ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великое. Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы.


Великое. Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный ансамбль. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:не ранее 1707.
Адрес:
Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-он., с. Великое

Координаты: 57.34837, 39.773708





Сортировка:

Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2022
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2022
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2022
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Юрий Моченов
15 сентября 2022
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 августа 2021
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Алексей Кротов
30 марта 2018
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Сергей Сол
26 июля 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
KotelnikovR.
29 апреля 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
27 октября 2012
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 сентября 2011
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 сентября 2011
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Лузин Дмитрий.
31 июля 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, ограда<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
ограда
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 июня 2020
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, северная часовня-башня<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
северная часовня-башня
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 июня 2020
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, южная часовня-башня<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
южная часовня-башня
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 июня 2020
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Алексей Кротов
30 марта 2018
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Алексей Кротов
30 марта 2018
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Алексей Кротов
30 марта 2018
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
tradtextil
10 августа 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Андреева Ирина
1 августа 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Андреева Ирина
1 августа 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 сентября 2011
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
yozik
21 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
yozik
21 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
yozik
21 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
yozik
21 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
yozik
21 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Башня ограды (?)<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Башня ограды (?)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Башня ограды (?)<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Башня ограды (?)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 июня 2009
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Евгений
8 апреля 2006
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Юрий Моченов
31 декабря 2017
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Почтовая открытка нач. ХХ века. Надпись: с. Великое. Кремль.<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. Надпись: с. Великое. Кремль.
Алексей Кротов
1 июля 1900
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Фотоснимок с сайта: velikoemuzeum.ru<br>, Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Фотоснимок с сайта: velikoemuzeum.ru
Алексей Кротов
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
Паладьев Павел
27 февраля 2018
Ансамбль церквей Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, , Великое, Гаврилов-Ямский район, Ярославская область
VladiN
23 июня 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 сентября 2011

В центре села, недалеко от Чёрного пруда, возвышается два огромных храма и высокая колокольня между ними – это и есть Великосельский кремль. Соборная колокольня служит объединяющим звеном двух памятников летней церкви Рождества Богородицы и зимней церкви Покрова Богородицы. Строительство колокольни было завершено в 1758 году. Она семиярусная, в основе лежит четверик, а на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Не раз село было пристанищем русских царей. В 1613 году по пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом неоднократно останавливался Пётр I. Государь, вероятно, запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить героев Полтавской битвы, Пётр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение.

К северу от колокольни расположена летняя церковь Рождества Богородицы, воздвигнутая в 1712 году в честь победы русских над шведами. Церковь Рождества Богородицы названа в честь рождения Пресвятой Девы Марии. Строилась церковь по личному указанию фельдмаршала Аникиты Ивановича Репнина. Аниките Ивановичу Репнину достался в прямом и переносном смысле царский подарок – село он получил за победу над шведами под Полтавой. Она положила начало всему архитектурному ансамблю. Здание церкви прямоугольной формы. Стены и перекрытия из кирпича местного производства. Храм был увенчан пятью куполами, смещёнными к востоку. Центральный купол находится не в центре, а смещён к алтарю. Стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, некоторые из них сохранились и по сей день.

www.golddomes.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2014

Великое, село крестьян-собственников, при прудах, в 4 верстах от реки Которости и в 30 верстах от Ярославля; 825 дворов, 2156 душ муж. пола и 2386 жен. пола.

Три каменные церкви: - Рождества Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: Смоленской Пресвятой Богородицы и св. Димитрия Солунского, основана в 1712 году, - во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, основана в 1846 году, - Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая, основана в 1741 году.

Кроме того, есть еще единоверческая церковь. Есть волостное правление, двухклассное училище, богадельня, почтовая станция, свечносальный завод, различные лавки. Базары по понедельникам и пятницам, с 1 – 10 сентября - ярмарка.

