ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сосновка. Богородице-Рождественская Глинская Пустынь.


Сосновка. Богородице-Рождественская Глинская Пустынь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1557.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Сумская область, Шосткинский район, с. Сосновка

Координаты: 51.601693, 34.080126
Проезд: Добираться до Глинской пустыни на общественном транспорте не очень удобно, но можно. «Воротами» в Глинскую пустынь станет город Глухов, где есть авто- и железнодорожный вокзалы. Затем местный автобус на Сосновку. Остановка «Глинская пустынь».
Путешествуя по святым местам на автомобиле, вы также ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
Добираться до Глинской пустыни на общественном транспорте не очень удобно, но можно. «Воротами» в Глинскую пустынь станет город Глухов, где есть авто- и железнодорожный вокзалы. Затем местный автобус на Сосновку. Остановка «Глинская пустынь».
Путешествуя по святым местам на автомобиле, вы также не минуете Глухова. Он находится вблизи трассы М-02 (украинская нумерация) или Е-101 (европейская нумерация). Едете ли вы со стороны границы с Россией или из Киева — вам все равно придется двигаться по этой трассе. Итак, смело поворачивайте с нее на Глухов, проезжайте город и выезжайте в направлении Сосновки и Шалыгина (дорога Т-2502). Указатели, направляющие путника к Глинской пустыни, на дороге тоже имеются, так что не заблудитесь.






Сортировка:

Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Наталия
22 марта 2010
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
21 сентября 2011
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Наталия
22 марта 2010
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Наталия
22 марта 2010
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Наталия
22 марта 2010
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Наталия
22 марта 2010
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, , Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, 1900—1917, Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/235020<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
1900—1917, Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/235020
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1917
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_000709279/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_000709279/viewer/
Андрей Агафонов
1912
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 сентября 1909
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, Рис. из журнала "Русский паломник"<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Рис. из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1906
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/
Андрей Агафонов
1905
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/
Андрей Агафонов
1905
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/
Андрей Агафонов
1905
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003543436/viewer/
Андрей Агафонов
1905
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010750927/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010750927/viewer/
Андрей Агафонов
1892
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, Живопись левее св. врат. http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010750929/viewer/<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Живопись левее св. врат. http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010750929/viewer/
Андрей Агафонов
1892
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, Ближний скит Глинской Пустыни, архивное фото.<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Ближний скит Глинской Пустыни, архивное фото.
Елена Григорьева
Богородице-Рождественская Глинская Пустынь, после обстрела<br>, Сосновка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
после обстрела
Сергей Ковров
4 мая 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   19 ноября 2016

В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители. 1-е документальное упоминание о Глинской пустыни как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась с перерывами до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским. К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов.

Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т.ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования.

С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству. В 1922 г. пустынь была закрыта. На момент закрытия в 1922 г. обитель имела около 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены.

В 1942 г. пустынь возродилась. К 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни».

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.

https://azbyka.ru/palomnik


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2017

Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне.

Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

С 1994 г. Глинская пустынь открыта для всех верующих.

https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/71339_glinskaya-pustyn-rozhdestva-presvyatoy-bogorodicy.htm


Сергей Ковров   6 апреля 2018

Расположена Пустынь на правом берегу реки Обесты, недалеко от впадения ее в реку Клевень, на красивой равнине. Возникновение обители связано с явлением на этом месте чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обретение иконы относится к началу первой половине ХVI столетия. В тот период эта местность входила в состав Крупецкой волости и была покрыта дремучим лесом, где пчеловоды ставили на деревьях ульи. Лес, в котором явилась икона, назывался "бортным ухожьем".

