Собор Распятия Христова, являвшийся центральным сооружением Распятского Новорождественского монастыря, – одно из самых замечательных зданий Серпухова XVIII века. Он имел три престола: главный – Распятия Господня, придельные – Рождества Христова и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В плане храм представляет собой прямоугольное шестистолпное базиликальное сооружение, завершенное приземистым глухим восьмигранным барабаном с граненым куполом, увенчанными шпилем. Южный и северный фасады украшены треугольными фронтонами, в стенах прорезаны 23 больших окна. На восточной стене едва намечено алтарное полукружие. На фасадах Распятской церкви практически отсутствует наружный декор, за исключением кованого козырька XIX века над южным входом и фрагмента металлической оконной решетки на окне северной стены.
Заказчица, вероятно, хотела построить храм, не уступающий церквям Петербурга, о чем свидетельствуют и масштаб сооружения, и его планировка. За образец неизвестный архитектор взял храмы северной столицы. В церкви Распятия Христова присутствует то же стремление к внутреннему зальному пространству и большим оконным проемам, так же слабо выражена алтарная часть, тот же дух регулярности и рационализма, что и в современных ей храмах Санкт-Петербурга – первоначальных Петропавловском и Исаакиевском соборах. Кровля и купол церкви были надстроены несколько позже.
В 1750-х г.г. (по другим данным, в 1760-х г.г.) на средства купцов Серебренниковых были выстроены Святые врата, над которым возведена колокольня в формах провинциального барокко с четко выраженными ярусностью и вертикализмом. В первом ярусе расположены сами ворота с калитками по сторонам, над ними находится подсобное помещение (келья), выше поставлен вытянутый четверик, надстроенный восьмериком звона, который увенчан круглой главой. Ярусы колокольни разделены карнизами, проемы окон заключены в скромные рамочные наличники, грани восьмерика и четвериков декорированы пилястрами, в верхней части колокольни пилястры рустованы. Всеми этими деталями как бы сглажена монументальность и внушительность форм здания.
В конце XVIII столетия Новорождественский Распятский монастырь занимал целый квартал. Он был окружен каменной оградой, имевшей в плане форму неправильного четырехугольника. В углах ограды стояли четыре башни, которые использовались лишь в качестве хозяйственных построек. Расположенные со стороны Калужской улицы восточные Святые врата сооружены в конце XVIII в., уже после упразднения обители. Ворота с двумя калитками сложены из кирпича, декорированы белокаменными деталями и увенчаны треугольным фронтоном, они по своей симметричной композиции напоминают триумфальную арку.
Приход Распятской церкви, являвшейся одной из крупнейших в Серпухове, составляли жители близлежащих улиц и деревни Заборье. В 1825–1835 гг. священником в храме был Алексий Иванович Левитский, позднее являвшийся настоятелем Троицкого собора и благочинным Серпуховского округа. Во второй половине XIX в. причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, члены причта имели государственные и церковные награды. По данным на 1916 г., в здании колокольни действовала церковно-приходская школа.
В начале 1930-х г.г., после смерти настоятеля протоиерея Сергия Боголепова, церковь была закрыта. Здание передали медицинскому училищу и переоборудовали под общежитие: одноэтажный храм разделили внутри на два этажа, все признаки культового назначения здания были уничтожены. С северной стороны была пристроена котельная.
Во второй половине 2000-х г.г. церковь Распятия Христова была возвращена верующим. Возобновлены богослужения, которые в настоящее время совершаются регулярно.
http://www.bankgorodov.ru/sight/raspyatskiy-monastyr