ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ордино. Церковь Троицы Живоначальной.


Ордино. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Илии Пророка, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1812.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., Угличский район, с.Ордино

Координаты: 57.603436, 37.928642



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, из личного авторского собрания. автор Д.А.<br>, Ордино, Угличский район, Ярославская область
из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
1 августа 2003
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
25 апреля 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
25 апреля 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
25 апреля 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
dachauglich
27 февраля 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Ордино, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Троицы Живоначальной, Снимок до 1917 года, Из фонда Этнографического музея кацкарей.<br>, Ордино, Угличский район, Ярославская область
Снимок до 1917 года, Из фонда Этнографического музея кацкарей.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012
Церковь Троицы Живоначальной, Снимок 1920-х годов. Из фонда Этнографического музея кацкарей.<br>, Ордино, Угличский район, Ярославская область
Снимок 1920-х годов. Из фонда Этнографического музея кацкарей.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 марта 2011

Ордино. Церковь Троицы Живоначальной. Построена в 1812 году на средства прихожан. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, которая упоминалась в летописях 1625, 1629, 1630 годов как принадлежавшая Угличскому Покровскому монастырю. Каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней. Престолов три: во имя Святой Живоначальной Троицы; во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя Пророка Илии. При храме были церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство.

Храи закрыт в 1935 году. По воспоминаниям местных жителей, храм был варварски разрушен. Иконы сброшены на пол, разрублены топорами и сожжены в церкви. В 1983 – 1989 годах восстановлен на средства колхоза «Победа» с целью использования под клуб. В храме находился склад. В 1993 году передан Русской Православной Церкви.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2024

Село Ордино принадлежит к числу наиболее известных населённых пунктов Угличского района. Оно примечательно старинными преданиями, богатой историей и главной достопримечательностью – церковью Живоначальной Троицы (1812). Стройный изящный храм на редкость гармонично соотнесен с местными природными пейзажами – долиной реки Кадки, холмами и перелесками. Пятиглавая церковь с высокой вертикалью колокольни выглядит столь привычной и глубоко обоснованной, что трудно даже представить её в каком-то ином виде. Но таковы особенности творческого созидания – храмоздатели более двух веков назад могли выбрать и другое архитектурное решение.

Село известно со второй половины XV века – князь Андрей Большой приобрёл земли у какого-то вотчинника и передал Покровскому монастырю в обмен на другие владения. Вплоть до 1764 года село с прилегавшими деревнями являлось монастырской вотчиной. В древности оно называлось иначе – сельцо Ильинское. Наименование «Ордино», встречается в источниках со второй половины XVI века. Например, в жалованной грамоте царевича Димитрия Ивановича 1585 года упоминается «в Углечском уезде… да в Кадском стану село Ильинское Ордино з деревнями».

В Писцовых книгах 1629-1631 годов значится «церковь Св. пророка Илии древяна клетцки, а в церкве образы и книги, и ризы, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение монастырское…» Очевидно, в дальнейшем небольшой храм клетского типа был перестроен – в описи 1678 года сообщается: «В Катцком стану село Ордино на реке на Катке. А в нём церковь св. Троицы, да в пределе св. пророка Ильи древяная». Это первое упоминание о новом главном престоле в честь Живоначальной Троицы.

В описных книгах Покровского монастыря 1702 года приведено более подробное описание: «…деревянная, рублена клецки, глава чешуйчатая шатровая, крест железной, опаян немецким железом, а по мере церковь длиннику 7 саж., поперечнику 2 саж. с 2 арш. … сход деревянной на 2 стороны. Колокольница деревянная, глава шатровая; крест деревянной, опаян белым железом…»

Деревянная церковь со временем обветшала. 11 октября 1760 года по грамоте ростовского митрополита Арсения архимандрит Покровского монастыря Геннадий заложил каменный храм «на церковном погосте, на новом твёрдом и безопасном месте». Каменную церковь Живоначальной Троицы 13 июня 1766 года освятил по благословению епископа Афанасия ключарь ростовского Успенского собора иерей Пётр Михайлов.