Обретение Чудотворного образа Богоматери происходило в дремучем лесу на одной из сосен пчеловодами, которую увидели сияющую чудесным светом. Из-под корня сосны, на которой было обретена икона Божией Матери, истекал источник целебной воды. К месту явления иконы стали стекаться множество людей. Один пустынножитель, имя которого осталось неизвестным, поселился около новоявленной иконы Божией Матери и построил часовню, в строении которой активно принимали участие иноки близлежащей Молченской Печерской пустыни, от чего чудотворная икона получила название "Пустынно-Глинская”. По окончании строительства часовни новоявленную икону Божией Матери сняли с вековой сосны и торжественно поставили в храме. На следующий день утром богомольцы увидели, что образ Богоматери не оказался в часовне. С великим страхом и трепетом иноки увидели икону снова находящуюся на том же месте, на сосне. Вторично настоятель приказал снять икону с сосны и поместить в храме. На следующее утро святыня снова промыслительно появилась на сосне. Тогда настоятель в третий раз не только приказал снять с дерева икону Богоматери и поставить ее в часовню, но и дерево повелел срубить. В конце ХVI столетия благочестивый житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Относительно названия пустыни "Глинская" существуют два различных мнения. Одни исследователи считали, что в этой местности горшечники добывали глину, другие, что происходит от фамилии князей Глинских. Наиболее достоверным является предположение, что название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи Пустыни, владевших этой местностью, потомков татарского хана Мамая.

Глинская Пустынь тесно связана с Путивльским Молченским Рождества Пресвятой Богородицы Печерским монастырем, основанным иноками Молченской Рождество-Богородицкой Печерской Пустыни, от которой получил свое название. В конце ХVI века, когда Молченская Пустынь пострадала от набегов татар, началось активное строительство Путивльского Молченского монастыря. В 1605 году, после разорения Молченской пустыни поляками, монахи этой обители оставили ее и переселились в Путивльский Молченский монастырь. С начала ХVI века и до 1648 года Глинская Пустынь накопила немалый духовный опыт пустынножительства, богатые духовные традиции. Путивльские иноки владели угодьями Глинской Пустыни с 1643 года, но более 40 лет не совершали в этой обители Богослужений. В начале ХVIII века в Глинской обители укрепилось материальное благосостояние. Пустынь владела многими землями, имела богатое монастырское хозяйство, в котором подвизались множество иноков. Духовная жизнь в Глинской Пустыни возрастала и привлекала множество богомольцев. Видя подъем духа братии этой обители, они стремились помочь ей в строительстве нового каменного храма. В мае 1781 года двухэтажная каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была освящена.

В храме Глинской Пустыни и его приделах иконостасы были деревянные, резные, позолоченные, иконы украшены серебряными ризами и венцами, половина церковных сосудов также были серебряными. Посреди храма Рождества Пресвятой Богородицы и Николаевского придела помещались паникадила. В конце ХVIII и начале XIX вв. соборный храм с приделами и колокольня были покрыты черным сибирским железом. Во владении Глинской Пустыни рос лес строевой и дровяной. К строевому лесу относились дуб, береза, клен, сосна, который был пригоден "для строевого и корабельного поделия". Вдоль сенных покосов - лес ореховый, ольховый, лозовый и ракитовый. В лесах водились медведи, волки, лисы, горностаи, лоси, дикие козы, зайцы, белки. На пахотных землях сеяли рожь, овес, гречиху. Землями Глинской Пустыни пользовались иноки и черкасы - вольные крестьяне, жившие в принадлежавшей обители слободке Шутовке. Крестьяне занимались хлебопашеством, женщины, кроме полевой работы, пряли лен, шерсть, поскань, ткали холсты и сукно для своего обихода и на продажу. Рядом с Пустынью иноками был устроен пруд, в котором поставили мучную мельницу. Обитель по-прежнему владела рыбным хозяйством: в реке и заливах иноки и крестьяне ловили судаков, лещей, головлей, а в озере - щук, окуней, плотву, ершей. Близ пустыни была устроена пасека. Кроме меда здесь собирали воск для изготовления свечей. Более того, за период 1764-1785 гг. иноки во главе с настоятелем благоустроили обитель: возвели первый каменный храм и обнесли пустынь с северной и восточной стороны каменной оградой, на углу которой была построена каменная башня, а в нем кладовая для хранения церковных денежных сборов. Кроме того, построили еще 4 новых здания.

