«…В течение почти четырех веков одно из важных мест среди православных духовных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии, - указывает схиархимандрит Иоанн (Маслов; 1932-1991) в своей известной книге «Глинская пустынь». Глинская обитель с момента своего возникновения была средоточием церковной жизни. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига». Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, «школой Христовой».
Монастырь находится в селе Сосновка Глуховского района Сумской области (Украина), является ставропигиальным. Назван, вероятно, по фамилии князей Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни. Архимандриты Амвросий (Орнатский), Анатолий (Ключарев) и некоторые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что название «Глинская пустынь» происходит от якобы глинистой местности на правом берегу реки Обесты. По преданию, впервые зафиксированному в первой половине XIX в. преп. Филаретом (Данилевским), Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI в. местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
На месте явления иконы вскоре поселился пустынножитель. Он построил часовню, в сооружении которой, вероятно, принимали участие насельники Молченской Печепской (впоследствии Софрониевой) пустыни, а также владельцы данной местности князья Глинские, поэтому сама чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская».
В ХVІ в. при часовне селились пустынники, в том числе постриженики Молченского Путивльского монастыря. В конце ХVІ в. житель Крупецкой волости Фома Милонов построил на месте явления иконы деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Путивльский Молченский монастырь, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой волости 1685 г., с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Молченской обители на земли Глинского ухожья Севского уезда Крупецкой волости. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игумену Феодосию, иеромонахи Путивльского Молченского монастыря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской церкви.
Когда 13 декабря 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую волость гетману И. С. Мазепе, Глинская пустынь отошла к Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг., по благословению киевского митрополита Варлаама (Ясинского), Глинская пустынь была приписана Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована князю А. Д. Меншикову, который стал благотворителем обители. Он пожаловал Глинской пустыни около 5 тыс. гектаров земли, построил келии и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича) в Священный Синод сказано, что Глинская пустынь, благодаря дару «князя Меншикова, стала обширнейшей».
По прошению братии на имя митрополита Иосифа (Кроковского) в 1715 г. Глинская пустынь перешла в ведение Киевской митрополии. Указами императрицы Анны Иоанновны и Священного Синода от 11 октября 1731 г. Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана Путивльскому Молченскому монастырю; в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.
К 1764 г. в Глинской пустыни находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор (украшен резным позолоченным четырехъярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона), теплый Никольский храм, колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебня с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница, огород. В 1769 г. Никольская церковь, колокольня и весь архив сгорели.
В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор, на нижнем этаже которого освящены главный престол в честь Рождества Богородицы и теплый придел во имя Свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г. - Вознесения) Господня; около 1786 г. возведена каменная колокольня.
В Богородице-Рождественском храме справа от Царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.
К 1764 г. Глинская пустынь владела 4800 гектарами земли, рыбными ловлями на реках Клевени и Обесте, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев, к 1784 г. - 2523 га земли, в том числе строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 г. лишилась всех владений, указами императора Павла I от 18 декабря 1787 г. Глинская пустынь была наделена тридцатью десятинами земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено триста рублей «милостынного подаяния» в год.
Достоверные сведения о насельниках Глинской пустыни ХVІІ в. отсутствуют. 8 сентября 1704 г. в обители принял постриг монах Иона Суздалец, 7 марта 1705 г. - монах Моисей Москвитин, впоследствии проживавшие в Троице-Сергиевой Лавре. В донесении митрополита Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Глинской пустыни Даниила (Хрисанфиевича).
В 1730 г. в Глинской пустыни только старшей братии было не менее 13 человек, в 1764 г. строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г. - 35 насельников. В 1810-е гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 человек, в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей.
Начиная с 1760-1790 гг. в Глинскую пустынь ссылались священники-епитимийцы (причем не только Курской Духовной консисторией, но и Священным Синодом). Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив в обители короткое время. Начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных, и «в нее посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях». Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с деятельностью настоятеля (11 мая 1817 г. - 31 марта 1841 г.) преп. Филарета (Данилевского), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью».
По ходатайству епископа Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 г. Священный Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный преп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. Впоследствии игумен Филарет переписал его уставным письмом и переплел в кожу (хранится в РГИА).
В монастыре был введен особый Глинский распев. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтыри и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось водоосвящение. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму Дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).
Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в келиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу.
Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя Свт. Николая Чудотворца монастыря, Святогорского Успенского монастыря, Щегловского Тульского монастыря, Белогорского монастыря, Оптина Болховского монастыря, Бузулукского в честь Преображения Господня монастыря, Чуркинского Николаевского монастыря и др. <…>
К началу ХХ в. в Глинской пустыни было пять храмов (два из них в скитах). В самом центре обители на большой площади высился собор Рождества Пресвятой Богородицы. При игумене Филарете собор был капитально отремонтирован и освящен 6 сентября 1820 г. епископом Евгением.
В перестроенном в 1852-1864 гг. соборе, в сентябре 1864 г., епископом Курским Сергием (Ляпидевским) освящены южный придел во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, северный - святителя Алексия Московского и мученицы Александры. Монументальный, величественный собор имел пять куполов, три апсиды (центральные купол и апсида значительно большего размера), колокольню. В храме был поставлен резной с позолотой иконостас (стоимостью 10 тысяч рублей), сооруженный на средства благотворителя, харьковского помещика К. Д. Хрущова. Клиросы также были резные с позлащенными киотами. В храме были устроены хоры. Внутри храм был хорошо освещен и расписан священными изображениями. На каменной колокольне было 12 колоколов, самый большой - весом 705 пудов, стоимостью 16 тысяч рублей.
К югу от собора располагался теплый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с правым приделом Свт. Николая Чудотворца, левым - вмц. Варвары, построенный при игумене Евстратии в 1848-1850 гг. В 1889 г. при настоятеле схиархимандрите Иоанникии храм был расширен в три раза, под ним была устроена усыпальница. Особенностью Успенского храма (однокупольного, с тремя апсидами) являлись устроенные с его западной стороны широкие хоры, для отделения от мирян иноков, желающих уединенно молиться.
Внутри и снаружи, как упоминалось, храм был расписан священными изображениями. На западном фронтоне находилась икона Вознесения Господня, которая была видна издалека. Средний иконостас и иконостасы в приделах были деревянные, резные, позолоченные, пятиярусные. В среднем иконостасе, справа от Царских врат, находилась икона Спасителя, затем южные двери с изображением Архангела Гавриила и храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе (также пожертвованная в 1853 г. харьковским помещиком К. Д. Хрущовым).
Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоял на обширных каменных сводах Святых врат. При входе с гостиного двора все поклонялись поставленной над Святыми вратами Иверской иконе Божией Матери, присланной с Афона. Церковь одноглавая с одной апсидой. Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в октябре 1831 г. игуменом Филаретом. В ней был поставлен резной, из красного дерева, позолоченный четырехъярусный иконостас. Над Царскими вратами располагалась храмовая Иверская икона, вставленная в позолоченный круг.
Настоятель схиархимандрит Иоанникий устроил в Глинской пустыни четыре домовые церкви: в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе в 1896 г. (теплую, однопрестольную); деревянную домовую церковь Архангела Михаила в доме сеймских монастырских мельниц в г. Путивле (1893); теплую церковь Св. Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту (1899); церковь Вознесения Господня, устроенную в деревянном доме при хуторе Негровском (1908).
В начале ХХ в. в Глинской пустыни были построены следующие каменные сооружения: огра-да, 2-этажный архиерейский и 18 других корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, библиотека, 34 корпуса, занимаемых различными монастырскими службами (в том числе трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 774-781