Правда, здание оказалось недолговечным. В 1800 году о церкви сообщалось: «… от слабого смотрения о прочности в основании фундамента пришла в ветхость: 1) в капитальных стенах как на правой, так и на левой сторонах есть немалые расселины, 2) также в капитальной стене, разделяющей церковь с алтарём, в отверстии против самых царских дверей составляющая великую опасность расселина, из которой уже начинают валиться кирпичи, а равно тому и связь железная, содержащая ту стену, от слабости фундамента разорвалась пополам и отвело концы вершка на три, отчего видится уже к священнослужению совершенная опасность».

Была ещё вторая церковь – деревянная, во имя Покрова Пресвятой Богородица, – но она тоже обветшала. Священно-церковнослужители 27 августа 1800 года подали прошение архиепископу Павлу, прося разрешить разобрать Троицкую церковь и на её месте построить новую с Покровским приделом в трапезной по правой стороне. Одновременно подали прошение и приходские люди – использовать на строение имеющиеся церковные деньги, а по недостатку суммы дать из Консистории шнуровую книгу для записи пожертвований. Вместе с тем прихожане во избежание остановки строительства на волостном общем сходе приняли на себя обязательство сделать необходимые пожертвования-«спомоществования». Приговор схода 15 августа засвидетельствован волостным головой, вотчинным и церковным старостами, сотским и старшиной.

Епархиальным начальством после сбора необходимых сведений даны храмоздательная грамота от 31 декабря 1800 года, и указ Консистории – 14 февраля 1801 года. В документах упоминались план и фасад на ту церковь, утверждённые архиепископом Павлом. В этом деле им предстояло сыграть особую роль.

По прошествии некоторого времени, 6 марта 1802 года, выдана шнуровая книга «для записки имеющего быть у них подаемой от доброхотных дателей на построение в том селе вновь каменной церкви… денежной суммы прихода и расхода. С таким притом подтверждением, чтоб приход и расход той суммы записыван был ими суще справедливо. Приход без утайки, а расход без излишества. А по совершенном означенной церкви и придела строением окончания сию книгу для произведения по ней надлежащего счета представить обратно в Консисторию».

Очевидно, изначально планировалось построить небольшой храм наподобие прежнего, но 13 марта 1802 года причт и приходские люди вновь подают прошение архиерею. Они писали, что по «великости прихода нашего» церковь «выйдет скудна и недостаточна, а притом и фасадом неблаголепна». Поэтому хотели «построить уже с двумя приделами и по другому плану и фасаду», которые при сём прилагали. Очевидно, это был проект, выполненный в провинциальных условиях землемером или каким-либо иным знающим человеком, учитывавший местные традиции и пожелания заказчиков.

Данным обстоятельством воспользовался проживавший в деревне Дуново помещик статский советник Василий Тимофеев сын Болотников. 12 июня 1802 года он тоже подал прошение, в котором предлагал другой проект, «коего фасад Вашему Высокопреосвященству мною представлен был прежде для строения по нему новой же церкви Мышкинского уезда в селе Рожествене, что в Кадке, который Вашим Высокопреосвященством уже и отослан в Ярославскую духовную консисторию для строения по нём в означенном селе Рожествене новой каменной церкви».

Итак, круг замкнулся – мы вновь вернулись к церкви села Рождествена «в Кадке», для которой в начале XIX века был утверждён новый проект, каковой В.Т. Болотников намеревался применить и в Ордине. Было бы интересно узнать суть проекта – в архивном деле содержится план здания. Можно видеть широкий квадратный храм с выступами-ризалитами по каждому фасаду. В интерьере присутствуют смещённые к углам четыре столпа, поддерживающие арки и своды. К обширному средокрестию с запада и востока примыкают полукруглые экседры, оформленные колоннами. Ряды парных колонн занимают и боковые пространства между столбами. Данная структура делит интерьер на три продольных нефа – главный престол и приделы. При этом средний неф широкий, овальный в плане, окаймлённый колоннадами. В левом приделе могло предполагаться отопление несколькими печами.

