На высоком берегу реки Сендеги, с которого открывается живописный вид далеко окрест, раскинулось село Покровское. Ныне оно располагается на земле Островского района Костромской области, ранее относилось к Кинешемскому уезду Костромской губернии. На краю южного склона к реке – храм Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся своеобразной архитектурной доминантой села.
Покровское – старинная вотчина боярско-дворянского рода Ляпуновых. Первое упоминание о селе относится к 137 (1628/29) г., когда им владел Иван Алексеевич Ляпунов: «137 и 138 г. за Иваном Алексеевым Ляпуновым в поместье по ввозной грамоте за приписью дьяка Федора Шумерина 125 г. старое отца его поместье село Покровское на речке Сендеге…». Слова «старое отца его поместье» говорят о том, что Покровским владел еще отец Ивана Алексеевича, Алексей Юрьевич Ляпунов, переведенный Иваном Грозным служить из Новгорода в Кострому и пожалованный поместьем на костромской земле. Учитывая дату смерти царя, можно сделать вывод, что село принадлежало Ляпуновым как минимум с 80-х годов XVI в. На протяжении XVII-XVIII вв. Ляпуновы прочно удерживали Покровское в своих руках. В разное время частями села владели Писемские, Балакиревы, Исаковы, Баскаковы, Витовтовы, Селевины, Петлины в силу того, что мужчины из этих родов избирали себе в жены представительниц рода Ляпуновых. Во второй половине XIX в. в Покровском жила современница драматурга А.Н. Островского, помещица Н.Н. Молчанова, послужившая одним из прототипов героини пьесы «Волки и овцы». В историю села вошли также имена композитора М.А. Балакирева и художника В.П. Вопилова.
Согласно церковно-административного деления XVII в. приход Покровского храма относился к Плесской десятине Костромского уезда, в XIX в. – к Кинешемскому VI благочинническому округу Судиславского духовного правления Костромской епархии. Так же, как и село, храм впервые упоминается в 137 (1628/1629) г.: «… в селе церковь Покров Пречистой Богородицы древяна клетцки да другая церковь с трапезою вел. чуд. Николы на государеве на престольной земле, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье». К 30-м г.г. XVIII в. Покровский храм обветшал, и в 1732 г. был издан указ о строительстве новой церкви «во имя того же престола… на прежних антиминсах буде не ветхи».
Новая, каменная, церковь была построена «тщанием прихожан» в 1773 г. В облике храма и трапезной отразились традиции допетровской архитектуры. Четверик храма завершен гуськовой кровлей, с асимметричными двусветными фасадами. Углы четверика отделаны лопатками, входные и оконные проемы обрамлены наличниками с лучковыми и полукруглыми сандриками. Алтарь пятигранный с тремя окнами, декорированными аналогично окнам четверика, и большой иконой «Покров Богоматери» по центру фасада. Четверик храма ранее соединялся с колокольней широкой, прямоугольной в плане трапезной, в настоящее время почти полностью утраченной.
Высокая стройная колокольня, сооруженная позднее, предположительно, в конце XVIII – начале XIX в.в., представляет собой сочетание форм сдержанного барокко и зрелого классицизма. Три ее яруса прорезаны высокими арочными проемами, нижний ярус обработан на углах лопатками и покрыт ленточным рустом, второй – оформлен портиками с тосканскими колоннами, поддерживающими треугольные фронтоны. Пары таких же колонн с треугольными фронтончиками украшают грани третьего яруса.
Внешний вид церкви был запечатлен в 1886 г. костромским художником Василием Петровичем Вопиловым на одном из живописных полотен, хранящемся ныне в Музее-заповеднике «Щелыково». Покровская помещица Надежда Николаевна Молчанова покровительствовала молодому художнику, и, навещая ее в усадьбе, он не раз писал виды Покровского.
Внутри на своде и стенах частично сохранилась монументальная масляная живопись конца XIX в.: композиции «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Воскресение», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение Фомы», «Нагорная проповедь». Представление об иконостасе дает черно-белая фотография, помещенная в «Известиях Императорской археологической комиссии». Он был пятиярусным, с пышной резьбой в стиле барокко. Царские врата украшали пять медальонов, также богато декорированных барочной резьбой. На реставрационном заседании комиссии от 7 ноября 1913 г. по ходатайству Костромской духовной консистории рассматривался вопрос «о разрешении заменить ветхий иконостас церкви и иконы в нем новыми». Члены комиссии Г.И. Котов и Е.А. Сабанеев нашли иконостас «редким» и «занимательным», и разрешение на замену иконостаса дано не было.
Престолов было три: в честь празднования Покрова Божией Матери, святителей Алексия Московского и Димитрия Ростовского. Отапливалось здание печами, отделанными в начале ХХ в. большими белыми изразцами производства кинешемского завода П.Е. Агапова.
Вокруг храма тянулась каменная ограда, внутри которой имелась каменная же сторожка для караула. На десятине усадебной земли рядом с храмом располагался церковно-приходской дом священника, псаломщик же жил в собственном доме, но в 1913 г. церковью был приобретен дом и для псаломщика. Наличие при домах церковнослужителей дворов, скотных изб, амбара говорит о ведении их семьями хозяйства.