В начале XIX века Глинскую Пустынь Святейший Синод использовал как духовную лечебницу, в которую направлялись для исправления виновных духовного сана и нередко посылались таковые, которые неисправимыми были в других монастырях. Одним из выдающихся подвижников XIX века Глинской Пустыни был игумен Филарет (Данилевский), настоятельствовавший обителью почти четверть века с 1817 по 1841 гг. Воспитанник Киево-Печерской Лавры и Софрониевой Пустыни, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца Трифиллия и настоятеля Софрониевой пустыни старца Феодосия (Маслова). За годы своего настоятельства Филарет преобразил Глинскую Пустынь духовно и внешне. Он постепенно ввел в обитель строгий общежительный устав по чину Святой Горы Афон, куда включались чин Богослужения, поминовений, порядок в трапезе, обязанности братии на послушаниях, келиях, обязанности настоятеля и старшей должностной братии; духовника, благочинного, ризничего, уставщика, казначея и других. Кроме молитвенного подвига и уставных особенностей Богослужения, Глинская Пустынь вносила свой вклад в духовное просвещение народа посредством строительства храмов. На средства благотворителя построил одноэтажный корпус, где помещалась просфорня и 6 келий, каменный корпус для столярной мастерской, маслобойню, два больших корпуса на гостинице, верхнюю часть монастырской ограды, въездные дальние ворота, а также перестроил деревянный иеромонашеский корпус на 16 келий.

В 1860 году каменная часовня Ближнего скита была обращена в теплый храм во имя святых праведных Иоакима и Анны. При храме была построена колокольня с шестью колоколами. В 1864 году была полностью завершена перестройка соборного храма, которую начал еще игумен Евстратий в 1852 году. Собор расширили за счет пристройки двух приделов. В нем были сохранены соразмерно высота храма, три престола: средний - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского и северный - во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси и мученицы царицы Александры. В 1874 году на средства благотворителя, киевского купца К.К. Ховалкина, началось строительство больничного корпуса в Глинской Пустыни для больных богомольцев и пристарелых монахов. В течение лета двухэтажный корпус больницы был возведен и покрыт листовым железом. Заведовал больницей назначаемый из числа братии инок-фельшер, который оказывал помощь больным под руководством врача, приглашаемого Пустынью из Путивля или Глухова. В годы русско-турецкой войны (1877-1878) в монастырской больнице был устроен лазарет для больных и раненных воинов. Щедро выделяла средства Глинская пустынь на нужды народного образования. Ежегодно с 1869 года обитель вносила на содержание духовных учебных заведений Курской епархии по 300 рублей серебром. К концу XIX столетия Глинская Пустынь ежегодно принимала до 45 тысяч богомольцев, а в начале XX - свыше 60 тысяч. Они размещались в монастырской странноприимнице, бесплатно пользовались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В период неурожая в 1891-1892 гг. Глинская Пустынь щедро оказывала помощь крестьянам хлебом и деньгами. С 1891 года Глинская Пустынь издавала духовно-нравственную литературу: "Глинские Богородицкие книжки", "Солнце", "Покайтеся", "Приготовьтесь ко сретению Жениха", "Поучительные примеры из жития святого Нифонта", "Как спасся блаженный Досифей" и много других назидательных книг и проповедей. В 1908 году обитель стала инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В целях укрепления устоев православной духовной и нравственной жизни в стенах обители открылся миссионерский кружок во имя святого апостола Иоанна Богослова. Все члены кружка освобождались от монастырских послушаний. Они занимались исключительно изучением Священного Писания в целях борьбы с сектантскими лжеучениями. Самое деятельное участие обитель принимала в оказании помощи армии и народу во время войны с Германией в 1914-1918 гг. На защиту Отечества из Глинской Пустыни было отправлено 75 послушников. Также в Пустыни был устроен лазарет для больных и раненных воинов на 20 человек.

