Не в силах содержать собор, выплачивать все увеличивавшиеся налоги на помещение и священнослужителей, синодалы в апреле 1935 года добровольно оставили храм, помещением которого незадолго до этого не желали делиться с православной общиной.

Покровский собор был закрыт и превращен в зернохранилище. Об этом свидетельствуют документы ГАВКО и старожилы города. Наступил роковой для собора 1936 год. Давно угасла жизнь большинства сельских приходов. Но в Усть-Каменогорске продолжали действовать два обновленческих храма: Покровский молитвенный дом и Трехсвятительская церковь, и православный Покровский молитвенный дом. Правда, размещался он уже не по Красно-Октябрьской улице, а по новому адресу. В последний день мая 1936 года состоялось Заседание Устькаменогорского городского Совета. Решались различные будничные проблемы. Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел "разное". После решения судьбы некоего подсобного работника, чем-то провинившегося, заслушали сообщение: «…О разборке здания бывшего собора. Постановили: В связи с тем, что здание собора - приспособить под иное здание без вложений громадных сумм невозможно, пленум находит целесообразным его разобрать и использовать материал на нужды местного строительства …».

Начиная с 1943 г. в массовом порядке по всей стране начали открываться ранее закрытые храмы, а где таковые были разрушены (как в Усть-Каменогорске) строиться новые либо решались вопросы помещения церквей в приспособленных помещениях (молитвенных домах). К концу 40-х годов ХХ века в центральной части Усть-Каменогорска уже действовал Православный Покровский храм. Далеко не величественный собор, погибший за 10 лет до этого, но все же жизнь прихода стала налаживаться. Храм расположился недалеко от места разрушенного собора - в здании бывшего электротеатра "Модерн" Литвинова, где позже размещалась рабочая столовая. По улице Головкова (Андреевская, Ленинская, Мира) есть пустырь между больницей и государственным архивом, "украшенный" трансформаторной будкой. Это место, где с середины 40-х гг. до начала 60-х гг. ХХ века действовала Покровская церковь. Был даже разрешен давно не слышанный колокольный звон. Первым настоятелем храма по ул. Ленинской (Мира, Головкова) стал митрофорный протоиерей Григорий Быстров (до 1948-49 гг.)...

Усть-Каменогорск на первых порах входил в состав Семипалатинско-Павлодарской епархии, возглавляемой в разное время архиепископом Палладием и епископом Варсонофием. Впоследствии Семипалатинская кафедра была упразднена, а приходы ее вошли в состав Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Эта епархия в границах Казахской ССР просуществовала до 1991 года. В 1948-1952 гг. в Покровской церкви проходил служение протоиерей Николай Липовецкий, поляк по национальности, поначалу в качестве клирика, а затем и настоятеля. На этом посту его сменил протоиерей Георгий Кузьменко, возглавлявший приход в течение 10 лет. Отец Георгий к концу жизни был удостоен высокой церковной награды – креста с украшением. Период относительного возрождения церковной жизни продолжался недолго... 

Вновь стали закрываться храмы, запрещался колокольный звон, преследовалась любая деятельность пастырей вне церковной ограды. В Усть-Каменогорске храм по-прежнему находился в центре города по ул. Ленинской (Мира, Головкова) существовала хорошо налаженная церковная жизнь. Богослужения сопровождались прекрасным пением хора, руководителем которого был талантливый человек - композитор и регент (дирижер) Михаил Емельянов. До сих пор в храмах Усть-Каменогорска используются его музыкальные произведения. В число певчих входили люди, начинавшие свое служение церкви еще в прежних, позже разрушенных церквях, некоторые до революции. Поэтому хор обладал высоким профессионализмом. Настоятелю-протоиерею Георгию Кузьменко помогали молодые тогда иереи – отец Константин Толстых и отец Николай Попов, бывший родом из Семипалатинска. Украшение любой службы – диакон. Известно имя одного из них. Это Федор Лучко, бывший певчий церковного хора, в 1948 посвященный в диаконский сан епископом Семипалатинским и Павлодарским Варсонофием. Трудно сейчас объяснить, почему гонения коснулись Усть-Каменогорской общины уже на стадии их завершения в общесоюзном масштабе. Можно предположить, что многое держалось на авторитете маститого старца Георгия Кузьменко, и власти не решались осуществить закрытие в центре города храма. После его смерти настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Алексий Улович. Недолгое настоятельство отца Алексия Уловича омрачилось не по его, разумеется, вине событиями, ставшими предтечей грядущей ссылки церкви на самую глухую окраину Усть-Каменогорска. «Заместителю ВК облисполкома товарищу Козыревой Р.В. Сообщаю, что в беседе с настоятелем молитвенного дома г. Усть-Каменогорска священником Уловичем по вопросу колокольного звона последний заявил, что колокольный звон с 18 сентября 1960 года будет прекращен. О чем ставлю Вас в известность и прошу проследить. В отношении поднятого вопроса в областной газете о перемещении молитвенного дома на окраину города следует иметь в виду, что данный вопрос принципиально решить можно, но для этого горсовет должен взамен молитвенного дома подыскать соответствующее помещение и представить необходимую документацию на здание для постановки этого вопроса перед Советом. Кроме этого необходимо учесть церковную обстановку на месте и какую реакцию это перемещение может вызвать. Как известно церковная община в городе Устькаменогорске является одной из мощных, где посещаемость церковных служб доходит до 3-х - 4-х тысяч человек. Все эти вопросы должны быть учтены. Уполномоченный по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Казахской ССР С. Вохменин 7 сентября 1960 г. г. Устькаменогорск».