Несмотря на отсутствие фасада вполне возможно представить и внешний облик храма – его должны были завершать большой центральный купол и четыре меньших угловых. Ризалиты выполнены в виде лоджий с парными колоннами и статуарными нишами. В угловых частях крупные оконные проёмы.

Чертёж представляет масштабный храм в классическом стиле, непривычной для провинции академической столичной архитектуры. И что ещё более важно, данный план вполне узнаваем – он близко повторяет Знаменскую церковь Санкт-Петербурга, стоявшую на площади Московского вокзала. Храм был построен в 1794-1804 годах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова (1762-1823). Различия планов двух зданий столь минимальны, что заимствование можно признать несомненным фактом. Очевидно, как и в ранее описанных случаях, один из местных помещиков – В.Т. Болотников – заказал копии чертежей или получил один из вариантов проекта.

В данном контексте интересна архитектура церкви села Рождествена «в Кадке». Храмовая часть представляла собой крупный кубический объём, завершённый фронтонами и пятью куполами на световых барабанах. Нельзя исключить, что в основу был положен обозначенный проект, но заказчики и артель каменщиков значительно его переработали в соответствии с местными вкусами и практическими соображениями. Так, объём стал двухсветным, были устранены ризалиты и портики, добавлены алтарные апсиды и трапезная, изменены формы куполов… Предположение документально обоснованно и может объяснить появление в селе храма соборного типа.

Особенность столичного проекта – овальный центральный неф, окаймлённый колоннадами. Нетрудно догадаться, что его прообраз – храм Святой Софии в Константинополе. «Греческий проект» императрицы Екатерины II был популярен в отечественной культуре с начала 1780-х годов. В 1782-1788 годах возведен Софийский собор Царского села, спроектированный Ч. Камероном, И.Е. Старовым. Здание весьма далеко от прототипа, но первые проектные варианты вызвали немалый интерес и множество подражаний, в числе которых была и работа Ф.И. Демерцова – Знаменская церковь. Подобный храм мог появиться и на Угличской земле, но замыслу не довелось осуществиться.

19 июля 1802 года благочинному был направлен указ из Консистории – предъявить план ординским прихожанам, кроме крестьян помещика В.Т. Болотникова, и получить письменные показания, согласны ли они строить по нему свою приходскую каменную церковь. В октябре получен ответ: «по приложенному плану… строить не согласны, потому что как наличной церковной сумме, так и по состоянию нашему быть может нам крайним отягощением». Кроме того, оказалось, что в приходе села Ордина не имелось крестьян помещика Болотникова – были крепостные других дворян, но большую часть составляли крестьяне Экономического ведомства (бывшей монастырской вотчины).

Архиепископ Павел 5 декабря 1802 года разрешил строить церковь по желанию большинства прихожан – с трапезной и колокольней. При этом следовало устранить некоторые недостатки в проекте и вновь представить на утверждение.

В июле 1803 года приходские люди направили прошение и новый план. В нём, в частности, было изменено устройство трапезной, в которой на разных этапах предполагались возвышенные своды или опиравшиеся на четыре столпа, а в итоге решено сделать деревянный накатный потолок. 26 августа 1803 года утверждены доработанные план и фасад, а 3 октября направлен указ благочинному.

Так завершилось обозначенное дело. Оно явственно свидетельствует, что освобождённые из крепостной зависимости крестьяне Экономического ведомства могли отстоять свои позиции от авантюрных попыток окрестных помещиков. Им был глубоко чужд классицистический храм с продольными нефами и колоннадами. Куда привычнее пятиглавая церковь с трапезной и колокольней, восходящая к традициям ещё XVII века. Епархиальное начальство также не возражало, уважая обычаи и мнение прихожан.

Статья Евгения Лиуконена "Эхо «греческого проекта» на Угличской земле". Эхо «греческого проекта» на Угличской земле (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 мая 2024

«…Троицкая села Ордина церковь каменная, приходская; прочна; о трех престолах: 1) Святой Троицы, 2) в честь Покрова Божией Матери и 3) в честь Пророка Илии. Построена тщанием прихожан в 1812 году. Церковной земли 77 дес. 748 саж. Церковный деревянный крытый железом дом для жительства священника; деревянный на каменном фундаменте дом для помещения церковно-приходской школы; каменная сторожка. Церковнаго капитала 6729 руб.