С приходом советской власти все изменилось в обители. В начале власть отобрала часть монастырской земли, потом мельницу, которая перешла в ведение государства, а в мае 1922 года в соответствии с декретом ВЦИК от 16 февраля 1922 года было проведено изъятие монастырских ценностей. В сентябре 1922 года Глинская Пустынь была закрыта. После закрытия обители был образован детский городок имени В.И. Ленина, куда поместили детей голодающего Поволжья. Имущество монастыря было частью разграблено местными властями, частью вывезено в государственный фонд, а остальное пропало безвести. После закрытия Глинской Пустыни большое количество иноков перешли в другие монастыри, остальные служили на приходах. Почти все монашествующие Глинской Пустыни побывали в 1930-40-е гг. в ссылке и лагерях. До 1928 года на территории Глинской Пустыни находился детский городок. Затем организована сельскохозяйственная артель, которую в 1934 году реорганизовали в колхоз "Красный Октябрь”. В 1935 году колхоз перестроили в МТС, а в 1936 году - в промкомбинат по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, просуществовавший до Великой Отечественной войны. Летом 1941 года Сумская область, к которой с 1938 года относилась территория обители, была захватчена фашистами, а в 1942 году Глинская пустынь была вновь открыта. К 1942 году сохранилось лишь шесть полуразрушенных строений: больница с домовой церковью в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, двухэтажный архиерейский корпус и четыре братских корпуса. Колокольня была взорвана сразу же после закрытия обители, храмы - несколько позже. В феврале 1923 года все храмы обители, в том числе и в скитах, перечислены в описи имущества детского городка, но по данным аналогичной описи за апрель 1927 года, на территории пустыни их уже не было. Весной 1947 года по решению Шалыгинского райсовета Глинской Пустыни был отведен земельный участок размером 10 га. С этого времени начали сеять зерновые: овес, просо, ячмень, кукурузу и фасоль. В огороде выращивали самые необходимые овощи: картофель, капусту, огурцы и т.д. Кроме скота в обители завели пасеку. В середине 50-х годов XX века монастырь построил новый жилой дом с подвалом для овощей, кузницу, вырыл колодец, купил старый грузовой автомобиль, построил новое здание для пекарни, кухни и трапезную.

13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) подписал распоряжение о закрытии Глинской Пустыни. Была создана комиссия во главе с благочинным Глуховского района протоиереем Константином Лысенко, которая должна была принять все меры, чтобы закрытие монастыря прошло без эксцессов и неприятностей. 14 июля 1961 года монастырь со всех сторон был окружен работниками милиции и советско-партийного аппарата. К обители часто и быстро подъезжали грузовые машины, куда силой заталкивали иноков и быстро отвозили на ближайшую железнодорожную станцию. Монахам запретили брать с собой деньги, личные вещи и продукты питания. Все церковное имущество, монастырскую библиотеку по описи передали на хранение в Свято-Анастасиевскую церковь г. Глухова. Здание и все остальное монастырское имущество по акту были переданы Сосновскому дому инвалидов, позже преобразованному в дом-интернат для психохроников, который был расположен на территории Глинской Пустыни.

В 1994 году монастырь возродился. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 сентября 1996 года Глинской Пустыни ввиду ее особого исторического значения дана Ставропигия.

http://church-site.kiev.ua/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 января 2025

«…До закрытия, инициированного безбожной властью, в Глинской пустыни было пять храмов и четыре домовые церкви, проживало около трехсот насельников, число паломников святой обители достигало шестидесяти тысяч в год.

В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 г. - мельница, в мае 1922 г. изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В августе - сентябре 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта. В 20-е годы ХХ в. храмы и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение Глинской иконы неизвестно, согласно расписке 15 сентября 1922 г., ее «взяли» члены церковного совета жители села Шалыгино.

В корпусах Глинской пустыни был образован городок для голодающих детей Поволжья, В 1928 г. сельскохозяйственная артель, реорганизованная в 1934 г. в колхоз «Красный Октябрь» (село Сосновка), в 1936 г. в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря.

