ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нефедьево (Отрадновское с/п). Церковь Тихона Амафунтского.


Нефедьево (Отрадновское с/п). Церковь Тихона Амафунтского
Церковь. Действует.  
Престолы:Тихона Амафунтского
Год постройки:1800.
Адрес:
Ярославская обл., Угличский р-н, с. Нефедьево

Координаты: 57.41914, 38.620178





Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2015

Нефедьево (Отрадновское с/п). Церковь Тихона Амафунтского.

Церквей две, обе каменные. Первая холодная, построена в 1784 г. тщанием прихожан. Престолов в ней один - во имя святителя и чудотворца Николая. Вторая теплая, построена в 1800 г. и освящена в 1808 г. во имя св. и чудотворца Тихона Амафунтского.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Старинная архитектура овеяна ореолом таинственности. Изящные формы храмов и купеческих домов невольно пробуждают интерес к людям, создавшим их. Очень долго архитектурное наследие Угличского края было, по сути дела, безымянным – здание в таком-то стиле, такого-то времени и более ничего. Несмотря на значительные научные наработки минувшее вовсе не спешит расставаться со своими секретами.

В популярной литературе порой встречается идеализированное представление о старых мастерах – увлечённых творцах прекрасного, черпающих силы от самой природы и противостоящих гнетущей реальности. Касаясь существа вопроса, едва ли можно усомниться, что строительные подрядчики прежних столетий не особо отличались от современных. Хозяева артелей имели сугубо практические интересы, стремились не упустить любую копейку дохода. Но тем не менее в их деятельности встречались удивительные стороны – редкие универсальность и всеохватность.

Подобные черты характерны для XVI-XVII веков, когда каменное строительство в провинции было редкостью и приглашённым мастерам требовалось выполнять почти весь массив работ. Но впоследствии укоренилось чёткое разделение труда. Как правило, заказчики начинали с заготовки материалов – обращались к изготовителям кирпича, извести, поставщикам камня, леса, железа... Затем нанимали артель каменщиков, которая возводила фундамент, стены и своды. Потом приходил черёд артелей плотников, столяров, кровельщиков. Артель штукатуров-лепщиков отделывала построенное вчерне здание. Печники выкладывали печи. Подобная практика была широко распространена в городском строительстве, но в сельском ещё на рубеже XVIII-XIX веков царила совершенно иная картина. Конечно, избы были легко доступны самим крестьянам и бесчисленным плотникам, но вот возвести храм – задача совершенно иного уровня.

В селе Нефедьеве имелась каменная летняя церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, построенная в 1784 году. Наличие лишь холодного храма создавало трудности и неудобства в зимнее время, а потому причт и приходские люди из числа крестьян Экономического ведомства общим приговором решили «построить другую и на другом месте тёплую церковь во именование Святителя и чудотворца Тихона Амафунтского каменную» имеющейся церковной суммой, «а чего недостаёт, собственною приходских людей по раскладке суммою». 20 марта 1800 года об этом они подали прошение в Ярославскую духовную консисторию.

Не дожидаясь официального разрешения, уже 20 мая выбранный от прихода распорядитель работ – строитель Филипп Фёдоров и церковный староста Иван Степанов заключили договор с подрядчиками. Ими явились угличский посадский Дмитрий Фёдоров Кошкин и заштатный служитель Алексеевского монастыря из бывшей подмонастырской слободы Яков Иванов Галашихин. Подрядчики обязались «зделать… во оном селе Нефедьеве вновь каменную тёплую церковь», на постройку которой заготовить материал – «и именно для делания кирпича, построить нам на отведённой, где принадлежит, годной земле сарай, покрыть и пряслины связать. Для обжига кирпича под горн яму выкопать и над горном шатёр зделать и покрыть. В завод воду возить. На делание церкви кирпич обжигать нам подрядчикам…»

Затем с 14 сентября следовало приступить к закладке бутового фундамента, а далее поэтапно выполнять кирпичную кладку стен и сводов, штукатурные работы, «с лица церковь выбелить извёсткою; лопатки и наличники, около окошек выкрасить вохрою жёлтою», сложить две печи в трапезной и алтаре, настлать полы, здание подвести под крышу с карнизом. За поэтапным перечислением скрывается полный цикл работ, который обязалась произвести одна единственная артель. По сути дела, они должны были прибыть на место и из ничего, с нуля целиком построить храм. Нельзя исключить, что по договорам субподряда они могли нанять артели плотников, штукатуров, мастера-печника. Возможно, сельским заказчикам было удобнее работать с одним подрядчиком, принявшим всю полноту ответственности. Но также не исключено, что это были мастера «на все руки», знавшие все строительные ремёсла.

В Угличе в XVII-XIХ веках имелось немало местных строителей, – возможно, среди них были столь универсальные специалисты. Но для возведения значительных, сложных зданий в большинстве случаев привлекали артели из крупных строительных центров – Ярославского уезда, Тверской, Костромской, Нижегородской губерний… В городском строительстве существовала чёткая специализация по видам ремёсел. Равно и кирпич заказывался на местных заводах – практика изготовления артелью каменщиков окончательно сошла на нет в течение XVIII века.

Но в сельском строительстве и пришлые каменщики оказывались универсальными специалистами…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Труды ремесленных артелей». https://uglmus.ru/about/publics/trudi_remeslennih_artelei/



Комментарии и обсуждение


По архитектуре церковь Тихона кажется более древней

13 марта 2015.