История
На том месте, где теперь село Воронино и погост Воронинского прихода в прежние времена существовал монастырь мужской, или пустыня. В этом монастыре был храм во имя Успения Божией Матери. Об этом сохранился письменный акт. Из акта видно, что первым основателем монастыря был инок постриженец Переяславль-Залесского Борисоглебского монастыря Марк Ворона. От чего вероятно и местность получила свое название Воронино.
Последующая судьба монастыря неизвестна, так как вместе с храмами монастыря и со всеми прочими строениями сгорели и все письменные документы. Достоверно неизвестно и то, в каком именно году сгорела пустынь. По формулярам значится, что она упразднена в 1794 году.
От пустыни остались при церкви письменный документ о явлении иконы Божией Матери и образованы здесь иночества и икона Успения Божией Матери с частицами различных мощей. Вероятно, когда образовался здесь монастырь, тогда икона Успения Божией Матери с частицами мощей пожертвована была другой какой либо обителью.
Устное предание говорит, что икона была похищена во время пожара. После найдена у частного лица, который будто бы сознался и в поджоге монастыря, был казнен здесь, а икона возвращена в местную церковь. Прихожане, предки настоящих, вместо деревянной церкви во имя Богоявления Господня, устроили каменную и посвятили имени Успения Божией Матери. Так образовалась новейшая церковь в Воронине.
Икона Успения Божией Матери и ныне весьма чтима местными и окрестными жителями. Икона Одигитрии Божией Матери, вследствие явления которой образовалась пустынь, неизвестно где находится — она или сгорела во время пожара, или перешла в частные руки. При церкви в настоящее время находится копия с той, по преданию, существующая с самого образования прихода, но неизвестно оставшаяся ли от монастыря, или написанная с какого либо снимка.
Местность
Расположен приход в местности ровной, на большой С.-Петербургской дороге в г. Вологду, в 12 верстах, на юго-восток от уездного города Череповца. Граничит с севера с деревнями Ильинского и Борисовского приходов, с востока с приходами Козохотским и Колечновским, с юга с лесом гг. Попова и Верещагиных, с запада с пустошами различных владельцев помещиков.
Земля
Земли церковной 47 десят. 234. саж., именно: усадебной 1 дес. 1960 саж., пахотной 22 дес. 582 саж., сенокосной 16 дес. 1000 саж., неудобной под дорогами 7 десят. 1200 саж. Земля свойством подзол. Сообщение прихода с уездным городом во всякое время года удобное.
Содержание
На содержание причта Воронинской церкви получается: жалованья 150 руб., доходов до 125 руб. и от земли до 179 руб.; от продажи свеч получается прибыли в год до 14 руб. Сборов кошельковых и кружечных до 80 руб. в год. За отдачу в наем лавок во время ярмарки до 50 руб.
Здания:
- церковь деревянная,
- церковь каменная с колокольней,
- амбар для хранения сборного хлеба деревянный,
- одна часовня деревянная, д) двадцать четыре деревянные лавки и
- одна деревянная келья. У причта здания: три дома и двора, три амбара, один погреб, 2 бани и 2 овина. Библиотека церковная, кроме богослужебных книг, состоит из 50 томов догматического и нравственного содержания.
Школы
При Воронинской церкви с 1862 г. существует одна школа, в которой обучается до 27 мальчиков.
Селения
Всех селений, собственно принадлежащих приходу Воронинской церкви, 6: 1 село и 5 деревень. Село стоит при самой церкви на местности ровной, на большой С.-Петербургской дороге к г. Вологда. В нем, кроме церковно-служительских домов, 12 домов крестьянских. Государственных крестьян 34 муж. и 44 жен. пола.
На север, в 1 версте от церкви деревня Горка, стоит в местности низменной, на проселочной зимней дороге в г. Череповец из деревни Рослина; ,27 дворов и 72 мужск. и 68 жен. душ.
На северо-восток в 2 верстах от церкви деревня Рослино в местности ровной на той же дороге из Конечновского прихода и до деревни Починка. 43 двора, 108 муж. и 118 жен. пола душ. Крестьяне государственные.
На восток от церкви в 2 верстах деревня Озеро, расположена при незначительном озерке, простирающемся в окружности на 1 версту. Озеро наполнено ломом — малорыбное. В деревне Озере 7 домов деревянных и 1 каменный, 24 души муж. и 21 жен. Крестьяне государственные.
На север от церкви в 5 верстах, на проселочной дороге в Даргунский приход деревня Бурцево, на местности возвышенной. 43 домов, 25 душ муж. и 33 жен. Крестьяне государственные.
В 5,5 верстах на северо-восток от церкви деревня Лисьи Норы, расположена в местности несколько возвышенной, окруженной со всех сторон мелким лесом; 3 дома, 6 муж. и 13 жен. пола душ. Крестьяне государственные.
Кроме вышепоказанного количества крестьян есть еще принадлежащие Воронинскому приходу крестьяне в деревне Старом Домозерове 1 дом, 1 душа муж. пола и 2 женск.
Во всем Воронинском приходе 1 дом каменный, прочие все деревянные. Крестьяне русские, все исповедают православную веру. Деревянные дома крестьян кроются большей частью соломой и состоят из двух изб белой летней и курной зимней у каждого крестьянина.
Предрассудки
Хотя все прихожане исповедают православную веру, но при недостатке просвещения заражены многими предрассудками и суевериями. Так, например, крестьяне веруют в неотразимое предопределение и говорят: «чему быть тому не миновать, у всякого на роду написано». Кто зашивает платье, не снимая с себя, тот зашьет себе память. Когда зеваешь и не перекрестишься, то вселиться может нечистая сила.
Есть колдуны, могущие посадить дьявола в человека, навести болезнь, насадить килы. Примечают крестьяне, чья свеча, жениха или невесты более сгорит, тот скорее умрет. Когда у покойника глаза не совсем закрыты, то будет скоро другой покойник из того же дома. Обстриженные ногти крестьяне кладут за пазуху, чтобы на том свете лучше подыматься на мыльную гору.
Источник: "Новгородский сборник"/под ред. Богословского Н., 1866 г., 5 вып.