Часть братии перешли в Рыльский во имя Свт. Николая Чудотворца, Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигумен Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Николай (Хондарев), иеросхимонах Иоанн (Примаков) и другие. Последний настоятель, архимандрит Нектарий (Нуждин), жил в Путивле

После оккупации Сумской области фашистскими войсками (1941) в августе - сентябре 1942 г., по ходатайству церковной общины села Сварково, Глинская пустынь была открыта, настоятелем назначен архимандрит Нектарий (Нуждин), с 23 мая 1943 г. - схиархимандрит Серафим (Амелин), с 14 марта 1957 г. - архимандрит Таврион (Батозский), с 3 ноября 1958 г. - игумен Феоген (Таран), с 29 июля 1960 г. - игумен Модест (Гамов), с 12 апреля 1961 г. - иеромонах Даниил (Новиков). К концу 1942 г. в Глинской пустыни проживало двенадцать насельников, в 1943 г. - около 25, в 1952 г. - 60 (34 монаха и 26 послушников), в 1959 г. - 65 (54 монаха).

В 1942 г. Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека Глинской пустыни насчитывала около шестисот книг. Глинская пус- тынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили что могли (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. Пищу готовили на дровах и торфе, электричества и газа не было.

В 1943 г. Глинская пустынь получила от Сосновского сельского совета пять гектаров болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной 1947 г. Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около десяти гектаров земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К 1947 г. в Глинской пустыни было две лошади, два вола, три коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхимонаху Никодиму (Калиушу; †1953). С 4 часов утра служились полунощница, утреня, после 3-й и 6-й песни канона, а также после кафизм с амвона читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. С 7.30 читался Акафист Спасителю перед чудотворной иконой образа Спаса Нерукотворенного, в субботу - Божией Матери. С 9 часов совершалась литургия, с 11 часов - требы. С 16 часов - вечерня, с 18 часов - повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались.

Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтырь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный акафист Матери Божией, Часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам был звон, звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый - обихода и распевов Киево-Печерской Лавры. В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

Но и в 1940-1950-е гг. в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества. При схиархимандрите Серафиме братским духовником был схиигумен Антоний (Ветер), затем архимандрит Антоний (Прохода), схиархимандрит Серафим (Романцов), благочинным - иеросхимонах Иов (Полхов), затем схиархимандрит Андроник (Лукаш). С середины 1940-х гг. в Глинской пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и другие. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 г. были опытные подвижники: схииеромонах Оптиной пустыни Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского монастыря Симон (Хондошко), постриженик Святой Горы схимонах Варсонофий (Середа). По отзывам архиереев, «средоточием духовной жизни Глинской пустыни были старцы: схиархимандриты Серафим (Амелин), Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

В 1959 г. в Глинскую пустынь приезжало несколько комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского и Ахтырского епископа Иоасафа паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 г. епископ Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Глинской пустыни. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Глинской пустыни, инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впоследствии психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, библиотека были переданы на хранение в Анастасиевскую церковь города Глухова. Среди святынь до 1996 г. в ней находилась копия чудотворной Глинской иконы.

Новейшие времена Глинской пустыни

В 70-80-е гг. ХХ в. постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов), исследовав фонды Глинской пустыни в архивах, частично восстановил архив пустыни (около 4 тысяч единиц хранения), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена Церкви, с 12 сентября 1996 г. - ставропигиальная Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Наместник архимандрит Пантелеймон (Бащук). В 2005 г. в пустыни проживало 7 иеромонахов и 6 монахов. 

Восстановлены и митрополитом Киевским Владимиром освящены: надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); построенный Никольский храм (2001) с колокольней. В селе Ямполь на месте разрушенного был возведен Спасо-Преображенский храм (2001) (настоятель архимандрит Николай), при котором открыто подворье.

На месте Ближнего скита в 1990 г. схиархимандрит Иоанн (Маслов) расчистил и восстановил сруб над источником у места явления чудотворной иконы. В 2002 г. в скиту на месте явления освящена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом со скитом находится монастырское кладбище. Особо почитается могила монаха Феодота (Левченко; †1859).

На месте Дальнего скита освящен источник. Живет один насельник. В храме Св. Николая находятся копия Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, мощи настоятеля схиархимандрита Серафима (Амелина; †1958). Впервые они были обретены в 1961 г. при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище. Даже облачение и гроб старца не были повреждены тлением.