Возникшая идея перенести церковь на окраину не была оставлена, несмотря на то, что средний возраст прихожан продолжал неуклонно расти, ведь не существовало законодательных актов, которые бы позволяли в любом виде обучить Закону Божию подрастающее поколение. Были, конечно, несмотря ни на что исключения, но в целом религия стала уделом стариков. Перенос храма для многих их них был бы болезненным, в силу элементарной немощи пожилых людей. Но, несмотря на это в 1964 году, в период настоятельства протоиерея Константина Толстых, храм переехал в приспособленный домик в поселке Мирный, и с этого момента начинается длительный, в несколько десятков лет период, не отмеченный арестами и кровавыми расстрелами, но наполненный гнетущей тишиной и изоляцией от жизни, протекающей за воротами церковной ограды. Застойные годы отмечены служением ряда священнослужителей, среди которых настоятели: Константин Толстых, Маришев Сергей Петрович (прибыл из Ленинабада. В диаконы рукоположен в городе Ташкенте в январе 1970 года, а во священники в октябре 1971 года в городе Алма-Ате митрополитом Иосифом (Черновым). Известны имена Козлова Василия Николаевича (1928 г.р.), Ушакова Всеволода Поликарповича (1907 г.р.), Томасова Ивана Яковлевича (ум. в 1971 г.) и других священно – и церковнослужителей. Храм в посёлке Мирный внешне ничем не выделялся среди частной окружающей застройки. Обычный дом со ставнями и наличниками. Лишь попав в ограду, скрывающую внутренний двор можно было увидеть, что дом небольших размеров, чем казалось снаружи. Внутри православные постарались придать зданию облик настоящего (типового) храма: алтарь, иконостас, солея, нижний и верхний клиросы, помещение для исповеди и свечного ящика, а также многое другое необходимое для совершения богослужений.

В государственном архиве хранятся многочисленные документы, свидетельствующие о жизни прихода в застойный период. Не вдаваясь в общем-то скучные подробности, можно сказать, что органы местной власти мелочно и придирчиво вмешивались во внутреннюю жизнь Покровской церкви. Любой самый незначительный вопрос, например, о починке или покраске забора, сооружении синодских помещений и т.д., не мог решиться без вмешательства извне. Давление оказывалось и на пастырскую деятельность клириков храма. Любой священник, кому выпадала очередь произносить проповедь в воскресные или праздничные дни, обязан был составлять ее письменно, обычно в объеме ученической тетради в 12-18 листов. Проповеди (или как минимум их часть) проверялись уполномоченным по делам религий и им же выносился вердикт на предмет допуска. В архиве автор обнаружил целый ряд таких тетрадей, каждая из которых сопровождалась еще и сопроводительным документом, где для высших инстанций давался комментарий на предмет, например, благонадежности и лояльности.

Начало изменениям в отношениях между Советским государством и церковью положило активное участие обеих сторон в подготовке торжественного празднования величайшего события в истории Российской государственности – 1000-летия Крещения Руси. К этому времени Покровский молитвенный дом по-прежнему оставался единственным православным храмом в городе с 300-тысячным населением. Период до 1988 года отмечен настоятельством протоиерея Федора (ныне архимандрит) и протоиерея Иоанна (Спичака). В 1988 году настоятелем храма и благочинным становится протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). Время его руководства совпало с началом возрождения православия в нашем городе и крае. Главным событием 1991 года было возвращение верующим Троицкого храма в крепости, построенного в 1889-1909 гг., и как уже говорилось закрытого в 1928 году. Этот храм оказался единственной уцелевшей церковной постройкой Усть-Каменогорска из числа дореволюционных. Обезглавленный, лишенный колокольни, ограды, алтарной части, с выщербленными стенами и осыпавшейся штукатуркой, Троицкий храм вновь распахнул гостеприимно двери для горожан.

В заключение необходимо отметить, что в 2004 году рядом с молитвенным домом в поселке Мирный г. Усть-Каменогорска был построен новый Покровский храм, выполненный из дерева, в котором с тех пор совершаются уставные богослужения. На месте прежнего, разрушенного храма возвышается часовня, выполненная из дерева в 2001 году. Инициатором этих построек был игумен Амфилохий (Бондаренко), в те годы несший послушание настоятеля Покровского храма и благочинного Восточно-Казахстанского церковного округа. Часовня посвящена памяти Новомучеников и Исповедников, Российских и Казахстанских, в годину лютых гонений за Христа пострадавших. Она является памятником погибшим людям и храмам. В настоящее время настоятелем Покровского храма является игумен Митрофан (Тузов), являющийся также благочинным и наместником Троицкого монастыря.

Герасимов Б.Г. Избранные труды: Факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000.

Иеромонах Амфилохий (Бондаренко) «Священномучениче Александре, моли Бога о нас» // Православный вестник. № 1 (18) 5 янв. 2003 гг. Усть-Каменогорск.



Комментарии и обсуждение


В цитате "6. Михаил Александрович Дагаев, сын А.В. Дагаева. В 1914 году рукоположен в сан диакона к церкви села Михайло-Архангельское (ныне Сагыр). Впоследствии священник, протоиерей. В период репрессий кон. 30-х г.г. ХХ в. при невыясненных обстоятельствах снял сан и уехал в Пензу, где учительствовал. Умер в 1973 году" масса неточностей. Мой прадед Михаил Александрович Дагаев уехал сначала в Новосибирск, потом в Самару (Куйбышев), и никогда не учительствовал, он был экономистом.
5 мая 2011.