Прихожан в селе Ордино 116 мужского пола и 148 женского. В деревнях: Воронцове 41 муж., 67 жен., в 0,5 вер.; Трухино 122 муж., 132 жен., в 0,5 вер.; Курцево 34 муж., 51 жен., в 1 вер.; Тимофеево 56 муж., 76 жен., в 1 вер.; Мякишеве 71 муж., 93 жен., в 2 вер.; Ширабокове 91 муж., 101 жен., в 2 вер.; Дягилеве 55 муж., 50 жен., в 2 вер.; Голыханове 30 муж., 58 жен., в 1 вер.; Медлево 103 муж., 122 жен., в 2 вер.; Чурилкове 13 муж., 16 жен., в 2 вер.; Дунове 219 муж., 250 жен., в 3 вер.

Село Ордино расположено на высоком берегу реки Кадки. Почтовый адрес: [село] Рождествено, Ярославской губернии. Телеграфный: город Углич. В селе церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтоваго капитала в билетах 3006 руб…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 383. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003752578?page=194&rotate=0&theme=white


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

Сооружена в 1812 году, и заключает в себе три престола: 1) Святыя Живоначальныя Троицы; 2) Покрова Пресвятыя Богородицы и 3) Святаго Пророка Илии. Земли церковной 41 десятина. Всего в приходе 13 селений, 239 домов, число душ 785 мужского пола и 961 женского: Ордино, при реке Кадке, 33 дом., число душ 108 муж., 137 жен.; Воронцово, при реке Кадке, 20 дом., число душ 57 муж., 63 жен.; Трухино, при реке Кадке, 26 дом., число душ 102 муж., 114 жен.; Курцово, 10 дом., число душ 33 муж., 40 жен.; Тимофеево, 15 дом., число душ 44 муж., 46 жен.; Голыханово, 9 дом., число душ 34 муж., 37 жен.; Мякишево, при реке Кадке, 16 дом., число душ 59 муж., 62 жен.; Широбоково, при реке Кадке, 21 дом., число душ 72 муж., 80 жен.; Дугилево, при реке Кадке, 11 дом., число душ 27 муж., 48 жен.; Ташлыки, 8 дом., число душ 28 муж., 34 жен.; Дуново, при реке Шумаровке, 42 дом., число душ 139 муж., 188 жен.; Медлево, при реке Щелковке, 24 дом., число душ 70 муж., 95 жен.; Чурилково, 4 дом., число душ 12 муж., 17 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

(№ селения 3835). В казенном селе [Ордино] между левой стороной большой Санкт-Петербургской дороги и рекой Корожечна было 45 дворов, проживало 269 человек (120 мужского пола и 149 женского). Имелась церковь. Расположено при реке Кадке. Поселение находилось от: уездного города в 35 верстах; квартиры станового пристава в 12 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 1-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

с. Ордино (Ардино) | Urban2080


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

Кацкая вотчина Угличского Покровского монастыря.

Наш питерский читатель Геннадий Иванович Махаев прислал письмо, а в нём тщательно переписанная статья из старинных, 1869 года, «Ярославских губернских ведомостей», кои он отыскал в архивах северной столицы. В статье — глядим и глазам своим не верим — подробнейшее описание кацкой вотчины Угличского Покровского монастыря. Причём автор Николай Фёдорович Лавров ссылается на такие документы, о которых мы раньше и слыхом не слыхивали, а древность-то какая: 1476 год — XV век.

Склоняемся в почтении пред столь ценной для нас краеведческой работой жившего полтораста лет назад Н. Ф Лаврова, благодарим сердечно счастливо обретшего её Г. И. Махаева и перепечатываем ту часть, что касается Кацкого стана. Тех же, кто возжелает ознакомиться с документом полностью, отсылаем в «Ярославские губернские ведомости» № 37 от 11 сентября 1869 года — статья Лаврова Н.Ф. «Село Спасское и Ордино».