По монастырскому преданию, то есть по откровениям Глинских прозорливцев, Чудотворная Глинская икона еще явится в обитель, и будет построен соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы (место постройки храма указывал иеродиакон Георгий (Ефименко; † ок. 1961))…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 784-786


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 января 2025

«…В течение почти четырех веков одно из важных мест среди православных духовных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии, - указывает схиархимандрит Иоанн (Маслов; 1932-1991) в своей известной книге «Глинская пустынь». Глинская обитель с момента своего возникновения была средоточием церковной жизни. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига». Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, «школой Христовой».

Монастырь находится в селе Сосновка Глуховского района Сумской области (Украина), является ставропигиальным. Назван, вероятно, по фамилии князей Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни. Архимандриты Амвросий (Орнатский), Анатолий (Ключарев) и некоторые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что название «Глинская пустынь» происходит от якобы глинистой местности на правом берегу реки Обесты. По преданию, впервые зафиксированному в первой половине XIX в. преп. Филаретом (Данилевским), Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI в. местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

На месте явления иконы вскоре поселился пустынножитель. Он построил часовню, в сооружении которой, вероятно, принимали участие насельники Молченской Печепской (впоследствии Софрониевой) пустыни, а также владельцы данной местности князья Глинские, поэтому сама чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская».

В ХVІ в. при часовне селились пустынники, в том числе постриженики Молченского Путивльского монастыря. В конце ХVІ в. житель Крупецкой волости Фома Милонов построил на месте явления иконы деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Путивльский Молченский монастырь, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой волости 1685 г., с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Молченской обители на земли Глинского ухожья Севского уезда Крупецкой волости. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игумену Феодосию, иеромонахи Путивльского Молченского монастыря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской церкви.

Когда 13 декабря 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую волость гетману И. С. Мазепе, Глинская пустынь отошла к Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг., по благословению киевского митрополита Варлаама (Ясинского), Глинская пустынь была приписана Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована князю А. Д. Меншикову, который стал благотворителем обители. Он пожаловал Глинской пустыни около 5 тыс. гектаров земли, построил келии и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича) в Священный Синод сказано, что Глинская пустынь, благодаря дару «князя Меншикова, стала обширнейшей».

По прошению братии на имя митрополита Иосифа (Кроковского) в 1715 г. Глинская пустынь перешла в ведение Киевской митрополии. Указами императрицы Анны Иоанновны и Священного Синода от 11 октября 1731 г. Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана Путивльскому Молченскому монастырю; в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.

К 1764 г. в Глинской пустыни находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор (украшен резным позолоченным четырехъярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона), теплый Никольский храм, колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебня с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница, огород. В 1769 г. Никольская церковь, колокольня и весь архив сгорели.

В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор, на нижнем этаже которого освящены главный престол в честь Рождества Богородицы и теплый придел во имя Свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г. - Вознесения) Господня; около 1786 г. возведена каменная колокольня.

В Богородице-Рождественском храме справа от Царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.

К 1764 г. Глинская пустынь владела 4800 гектарами земли, рыбными ловлями на реках Клевени и Обесте, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев, к 1784 г. - 2523 га земли, в том числе строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 г. лишилась всех владений, указами императора Павла I от 18 декабря 1787 г. Глинская пустынь была наделена тридцатью десятинами земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено триста рублей «милостынного подаяния» в год.

Достоверные сведения о насельниках Глинской пустыни ХVІІ в. отсутствуют. 8 сентября 1704 г. в обители принял постриг монах Иона Суздалец, 7 марта 1705 г. - монах Моисей Москвитин, впоследствии проживавшие в Троице-Сергиевой Лавре. В донесении митрополита Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Глинской пустыни Даниила (Хрисанфиевича).

В 1730 г. в Глинской пустыни только старшей братии было не менее 13 человек, в 1764 г. строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г. - 35 насельников. В 1810-е гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 человек, в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей.

