История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области.
Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа.
14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в №15 «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год.
***Возможно, документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.
10 мая 1927 г. – утверждён и зарегистрирован Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК) устав Богоявленского религиозного общества с передачей в бессрочное пользование Богоявленского храма с.Черемисского
***После того, как православное религиозное общество получило в бессрочное пользование Богоявленский храм в с.Черемисском, началось активное гонение служителей культа и православных прихожан. Некоторые жители села, негативно относящиеся к православию и религии, во главе с председателем Черемисского с/совета Буториным Николаем Ефимовичем с сентября 1927 года начали активно собирать и передавать в Реж РИК данные о деятельности религиозного общества.
***Или по устному распоряжению высших органов власти, или по ненависти отдельно взятых граждан и руководителей Черемисского с/совета, но к 1929 году деятельность законно-разрешенного православного религиозного общества была разрушена и не имела такого влияния как в 1927 году. Меры, проводимые Советской властью по закрытию церквей, против зажиточных кулацких частников и активных православных христиан (служителей православного культа), ведущих по их словам контрреволюционную пропаганду среди колхозников, сделали своё дело и большая часть крестьян начала принимать сторону действующей власти. Чувство страха за свою жизнь и жизнь детей позволило скрывать любую привязанность к православной религии, хотя в каждом доме оставались и находились православные иконы, а так же сохранялись обычаи православной жизни, которые дошли и до нашего времени.
Дальнейшая судьба Богоявленской церкви отражена в протоколах заседаний президиумов, пленумов и общих собраний граждан с. Черемисского, которая стала отражаться с 1928 года.
18 августа 1929 г. – Протокол общего собрания граждан с. Черемисского постановляет «……разбитое колоколо считать целесообразно снять и продать в счёт 3-го заем. индустриализации и облигации ….»
05 мая 1929 г. – Протокол № 2 Заседания Президиума Черемисского с/совета.
слушали: п.4 - О снятии колокола с церкви, в виду его непригодности. постановили: с/совету договориться о разрешении снятия колокола и поручить подыскать спеца для снятия колокола….
***Большим значением послужило постановление о закрытие Богоявленского храма в Режевском заводе, (г.Реж) Режевской месности, Свердловского округа. (30.09.20-18.02.1930 г.г.) Одноимённое название храмов, могло поспособствовать дальнейшему решению данного вопроса.
11 сентября 1930 г. – выписка из протокола № 24 Расширенного заседания президиума Черемисского с/совета. слушали: п.3 – О рассмотрении сметы по переоборудованию здания бывшей церкви под здание с/совета ….договориться с Реж РИКом и партийной частью Райкома о утверждении намеченной сметы. постановили: В основном смету по переоборудовании здания б/церкви под здание для организации с/совета в 2500 руб. Просить Райисполком выделить 1500 руб. и 1000 руб. с/совет выделяет из вновь проведённого самообложения 1930 -1931 г.г.
***Церковное здание оставалось стоять бесхозным, т.к. гонения на церковь продолжались и делали своё дело. За одну ночь всё ценное церковное имущество исчезло из церкви (со слов моего деда Гудкова П.П.), а простые иконы были сброшены в амбаре соседнего дома.(помнят многие старые жители села)
09 января 1936 г. – Протокол № 1 Президиума Черемисского с/совета. Присутствовало 42 человека. слушали:п.1 – О состоянии культурно-массовой работы. постановили: В целях выполнения решения Обкома ВКП(б) полагаем провести следующие мероприятия: 1. Под колхозный дом культуры (КДК) использовать помещение бывшей церкви, для чего в течении января, февраля месяцев провести следующие мероприятия – дооборудовать: а) поставить звуковое кино; б) достроить радио-узел; в) составить смету на организацию 5-6 комнат для кружковой работы…… послать материал на утверждение в ОБЛАНО
14 ноября 1936 г. – Протокол № 19 Заседания Президиума Черемисского с/совета Режевского района слушали: п.1 – Утверждение постановления культурной секции о достройке КДК в с.Черемисском. постановили: 1. Президиум с/совета одобряет решение культсекции от 13/XI-36 г. требующего быстрейшего окончания строительства КДК…. 2. Президиум отмечает, что строительство выполнено на 70%, а именно; а) изготовлен зрительный зал; б) изготовлен и работает радиоустановка; в) оборудована и работает библиотека.
***Что произошло за эти два года, но выполнение решения Обкома ВКП(б) было приостановлено. Самые страшные годы репрессий 1937-1938 г.г. не позволили принимать никаких кардинальных решений, тем более, что Н.Е.Буторин был арестован и осуждён, а за что – это пока не ясно, как и не известна его дальнейшая судьба. Срок ИТЛ совпал с началом ВОВ.
12 марта 1940 г. – Решение № 3 Заседания Президиума Черемисского с/совета слушали: Утверждение договора по сломке колокольни с бывшей церкви с колхозниками колх. «Красный Октябрь» постановили: Договор на сломку колокольни с бригадой колхозников колх. «Красный Октябрь» полностью утвердить.