Село Ордино Мышкинского уезда при реке Кадке, А в нём церковь, ныне существующая, сооружена в 1812 году с тремя пре­столами: 1) Святой Живоначальной Троицы, 2) Покрова Пресвятой Богородицы и 3) Святого Пророка Илии. Земли церковной в 1860 году — 41 десятина, в селе Ордине крестьянских 33 дома; мужчин — 108, женщин — 137 человек.

По столбцам 1664 года в селе церковь Пресвятой Троицы с приделом Святого Пророка Илии, деревянная. При церкви поп Фёдор Андриянов, в келье просвирница, в селе 9 дворов крестьянских с бобыльскими.

По столбцам 1654 года при селе Ордине пустоши: Будекино, Гришино и Овчуково. В селе 10 дворов, из них крестьянских 4 двора (в них 34 человека), бобыльских — 3 (людей то ж). Две деревни новопоставленные, в них крестьянских дворов 5, людей 19 человек, а вместе всего 16 дворов крестьян 53 человека; 3 двора бобыльских, людей то ж).

В 1625 году в селе Ордине была церковь во имя Святого Пророка Илии - деревянная, «клецки». Церковь была монастырскою, при ней был вдовый поп Агафон Григорьев.

В том же селе было: 1 двор монастырский. 2 двора крестьянских и 1 двор бобыльский. Пашни па­ханой «середней» земли монастырской 10 четвертей, крестьянской - 5 четвертей, перелогов - 15 четвертей, лесом поросло по 20 четвертей в поле, сена - 40 копён.

Поступило село Ордино в вотчину Покровского монастыря ещё под названием сельца Ильинского по Данной грамоте князя Угличского Андрея Васильевича в 1476 году, в которой читаем: при игумене Паисии выменены князем домовое сельцо Ковезинское в Кадке, пустошь Пантелеево, сельцо Токареве деревня Якинское, деревня Кузнецовская, деревня Трубеновская, сельцо Киндяково, селище Сагабеткино, а в промене своей купли дал Покровскому монастырю сельцо Ильинское.

К селу Ордину принадлежат деревни:

1. Воронцово при реке Кадке. В ней в I860 году было 20 домов, мужчин 57, женщин 63 человек. По столбцам, относя­щимся к 1649 - 1678 годам, крестьян — 1 двор, а также 1 двор монастырский, в котором жили монастырские работники и служебники. В 1664 году крестьян - 2 двора, в 1654 году — то же. В 1625 году деревня Воронцово— пустошь; в ней было пашни перелог середней земли 7 четвертей, лесом поросло по 28 четвертей в поле; сена 8 копён. Поступила деревня Воронцово в вотчину Покровского монастыря по Данной Угличского князя Андрея Васильевича в 1476 году.

2. Трухино. В ней в 1860 году было 26 домов, мужчин — 102, женщин - 114 человек. В 1649 — 1678 годах крестьян — 1 двор, в 1664 году - 2 двора, в 1654 году — то же. В 1625 Трухино — пустошь, в ней было пашни лесом поросло середней земли по 15 четвертей в голе; сена 7 копён. Поступило же Трухино в вотчину Покровского монастыря в 1476 году по Данной Угличского князя Андрея Васильевича.

3. Курцово. В ней в 1860 году было 10 домов, мужчин — 33, женщин — 40 человек. Поступила в вотчину Покровского монастыря по Данной грамоте Угличского князя Андрея Васильевича в 1476 году.

4. Тимофеевская. В ней в 1860 году было 15 домов, мужчин – 47, женщин — 46 человек. В 1664 году пишется: «вновь поставлена»: в ней было 2 двора монастырских служек, крестьян — 1 двор. В 1629-1630 годах была пустошью, в которой было леса 20 десятин; сена 40 копён. Когда же поступила в вотчину Покровского монастыря неизвестно.