Начиная с 1760-1790 гг. в Глинскую пустынь ссылались священники-епитимийцы (причем не только Курской Духовной консисторией, но и Священным Синодом). Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив в обители короткое время. Начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных, и «в нее посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях». Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с деятельностью настоятеля (11 мая 1817 г. - 31 марта 1841 г.) преп. Филарета (Данилевского), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью».

По ходатайству епископа Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 г. Священный Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный преп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. Впоследствии игумен Филарет переписал его уставным письмом и переплел в кожу (хранится в РГИА).

В монастыре был введен особый Глинский распев. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтыри и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось водоосвящение. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму Дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).

Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в келиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу.

Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя Свт. Николая Чудотворца монастыря, Святогорского Успенского монастыря, Щегловского Тульского монастыря, Белогорского монастыря, Оптина Болховского монастыря, Бузулукского в честь Преображения Господня монастыря, Чуркинского Николаевского монастыря и др. <…>

К началу ХХ в. в Глинской пустыни было пять храмов (два из них в скитах). В самом центре обители на большой площади высился собор Рождества Пресвятой Богородицы. При игумене Филарете собор был капитально отремонтирован и освящен 6 сентября 1820 г. епископом Евгением.

В перестроенном в 1852-1864 гг. соборе, в сентябре 1864 г., епископом Курским Сергием (Ляпидевским) освящены южный придел во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, северный - святителя Алексия Московского и мученицы Александры. Монументальный, величественный собор имел пять куполов, три апсиды (центральные купол и апсида значительно большего размера), колокольню. В храме был поставлен резной с позолотой иконостас (стоимостью 10 тысяч рублей), сооруженный на средства благотворителя, харьковского помещика К. Д. Хрущова. Клиросы также были резные с позлащенными киотами. В храме были устроены хоры. Внутри храм был хорошо освещен и расписан священными изображениями. На каменной колокольне было 12 колоколов, самый большой - весом 705 пудов, стоимостью 16 тысяч рублей.

К югу от собора располагался теплый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с правым приделом Свт. Николая Чудотворца, левым - вмц. Варвары, построенный при игумене Евстратии в 1848-1850 гг. В 1889 г. при настоятеле схиархимандрите Иоанникии храм был расширен в три раза, под ним была устроена усыпальница. Особенностью Успенского храма (однокупольного, с тремя апсидами) являлись устроенные с его западной стороны широкие хоры, для отделения от мирян иноков, желающих уединенно молиться.

Внутри и снаружи, как упоминалось, храм был расписан священными изображениями. На западном фронтоне находилась икона Вознесения Господня, которая была видна издалека. Средний иконостас и иконостасы в приделах были деревянные, резные, позолоченные, пятиярусные. В среднем иконостасе, справа от Царских врат, находилась икона Спасителя, затем южные двери с изображением Архангела Гавриила и храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе (также пожертвованная в 1853 г. харьковским помещиком К. Д. Хрущовым).

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоял на обширных каменных сводах Святых врат. При входе с гостиного двора все поклонялись поставленной над Святыми вратами Иверской иконе Божией Матери, присланной с Афона. Церковь одноглавая с одной апсидой. Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в октябре 1831 г. игуменом Филаретом. В ней был поставлен резной, из красного дерева, позолоченный четырехъярусный иконостас. Над Царскими вратами располагалась храмовая Иверская икона, вставленная в позолоченный круг.

Настоятель схиархимандрит Иоанникий устроил в Глинской пустыни четыре домовые церкви: в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе в 1896 г. (теплую, однопрестольную); деревянную домовую церковь Архангела Михаила в доме сеймских монастырских мельниц в г. Путивле (1893); теплую церковь Св. Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту (1899); церковь Вознесения Господня, устроенную в деревянном доме при хуторе Негровском (1908).

В начале ХХ в. в Глинской пустыни были построены следующие каменные сооружения: огра-да, 2-этажный архиерейский и 18 других корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, библиотека, 34 корпуса, занимаемых различными монастырскими службами (в том числе трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 774-781



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.