Село это считается средоточием выделки полотна, известного под названием «Ярославского», имеет фабрички и белильные заводы. В самом селе полотна приготовляется до 60 000 кусков, а вообще, в околотке тканьем полотен занимаются до 10 000 человек, и полотна приготовляется на 6 миллионов рублей. Близ села находится большая полотняная фабрика Локалова.

А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г.


Марина Зуйкова  16 мая 2019

Храмовый комплекс «Великосельский Кремль» возник не сразу, и начало было положено возведением каменного храма в честь Рождества Божией Матери в 1712 году. Финансирование строительства по большей части легло на плечи фельдмаршала и князя А.И. Репнина, близкого соратника и друга Петра I , который подарил с.Великое своему «любимцу» в 1703 году. Храм пятиглавый, с тремя апсидами, в традициях ярославского зодчества рубежа 17-18 веков. В храме были престолы в честь Рождества Богородицы, Смоленской иконы Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского. Во второй половине 18 века храм был расписан. В 1812 году возле храма был отслужен молебен и дано благословение ополченцам-ярославцам, направляющимся для участия в Отечественной войне. В 1741 году на средства Петра Ивановича Репнина, внука А.И. Репнина, сооружен каменный храм в честь Покрова Божией Матери с дополнительным престолом святителя Николая Чудотворца. Храм построен из кирпича, принадлежит к типу бесстолпных, трапезных, пятиглавых. Яркий пример ярославского храмового зодчества середины 18 века, в котором соединены черты нарышкинского и западно-европейского барокко.

http://velikoselskiy.cerkov.ru/velikoselskiy-kreml/istoriya/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2024

«…Три церкви: главная, холодная, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с престолами при нем: в честь Смоленской Божией Матери (28 июля) и в честь святого Великомученика Димитрия Солунскаго (26 октября); теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) с престолом в честь Святителя и Чудотворца Николая (6 декабря и 9 мая) и кладбищенская церковь, теплая, в честь иконы Боголюбской Божией Матери (18 июня). Все три церкви зданием каменныя. Построены - Рождество-Богородицкая в 1712 г.; Покрова Пресвятой Богородицы в 1742 г. Кладбищенский храм построен в 1847 году усердием церковнаго старосты крестьянина села Великаго Михаила Крашенинникова и доброхотных дателей.

Великое село издревле было царское, или дворцовое село, при Петре Великом с 30 июня 1708 князя Репнина, а после г. Яковлева и наследниц его. Наравне с Храмовыми праздниками чтутся святые иконы: Умиления Божией Матери (24 мая) и Тихвинской Божией Матери (26 июля). История установления празднования Боголюбской Божией Матери такова. Во время нашествия французов в 1812 году чудотворная икона Божией Матери Умиления из Мазанова Преображенскаго девичьяго монастыря Могилевской епархии была носима по разным городам, в 1813 года мая 24 прибыла в с. Великое. В память сего, по особому благочестивому усердию жителей села, к 15 числу августа 1814 г. была для храма списана точная копия на кипарисной доске и установлено празднование сему образу 24 мая. Празднование иконе Тихвинской Божией Матери установлено в 1856 г. июня 26-го, в благодарное воспоминание избавления от холеры, свирепствовавшей в приходе в 1853 г. В сей день совершается всенощная и литургия с водоосвящением и бывает крестный ход вокруг села.

При церкви каменная часовня в угловой башне, близ холодной церкви. Церковной земли 178 десятин 1246 кв. сажени, из коей 90 десятин 585 кв. сажени пахотной, 46 десятин 1861 кв. сажени сенокосной и 41 десятина 1200 кв. сажени под лесной зарослью. Для помещения причта два дома: каменный двухэтажный и деревянный. В каменном доме 6 квартир. В верхнем этаже две священническия и в нижнем 4 квартиры священнику, диакону и двум псаломщикам; в деревянном – квартира псаломщика. Церковнаго капитала 19206 р.