Церкви и причту принадлежало также более 29 десятин пахотной земли и 4-х сенокосной. Земля была среднего качества и к 1915 г. оказалась запущенной.
До сентября 1908 г. умерших погребали рядом с церковью, потом для кладбища был отведен и окопан рвом участок с легкой песчаной землей, расположенный неподалеку.
При храме содержалась небольшая библиотека с духовно-нравственной и исторической литературой, которой прихожане пользовались безвозмездно. В ней были такие издания, как «Руководство для сельских пастырей», «Душеполезное чтение», «Духовная беседа», «Церковные ведомости», «Костромские епархиальные ведомости», «Воскресный день» и другие.
Прихожанами являлись жители Покровского и еще двенадцати окрестных селений на расстоянии от трех до семи верст от храма: деревень Бердникова, Ивашева, Антонова, Погоста, Басамыкина (ранее Бесомыково), Сергеева, Есеневки (ранее Ясеневка), Максютина, Кокуек, Монастырского, Русина, Тимина. В 1863 г. количество прихожан составляло 501 человек, в 1892 г. – 588, в 1913 г. выросло до 703[15]. Наряду с крестьянами и духовными лицами в храме крестились, венчались и отпевались представители дворянского сословия – помещики села Покровского и соседних деревень: Ляпуновы, Балакиревы, Молчановы, Витовтовы, Петлины, Мошковы, Бизеевы и др.
По данным 1863 г., храм имел в штате священника и дьячка, сверх штата был еще пономарь. Жалованья из казны штатному причту полагалось 96 рублей. В 1911 г. жалование священника составляло уже 294 руб., псаломщика 98 руб., но и такое содержание причта считалось скудным. Постоянными средствами были доходы от богослужений и исправления треб (до 472 руб. в год), проценты с общего капитала причта в 2 434 руб., составлявшие около 90 руб.
Поддерживался храм и пожертвованиями живших в Покровском землевладельцев. Так, помещица Н.Н. Молчанова завещала 8 000 руб. «на исправление… церкви» и 3 000 руб. на «поминовение … души» с условием, что деньги будут внесены в Государственный банк под проценты, из которых 1/3 часть должна была поступать в доход церкви, 2/3 в пользу священнослужителей. Сам же капитал должен был оставаться в неприкосновенности. Также Молчанова завещала церкви «все без исключения находящиеся в доме … святые иконы, столовое и чайное серебро, мельхиоровый сервиз».
Мать и младшая сестра помещицы погибли при пожаре в собственном доме зимой 1832 г., когда Надежде Николаевне было 15 лет. Пережившая в отрочестве трагедию, Молчанова отличалась особой религиозностью, любила совершать паломничество по святым местам, принимать в своем доме странников, не жалела средств на благотворительность.
За всю историю храма в нем сменилось немало поколений священников, дьяконов, псаломщиков. Упоминание Покровского и храма в различных документах позволяют выявить их имена. Все члены причта Покровского храма вели традиционный для сельского духовенства образ жизни: несли тяготы по содержанию больших семей, занимались ведением домашнего хозяйства, зачастую испытывали материальную нужду.
После прихода к власти большевиков храм постигла обычная для того времени участь. В начале 1930-х гг. он был закрыт, затем его пытались разрушить. Сначала сняли и увезли колокола. Впоследствии, как вспоминали старожилы, местные «активисты», чтобы получить разрешение на разборку храма, черной краской сымитировали на его стенах трещины. Но план не удался: очень уж прочной оказалась кладка.
Жительница села Е.А. Сироткина вспоминала, что в 1930-х г.г. в церкви была устроена столовая для рабочих небольшого химического завода, действовавшего вплоть до военных времен. По свидетельству Анны Ивановны Голубевой (1926 г. рожд.), во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Одно время размещалось подсобное хозяйство, плели соломенные маты для огорода. Позже в церкви располагался клуб, склад для зерна, мукомольня, которую местные жители почему-то называли «дэкаушка». После 70-х годов ХХ в. здание храма было заброшено.
Ни попытки разрушить храм, ни варварское использование не по назначению не стерли его с лица земли. Колокольня и четверик церкви, пусть без главки, крестов и окон, сохранились и доныне. Как говорилось выше, внутри четверика еще довольно хорошо просматривается стенная роспись. Постановлением № 598 главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. Покровский храм объявлен памятником архитектуры регионального значения и включен в Свод памятников архитектуры Костромской области.
От церкви по-прежнему открывается великолепный вид на окрестности, а внутри, несмотря на запустение, ощущается благодать. Изредка священниками соседних сел здесь служатся молебны, а заглянувшие в храм паломники или любопытствующие туристы имеют возможность зажечь свечу и помолиться перед принесенной кем-то иконой Пресвятой Богородицы, неустанно простирающей свой Покров над старинным селом с красивым названием – село Покровское, что на Сендеге.
Любовь Александровна Чернова, заведующая отделом Дома А.Н. Островского Музея-заповедника «Щелыково», История храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского, что на Сендеге