5. Голыханово. В ней в 1860 году было 9 домов, мужчин - 34, женщин -- 37 человек. В 1664 году пишется: «вновь поставлена»; в ней были 1 двор кре­стьянский и 1 двор бобыльский. В 1629-1630 годах была пустошью, в которой было перелогов 3 четверти, лесом поросло 20 четвертей; сена 40 копён. Когда поступила в вотчину Покровского монастыря неизвестно.

6. Мякишево, в старину Микишево, при реке Кадке. В ней в 1860 году было 16 домов, мужчин — 59, женщин - 62 человека. В 625 году Мякишево было пустошью, в ней было пашни лесом поросшей середней земли по 18 четвертей в поле; сена 6 копён. Поступила в вотчину Покровского монастыря в 1476 году по Данной грамоте Угличского князя Андрея Васильевича.

7. Широбоково при реке Кадке. В ней в 1860 году было 21 дом, мужчин 72, женщин — 80 человек. В 1664 году пишется: «вновь поставлена»; в ней было крестьянских 2 двора. В 1625 году в ней было лесом поросло по 30 четвертей в поле; сена 20 копён. Поступила в вотчину Покровского монастыря в 1476 году по Данной грамоте Угличского князя Андрея Васильевича.

8. Дягилево, в старину Дягильцево, при реке Кадке. В ней в 1860 году было 11 домов, мужчин — 27, женщин 48 человек. В 1625 году пустошь Дягильцево, в ней было пашни перелогов середней земли 6 четвертей, лесом поросло по 14 четвертей в поле; сена 20 копён. Поступила в вотчину Покровского монастыря в 1476 году по Данной грамоте Угличского князя Андрея Васильевича.

9. Ташлыки. В 1860 году в ней было 8 домов, мужчин — 28, женщин - 34 человека. В 1629—1630 годах была пустошью; в ней было пашни лесом поросшей 10 четвертей; сена 10 копён. Когда поступила в вотчину Покровского монастыря — неизвестно.

10. Дуново при речке Шуморовке. В 1860 году в ней было 42 дома, мужчин - 139, женщин — 188 человек. В столбцах 1685 года есть село Дунаево — видимо, это и есть Дуново. Когда поступила в вотчину Покровского монастыря — неизвестно.

Публикация Г. И. Махаева, г. Санкт-Петербург.

Кацкая летопись № 128


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2024

«…Ордино. Средневековое и еще бытующее название в среде духовенства – Троицкое на Кадке. Весьма крупное и оживленное селение, которое, почему-то, неизменно находилось в центре исторических и политических событий, происходящих у Угличском княжестве, затем уезде. Сначала татары устроили в нём свою ставку, куда свозили дань с западной части «Углече поля». Затем поляки не оставили без внимания данное селение, огнем и мечем уничтожив больше его половины. В 16 -18 веках село Ордино Кацкого стана являлось подворьем Покровского Угличского монастыря. Уровень духовности населения возрастал в геометрической прогрессии.

Вспомним, какое количество монашествующих родом из с. Ордино Мышкинского уезда подвизалось в различных монастырях Ярославской и Тверской епархиях. Более двух десятков иноков и инокинь. Поверьте – это огромное количество, сравнимое с показателями среднечисленного города. С конца 18–го века село Ордино входит в состав Мышкинского уезда. Настал век 19, самый стабильный и прогрессивный период в жизни этого Кацкого поселения. Двести лет тому назад, в год наполеоновского вторжения в Россию и исторической Бородинской битвы, в один месяц - в сентябре 1812 года был освящен новый трехпрестольный красивейший храм во имя Святой Животворящей Троицы. Почему так получилось, не позже ни раньше? На все Воля Божия и человеку не дано понять Его Промыслы. Одно можно сказать определенно – народ, издревле населявший данную историческую территорию, в прямом смысле с честью всегда нес свой крест, жил по Божиим законам, «даже до смерти и смерти крестной», разделяя чашу страданий и испытаний со всей матушкой Россией. Здесь уместно вспомнить события 1919 года. Жестокое подавление отрядом Ярославского ЧК так называемого «бунта белогвардейских дезертиров» в Ордино. Тогда были расстреляны представители самых крепких семейств. И эта кровавая страница Ординской летописи никогда не сотрется в народной памяти.

Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что жизнеописание этого отдельно взятого селения, заслуживает весьма пристального изучения краеведов и историков. В своём повествовании сегодня мы остановимся на пороге того страшного переломного момента в истории России, когда ещё не грянула Февральская Революция, шла первая Мировая Война, а в воздухе уже витал «западный ветер перемен».

Итак, село Ордино, на дворе 1916 год, праздник Крещения Господня, 7 часов утра. В Троицком храме яблоку негде упасть, народ теснится на паперти и даже на улице у храма. Идет Праздничная Литургия. Служит местный священник – отец Павел Покровский совместно с весьма уважаемым диаконом Владимиром Порецким и молодым псаломщиком Александром Бобровым. Запомним священника и псаломщика, ведь им обоим предстоит сыграть ключевые роли в нашей истории.

Еще заутра местные мужики лопатами прочистили широкую тропу до Кадки, где почти 2 часа вырубали «Иордань». Вход по привычке шли все крестьянские отбойные инструменты: лом, топоры и пилы - одноручки. Трудили попеременно семьями, вахтенным методом. «Иордань» в селе Ордино всегда вырубалась в одном и том же месте, на «холодных ключах», в настоящее время – это самое широкое место Ординской Кадки, недалеко от современного купального пляжа. Лёд здесь был менее толстым в любой, даже 30-и градусный мороз. Ведь на дне били ключи, и река в этом месте никогда не промерзала. Глубина достаточная, чтобы окунуться с головой. После окончания вырубки «Иордани», мужчины переодевались в лучшую свою одежду и чинно шествовали в церковь на службу. Около проруби оставались дежурить подростки, топориками сбивая образующийся на глазах лёд. Присутствовать на службе в храме и молиться вместе с батюшкой и всеми сельчанами – было делом самым важным. Богоявление, Крещение Господне – это был одним из любимых праздником на Руси, наряду с Пасхой и Рождеством Христовым. <…>

Итак, в Троицком храме уже заканчивается праздничная служба. Неспешно, чинным порядком выстраивается крестный ход на реку. Впереди, по уставу шествует храмовый фонарь, его всегда поручали носить церковному старосте. За фонарём положено идти кресту. Честь понести храмовый крест выпадала самому уважаемому сельчанину или ктитору храма - как священник благословит. Далее шествовали хоругви, затем несли иконы, шли певчие и церковный клир. Замыкал шествие священник, в окружение сельчан. Нужно сказать, что на праздничную службу в Ординский храм приходили все его прихожане не только из с. Ордино, и народу всегда бывало великое множество.

По воспоминанием очевидцев, когда хоругвеносцы уже достигали вырубленной «иордани», народ ещё продолжал выходить из храма. Крестный ход растягивался в добрые полкилометра. Несли так же и свечи. Их зажигали от кадила около проруби. Кстати, интересное замечание – по свидетельству очевидцев крещенская прорубь на реке Кадке в селе Ордино имела округлую форму! Размер проруби достигал 1,2 метров в диаметре. Никаких крестов на реке люди не выпиливали, т. е. подобного языческого обычая у Ординских сельчан не было. Купание в проруби было принято, а прежде всего умывание крещенской водой, после её освящения. Священник прежде всего кропил церковные хоругви, затем иконы, а потом уже народ. Для освящения «Иордани» брали напрестольный старинный деревянный крест с латунными накладками, по преданию этот крест некогда принадлежал храму села Медлево. Крест обвязывался накрепко пеньковой верёвкой, с петлёй длинной в сажень. И вот отец Павел взял крест за конец веревки и под пение церковного хора: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение», медленно опустил его в воду…

Дальше случилось то, чего вероятнее всего в жизни села Ордино никогда и не случалось. Священник достал из проруби обрывок пеньковой верёвки, а креста на ней не было! Как могла порваться крепкая верёвка, возможно, зацепилась в проруби за острые выступы ледяной корки? Тогда с какой силой нужно было выдёргивать из проруби достаточно легкий деревянный крест, чтобы оборвать зацепившуюся верёвку. Но священник не применял никаких усилий, свободно вытащив обрывок верёвки из воды! Вот эта загадка для человеческого разумения и разрешается она только вмешательством Высшей силы! Нет сомнений, что это был особый, предупреждающий знак Божий свыше. А что же люди, прихожане и их реакция на случившееся?