Приход Рождества Пресвятыя Богородицы состоит из 8 селений: 1) села Великаго 2658 м. п., 2811 ж. п., деревень: 2) Шалавы 89 м. п., 108 ж. п.; 3) Плотины 141 м. п., 170 ж. п. 4) Романцева 55 м. п., 62 ж. п. 5) Чертакова 95 м. п., 97 ж. п. 6) Седельницы 56 м. п., 75 ж. п. 7) Воробьева 42 м. п., 51 ж. п. и 8) Марковиц 100 м. п., 89 ж. п.

Село Великое расположено в местности, окруженной с трех сторон – севера, запада и юга – высокими холмами и лежит как бы в котловине. К востоку местность отлого склоняется к р. Которосли, протекающей от села в 5-6 верстах. В самом селе два пруда, поражающие своей величиной: каждым посещающим село они принимаются за озера. Адрес: с. Великое.

В приходе имеются школы: второклассная церковно-приходская женская с образцовою начальною при ней, церковно-приходская и школа грамоты. Двухклассное мужское министерства народнаго просвещения и смешанная земская – в селе Великом. В приходских деревнях в Плотине церковно-приходская и Марковицах школа грамоты.

Благотворительное учреждение – «Общество Христианская помощь». Деятельность общества ограничивается селом Великим. Общество имеет интернат для сирот - детей, в возрасте от 8-9 лет до 14-15 лет, со школою и мастерскими: для девочек швейная, мальчиков столярная. Для престарелых богадельня на 20 человек. Средства «Общества Христианская помощь» – каждогодный взнос от наследниц А. А. Локалова в количестве 5000 руб. и проценты с капитала, находящагося в билетах, по книжке сберегательной кассы и членские взносы.

Штатный состав причта семичленный: три священника, диакон и три псаломщика. Причтоваго капитала билетами 10356 р.…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 81-83

Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии - Рыбин, Константин Григорьевич - Cистема онлайн-просмотра (rsl.ru)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 апреля 2025

Рождественско-Богородицкий храмовый ансамбль располагается в центре села Великого, на берегу большого пруда и занимает обширную территорию, прямоугольную в плане. Комплекс, состоящий из двух церквей и колокольни складывался на протяжении XVIII – I-ой половины XIX вв. Ведущее место в нём занимают церковь Рождества Богородицы, колокольня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, созданные в бытность владельцами села Великое, представителями княжеского рода Репниных. Рассматривая Рождественско-Богородицкий храмовый комплекс с архитектурной точки зрения, хотелось бы отметить прежде всего незаурядность архитектурно-художественного облика церкви Покрова Пресвятой Богородицы, созданной, скорее всего, по проекту столичного архитектора, но осуществленной местными строителями.

Привлекает внимание изразцовый декор Покровской церкви и колокольни, где наряду с традиционныи ярославским орнаментом присутствует сюжетный рисунок, характерный для петровской эпохи. Такое оригинальное композиционное решение, не имеющее аналогий в соседних областях, позволяет предположить наличие местного керамического производства. Тем более, что дошедшие до нас сведения сообщают о существовании в селе Великом издавна кирпичного завода. Ко времени владения селом Репниным относится строительство еще двух зданий: княжеских хором (1725 г., просуществовали до 1880-х гг.).

С конца XVIII в. формирование Рождественско-Богородицкого ансамбля продолжается... К этому периоду относится сохранившаяся до наших дней пристройка к церкви Покрова Пресвятой Богородицы и кладовая в юго-восточной части "великосельского кремля". Следующие сооружения воздвигнуты после Отечественной войны 1812 г. Это - пристройка к церкви Рождества Богородицы, часовни, здание в восточной части ансамбля, святые ворота, позднее в 1840-х гг. построены торговые ряды и две пристройки, южная и северная, к колокольне. Эти сооружения, исходя из принципов стилевого направления позднего классицизма, решили задачу ансамблевой завершенности комплекса в целом. В 1712 г. в ознаменование победы над шведами фельдмаршал князь А.И. Репнин построил холодную каменную церковь Рождества Богородицы с тремя престолами: в честь Рождества Богородицы, в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Димитрия Солунского.

