Село Шестихино относится к числу старейших сёл в нашем крае. Его история уходит в глубину столетий. Это село жизненной нитью связывает век нынешний с веками минувшими. Возраст его составляет около 800 лет. Когда шла массовая ликвидация «неперспективных сёл и деревень», это село пробивалось сквозь исторические штормы и, испытав себя на выживаемость, сохранилось до наших дней.
Основателями села и первыми поселенцами были служивые татары-ханы, которые жили здесь в 13 столетии. Точных сведений, указывающих на происхождение названия села, не имеется, но старинное название «Шестиханово», а затем «Шестиха», передававшиеся жителями села из поколения в поколение, нельзя не принять во внимание.
Более точные сведения, касающиеся истории этого села, были опубликованы в 17 столетии. В писцовых книгах 1627 года сказано, что село Шестихино и земли вокруг него принадлежали боярину Ивану Борисовичу Черкасскому. В этих книгах говорится, что на реке Сутке, напротив села за речкою, на погосте, находится церковь деревянной постройки во имя Воскресения Христова, а в церкви этой есть образы, книги и сосуды церковные.
В церкви служит священник Иван Степанов, пономарь и просвирница. При церкви есть две кельи, в которых живут нищие, питаются они от церкви Божьей. Этот участок земли на левом берегу реки Сутки, напротив села Шестихино, на котором в прошлые века находилась первая церковь с большим кладбищем при ней, сохранился до наших дней. В настоящее время на этом месте расположены дома современной частной застройки.
Первая, деревянная церковь, упомянутая в писцовых книгах, была построена боярином Иваном Борисовичем Черкасским в 1717 году. В 1761 году рядом была построена вторая церковь – во имя Святого Николая Чудотворца. Обе церкви были деревянной постройки. Богослужение в этих храмах продолжалось до конца 18 столетия. Постепенно деревянные здания стали приходить в ветхость и уже не могли удовлетворять нужды прихода. К этому времени в сёлах Ярославской епархии началось строительство каменных церковных зданий.
Шестихинские прихожане обратились в Ярославское епархиальное ведомство с прошением построить в их приходе новую церковь. Вопрос о строительстве каменной церкви в приходе села Шестихино был решён положительно. Строительство началось в 1796 году и продолжалось восемь лет. Церковь строилась на средства прихожан и на пожертвования местного купца Николая Андреевича Сумарокова. Все строительные работы осуществлялись под руководством строительного комитета, который возглавлял Иеромонах Арсений. В строительстве храма были заняты сотни талантливых мастеров – каменщиков, плотников, кровельщиков, кузнецов, резчиков по дереву, живописцев и позолотчиков. Старые деревянные церкви были разобраны.
Завершилось строительство в 1804 году. В новом храме стало три престола. Прямо – во имя Воскресения Христова, в правом приделе – во имя Смоленской Божьей Матери, а в левом во имя Святой Великомученицы Параскевы. В память о прошлом образ Святого Николая Чудотворца у шестихинских прихожан считается особо чтимой иконой.
Русские архитекторы всегда умели находить наиболее удобное место для строительства церковных зданий. Шестихинскую церковь «Вознесения Христова» построили на холме, и поэтому она кажется лёгкой, стремительно взметнувшейся в безоблачное пространство голубого неба. Возвышающаяся над папертью колокольня придаёт объёмному решению храма подобие корабля. Мягкую пластичность силуэта дополняют малые купола над центральным храмовым объёмом. Очень впечатляет внутренний интерьер церкви с красивыми очертаниями сводов. Зал летнего храма буквально залит потоком света, льющегося через окна первого и второго ярусов.
Стенная живопись на Евангельский сюжет выполнена художниками творческой мастерской Югско-Дорофеева монастыря во главе с талантливым живописцем Логгином Ивановичем Шустовым. Над главным иконостасом в летнем храме представлена величественная художественная панорама – «Вход в Иерусалим». Вдоль боковых стен изображены четыре евангелиста – Иоанн, Марк, Матвей, Лука.
На могиле живописца Логгина Ивановича Шустова в Юрской Дорофеевой пустыне была сделана надпись: «Добрые дела твои тебя переживут».
7 июня (25 мая) 1804 года торжественным богослужением состоялось освещение Шестихинской церкви. Об этом событии был поставлен в известность император России Александр I. Освещение произвёл один из видных представителей церкви строитель Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Арсений. Позднее императором Александром I он был награждён золотым наперсным крестом. В день освещения церкви погода была солнечная и под колокольный звон тысячи богомольцев пришли поклониться этому величественному белокаменному храму.
В приход Шестихинской церкви входило 42 деревни. Некоторые деревни по числу жителей были небольшими, потому что контурность полей здесь не велика, но наличие чистых рек и смешанных лесов создавало благоприятные условия для жизни. В те далёкие времена людей притягивала земля. Жители деревень занимались ведением своего хозяйства. В каждом хозяйстве держали скот. Почти в каждой семье имели свою лошадь, по одной и несколько коров.