По свидетельству очевидцев народ застыл в оцепенении. Первым пришел в себя и кинулся к проруби псаломщик Александр Бобров. Разодрав руки до крови, он тщетно обыскивал острые края ледяной проруби, пытался найти обрывок верёвки с крестом. Мужчины беспомощно переглядывались, женщины в ужасе начали причитать и плакать, дети метались и кричали, норовя того и гляди свалиться в прорубь. Начиналась настоящая паника. Народ был просто обескуражен происшедшим. Единственный, наверное, кто сохранил полное спокойствие в данной ситуации, был священник отец Павел. Он стоял, молча и тихо на краю окровавленной проруби, устремив свой взор куда-то вдаль. Далее, батюшка снял с себя фелонь и наперсный крест. Своим наперсным крестом отец Павел совершил положенное освящение воды, трижды погрузив его в прорубь. Несмотря ни на что, обряд освящения воды все же был совершен по всем церковным канонам. Люди начали успокаиваться, некоторые побрели по домам, и никто в то Крещение не изъявил желание окунуться в воду.

Не будем комментировать духовный смысл данного события – «имеющий очи, да увидит», к тому же история в течение 30 лет ясно дала ответы на все вопросы. По воспоминаниям очевидцев, одна лишь бабушка Васюта, как её звали сельчане (Васса Никифоровна Белова) уроженка села Медлева не побоялась умыться из крещенской проруби. Её было глубоко за 80 лет, этой бабушке, и жизнь она вела тихую и праведную, никого не обижала, никого не осуждала. Она была человеком добрым и светлым и явно имела духовное разумение. Священник относился к ней с должным уважением, как к человеку, имеющему духовный опыт. Бабушка Васса, по свидетельству очевидцев, ничего ни сказала тогда у проруби, только перекрестилась, и устало улыбнулась собравшимся вокруг неё людям. И была в этой светлой улыбке такая умиротворяющая сила и уверенность, что все обойдется, с Божией помощью люди выдержат все грядущие испытания, что выстоят перед лицом любого натиска врага рода человеческого, что уже бывало не раз в летописи конкретно этого села русской глубинки, да и всей необъятной многострадальной России.

Бабушка Васса мирно отошла ко Господу 14 декабря 1917 года, и была погребена на погосте села Ордино, ближе к паперти храма. Пока были живы сельчане, знавшие её лично, они прибирали могилку бабушки, а теперь её уже не найти. А что же церковный крест, утонувший в проруби зимой 1916 года? Его искали долго и тщетно мужики и мальчишки, обшарив всё дно Кадки от Ордина и ниже по течению реки. Искали даже в 1940-е и 50-е годы, да так и не нашли. Выходит, что, древний церковный крест, некогда принадлежащий упраздненному храму села Медлево, так и лежит по сей день на дне Кадки, освящая и животворя ее тихие изумрудные воды…»

По материалам статьи Е. Куликовой «Ординские « Водокрещи» 1916 года»

Светлые страницы: ОРДИНСКИЕ « ВОДОКРЕЩИ» 1916 года



Комментарии и обсуждение


«…Причт церкви села Ордина, 1861 г.: священник Григорий Розин, рукоположен в 1834 году из студентов семинарии, в 1852 году определён благочинным; диакон Пётр Фаворитов, обучался до среднего отделения семинарии, в 1829 году определен во причетника, а в 1833-м — во диакона; дьячок Андрей Троицкий, из низших школ, на службе с 1825 года; пономарь Дмитрий Отцевский, из низших классов, во причетничестве с 1861 года…»

По материалам статьи «Приходы Кацкого стана. Воскресенско-Кацкий приход» в газете мартыновских краеведов «Кацкая летопись», № 5-6 (100-101), май-июнь 2000 года.

Кацкая летопись № 100-101

1 февраля 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.