В 1756 г. в Великом произошёл большой пожар; сгорело более половины села. В огне пожара тогда пострадала и церковь. В 1847 г., 23 июля также был зафиксирован сильный пожар в Великом, истребивший «200 домов и самые лучшие строения села». Вновь тогда пострадала летняя церковь. Многочисленные пожары - в 1848 г. (в этот год в селе случилось аж 4 пожара), в 1861 г. (тогда сгорело 30 домов), в 1867 г., в 1872 г. (сгорело более 90 домов), в 1877 г. (сгорело 110 домов, пострадало 160 дворов, в том числе и дом для церковнослужителей), не могли не отразиться на изначальном облике церкви Рождества Богородицы. Поскольку в 1887 г. встречаются сведения о золочении иконостаса в церкви, можно предположить, что в конце 1870-х - 1880-х гг. летний Богородице-Рождественский храм капитально ремонтировался. В 1890 г. вокруг церкви устроены асфальтовые мостовые за счет прихожан. В 1812 году возле храма был отслужен молебен и дано благословение ополченцам-ярославцам направляющихся для участия в Отечественной Войне. Другим значимым сооружением великосельского кремля является рядом стоящая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1741 г. новый владелец Великого, Петр Иванович Репнин, внук А.И. Репнина, строит теплый каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с двумя престолами: Покрова Богородицы и чудотворца Николая. Храм построен из кирпича, принадлежит к типу бесстолпных, трапезных, пятиглавых. Яркий пример ярославского храмового зодчества середины 18 века, в котором соединены черты нарышкинского и западноевропейского барокко. В 1765 г. во время большого пожара в селе могла пострадала и эта церковь. Вероятно, после пожара, теплый храм также ремонтировался, а в последней четверти XVIII в. с севера к основному объёму была пристроена небольшая пристройка. История перестроек Покровской церкви в XIX в. неизвестна, но сведения о многочисленных пожарах в Великом (1847, 1848, 1861, 1867, 1872, 1877 гг.) дают возможность предположить, что велись частые ремонтные работы и этом храме. Время создания стенописи Покровско-Богородицкой церкви не упоминается в печатных материалах, но известно, что в 1887 г. живопись поновлялась.

В 1758-1761 гг. построена подрядчиком Иваном Зарубиным соборная колокольня высотой 56 метров. В рукописи местного жителя Ведерникова приводятся воспоминания его предков о том, что на этом месте до нынешней колокольни существовала еще одна, которая была более высокой и разрушилась из-за неправильного строительства внутристенной лестницы. В 1842 г. во время сильной грозы молния повредила главу колокольни, «подчасовым кругом отшибло довольно немалую часть карниза, сам же круг остался цел». Считается, что окно на втором ярусе колокольни, обращённое на запад, символизирует прорубленное "окно в Европу". Ещё во многих источниках пишут, что куранты, устроенные на самом высоком сооружении села Великое, отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. Несомненно, что неоднократные пожары 40-70-х гг. XIX в. наносили существенный урон зданиям.

Недалеко от храмового комплекса (Великосельского кремля) располагалась слободка Кузнечиха, т.к. в I-й половине ХVIII века основным промыслом жителей села стало кузнечное дело. Постепенно у Черного пруда вырастал большой т.н. Кузнечный ряд. Со времененем кузнечное производство пришло в упадок, промышленные сооружения-кузницы, утратив свое назначение, постепенно разрушались, а в 1909 г. остатки кузнечных рядов с берега Черного пруда были перенесены за улицу Охлопенку на Коромысловскую дорогу. В этом же году Черный пруд был вычищен и благоустроен, а на его берегу построено двухэтажное здание земской школы.

