ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калбатау (Георгиевка). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородице-Рождественская церковь


Калбатау (Георгиевка). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1906.
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Жарминский район, с. Калбатау (б.Георгиевка), ул. Достык

Координаты: 49.32685, 81.572843
Проезд:Проезд от г. Усть-Каменогорска - 115 км. по Алматинской трассе



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Так стала выглядеть церковь после ремонта местного музея, расположенного в её стенах.<br>, Калбатау (Георгиевка), Абайская область, Казахстан
Так стала выглядеть церковь после ремонта местного музея, расположенного в её стенах.
Ларионов Иустин
23 июля 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин   30 сентября 2010

Калбатау (Георгиевка) Богородце-Рождественская церквоь (1906 г.)

В 2006 году церковь Рождества Богородицы, находящаяся в с. Георгиевка, отметила свой столетний юбилей. Левобережная степная часть некогда обширнейшей Семипалатинской области в начале XX века активно стала заселяться выходцами из западных губерний Российской Империи. В числе других, новообразовавшихся населенных пунктов в 1905 году появляется поселок Георгиевский, где среди новоселов преобладали русские и украинцы. В скором времени поселок превращается в довольно крупное село, удобно раскинувшееся на пересечении путей, связывающих различные, самые удаленные уголки края. Была образована Георгиевская Волость Устькаменогорского уезда. В состав волости вошло двадцать одно переселенческое село.  В 1906 году на средства полковника А.В. Елагина и Переселенческого Управления, в центре села была построена деревянная церковь, освященная в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с церковью соорудили дом для причта храма, разрушенный в 90-е гг. XX века.

Церковь посёлка Георгиевского по тем временам не являлась уникальным сооружением. Аналогичными по своему архитектурному облику являлись следующие православные храмы на территории современного Восточного Казахстана: Успенская церковь в селе Тарханском (совр. Тарханка Глубоковского района), церковь Архистратига Божия Михаила в селе Михайло-Архангельском (совр. Ленинка Уланского района), Покровская церковь Верх-Убинского форпоста (совр. Верхуба Шемонаихинского района). Возможно, что подобные типовые проекты применялись и в других случаях, но судить об этом сложно, поскольку в настоящее время документы (чертежи, фотографии), которые могли бы это подтвердить, не обнаружены. В силу того, что церкви в Тарханке, Ленинке и Верхубе были утрачены, храм в Георгиевке – единственное сохранившееся в области деревянное сооружение такого типа, другими словами, в наши дни оно уникально.

Дореволюционная история Богородице-Рождественской церкви связана с именем священника Василия Пешехонова, которому сослужил диакон Григорий Ляжко. Впоследствии, отец Василий Пешехонов был переведен на вакантное место к Градо-Устькаменогорскому Покровскому собору. Его семья (в том числе и семья его сына-диакона), поселилась в одном из церковных домов на углу Троицкой улицы и Базарного переулка. В одном из районов современного Усть-Каменогорска, в поселке Новая Согра, ныне красуется пятиглавый краснокирпичный храм, освященный во имя новомученика Зиновия, иерея Согринского, пострадавшего в 1920 году, а ныне причисленного к лику святых Русской Православной Церкви. В год своей мученической кончины отец Зиновий Сутормин был настоятелем церкви Рождества Богородицы в Георгиевке. Этот приход был одним из беднейших в области и поэтому одному из настоятелей было трудно содержать многодетную семью. К тому же, детей необходимо было учить, что было невозможно в Георгиевке. Священник обратился к правящему архиерею с просьбой о переводе в один из более благополучных приходов. Архиерей отвечал, что вакантных мест нет, и, перевод возможен только в случае согласия кого-либо из духовенства, добровольно обменяться с ним местами. Желающих не оказалось, и лишь отец Зиновий Сутормин решился покинуть свой недавно построенный кирпичный Никольский храм в селе Верх-Ульбинском (Согра) и отправиться в неведомый ему степной посёлок Георгиевский. В период своего настоятельства в Богородице-Рождественской церкви отец Зиновий совершил путешествие к старшему сыну Ивану в Шемонаиху, где и был казнен.

С момента окончания строительства богослужения в Георгиевском храме совершались на протяжении 23 лет. В 1929 году церковь была закрыта, а её помещение использовалось под различные хозяйственные нужды. В последние десятилетия советского периода в здании бывшей церкви размещался музей. Ныне после проведения ремонтных работ внутри помещения в нем вновь открыта постоянно действующая экспозиция. Следует отметить значительные изменения внешнего облика храма, произошедшие со времени его закрытия. Церковь лишена своих важных отличительных деталей – купола и колокольни. Вместе с куполом был разобран четверик. Цокольная часть храма некогда была облицована каменными плитами. Теперь этими плитами выложена дорожка, ведущая к центральному входу бывшей церкви. Впрочем, южные и северные двери в настоящее время заложены, равно как и оконные проемы алтарной части здания. Несмотря на то что храм был построен из дерева, в его внешнем облике просматривается архитектурные приёмы, характерные для аналогичных кирпичных сооружений того времени. В большинстве случаев, на территории области, церкви сооружались по следующему принципу. На одну «ось» «нанизывались» разновеликие по объему части здания. Это притвор, трапезная, основной зал и, как правило, двухсоставная алтарная часть. Таковым престает перед нами и Богородице-Рождественский храм в Георгиевке. Центральная в прошлом площадь села теперь превратилась в парк, довольно запущенный. Деревья скрывают остов бывшей церкви, некогда главенствовавшей среди одноэтажной застройки.

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.