Старейшим из ныне действующих православных церквей в районе является Крестовоздвиженский храм города Шемонаиха, зарегистрированный ещё в советское время в 1989 г. В настоящее время построен новый типовой деревянный храм, отделка которого затянулась и продолжается до сих пор. Непонятным остаётся решение епархиальных властей о переименовании его в Преображенский. В Шемонаихе действительно существовала единоверческая церковь с таким названием, но первым вполне православным храмом за всю историю города стал именно Крестовоздвиженский храм. Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма, располагавшегося по ул. Достоевского, 54 был иерей Владимир Ясинский, в 1990 г. переведённый в с. Шортанды Целиноградской (Акмолинской) области. Его заменил иеромонах Иустин (Ларионов), воспитанник Московской Духовной Семинарии. При его настоятельстве, закончившемся в ноябре 1992 г., приход численно значительно вырос. На средства общины было осуществлено строительство большого хозяйственного блока, к зданию молитвенного дома пристроена алтарная апсида, произошла замена прямоугольных оконных блоков на более «церковные», с полуциркульным завершением, запланировано сооружение ограды, которая была завершена третьим настоятелем иереем Георгием Чистяковым, выпускником Алматинского духовного училища. Иеромонах Иустин из Шемонаихи был переведён клириком Троицкого собора г. Усть-Каменогорска, а иерей Георгий Чистяков клириком Михайло-Архангельского храма г. Каскелен Алматинской области. В 1997 г. настоятелем Крестовоздвиженского храма был назначен иерей Виктор Калина, из выпускников Алматинского духовного училища, до настоящего времени продолжающий исполнять свои обязанности.
В начале XX в. Шемонаиха представляла собой «огромное, более чем в 800 дворов, село… с каменной церковью, каменной больницей, большой школой, волостью, почтой и телеграфом, лесничим, приставом и прочей менее значительной сельской знатью… Все жители исповеданья единоверческого и до сих пор ещё сохранилась незначительная кучка стариков, ревниво оберегающих старинность обрядов в богослужении… Пение в церкви старинное и хор всегда случайный, из желающих, причём, если запоёт женщина, ей обязательно погрозят пальцем, т.к. пение, видимо, составляет привилегию мужчин и мальчиков».
Единоверческий приход Шемонаихи входил в состав 32 благочиния Томской епархии. Кроме Шемонаихи в состав прихода входили близлежащие поселения – Вавилонка и Кабаново. Средоточием духовной жизни прихода, насчитывавшего в общей сложности 6132 человека, был каменный (кирпичный) Преображенский храм, построенный в 1898 г. Настоятелем храма и благочинным округа был в начале XX в. священник Николай Семёнович Герасимов, окончивший курс Омской учительской семинарии и в священный сан рукоположенный в 1891 г. На приход он получил назначение в 1909 г. Приход располагал ещё одним культовым сооружением – построенной в 1890 г. Успенской часовней в с. Кабаново. Следует добавить, что первый единоверческий деревянный храм в Шемонаихе был построен в 1845 г. В дальнейшем появился ещё один, оба они последовательно сгорели от пожара. Преображенский каменный храм строился на деньги благотворителя с 1897 по 1898 гг.
В настоящее время продолжается активное развитие православного прихода, одного из самых крупных в Усть-Каменогорском благочинии.
Ларионов М.М.
Опубликовано в сборнике: История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы международной научно-практической конференции (24-27 мая 2011 года), Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.