С северной и западной стороны от ансамбля церкви Рождества Богородицы располагался торговый комплекс: с севера – несколько кладовых палаток конца XVIII – начала XIX вв., с запада в 1840-х гг. построены Торговые ряды, которые в 1877 г. пострадали от пожара и были вновь сразу же отремонтированы. Остатки торговых рядов и сегодня располагаются в непосредственной близости от храмового комплекса. Во время пожара 1877 г. сгорели церковные дома, а уже осенью того же года были построены новый двухэтажный каменный церковный дом для причта и деревянный церковный дом.

Известно, что в 1861 г. Богородице-Рождественскому храму принадлежало 137 десятин церковной земли, а в 1908 г. - 178 десятин. В архиве ГСООКН ЯО имеется справка, содержащая сведения о строительстве церковной ограды в конце XVIII – начале XIX вв. Первоначально она обходила весь комплекс, охватывая значительную территорию к востоку от храмов. Сейчас от ограды сохранились лишь три угловых павильона-башни, здание и церковные входные ворота в её центральной части с восточной стороны. В "Кратких сведениях о монастырях и церквах Ярославской Епархии" за 1908 г. приводится следующая информация об великосельском ансамбле: «Три церкви: главная, холодная, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с престолами при нем: в честь Смоленской Божией Матери (28 июля) и в честь св. Великомученика Дмитрия Солунскаго (26 окт.): теплая в честь Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.) с престолом в честь Свят. и Чуд. Николая (6 дек. и 9 мая)… Все три церкви зданием каменныя. Построены Рождество-Богородицкая в 1712г.; Покрова Пресв. Богородицы в 1742 г. …Великое село издревле было царское, или дворцовое село, при Петре Великом с 30 июня 1708 кн. Репнина, а после г-на Петра Саввича Яковлева (Яковлевы открыли в Великом полотняную мануфактуру) и наследнице его…»

Ансамбль церкви Рождества Богородицы XVIII - XIX вв. включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения Решением исполнительногокомитета Ярославского областного совета народных депутатов от 26.06.1986 № 406 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного значения для постановки под государственную охрану», постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 «Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области».

Великосёлы часто называют храмовый комплекс, что расположился в центре села на берегу огромного пруда - великосельским Кремлём, в состав которого входит грандиозный храм Рождества Богородицы, увенчанный пятью главами, пятью огромными зелеными куполами. К югу от него расположилась невысокая, изящная, но просторная Покровская церковь, над белыми стенами, над голубой кровлей которой поднимаются пять легких главок. И еще это 56 – метровая ярусная колокольня между церквами, которая зрительно «собрала» весь «кремлевский» ансамбль. У подножия этих колоссов сохранились фрагменты ограды, когда-то опоясывавшей весь храмовый комплекс, святые ворота, три башенки-часовни, который отмечали углы «Кремля», и лавки, встроенные в ограду с запада. Цельный, гармоничный, выразительный «Кремль».

Довольно точно и убедительно сказал гость села, побывавший в Великом специалист из Казани Рощектаев Андрей Владимирович: «Тончайшая ажурность многоарочной звонницы в сочетании с мощным монолитом собора создает парадоксальною, контрастную гармонию. Они изумительно дополняют друг друга – эти слишком разные постройки одного ансамбля! Не будь такой высокой колокольни, комплекс казался бы тяжелым и заземлённым. Будь собор похож на колокольню – получился бы обычный легкий барочный ансамбль. А здесь – ярчайший символ соединения Руси древней, допетровской, и России молодой, так и рвущейся куда-то…»

С сайта: portal.yarregion.ru›upload/iblock/df7/Ярославский центр содействия научной реставрации им. З.В. Полещук/Объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви Рождества Богородицы», XVIII - XIX вв. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-н, с. Великое, Советская ул.) и сайта: https://selo-velikoe.ru/content/velikoselskii-ansambl/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 апреля 2025