Одна из жительниц деревни Михалёво, к сожалению не сохранившуюся до наших дней, рассказывала: «Хозяйство у нашего отца было не плохое. В хозяйстве имели лошадь, две коровы, сеяли рожь, овёс, ячмень, яиц из куриных гнёзд вынимали по решету». В деревнях всегда был избыток молочных продуктов. Крестьянские семьи были большими. Детей рано приучали к труду, старшие нянчили младших, родители доживали свой век с детьми. В малообеспеченные семьи крестьяне, особенно на Пасху, несли всей деревней даром творог, молоко, сметану.
При Шестихинской церкви была церковно–приходская школа, которую открыли 23 марта 1876 года, обучалось в ней 110 детей. Была при школе и библиотека.
В 1913 году недалеко от Шестихинской церкви был открыт приют для девочек-сирот. Принимали в него девочек прихода Шестихинской церкви. Огромную роль в создании приюта сыграл Иван Иванович Дурдин – известный в нашей стране и за границей владелец пивоваренных заводов. Предки И.И. Дурдина были выходцами из деревни Петрушино, которая расположена на правом берегу реки Сутка, недалеко от села Поповка.
В материалах краеведа Елены Владимировны Чернухиной сказано, что в Некоузском музее хранятся любопытные документы: письмо дочери священника Шестихинской церкви – Зинаиды Капитоновны Васильевой, которая была дружна с девочками, жившими в приюте, и воспоминания, записанные в 1992 году, со слов бывшей воспитанницы этого учреждения Софьи Михайловны Колесник. Эти источники помогли узнать, каким же было это воспитательное учреждение. Кирпичное одноэтажное здание приюта было рассчитано на 20 человек, рядом находилась баня, два сарая и погреб.
Софью Владимировну Навратскую, у которой было, четверо своих детей пригласили присматривать за девочками. Она учила их благопристойному поведению, хорошим манерам. Воспитанницы называли её «мамочка», и очень любили. Кормили и одевали в приюте хорошо. У девочек были синие платья, чёрные передники. В церковь по воскресеньям и праздникам ходили в белых с пелеринкой платьях и белых платочках. На праздник полагались ещё розовые в полоску фартуки. У каждой девочки был свой шкафчик для белья. Все бельё: рубашки, простыни – индивидуальное, с пометкой какой девочке принадлежит. У всех девочек справлялись именины: собирали праздничный стол со сладостями, приглашали матерей, сестёр, братьев, подружек из деревни.
Праздновали масленицу, жарили рыбу, пекли блины, ели их со сметаной и маслом, пили чай с конфетами. На Пасху пекли творожники, «пасхи» куличи.
Соблюдали посты, но за праздники так наедались вкусного, что в пост молочного уже не хотелось. Учиться девочки ходили в местную церковно–приходскую школу, а в приюте их учили рукоделию, чтобы потом они смогли зарабатывать себе на жизнь. Воспитанницы плели на коклюшках кружева, вязали воротнички, подзоры. Всё это распродавали в особый, заранее известный день. Желающих купить красивые вещи было много. Деньги шли на приданое девочкам. Кдетям в приюте относились с любовью.
После революции 1917 года всё изменилось. Основателя приюта И. И. Дурдина (младшего) расстреляли в Рыбинске и закопали без отпевания. Но, как 26 марта 1876 года при церкви открыли приходскую школу в которой обучалось 110 детей. 55 рассказывают, его тайно перезахоронил, совершив положенный обряд, священник Георгиевской церкви города Рыбинска. А приют, в который И.И. Дурдин вложил столько забот, закрыли осенью 1918года.
Идёт время. Давно нет кирпичного здания бывшего приюта. Его сломали в 90-е годы XX века. Нет и деревянного здания земского Шестихинского училища, куда ходили учиться воспитанницы приюта. Оно сгорело в 1938 году. И только храм Воскресения Христова по–прежнему вздымает свои купола к небу. А рядом с алтарём, весной и осенью, когда нет снега и густой травы, можно увидеть надгробия помещиков Дурдиных, живших в деревне Петрушино.
В настоящее время идёт ремонт Шестихинской церкви Вознесения Христова и предстоит много сделать ремонтных работ. Уже отремонтирован главный купол церковного ансамбля. В солнечную, ясную погоду он виден далеко за пределами территории церкви и своим сиянием создаёт тепло и приглашает прихожан зайти в него.
Источник: Краеведческий альманах Голос истории, «Подвиг людей – подвиг Веры», Некоуз, 2019, выпуск 20, стр. 49-57. Статья Корытовой Л. С., (библиотекарь Шестихинской библиотеки Некоузского района) «Из истории храма Воскресения Христова в Поповке»
краеведческий сборник "Подвиг людей - подвиг Веры".pdf - Google Диск