***Исполняя решение Обкома ВКП(б) о создании в сёлах культурных учреждения и о докладе в РИК о составлении сметы переделки б/церкви, которая не была закрыта Окрисполкомом (ОКРИК), а лишь передана в бессрочное пользование православной общине, у Президиума Черемисского с/совета и РИК обратного пути уже не было, т.к. невыполнение данных решений расценивалось как преступление и наказывалось жестоко. (особенно после репрессий 1937-38 г.г.) Даже за не выполнение обязательного минимума трудодней введённого в конце 30-х годов, грозила ссылка.
Выходом из данной ситуации было лишь одно, перенос КДК из б/церкви, в церковно-приходскую школу, что не нарушало принятого решения Обкома ВКП(б) и устраивало все стороны.
По рассказам местных жителей и моих родителей (1936 г.р.), КДК первоначально находилось в церковно-приходской школе, что подтверждают протокол № 13 от 14.10.40 г - снос колокольни и разбор кирпича и прот. № 14 от 12.03.39 г., когда КДК уже функционировал, и было установлено звуковое кино.
Возможно, чувство страха РИК перед Облисполкомом на основании циркуляра от 1 августа 1936 г., война 1941- 45 г.г., послевоенное восстановление страны, страх перед И.В.Сталиным*, который верил в православие, не позволило завершить переделку б/церкви в здание КДК. Лишь после смерти тов. И.В.Сталина, (март 1953 г.) напряжение ослабло, и задуманное в январь 1930 г. было осуществлено.
Окончательная переделка культового здания б/церкви завершилась только к 1 сентябрю 1953 года. Тогда был открыт Черемисский Д/К, который действует и по настоящее время.
Так же можно отметить и то, что помимо Богоявленской церкви в наличии у православной религиозной организации находились: дома священников, церковно-приходская школа (переделанная под КДК) и земли, как под этими зданиями так и для ведения сельскохозяйственной деятельности. (по словам старожил, к ним относились урочище «Елань» - луговая поляна)
Из-за отсутствия протоколов в период ВОВ (1941-1945 г.г.) история церкви (КДК) остаётся не запечатленной, но со слов моих родителей и по книге Бесовой В.М, в годы ВОВ здание б/церкви использовали как склад, для хранения зерна.
В свои годы (род. в 1966 г.), я подростком ходил на детские сеансы кино и любовался ангелочками над сценой и православной росписью на потолке. Две большие люстры украшали зрительный зал и напоминали о том богатстве, которое имела Богоявленская церковь (опись имущества от 1923 г.)
С приходом к руководству Черемисской администрации Першина А. П. данные люстры бесследно исчезли, а роспись и ангелочки были закрашены. Зачем это было нужно, можно лишь догадываться. Чувство жадности и личной наживы, за счёт другого имущества, или что-то ещё, не останавливало бездушных людей и в 1927 году, и в 1987, и в 2007 году, когда начали распродавать земли (Сапы) и растаскивать совхоз. Народ стал рушить всё то, что создавали их отцы, деды и прадеды.
Заключение: Анализируя весь просмотренный материал, можно сделать вывод о том, что деятельность православного религиозного общества с.Черемисского не была приостановлена, а Богоявленский храм (сегодня Д/К) не был закрыт органами Советской власти (Устав и договор о бессрочном пользовании № 14 от 10 мая 1927 г. Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК))
На сегодняшний день, согласно Федерального Закона № 327 от 30 ноября 2010 г. все незаконно экспроприированное и перепрофилированное религиозное имущество является собственностью религиозного общества и принадлежит воссозданному в 2007 г. православному Приходу в честь Богоявления Господня с.Черемисского и должна быть безвозмездно возвращена Екатеринбургской епархии РПЦ.
С уважением к истории своего села и своего края, восстановитель одной из порушенных часовен и воссоздатель местной православной религиозной организации Приход в честь Богоявления Господня с.Черемисского Помощник Председателя православного Прихода Алексей Медведев
** Все копии и выписки подтверждающих документов, а так же ссылки на архивные дела, находятся в православном Приходе с.Черемисского.
ГАСО ФР-102 оп.1 п. 387 - дело о закрытии церквей в городах и сёлах области 02.01.1927 – 04.01.1930 г.г.
ГАСО Р-2282 оп.1 п.1 – п.10, п. 33-34 – протоколы заседаний Президиумов, пленумов и общих собраний исполнительного комитета Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области
Ф-48 оп.1 п.10 – Документы (договора, списки, описи инвентаря).............. Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за февраль – март 1927 г.
Ф-48 оп.1 п.11 – То же, Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за март 1927 – август 1931 г.г.
ГАСО - Списки репрессированных Свердловской области
***Личное мнение, основано на просмотре и анализе изученных мною архивных документов.
Разрешаю использование материала в печатном издательстве. Материал был послан в местную газету, но не был опубликован. Местной администрации было отправлено не одно письмо, о возвращении церковного имущества, но всё безрезультатно.