В 1708 (1709) году Великое было пожаловано Государём Петром I фельдмаршалу, своему любимцу, князю Аниките Репнину, который в 1709 году заложил там каменную церковь Рождества Богородицы в честь победы русского воинства на поле Полтавской битвы. Он охранял Петра Алексеевича во время стрелецких волнений, участвовал в Азовских походах. В ходе Северной войны участвовал в ряде сражений. При его непосредственном участии были взяты Нотебург, Ниеншанц и др., но в 1708 году он потерпел поражение при Головчино и был разжалован из генералов в солдаты. За отличие в бою при Лесной был снова восстановлен в чине генерала. В Полтавском сражении 27 июня 1709 г, во многом предопределившем исход Северной войны со шведами, Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в центре позиции, за свои действия и победу был удостоен от царя высшей награды - ордена Святого Андрея Первозванного. Это был в прямом и переносном смысле «царский подарок». Переход села в частные руки был ознаменован началом каменного строительства.

В первой половине XVIII века были возведены Покровская церковь и колокольня, которые вместе с Рождественской образовали традиционный для сельской застройки комплекс приходских церквей из летнего и зимнего храмов и звонницы. Известно, что ещё в 70-х годах XVII века в Великом находилась деревянная церковь Рождества Пречистой Богородицы. После Полтавского сражения в 1709 году князь Репнин начал строительство каменной церкви во имя Рождества Богородицы с приделами Смоленской иконы Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. Размеры храма при закладке были 10 х 15 саженей (21,3 х 31,95 м), высота 37 м. Даже по прошествии 300 лет Рождества-Богородицкая церковь остается одной из крупнейших (возможно самой большой) приходской церковью в Ярославском крае.

Храм Рождества Богородицы является архитектурной доминантной ансамбля. При закладке храма была выбрана шестистолпная конструкция, характерная для больших соборных храмов — шесть внутренних опор, сдвинутое к востоку пятиглавие, три апсиды. Такая плановая структура была применена Аристотелем Фиораванти при строительстве Успенского собора Московского Кремля. До конца XVII века шестистолпные храмы строились в качестве епархиальных соборов, главных церквей больших городов или важных монастырей. В начале XVIII века несколько шестистолпных храмов были построены в качестве городских приходских церквей.

Храм Рождества Богородицы в селе Великом в настоящее время является единственным шестистолпным храмом построенным в сельском приходе. Проект церкви был во многом уникален, своды опираются на 6 столпов, а клироса (для певчих) были расположены над алтарем. Храм был построен местными мастерами из кирпича, изготовленного на местном кирпичном заводе. По существовавшей в XVIII веке традиции перед закладкой храма выбирался образец, по которому он будет построен. Специалисты обращают внимание на сильное сходство церкви Рождества Богородицы с Успенским собором в Ярославле, который был построен в 1659-1674 годах. Основные объёмы храмов близки по размерам, только по высоте несущих стен храм в селе Великом несколько уступает своему прототипу. Внешнее оформление собора весьма лаконично: продольные фасады разделены на четыре прясла, ограниченных городчатым карнизом, стену венчает ряд декоративных закомар.

В XIX веке церковь была окрашена в белый цвет, полукруги закомар были расписаны фресками, с запада был пристроен просторный притвор, напоминавший притвор Ярославского Успенского собора. В интерьере примечательно устройство алтарной части. Строители храма использовали распространенный в ярославском зодчестве прием, ограничив высоту алтарного пространства невысокими сводами — при этом в восточном нефе над сводами образовался так называемый «ярославский тайник». В великосельской церкви, однако, это пространство освещено через окошко в южной стене, и, по рассказам, использовалось как хоры.

В церкви Рождества Богородицы сохранилась живопись, исполненная, как гласит надпись на откосе северных алтарных дверей, в царствование Александра I. Общее впечатление от цветовой гаммы определяет прохладный красно-розовый тон, на котором звучными пятнами выделяются синие одежды Христа и белые страницы книг и развернутых свитков с надписями. Границы сюжетов определяют рисованные рамы разнообразных форм — прямоугольные, овальные, восьмигранные. В тематике росписи совсем не отразилось богородичное посвящение церкви, на стенах мы видим евангельский цикл с подробно иллюстрированными притчами и чудесами Христа. Особенное внимание уделяют создатели росписи теме конца света. Сюжеты Апокалипсиса занимают все своды центральной части храма, а на западной стене изображен «Страшный суд». Освящённый в 1712 году, собор считается первым в истории храмом-памятником в честь Полтавской победы. По соседству от величественного Рождественского храма, расположилась белоснежная каменная церковь Покрова Богородицы выстроенная в 1740—1747 годах при князе Петре Ивановиче Репнине.

Храм был двухпрестольным, с приделом в честь Николая Чудотворца. Основной объём церкви представляет собой вытянутый по оси восток-запад параллелепипед с низкой трехкамерной апсидой в восточной части, что неожиданно напоминает памятники XVII века, например, Дивную церковь Углича и Троицкую церковь в Аристове. Теплая бесстолпная церковь увенчана пятью легкими главками, четыре из которых — голубые со звездами — установлены по углам основного объема, а центральная с лемехом золотого цвета венчает середину храма. В 1910 году храм был перестроен по проекту архитектора Трубникова: в трапезной были разобраны столбы и изменена конструкция свода, на боковых фасадах появились новые окна с барочными наличниками. Над западным фасадом был построен фронтон, увенчанный тремя маковками.

С 1930-х годов в храме располагался сельский клуб, в котором часто устраивались торжественные мероприятия, выступления местных коллективов художественной самодеятельности и приезжих артистов. Сейчас возвращенный верующим храм находится в хорошем состоянии, в нём проходят богослужения. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является прекрасным примером того, как в наружном убранстве сочетаются элементы нарышкинского стиля и западноевропейского барокко. Алтарные окна украшены многоцветными изразцами, внутри которых находятся бело-голубые плитки с сюжетами на голландский манер, изображающие животных, пейзажи, фигуры людей. Остальные окна храма при реконструкции 1910 года были обрамлены типичными барочными наличниками с колонками.

Особенно любопытны сложные наличники со сферическими завершениями больших венецианских окон на северной и южной стороне церкви, которые несколько выбиваются из общего декора. Наружные стены украшены невысоким кирпичными рельефами, карнизом, лопатками на углах. Возвышающаяся между церквями колокольня была возведена на месте старой, которая разрушилась из-за ошибок при строительстве. Строительством существующей колокольни в 1758-1761 годах заведовал подрядчик Иван Зарубин. Декор трёх нижних ярусов колокольни очень близок по духу Рождественской церкви. Простоту сооружения оттеняет маленькое оконце с фигурным наличником, расположенное с западной стороны, за которым закрепилось название «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. 56-метровая колокольня с мощным монолитным основанием переходит в ажурные арки и устремляется к небесам.

Церковная ограда объединяла Великосельский кремль. До начала XIX века внутри ограды находилось приходское кладбище. Сейчас от ограды остались три часовенки, некогда обозначавшие углы кладбища, и торговые ряды возле церкви, построенные в 1820-х годах. Церковный комплекс, являясь смысловой доминантой сельского пространства, формирует его уникальный облик и одновременно задает принцип планировки улиц, расходящихся из центра лучами. Площадь перед кремлём, торговыми рядами и Чёрным прудом была общественным центром села. Вокруг этого центра и расположены улицы села пятью кольцами, так называемыми посадами, которые как лучами пересекаются слободками. В Великом и сейчас сохранилось несколько улиц, застроенных только по одной стороне, так, чтобы все дома были обращены фасадом к кремлю. Подобная радиально-кольцевая планировка весьма редкая для ярославских сёл и деревень.

С сайта: https://selo-velikoe.ru/content/velikoselskii-ansambl/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.